ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (JURIDICAL SCIENCES)
УДК 340
Биктеев И.Д.
магистрант кафедры теории и истории государства и права Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация: в работе выявляются особенности преподавания теории и истории государства и права в ВУЗах. Рассматривается проблема снижения интереса учащихся к рассматриваемой дисциплине. А также предложен путь решения этой проблемы.
Ключевые слова: право, теория, педагогика, высшие учебные заведения, образование.
Особенности преподавания теории государства и права в высших учебных заведениях могут варьироваться в зависимости от конкретного учебного заведения, его программы обучения и методологии преподавания. Однако, обычно такие курсы имеют следующие особенности:
1. Теоретический подход. Курсы теории государства и права обычно являются теоретическими предметами, основанными на изучении концепций, принципов и моделей системы государства и права. Преподавание обычно включает в себя лекции, семинары и дискуссии, в которых студенты знакомятся с различными теориями и подходами к пониманию государственности и правовой системы [1, С. 2].
2. Междисциплинарность. Курсы теории государства и права часто имеют междисциплинарный характер и включают элементы политической науки, социологии, философии, истории и других дисциплин. Это позволяет
студентам получить комплексное представление о том, как государство функционирует и взаимодействует с обществом.
3. Анализ правовых норм и законов. В теории государства и права особое внимание уделяется анализу правовых норм и законов, их структуре, источникам и применению. Студенты изучают основные правовые принципы, системы права и методы их интерпретации. Это позволяет им разобраться в вопросах, касающихся конституций, законодательства, судебной системы и правоприменительной практики.
4. Критическое мышление. Преподавание теории государства и права ставит целью развитие у студентов критического мышления и аналитических навыков. Студенты учатся критически оценивать правовые аргументы, анализировать правовую реформу и разрабатывать собственные концепции и теории в области государства и права.
5. Практические примеры. В некоторых случаях преподавание теории государства и права может включать и изучение практических примеров и ситуаций. Это может быть выполнение проектов, работы с судебными делами или рассмотрение конкретных правовых проблем. Такой подход позволяет студентам применить полученные знания на практике и усвоить их более глубоко.
6. Актуальность и современность. Преподавание теории государства и права (далее - ТГП) также учитывает актуальные политические, социальные и правовые события. Студенты изучают современные правовые тенденции и процессы, а также обсуждают актуальные вопросы, связанные с государством, правом и правовой системой. Это помогает студентам понять, как теория соотносится с практикой и как она может быть применима в реальной жизни.
В последнее время прослеживается снижение интересов студентов к рассматриваемой дисциплине. Это можно объяснить тем, что преподаватели зачастую говорят лишь о теории, забывая о важности объяснения взаимосвязи между ТГП и другими отраслями, практикой. Представляется наиболее важным
на данном этапе скорректировать учебный план таким образом, чтобы преподаватель мог связать каждую теоретическую тему с практическим применением. Наиболее актуально это будет при рассмотрении вопросов об ответственности, правотворчестве, методологии.
Таким образом, преподаватели при подходе к формированию плана своих занятий должны ориентироваться не только на то, чтобы донести до студентов теоретические основы, а на то, чтобы студент мог в будущем применить эти основы при изучении отраслевых дисциплин и в дальнейшей своей работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Юрашевич Н.М., Минько Н.С. Значение дисциплины «Теория государства и права» в системе подготовки управленческих кадров // Академика: Психология и педагогика. 2019. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-distsipliny-teoriya-gosudarstva-i-prava-v-sisteme-podgotovki-upravlencheskih-kadrov (дата обращения: 24.09.2023).
Bikteev I.D.
Kazan Federal University (Kazan, Russia)
FEATURES OF TEACHING THE THEORY OF STATE & LAW IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract: the paper identifies the features of teaching the theory and history of state and law in universities. The problem of reducing students' interest in the discipline in question is considered. And also a way to solve this problem is proposed.
Keywords: law, theory, pedagogy, higher education institutions, education.