Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 10 (420). Филологические науки. Вып. 114. С. 104—109.
УДК 070:316.77(292.471) ББК 81.1
DOI 10.24411/1994-2796-2018-11015
ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В МЕСТНЫХ СМИ (2015—2017)
Л. Г. Егорова
Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия
Рассматриваются основные тенденции отражения в региональных СМИ имиджа Крыма после присоединения к Российской Федерации. Автор отмечает, что для формирования имиджа территории значимы геополитические параметры, экономическое развитие, природный потенциал, культурно-историческое наследие. Исследователь заключает, что в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества положительно ориентированных медиаматериалов, что способствует созданию более привлекательного образа полуострова.
Ключевые слова: имидж региона, имиджевый текст, медиатекст, региональные СМИ, медиапо-зиционирование.
Понятия «имидж» и «имиджевый текст» в последние десятилетия активно вошли в терминологический аппарат не только лингвистики, но и лингвокультурологии, коммуникати-вистики и других научных направлений, что обусловлено возрастанием роли имиджевых текстов в современном коммуникативном пространстве. Комплексное рассмотрение имиджевого текста как способа презентации и распространения семиотических объектов, на наш взгляд, представляет собой актуальную задачу [2].
СМИ обладают возможностями активного влияния не только на восприятие обществом отдельных явлений, событий и персон, но и на формирование отношения к любому объекту действительности посредством использования различных оценочных средств языка [1]. При этом местные массмедиа, деятельность которых сконцентрирована на создании регионального контента, по нашему мнению, наиболее последовательно и всесторонне отражают специфику региона и характеристики адресата, чем и объясняется интерес к изучению текстов региональных СМИ.
При формировании имиджа региона, а следовательно, и его репутационного капитала значимым становится целый ряд компонентов. В первую очередь политическая ситуация. Следует отметить, что региональному политическому пространству присуща особая организация. Анализ выступлений акторов регионального политического пространства республики в массмедиа позволяет говорить о том, что они реализуют традиционные коммуникативные функции. В их число
входят функция интеграции всех сил, функция дифференциации «своих» и «чужих» в различных социальных сферах и связанная с последней функция поддержания стратегии на установление консенсуса в обществе и т. д. На сегодняшний день проводится активная работа над созданием нового имиджа Крымского региона. На начальных этапах такого рода работа реализуется главным образом в политическом направлении, впоследствии к нему присоединяется задача акцентировать внимание на привлекательности региона — экономической, туристической, культурной и пр. [4].
Проведенное нами исследование особенностей презентации имиджа Крыма на страницах местных СМИ до референдума 2014 г. позволяет прийти к выводу, что журналистские материалы этого периода конструируют, скорее, негативный образ региона за счет акцентирования внимания на экономическом неблагополучии, экологических проблемах, низком уровне проводимых в республике культурных мероприятий и плачевного состояния памятников архитектуры, истории и пр. [1]. Значительное внимание уделялось и проблемам туристической отрасли полуострова [3].
После вхождения Крыма в состав Российской Федерации назрела необходимость корректировать имидж республики. Цель статьи — описать особенности презентации имиджа Республики Крым в региональной прессе после вхождения полуострова в состав Российской Федерации. Материалом исследования являются журналистские тексты, опубликованные в газете «Крымская правда» (КП), наиболее рейтинговом печатном
издании полуострова, в период с января 2015 по декабрь 2017 г., отобранные методом сплошной выборки.
Имидж представляет собой общественно значимый образ индивида, организации, территории, который создается и транслируется посредством каналов массовой коммуникации. Применительно к имиджу территории (государства, региона) значимыми являются такие составляющие, как геополитические параметры, уровень экономического развития, природный потенциал, историческое и культурное наследие. Для выявления тенденций презентации имиджа Крыма в местных СМИ нами были проанализированы тексты СМИ по следующим направлениям: экономика, культура, экология, туристическая сфера. Отметим наиболее показательные особенности.
