Научная статья на тему 'Особенности преподавания в высшей школе с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровизации'

Особенности преподавания в высшей школе с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / цифровизация / высшая школа / обучение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелкова Светлана Валерьевна, Шлегель Светлана Владимировна

В статье рассматривается смена научной парадигмы образования на рубеже 90х годов ХХ века, внедрение Болонской системы образования, вхождение в систему Университет 4.0. Изменения обусловливают актуализацию новых целей, подходов в преподавании в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания в высшей школе с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровизации»

предприниматель) обладает ценностными установками, характерными для русской души: способность к сопереживанию, гуманизм, помощь страждущим. Сегодня мы с полной уверенностью можем сказать - современный русский бизнес сформировал свои правила и установки корпоративной и социальной ответственности. Предприниматели, создающие малый и средний бизнес, позволяют сформировать конкурентную среду, создать дополнительные рабочие места, оперативно внедрить передовые достижения. Следует отметить такие важнейшие социальные факторы, как то, что занятие бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Кроме того, объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Дальнейшее развитие предпринимательства способствует изменению психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.

Библиографический список

1. Вебер М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. -М.: ИНФРА-М, 2000. - 536 с.

3. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социс. - 1995. -№ 3. - С. 3-12.

4. Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем. - М.: Наука, 1994. - 443 с.

5. Исследование ВЦИОМ // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnaja-otvetstvennost-biznesa-monitoring.

6. Медушевский А.Н. История русской социологии: Учеб пособ. для вузов. - М., 1993. - 317 с.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992. - 701 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. Выражений. -М.: Азбуковник, 1999. - 939 с.

9. Сорокин П.А. Система социологии. - М., 1993. -Т. 1,2. - 563 с.

10.Фетисов Э.Р., Яковлев И.Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // Социс. - 1993. - № 1. - С. 24-30.

11.Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - Москва: Директ-Медиа, 2007. - 400 с.

378.147.227

Особенности преподавания в высшей школе с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровизации

Шелкова Светлана Валерьевна, Шлегель Светлана Владимировна

В статье рассматривается смена научной парадигмы образования на рубеже 90х годов ХХ века, внедрение Болонской системы образования, вхождение в систему Университет 4.0. Изменения обусловливают актуализацию новых целей, подходов в преподавании в высшей школе.

Ключевые слова: система образования, цифровизация, высшая школа, обучение.

Гносеология описывает систему познания человека, результатом которого является, с одной стороны, формирование сознания и знания, с другой стороны, становление мировоззрения и наполнение картины мира. Знания категорируются, обобщаются и представляют определенную систему в сознании чело-

века. Соответственно, задачей системы образования является передача накопленных знаний будущим поколениям, прежде всего, посредством языка в педагогическом процессе. Язык на этом фоне является способом хранения и передачи информации. Система образования включает свою предметно-объектную

сферу, цели и задачи, методы. Развитие перечисленных компонентов актуализируется исторически сменой подходов к обучению, способов передачи информации, включая технические новшества, а также социальным заказом. Мы живем в эпоху четвертой промышленной революции, когда кардинальным образом меняются способы получения и передачи информации о мире.

Следует отметить, что образование человека представляет собой процесс получения знаний, а также особую антропологическую систему, элементы которой находятся в тесном непосредственном или опосредованном взаимодействии и взаимообусловленности помимо иных систем, находящихся вокруг человека и образующих среду его существования [1, а 35]. Элементы образовательной системы, имеющие иерархическую структуру - образовательные институты (дошкольные и школьные учреждения, ВУЗы и другие), управленческие структуры, субъекты педагогического процесса: учителя и учащиеся разных возрастов находятся в постоянном взаимодействии, представляя организованную сложность, определенную целостность, единство. Как и любая (динамическая) система, система образования находится в состоянии перманентного изменения (развития), соответственно, подвержена изменениям и подчиняется закону функциональной эволюции и целостности, согласно которому любая система изменяется, сохраняя себя [2, с. 106]. Изменение системы образования, ее подходов и методов, происходят вместе с обществом, как социальной формой движения материи.

