Научная статья на тему 'Особенности преподавания возрастной морфологии ЦНС в курсе гистологии, цитологии и эмбриологии'

Особенности преподавания возрастной морфологии ЦНС в курсе гистологии, цитологии и эмбриологии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СТАРЕНИЕ ЦНС / НЕЙРОНО-ГЛИАЛЬНО-КАПИЛЛЯРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Рыхлик С. В.

Возрастные изменения в организме во многом обусловлены процессами старения, происходящими в головном мозге. Эти процессы вызывают изменения в поведенческих и эмоциональных реакциях, нарушение памяти, снижение умственной и физической работоспособности, двигательной активности, изменения психики, сенсорных функций, регуляции внутренней среды организма. Знания о структурно-функциональной организации процессов старения ЦНС важны для специалистов различного профиля при выборе тактики лечения многих распространенных заболеваний. Предложен подход к изучению гистоархитектоники вентролатеральной группы ядер таламуса промежуточного мозга человека, включающий ознакомление с используемыми для этого методами и методиками, освоение метода подсчета основных клеточных элементов таламуса по препаратам, взятым у людей разного пола и возраста. После этого проводится определение их плотности и, на основании этих данных, расчет нейроно-глиально-капиллярных взаимоотношений. Для закрепления знаний студентов анализ полученных результатов целесообразно проводить в возрастном и гендерном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания возрастной морфологии ЦНС в курсе гистологии, цитологии и эмбриологии»

Крiм того, поступово змшюеться психолопя студента вщ «споживача» готових знань до творчого сприйняття 1м освiти. Важливим аспектом виховання стае i «духовнiсть» сучасного студента. Духовнiсть для студента-це можливють самореалiзацil на основi вищих цшностей: моральностi, поваги до особистостi шшого. Для викладача - це вщмова вiд безапеляцiйного i принизливiй вщносини до студента. Це величезна вщповщальшсть перед власним сумлiнням, а також необхщшсть виконання функцп духовного референта, прикладу для наслщування. Однак у методичному аспект самостшно! роботи центральне мiсце все ж таки залишаеться за взаемодiею викладача i студента.

1.Гуревич П. С. Психология и педагогика / П. С. Гуревич // - М.: - 2004. - 352 с.

2. Зубаренко О. В. Оргашзащя самостшно! роботи студен™ за умов модершзацп медично! освт / О. В. Зубаренко, Т. В. Стоева, О. О. Портнова // Матерiали навчально-науково! конф. «1нтегращя Укра!нсько! медично! освiти в Свропейський та Американський медичний просир. - Тернопiль. - 2006. -С. 173-174.

3.Пидаев А. В. Болонський процес в Еврот / А. В. Пидаев, В. Г. Передерш // - К.: - 2004. - 192 с.

4. Поляченко Ю. В. Медична освт у свт та в Укра!ш / Ю. В. Поляченко, В. Г. Передерш, О. П. Волосовець [та ш.]. // - К.: Книга плюс, - 2005. - 383с.

Ш

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Бублий Т. Д., Сидаш Ю. В. Работа посвящена анализу самостоятельности студентов в процессе обучения в условиях кредитно-модульной системы. Самостоятельная работа студентов позволяет создать необходимые условия для формирования добросовестного отношения к учебному процессу, воспитанию чувства долга и ответственности, эффективности и инициативости, настойчивости и дисциплинированости, а также творческому началу и другим этическим стандартам, необходимым для достойной работы в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты, самостоятельная работа, образовательный процесс, кредитно- модульная система.

COMMITMENT AS A GUARANTEE OF SUCCESS IN THE STUDENTS INDIVIDUAL WORK AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC STOMATOLOGY Bubliy T. D., Sidash V.

The article analyzes the independent work of students of the learning process of the terms of credit-modular system. The independent work of students creates the conditions for the formation of a conscientious attitude to the educational process, education, sense of duty and responsibility, efficiency, persistence, as well as creativity and other ethical standards for decent work of the professions.

Key words: students, independent work, education, credit-modular system.

Стаття надшшла 17.06.2014 р.