В медиатекстах на экономическую тематику зафиксирован рост объема положительной информации. Несмотря на сложности, связанные с переходом в новое правовое и экономическое пространство, санкции, попытки политической, экономической и энергетической блокады, СМИ акцентируют внимание на позитивных моментах. Так, улучшению экономического имиджа Крыма способствуют публикации о планируемых и реализуемых инвестиционных проектах — как внутренних, так и международных: «Бизнес не должен пасть жертвой в угоду политическим амбициям. Осенью Крым принимал крупную делегацию политиков и бизнесменов из Венето, Лигурии, Эмилии-Романьи, Ломбардии и Тосканы. Они увидели перспективы Крыма, оценили потенциал для своих компаний. В итоге были заключены четыре договора об инвестиционных проектах» (КП, 9 февр. 2017 г.).
Массмедиа рассказывают об эффективной работе отдельных предприятий и целых отраслей экономики: «Крымскиерыбоводные хозяйства за девять месяцев получили почти в три раза больше устриц, мидий и других продуктов аквакуль-туры, чем за весь прошлый год. ...Отмечается высокое качество и потребительские свойства выращенных в Крыму продуктов моря» (КП, 14 нояб. 2016 г.), а также об открытии новых предприятий: «На Керченском полуострове в ближайшем будущем может быть построен цементный завод. Предполагается, что новое производственное предприятие будет выпускать около 360 тысяч тонн цемента ежегодно» (КП, 2 апр. 2015 г.).
Обращают внимание журналисты и на факт изменений в оценке состояния экономики полуострова жителями и росте их ожиданий: «При Украине экономика Крыма находилась в плачевном состоянии, но при этом требования крымчан были крайне незначительны — настолько люди уже смирились. Сегодня совсем другие настроения, притом делается очень много. Но если раньше люди почти ничего хорошего не ждали, то теперь им хочется всего и сразу» (КП, 19 нояб. 2015 г.).
Негативными составляющими экономического имиджа региона являются низкая эффективность работы чиновников, отсутствие необходимой поддержки бизнеса со стороны властей, их инертность, неспособность быстро реагировать на меняющуюся ситуацию и принимать решения: «Руководителям, отвечающим за инвестиционный климат в республике, необходимо срочно и кардинально изменить критерии оценки работы государственных и негосударственных структур, функционирующих в этой сфере, их функции и задачи» (КП, 9 дек. 2015 г.).
Культурный имидж Республики Крым, формируемый средствами массовой информации, как показал проведенный нами анализ, стал более позитивно оформленным [1]. Журналисты отмечают достижения в сфере культуры и искусства. Так, значительное количество публикаций посвящено победам крымских творческих коллективов и артистов в федеральных и международных конкурсах: «Свой высокий статус лауреата международных фестивалей и конкурсов один из лучших музыкальных коллективов республики — ансамбль скрипачей Симферопольского музыкального училища подтвердил на Международном конкурсе "Когда мы вместе"» (КП, 11 апр. 2016 г.).
Положительные оценки, как и до 2014 г., характерны для публикаций о проводимых на полуострове многочисленных фестивалях, концертах, выставках и других культурных событиях. Например: «В рейтинге самых популярных джаз-фестивалей России на открытом воздухе летом 2017 года фестиваль Koktebel Jazz Party попал в топ-3. Крымский джазовый фестиваль не отстает от самых известных московских и питерских опен-эйров» (КП, 10 июля 2017 г.). Позитивно оценивается и деятельность местных театров: «Крым по праву называют театральным полуостровом. У нас и ярких талантов хватает, и в преданных им поклонниках недостатка нет. Убедиться в этом просто — надо пойти в театр.