Считается, что в определенный момент развитие любой системы приходит в фазу турбулентности при медленном и плавном изменении ее параметров [3, а 5]. Базовые характеристики турбулентного состояния социальных систем - нестабильность, неопределенность, непредсказуемость [4]. Турбулентность нельзя упрощенно рассматривать как хаотичное движение частиц. Турбулентность является одним из способов самоорганизации системы, выстраивающаяся при определенных условиях. Эффект турбулентности возникает при высоких скоростях движущейся

системы, когда движение идет неравномерно, слои потока перемешиваются, движутся ускоренно и разнонаправленно. Таким образом, зона турбулентности - нормальное состояние системы при высоких скоростях многовекторного развития. Наиболее показательной для понимания влияния эффекта турбулентности на состояние и перспективу развития отдельных социальных систем является система образования.

Отечественная высшая школа прошла свой цикл динамичного развития в середине 80-х, вступила в полосу хаоса и турбулентности в 90-е. Однако тогда же наметился бурный рост интереса к системе высшего образования, как следствие этого интереса - его диверсификация.

Большинство институтов становились академиями или университетами, расширяя перечень образовательных услуг, в том числе за счет открытия новых специальностей и специализаций. Количество вузов в стране увеличилось в два раза, а численность студентов возросла почти в два с половиной раза. Внутри вузов были открыты лицеи, колледжи. Наряду с очным обучением в 90-е годы интенсивно развивались заочная и вечерняя формы, появились экстернат и дистанционное обучение. Особенности развития образования после 90-х годов представлены в законодательной базе, отражающей характер изменений в обществе. Два закона об образовании 1992 [5] и 2012 [6] годов существенным образом изменили текущее состояние. На основании первого закона образование в вузе стало платным помимо бюджетного финансирования.

Закон 2012 г. изменяет ряд положений предыдущего закона от 1992 г., а именно:

1) вводится уровневая система профессионального образования: бакалавриат, магистратура;

2) разрабатываются примерные образовательные программы с учетом уровня образования на основе образовательных стандартов;

3) выделяются нововведения к реализации образовательных программ: использование различных технологий (электронное обучение), модульных принципов представления

содержания образования с применением кредитов (зачетных единиц);

4) апробируются и внедряются новые образовательные технологий (дистанционное и электронное обучение).

Изменения в системе образования в 2000-е определяются вступлением в России в систему Болонского соглашения, начатого как паневропейский проект, дающий академическую мобильность [7]. Цель вступления в Болонский процесс - создание единого образовательного пространства с европейскими вузами. Следовательно, была предпринята попытка унификации системы оценивания качества знаний, следовательно, и форм, и методов обучения с применением нового компе-тентностного подхода в обучении [8]. Суть заявленного подхода противопоставлена си-стемно-деятельностному в аспектах целей, содержания, оценивания обучения [9, с. 3-12]. Предпосылкой актуализации компетентност-ного подхода стала смена научной парадигмы от системоцентризма к функционализму. Следовательно, важными становятся не сами знания и их сформированность, а их использование. Знания, умения и навыки в профессиональной деятельности заменяются компетенциями, точнее уровнем их применения на практике. Роль учителя становится ирреле-вантной. Учитель становится соучастником, коучем, наставником получения знаний с одной стороны, и организатором самостоятельной работы учащихся, с другой стороны.

Времена нестабильности и предпринимаемых изменений в системе образования РФ сохраняются и в XXI веке. Главной социальной проблемой является сохранение устойчивого развития системы в зоне и выход из нее в целостном виде.