УДК 378.016:611.018:611.018.1:611.013

Рыхлик С.В.

щи

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ МОРФОЛОГИИ ЦНС В КУРСЕ ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ

Возрастные изменения в организме во многом обусловлены процессами старения, происходящими в головном мозге. Эти процессы вызывают изменения в поведенческих и эмоциональных реакциях, нарушение памяти, снижение умственной и физической работоспособности, двигательной активности, изменения психики, сенсорных функций, регуляции внутренней среды организма. Знания о структурно-функциональной организации процессов старения ЦНС важны для специалистов различного профиля при выборе тактики лечения многих распространенных заболеваний.

Предложен подход к изучению гистоархитектоники вентролатеральной группы ядер таламуса промежуточного мозга человека, включающий ознакомление с используемыми для этого методами и методиками, освоение метода подсчета основных клеточных элементов таламуса по препаратам, взятым у людей разного пола и возраста. После этого проводится определение их плотности и, на основании этих данных, расчет нейроно-глиально-капиллярных взаимоотношений. Для закрепления знаний студентов анализ полученных результатов целесообразно проводить в возрастном и гендерном аспекте.

Ключевые слова: обучение, старение ЦНС, нейроно-глиально-капиллярные взаимоотношения.

Целью преподавания курса гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинском университете является формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии тканей и органов тела здорового человека, путях и характере развития его клеточных, тканевых и органных систем, динамике возрастных изменений в них, что обеспечивает создание прочного научного фундамента для последующего изучения клинических © Рыхлик С.В., 2014 188

дисциплин [3,11,14]. Фактически весь процесс подготовки современного врача состоит не только в получении им большого объема разнообразных знаний, но и в формировании клинического мышления, которое во многом зависит от системного понимания сущности структурно-функциональных изменений в организме при развитии болезней и их лечении, а также в процессе естественного старения. С учетом цели изучения дисциплины в медицинском ВУЗе можно сформулировать и основные его задачи [3,11,14], которые состоят:

— в изучении структурно-функциональных характеристик и пространственного расположения клеток, тканей, органов организма человека;

— в определении закономерных особенностей их эмбрионального и постэмбрионального формирования и развития;

— в изучении гистофункциональных особенностей и характеристик систем организма, механизмов и закономерностей их становления и развития в эмбриогенезе, включая функциональные, возрастные, защитно-адаптационные изменения и механизмы органов и их структурных компонентов;

— в формировании у студентов умений и навыков в идентификации органов, их тканевых составляющих, клеток и неклеточных структур с помощью микроскопического исследования в пространстве изучаемого биологического материала.

Изучение будущими врачами особенностей гистоархитектоники головного мозга в целом и его отдельных составляющих обусловлено не только теоретическими, но и практическими задачами. Головной мозг является самой сложной биологической системой, характеризующейся уникальными морфологическими и функциональными свойствами [16]. Его функционирование и все специфические процессы, проходящие в нем и с его участием, находятся в тесной зависимости от уровня энергетического обмена, активности биохимических процессов, структурной и функциональной организации [7,8,12].

Возрастные изменения в организме во многом обусловлены процессами старения, происходящими в головном мозге [9,15]. Именно возрастные изменения в центральной нервной системе (ЦНС) обуславливают сдвиги в поведенческих и эмоциональных реакциях, нарушение памяти, снижение умственной и физической работоспособности, двигательной активности, изменения психики, сенсорных функций, регуляции внутренней среды организма [15,17-19]. Знания о структурно-функциональной организации процессов старения ЦНС важны для специалистов различного профиля при выборе тактики лечения многих распространенных заболеваний, связанных с возрастными изменениями.

Несмотря на большое количество работ, проблема старения головного мозга, как физиологического процесса, остается недостаточно изученной [4,5]. Для формирования квалифицированного врача необходимо заложить теоретический фундамент, включающий знание особенностей протекания возрастных изменений в организме, а особенно в ЦНС, не только в норме, но и при различной патологии. Эти положения необходимо учитывать при построении учебного курса гистологии, цитологии и эмбриологии. При изложении учебного материала в процессе обучения студентов необходимо особо отметить, что существуют разносторонние подходы к изучению изменений в ЦНС в онтогенезе, при различных физиологических состояниях, при патологии (рис.1). Такое разнообразие подходов и постоянное пополнение арсенала используемых для этих целей методов полностью согласуется с необходимостью междисциплинарного решения задачи оценки возрастных изменений ЦНС и позволяет максимально приблизится к пониманию структурного, метаболического, функционального и клинического единства получаемых фактов.