В любой. В Академические русский драматический, музыкальный, Крымскотатарский музыкально-драматический, Театр кукол, севастопольские им. А. Луначарского, им. Б. Лавренева, "На Большой Морской", в евпаторийский "Золотой ключик". В каждый из них ходят "на репертуар" — выбрать есть из чего, "на актера", "нарежиссера" — сонм достойных имен, народных, заслуженных, просто любимых. У каждого крымского театра свое лицо, своя творческая душа, свой неповторимый почерк. Каждый идет своим собственным путем к сердцам зрителей» (КП, 26 марта 2016 г.).
Показательной является и тенденция, связанная с трансформацией культурного имиджа региона: если ранее негативные характеристики были обусловлены проблемой недостаточного внимания властей к культурным и историческим объектам и нехваткой финансирования, то начиная с 2015 года ситуация кардинальным образом меняется [1]. В исследуемый нами период появляется значительное количество медиатекстов о реконструкции памятников культуры, истории, архитектуры: «В курортной столице полуострова проведут реконструкцию памятника истории и культурно-архитектурного наследия — башни с часами» (КП, 28 авг. 2015 г.); «Керчи выделили 15,6 миллиона рублей на восстановительные работы на Митридатской лестнице. ...По словам первого заместителя председателя Госкомитета Александр Диденко, выделенная сумма позволит выполнить первый этап работ — остановить разрушение лестницы, так как на ней имеются места разрушения, оползней и трещин» (КП, 20 июня 2016 г.).
Публикуются также материалы об открытии новых культурных объектов, памятников и пр.: «Через 95 лет императрица вернулась в свой симферопольский сад. Сегодня в Симферополе под звуки гимна Российской Федерации торжественно открыли возрожденный памятник Екатерине Великой» (КП, 19 авг. 2016 г.).
Экологическая составляющая имиджа республики не претерпела существенных изменений. В материалах на тему экологии, как и в период до вхождения Крыма в состав РФ, преобладают негативные оценки. Журналисты обращают внимание на разнообразные проблемы экологической составляющей жизни полуострова. Актуальными, как и ранее, являются проблемы стихийных свалок, отсутствия технологии переработки бытовых отходов, переполненности по-
лигонов ТБО: «Так или иначе в столице Крыма проблема с отходами видна всем: и жителям, и гостям. Перед последними особенно стыдно, ведь горы мусора появились даже в центре города... На перекрестке улиц Крылова и Полигонной рядом с мусорными баками валяются кучи отходов. Есть среди них пустые коробки, бытовые отходы, множество пакетов. То ли коммунальные службы не замечают такие отходы и не вывозят их, то ли люди сами подкидывают еще и еще... Недалеко от улицы Шполянской возле мусорных контейнеров навалены еще кучи. Причем видно, что они появились как раз потому, что сами емкости никто не опустошает. Это лишь три примера того, как столицу Крыма медленно, но верно превращают в столицу мусорных отходов. Во многих дворах пакеты буквально валяются под ногами, их никто не торопится убирать» (КП, 19 февр. 2017 г.).
Акцентируют внимание СМИ и еще на одной традиционной для Крыма теме — необходимости охраны прибрежной полосы и шельфа Черного и Азовского морей, разрушаемых хозяйственной деятельностью человека: «Причиной размыва Бакальской косы и исчезновения пятикилометровой полосы пляжей на юго-западном побережье является добыча песка, и если она будет продолжаться, то это приведёт к полному исчезновению пляжей» (КП, 30 сент. 2016 г.). Еще одной проблемой, которая активно затрагивается в медиатекстах, является застройка заповедных и охраняемых земель: «Под конец Года экологии в Севастополе разразился скандал. Мы писали о том, как обескураженные туристы на горе Аскети над Балаклавой увидели экскаватор и раскуроченную крымскую землю. Согласно кадастровой карте, на склонах могут появиться десятки дач... Как заявлял начальник управления охраны культурного наследия правительства Севастополя Михаил Рязанцев, место, где начались земляные работы, — не просто живописный и видовой участок. Он является частью объекта культурного наследия федерального значения "Херсонес Таврический. Крепости Чембало и Каламита". По приказу Министерства культуры России от 12 августа 2016года строить здесь нельзя. Землю можно использовать для рекреационных целей. Видимо, кто-то считает, что, если срывать пласты земли, это поможет нашей природе» (КП, 25 апр. 2017 г.).