События 2020 г. в мире развернули повестку дистанционного образования. Пандемия Covid-19 предопределила запуск механизмов электронного обучения на всех уровнях образовательной системы в мире. Кроме того, в условиях эпидемиологической ситуации произошло расширение автономии вузов с усилением самоорганизации в сложившихся условиях [10]. Стрессовая ситуация в обществе актуализировала гибкость образователь-

ной парадигмы, большее внедрение электронных форм обучения с применением в дальнейшем привычных очных форм обучения с новыми дистанционными технологиями. Привычная кибернетическая управленческая модель образования заменяется социально-синергетической парадигмой. Важным становится гибкое реагирование в условиях меняющихся обстоятельств в период четвертой промышленной революции (цифровизации), заявленной К. Швабом [11]. Начало Специальной военной операции (СВО) на Украине послужило поводом приостановить Болон-ские соглашения. Перспективы развития образования могут выстраиваться исходя из международной ситуации. Следовательно, меняется содержание образования с сохранением отработанных методов обучения и оценивания. Система ЕГЭ и других федеральных тестирований сохраняются.

Бесспорно положительное значение использования интернета, электронных технологий, всевозможных дистанционных порталов расширяют образовательные возможности человека. Столь широкое наличие образовательных ресурсов ставит преподавателя в особое положение в иной роли направляющего процессом обучения в системе Университет 4.0. Возможен и отрицательный эффект цифровизации, а именно: потеря человеческой коммуникации, когнитивная зависимость, новые типы поведения в силу расширения когнитивных возможностей.

Необходимость применения интерактивных и проектных технологий обусловлены сохранить традиции отечественного образования и способствовать нивелированию когнитивной зависимости и ликвидации человеческой коммуникации в использовании геймификации и технологий сотрудничества. Все новые технологии призваны актуализировать многоуровневую коммуникацию, приобретающую особый характер в силу иного общения в условиях цифрового общества.

Подведем итог сказанному: система образования это динамическая социальная система; современные законы 1992 г. и 2012 г. регламентируют основные принципы изменений в системе образования РФ; вхождение в Болонскую систему и внедрение концепции

цифровизации Университет 4.0 призваны актуализировать основные элементы четвертой промышленной революции; использование интерактивных технологий способствуют сохранению отечественных скреп в образовании.

Библиографический список

1. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. - Москва, 1974. - 70 с.

2. Моросанов И. С. Первый и второй законы теории систем // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник 1992-1994. - Москва, 1996. - С. 97-114.

3. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Основы теории сложных систем. - Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2007. - 620 с.

4. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. - СПб.: Университетская книга, 2001. - 416 с.

5. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 №№3266-1 (ред. от 12.11.2012) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. От 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

7. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL:https://fgosvo.ru/ .

8. Энтин М.Л. О перспективах построения общего образовательного пространства между Российской Федерацией и Европейским Союзом // Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М.: РЕЦЭП, 2005. - С. 57-68.

9. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12.

10. Шкиндер Н.Л., Глухих С.И. Высшее образование: законодательные нововведения и новые горизонты возможностей // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 22-30.

11. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - Москва: Эксмо, 2016. - 138 с.

УДК 316

Информационный повод и обратная связь: от фактов до интерпретаций (опыт мониторинга обратной связи от населения в региональном медиапространстве)

Шмаков Артем Алексеевич

В статье рассматриваются особенности восприятия информационных поводов разными типами целевых аудиторий в традиционных и новых СМИ. Проводится анализ обратной связи от населения, выявляется информация фактологического и оценочного характера, проводится классификация оценок одного и того же события, данных различными пользователями. Полученные результаты представляют ценность для дальнейшей корректировки информационной политики региональных властей Алтайского края.

Ключевые слова: информационная политика, информационная открытость, информационный повод, обратная связь, социальные сети, «Telegram».

В последние десятилетия произошли кардинальные перемены в политической системе Российской Федерации. Существенные изменения претерпела информационная политика органов государственной власти. Большое влияние на нее оказали новая модель отношения государства и общества и новая система нормативно-правовых актов: о

средствах массовой информации, рекламе, средствах связи, которые открыли возможность свободного сбора и распространения информации. В свою очередь, гражданское общество заявило о своем желании принимать активное участие в решении политических вопросов, имея на это права, данные Конституцией Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.