Основой для понимания процессов, происходящих в ЦНС в онтогенезе, является морфологический подход (рис.). С использованием этого подхода изучается структурно-функциональная организация мозга и отдельных его частей, которая во многом определяет протекание различных процессов в организме. Использование физиологического и биофизического подходов позволяет на основании получения объективных данных о протекающих процессах, дополнить знания о структурно-функциональной организации мозга. Генетический подход, получивший значитель-ное развитие в последние годы, позволяет выявить наследственную предрасположенность к появлению тяжелых заболеваний ЦНС, а кибернетический подход -формализовать процессы управления, как в мозгу, так и во всем организме.

В настоящее время введено положение о микроединице ЦНС, представляющей собой совокупность нейрона с его ближайшим глиальным и микрососудистым окружением [8,12,13]. Причем установлено, что именно возрастные особенности нейроно-глиально-капиллярных взаимоотношений составляют структурную основу поддержания функций нервной ткани при старении [15].

В этой связи, количественные и качественные изменения в системе «нейрон-глия-капилляр», происходящие на поздних этапах онтогенеза, можно рассматривать как основу, отражающую меняющееся внутреннее содержание. Для понимания изменений состояния той или иной системы при патологии необходимо иметь четкое представление о ней у здоровых людей [1-4], с обязательным учетом возрастных особенностей [5, 6, 15]. Это определяет целесообразность и необходимость детального комплексного морфологического, гистохимического и биохимического изучения закономерностей «старения» различных отделов головного мозга человека.

Следует подчеркнуть, что особого внимания заслуживает изучение взаимосвязей между возрастными и топологическими изменениями структурно-функциональной единицы ЦНС.

Для разработки методики обучения студентов были использованы препараты таламуса, полученные от 31 человека (20 мужчин, 11 женщин) в возрасте от 30-87 лет. Все препараты были взяты по оригинальной методике [9] у лиц, умерших от заболеваний, не связанных с неврологической патологией. Все препараты таламуса в зависимости от возраста доноров были разделены на шесть групп (30-39, 40-49, 50-59, 60-69, 70-79, 80 лет и старше).

Для оценки возрастной динамики цитоархитектоники таламуса были подсчитаны количество нейронов, глиальных клеток, сечений капилляров на каждом из препаратов. Затем вычисляли показатели плотность расположения нейронов, глиальных клеток и капилляров по разработанной нами методике [13]. В результате, в каждой возрастной группе были определены соотношения нейрон-глия-капилляр, причем с учетом пола. Для удобства сравнения плотности глии и капилляров были рассчитаны на один нейрон. Полученные результаты, представленные в табл., позволяют проанализировать возрастную динамику основных структурных компонентов нервной ткани.

Таблица

Нейроно-глиально-капиллярные соотношения в вентролатеральной группе ядер таламуса

Возрастная группа, годы Нейроно-глиально-капиллярные соотношения

Мужчины Женщины

30-39 1:5:0,6 1:5:0,6

40-49 1:7:0,8 1:9:0,9

50-59 1:11:0,9 1:10:1

60-69 1:13:1,1 1:13:1,1

70-79 1:18:1,2 1:16:1,1

80 и старше 1:50:2,1 1:36:1,6

Представленные в табл. данные позволяют студентам объективно оценить процессы старения, выражающиеся в изменении соотношений между основными составляющими микроединицы ЦНС.