При этом журналисты отмечают едва ли не единственную положительную тенденцию —
возросший интерес населения Крыма и, как результат, представителей власти к экологической ситуации в регионе: «В последнее время вопросам экологии и развития сельского хозяйства в Крыму уделяют особое внимание. Примечательно, что формировать повестку дня и обозначать наиболее острые проблемы правительству помогают рядовые крымчане, которые регулярно обращаются на разного рода "прямые линии" (КП, 7 июля 2016 г.). Тем не менее наиболее острые проблемы в экологической сфере на полуострове остаются нерешенными.
Все так же актуальна проблема позиционирования Республики Крым как региона с туристическим и рекреационным потенциалом. Проведенный нами анализ медиатекстов позволяет прийти к выводу, что туристический имидж полуострова, формируемый региональными медиа, не претерпел кардинальных изменений. Значительное количество материалов о туристической сфере Крыма посвящено невысокому качеству услуг, завышенным ценам, недостаточно развитой инфраструктуре: «Каждый год в крымских городах происходит одно и то же: канализационные стоки начинают "благоухать" повсюду. "Аромат" испражнений можно особенно ярко ощутить в Ялте, Феодосии и Коктебеле. В последнем, как оказалось, с наступлением жары начинаются веселые времена — пищевые отравления и вирусы становятся причиной постоянных болезней среди отдыхающих и местных жителей» (КП, 25 авг. 2017 г.). Кроме того, негативные оценки связаны с неэффективной работой властей в плоскости развития курортно-рекреационной сферы полуострова: «Порой послушаешь руководство крымского Министерства экологии и природных ресурсов и диву даешься — какие все-таки бравые ребята там трудятся: все незаконные стройки на территориях многострадальных крымских заповедников они прекратят, нелегальные самострои снесут, "коня на скаку остановят, в горящую избу войдут". Проблем-то в этой области действительно выше крыши, и в последние годы ситуация методично ухудшается. Многочисленные скандалы вокруг бесконечного варварского строительства гостиниц, увеселительных заведений и шалманов на теле уникальной природы полуострова, наглые поборы с простых граждан и непонятные бюрократические загогулины чиновников — явное тому подтверждение» (КП, 9 июня 2017 г.).
Позитивные характеристики встречаются в ме-диатекстах, посвященных открытию новых туристических маршрутов, фестивалям, природным достопримечательностям полуострова [1]: «Рядом с Чатыр-Дагом дружно стоят тысячи и даже миллионы лет Демерджи и Бабуган со своей вершиной Роман-Кош. Она выше Эклизи-Бурун примерно на 18 метров, но только с верхней точки Чатыр-Дага так хорошо видно Крым. Он просматривается на расстояние до 150 километров. Так что любоваться красотой полуострова тут можно часами. Как и великолепной горой» (КП, 13 сент. 2016 г.).
В 2015 и 2016 гг. улучшению туристического имиджа полуострова способствовали публикации о постоянном увеличении потока туристов и росте популярности крымских курортов. В 2017 г. ситуация изменилась: «По применяемой в последние годы методике подсчета туристического потока есть небольшое снижение в сравнении нынешнего и 2016 года» (КП, 27 сент. 2017 г.).
В целом в материалах исследуемого периода отмечается, что со времени вхождения республики в состав Российской Федерации региональной и федеральной властью была проделана масштабная работа по модернизации политической, экономической, социальной систем полуострова: переход в правовое поле РФ, смена валюты, решение энергетической и водной проблем, привлечение инвестиций, реализация ряда крупных инвестиционных проектов, в том числе строительство энергетического моста, новых ТЭС, Крымского моста.
Итак, имидж региона определяется рядом характеристик. Ведущую роль, по нашему мнению, играют географическое положение и размер территории, особенности политической и социальной обстановки, успешность экономического развития. Помимо вышеперечисленных для формирования регионального имиджа важными представляются и такие факторы, как историческое прошлое, наличие (либо отсутствие) общей идеологии для политических и социальных групп, внимание к этническим особенностям населения. Последний фактор особенно значим для поликультурных регионов, к которым относится и Крым. Уровень освещения в СМИ различных сторон жизни региона, их положительная или отрицательная оценка определяют наполнение регионального имиджа. В связи с этим средствам массовой информации следует рассматривать указанные имиджевые компоненты сквозь призму улучшения их медиапозиционирования.
Проведенное нами исследование медиатекстов, опубликованных в региональных изданиях до 2014 г., позволяет сделать вывод о преобладании негативной информации о жизни страны в целом и Крыма в частности [3]. В настоящее время отмечается увеличение количества положительных публикаций, информационных поводов, что способствует созданию более привлекательного образа полуострова. Мы считаем, что наблюдаемое явление в информационной картине, формируемой крымскими СМИ, является непременным условием успешного развития региона, поскольку способствует росту его привлекательности у внешних субъектов и обеспечивает более активную региональную идентификацию у местного населения.
Но, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции позиционирования, целый ряд направлений формирования регионального имиджа Крыма требует корректировки. В частности, особого внимания, по нашему убеждению, заслуживает туристическая отрасль полуострова. Крым обладает уникальным природным потенциалом и значительным культурно-историческим наследием, а потому нуждается в разработке программы позиционирования своих курортов. Важным представляется и более активное противодействие информационным войнам, направленным на сокращение туристического потока и дестабилизацию индустрии туризма и, как неизбежное следствие, ослабление региональной экономики.
Список литературы
1. Егорова, Л. Г. Специфика презентации регионального имиджа: крымское измерение / Л. Г. Егорова // Современная картина мира: крымские контекст : коллектив. моногр. — Симферополь, 2017. — С. 193—212.
2. Киреева, С. А. Имидж региона: теоретический аспект / С. А. Киреева, К. А. Кузина // Вестн. Ар-ханг. гос. техн. ун-та. — 2007. — № 1 (36). — С. 233—235.
3. Кирильчук, С. П. Развитие туристско-рекреационного комплекса Крыма / С. П. Кирильчук, Е. В. Наливайченко // Сервис в России и за рубежом. — 2017. — Т. 11, № 6 (76). — С. 109—125.
4. Константинова, В. Г. Феномен имиджа в научных исследованиях / В. Г. Константинова // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2011. — № 4. — С. 221—225.
5. Лобанова, Е. А. Политическая коммуникация в контексте политологического анализа : дис. ... канд. полит. наук / Е. А. Лобанова. — М., 2006. — 205 с.
6. Полтинина, Е. В. Имидж в системе факторов, определяющих конкурентоспособность региона / Е. В. Полтинина // Соц.-экон. явления и процессы. — 2014. — № 4 (062). — С. 77—82.
7. Рассад, Т. А. Имидж региона: аспекты формирования и оценки населения (на примере Ульяновской области) / Т. А. Рассадина // Изв. высш. учеб. заведений. Поволж. регион. Обществ. науки. — 2015. — № 4 (36). — С. 163—178.
8. Романов, А. А. Медиа-коммуниканты в региональном политическом пространстве / А. А. Романов, В. Зайналабдиев // Масс-медиа и массовые коммуникации: статус научных и учебных дисциплин: первый международный научный коллоквиум. — Белгород, 2013.
9. Солганик, Г. Я. Язык СМИ и политика / Г. Я. Солганик. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. — 952 с.