При изучении со студентами особенностей возрастной динамики микроединицы ЦНС (совокупности нейронов, глии и капилляров) таламуса на первом этапе необходимо дать макроскопическую характеристику его вентролатеральных ядер. Макроскопически вентро-латеральные ядра таламуса по своей форме напоминают конусовидное тело, расположенное горизонтально, длинником направленное сзади наперёд, снаружи кнутри, основанием кзади. Наружная поверхность его не гладкая. На ней отчетливо видны следы прилегания переднего и медиального ядер, а снизу — субталамической области. Основание вентролатеральной группы ядер по своей форме приближается к окружности, его вершина, т.е. часть направленная кпереди, — к овалу, продольный диаметр которого направлен сверху вниз. На фронтальных срезах прослеживается постепенное уменьшение площади этого ядра. В области вентрального переднего ядра тканевые компоненты располагаются, концентрируясь по периферии круга, центр свободен от клеток. Вентральное ядро имеет специфический рисунок, создаваемый волокнами, входящими из внутренней капсулы или выходящими из неё. Они делят всю клеточную массу на полосы, поэтому наблюдается чередование массы серого вещества и волокон.

Рис. Основные подходы к изучению процессов старения ЦНС.

Для изучения гистоархитектоники вентролатеральной группы ядер таламуса человека необходимо проанализировать морфологические особенности сосудистой сети, главным образом ее микроциркуляторного русла, нейронов, клеток глии, а также описать возрастные изменения в системе нейрон-глия-капилляр. Для этих целей можно использовать результаты оценки соотношений нейрон-глия-капилляр, представленных в табл. Результаты, представленные в табл. позволяют изучить не только возрастной, но и гендерный аспект изменений в таламусе при старении.

При изучении необходимо акцентировать внимание студентов на том, что с 1 по 5 возрастную группу мужчин, относительная плотность глии (по отношению к плотности нейронов соответствующей возрастной группы) возрастает в среднем на 38% при переходе к следующей возрастной группе. Только в последней группе рост относительной плотности глии велик и составил 170%. Аналогичная тенденция выявляется и в группе женщин. В последней возрастной группе рост относительной плотности глии выражен несколько меньше, чем у мужчин и составляет 125%.

Относительная плотность капилляров у мужчин также возрастает в среднем на 20% в первых пяти группах и скачком возрастает на 80% в шестой группе. У женщин рост показателя происходит неравномерно и при переходе к последней возрастной группе составляет 46%.

Можно отметить, что у мужчин динамика показателей нейроно-глиально-капиллярных соотношений с возрастом выражена сильнее, чем у женщин. Морфологических особенностей глиальных клеток ни у одного из полов не обнаружено. Соотношение нейрон-глия в среднем у женщин составляет 1:10,8, у мужчин - 1:11,9, что, возможно, обусловлено более активными синтетическими процессами в мужском мозге. Следует отметить более выраженную васкуляризацию мужского таламуса: на один нейрон у них приходится в среднем 9,78 капилляра при 8,8 у женщин.

Необходимо подчеркнуть, что в вентролатеральной группе ядер таламуса человека с увеличением возраста отмечается прогрессивное уменьшение плотности распределения, количества и величины нервных клеток, уменьшение количества субстанции Ниссля, дистрофия и дегенерация нейронов, накопление в них липофусцина, снижение белоксинтезирующей функции, увеличение количества глиоцитов, редукция капиллярной сети, полиморфизм клеток эндотелия с увеличением возраста. Студенты должны усвоить, что как у мужчин, так и у женщин отмечаются одинаковые тенденции изменения показателей с увеличением возраста, различия заключаются в степени выраженности этих изменений. Так, плотность нейронов достоверно снижается при сравнении первой и шестой групп у мужчин в 7 раз, у женщин — в 5 раз, плотность глии у мужчин и у женщин возрастает в 1,4 раза, плотность капилляров снижается в 2 раза. Однако, как у мужчин, так и у женщин, отсутствуют статистически достоверные различия в показателях плотности нейронов, глии и капилляров между правой и левой половинами мозга.

С увеличением возраста относительная плотность глии (по отношении к плотности нейронов) увеличивается и в последней возрастной группе возрастает в 10 раз у мужчин и в 6,5 раз у женщин, по сравнению с первой возрастной группой, относительная плотность капилляров увеличивается и в последней возрастной группе возрастает у мужчин в 3,5 раза, а у женщин в 2,5 раза.