10. Терских, М. В. Имидж региона: теоретический аспект (российский и зарубежный опыт) / М. В. Терских, Е. Д. Малёнова // Полит. лингвистика. — 2015. — № 2. — С. 199—205.
Сведения об авторе
Егорова Людмила Геннадьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики, Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Симферополь, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2018. No. 10 (420). Philology Sciences. Iss. 114. Pp. 104—109.
THE SPECIFICITY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA IMAGE PRESENTATION IN THE LOCAL PRINTED MEDIA (2015—2017)
L.G. Yegorova
Taurida Academy of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. [email protected]
The article is devoted to the consideration of Crimean image presentation after the republic comprisal the Russian Federation main tendencies. The author points out that geopolitical parameters, economic growth, nature potential, cultural and historical legacy significant for territory image forming. Level of different region living aspects coverage in the media along with positive or negative assessment in the mediatexts determine regional image content. The author comes to the conclusion that at present time the growth of the positive media texts on economics, culture amount is observed. Given tendency facilitates more attractive image of the Republic of Crimea. Nevertheless a number of Crimean regional image areas require adjustments. In particular, peninsular tourism industry deserves, in authors opinion, special attention.
Keywords: regional image, image text, media text, local mass-media, media positioning.
References
1. Egorova L.G. Spetsifika prezentatsii regional'nogo imidzha: krymskoye izmereniye [The regional image presentation features: Crimean dimension]. Sovremennaya kartina mira: krymskiy kontekst [Modern world-view: Crimean context]. Simferopol, 2017. Pp. 193—212. (In Russ.).
2. Kireeva S.A., Kuzina K.A. Imidzh regiona: teoreticheskiy aspect [Region image: theoretical aspect]. Vest-nik Arkhangel'skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Arkhangelsk State Technical University Bulletin], 2007, no. 1 (36), pp. 233—235.
3. Kiril'chuk S.P., Nalivaychenko Ye.V. Razvitiye turistsko-rekreatsionnogo kompleksa Kryma [Evolution of Crimea touristic and recreational system]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 2017, vol. 11, no. 6 (76), pp. 109—125.
4. Konstantinova V.G. Fenomen imidzha v nauchnykh issledovaniyakh [The image phenomenon in the scientific researches]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sotsiokinetika [Kostroma State University Bulletin. Series: Pedagogy, Psychology, Sociochinetics], 2011, no. 4, pp. 221—225.
5. Lobanova Ye.A. Politicheskaya kommunikatsiya v kontekste politologicheskogo analiza [Political communication in politology analysis context. Thesis]. Moscow, 2006. 205 p.
6. Poltinina Ye.V. Imidzh v sisteme faktorov, opredelyayushchikh konkurentosposobnost' regiona [Image in a system of factors determining the region]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya iprocess [Social and economics and processes], 2014, no. 4 (062), pp. 77—82.
7. Rassadina T.A. Imidzh regiona: aspekty formirovaniya i otsenki naseleniya (na primere Ul'yanovskoy oblasti) [Regional image: formation aspects and population's attitude (on the example of Ulyanovsk region)]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [News of higher Educational Institutions. Volga Region. Social Science], 2015, no. 4 (36), pp. 163—178.
8. Romanov A.A. Media-kommunikanty v regional'nom politicheskom prostranstve [Media communicators in the regional political space]. Mass-media i massovye kommunikatsii: status nauchnykh i uchebnykh distsiplin [Mass-media and mass communication: scientific and educational disciplines status]. Belgorod, 2013. (In Russ.).
9. Solganik G.Ya. Yazyk SMI ipolitika [Mass-Media Language and Politics]. Moscow, 2012. 952 p.
10. Terskikh M.V., Malyonova Ye.D. Imidzh regiona: teoreticheskiy aspekt (rossiyskiy i zarubezhnyy opyt) [Region image: theoretical aspect (Russian and foreign experience)]. Politicheskaya lingvistika [Political linguistics], 2015, no. 2, pp. 199—205.