Для понимания студентами особенностей возрастной динамики микроединицы ЦНС необходимо строить учебный процесс следующим образом:

1.Обосновать актуальность и практическую значимость изучения возрастной морфологии ЦНС с целью формирования у студентов правильных представлений о роли процессов старения в функционировании не только головного мозга, но и всего организма.

2. Дать характеристику существующих подходов к изучению процессов старения ЦНС. Обосновать ведущую роль морфометрических методов, позволяющих оценить динамику микроединицы ЦНС в возрастном аспекте.

3. На примере препаратов таламуса человека продемонстрировать методику подсчета и определения плотности основных клеточных элементов таламуса с использованием оригинальной формулы.

4. Рассчитать плотности основных клеточных элементов таламуса с использованием препаратов, полученных от людей разных возрастных групп.

4. С использованием полученных в результате расчетов плотностей нейронов, глии и капилляров в разных возрастных группах провести расчет соотношений между ними и проанализировать динамику плотности составляющих элементов микроединицы ЦНС в возрастном аспекте с учетом пола.

5. Проанализировать результаты и закрепить полученные знания путем построения соответствующих таблиц и гистограмм, а также ответов на контрольные вопросы.

Перспективой дальнейших исследований является изучение возрастных изменений микроединицы ЦНС других отделов головного мозга человека на основании анализа нейроно-глиально-капиллярных взаимоотношений.

1. Автандилов Г.Г. Медицинская морфометрия: [руководство] / Г.Г. Автандилов. - М.:Медицина, 1990. - 383с.

2. Антонова А.М. Нейроархитектоника и межнейронные связи как основа соматотопической организации коры мозга человека / А.М. Антонова // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1981. - Т. 80, №3. - С. 18-27.

3. Афанасьев Ю.И. Медицинская направленность в преподавании гистологии, цитологии и эмбриологии / Ю.И. Афанасьев, Ю.И. Ухов // Морфология. - 1998. - Т.113, №2. - С. 115-116.

4. Блинков С.М. Мозг человека в цифрах и таблицах / С.М. Блинков, И.Н. Глезер. - Л.: Медицина, 1964. - 472 с.

5. Боголепова И.Н. Некоторые цитоархитектонические особенности старения корковых и подкорковых структур мозга человека / И.Н. Боголепова, В.В. Амунц, Н.С. Оржеховская, Л.И. Малофеева//Развивающийся мозг: Сб.науч. тр. Вып.13.- М., 1984.- С. 27-29.

6. Боголепова И. Н. Некоторые закономерности структурных изменений коры и подкорковых образований мозга человека в процессе старения/ И.Н. Боголепова , В.В. Амунц, Н.С. Оржеховская, Л.И. Малофеева

// Журн. невропатологии и психиатрии. - 1985. - Т.85, №7. - С. 965-968.

7. Вербицкая Л.Б. Компенсаторно-приспособительные перестройки стареющего мозга человека / Л.Б. Вербицкая, И.И. Семенченко // Журн. невропатологии и психиатрии. - 1988. - Т.88, №12. - С. 46-48.

8. Гусев Е.И. Ишемия головного мозга / Е.И. Гусев, В.И. Скворцов. - М.: Медицина, 2001. - 327 с.

9. Декларацшний патент на винахщ 49545А Укра'ша, МПК 7 G01N1/30. СпоЫб тдготовки бюлопчного об'екта / С.Ю. Масловський, В.Е. Коваленко, С.В. Рихлж; заявник и патентовласник : Харювський державний медичний ушверситет. - № 2001129005; Заявл. 25.12.01; Опубл. 16.09.02, Бюл. №9.

10. Дильман В.М. Четыре модели медицины / В.М. Дильман. - Л.: Медицина, 1987. - 288 с.

11. Крачун Г.П. Методологические и дидактические аспекты преподавания курса гистологии, эмбриологии, цитологии в медицинском ВУЗе [Электронный ресурс] / Г.П. Крачун // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. -Режим доступа: www.science-education.ru/101-5455.

12. Мотавкин П.А. Капилляры головного мозга / П.А. Мотавкин, А.В. Ломакин , В.М. Черток. - Владивосток, изд-во ДВНЦ АН СССР. - 1983. - 140 с.

13. Рихлк С.В. Гендерш особливост пстоарх^ектошки вентрально'1 групи ядер / С.В. Рихлж // Св^ медицини i бюлогп. -2014. - Т. 44, № 2. - С. 151-154.

14. Рыхлик С.В. Современные подходы к преподаванию гистологии, цитологии и эмбриологии / С.В. Рыхлик // Вестник проблем биологии и медицины. - 2014. - Том 111, № 3. - С. 70-74.

15. Старение мозга / Под ред. В.В. Фролькиса. - Л.: Наука, 1991. - 277 с.

16. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение / Д. Хьюбел; пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 240 с.

17. Hikosaka O. Neural systems for control of voluntary action a hypothesis / O. Hikosaka // Adv. Biophys. - 1998. - Vol. 35. - P. 81-102.

18. Martin W.R. Increasing striatal iron content associated with normal aging

/ W.R. Martin, F.Q. Ye, P.S. Allen // Mov. Disord. - 1998. - Vol. 13, № 2. - P. 281-286.

19. Mrak R.E. Aging-associated changes in human brain / R.E. Mrak, S.T. Griffin, D.I. Graham // J. Neuropathol. Exp. Neurol. -1997. - Vol. 56, № 12. - P. 1269-1275.

ОСОБЛИВОСТ1 ВИКЛАДАННЯ В1КОВО1 МОРФОЛОГИ ЦНС В КУРС1 ПСТОЛОГП, ЦИТОЛОГИ ТА ЕМБРЮЛОГП Рихлж С.В.

змши в органiзмi багато в чому обумовлеш процесами старшня, що вщбуваються в головному мозку. Ц процеси викликають змши в поведшкових i емоцшних реакщях, порушення пам'яи, зниження розумово! i фiзичноI працездатностЦ рухово! активности змши психжи, попршення сенсорних функцш та регуляцп внутршнього середовища оргашзму. Знання про структурно-функцюнальну оргашзащю процеав старшня ЦНС важливi для фахiвцiв рiзного профшю при виборi тактики лкування багатьох поширених захворювань. Запропонований шдхщ до вивчення пстоарх^ектошки вентролатерально! групи ядер таламуса промiжного мозку людини включае ознайомлення з методами i методиками, яю використовуються для цього, освоення методу тдрахунку основних клтнних елеменив таламуса по препаратах, узятих у людей рiзноI стаи i вжу. Шсля цього проводиться визначення !х щшьноси i на пiдставi цих даних розрахунок нейроно-гаально-капшярних взаемовщношень. Аналiз отриманих результата доцшьно проводити у вковому i гендерному аспект.

Ключовi слова: навчання, старшня ЦНС, нейроно-гаально-капшярш взаемовщношення.

Стаття надшшла 10.06.2014 р.

SOME SPECIFICS IN TEACHING AGE-RELATED MORPHOLOGY OF THE CNS IN THE COURSE OF HISTOLOGY WITH CYTOLOGY AND EMBRYOLOGY Rykhlik S.V.

Age-related changes in the human body are determined in many ways by the aging processes arising in the brain. These processes result in changes in behavioral and emotional reactions, memory loss, decline in mental and physical working capacity, motion activity, mental changes, changes in sensory organ functions, changes in the internal environment regulation. The knowledge about structural-functional organization of CNS aging processes is of great value for specialists of all kinds at the time of choosing the correct modality for treatment of many widespread diseases. It was suggested an approach for study of histoarchitectonics in the human ventrolateral thalamic nuclear group involving the reviewing of methods and procedures being used for that, the exploration of the method for counting main thalamic cellular elements using slides taken from people with different age and sex. Afterwards it is carried out the estimation of their density, and on the basis of these data the evaluation of neuron-glia-capillary relationship. It is wise to make the analysis of obtained results in age and gender aspects for better consolidation of knowledge in students.

Key words: teaching, CNS aging, neuron-glia-capillary relationship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.