УДК 378.147
Особенности преподавания общетехнических и специальных дисциплин при подготовке специалистов по направлению «Строительство»
Л.В. СТАРЦЕВА, к.т.н., проф. кафедры строительных конструкций Э.Р. ЖДАНОВА, магистрант Т.А. СТРОЕВА, магистрант
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 195). E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected]
Представлены результаты анализа учебных планов инженеров и бакалавров по направлению «Строительство» специальности «Промышленное гражданское строительство» с 1955 года по настоящее время. Исследовались объемы часов аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов (СРС) и общий объем итоговой нагрузки. Кроме того, рассмотрены профессиональные дисциплины, графики учебного процесса и сделаны соответствующие выводы и предложения по организации общих образовательных программ (ООП), которые позволят улучшить качественную подготовку бакалавров с введением новых элементов в организацию учебного процесса.
Ключевые слова: аспирантура, аттестация, бакалавриат, график учебного процесса, комплексный курсовой проект, магистратура, методический совет, модуль, научно-технический совет, нулевой семестр, учебный план.
Система российского инженерного образования долгие годы пользовалась авторитетом во всем мире. Она отличалась фундаментальностью получаемых студентами знаний и их эффективным сочетанием с практикой, что обеспечивало высокое качество подготовки специалистов.
Однако в последние годы в структуре высшего образования происходили существенные изменения, которые в первую очередь отразились в учебных планах соответствующих направлений подготовки инженеров [1].
Основным результатом модернизации системы высшего образования стал многоуровневый вариант бакалавр - магистр - аспирант [2].
Целью настоящей работы является исторический анализ формирования инженерной подготовки в нашей стране начиная с 1955 года по настоящее время, на основе которого мы предлагаем перспективный подход к формированию ступенчатой системы образования в области строительных специальностей.
На рис. 1 и в табл. 1 показаны результаты анализа учебных планов подготовки инженеров по направлениям «Строительство» специальности «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС) и бакалавров по профилю ПГС. Анализ проводился по четырем блокам дисциплин с выделенным объемом часов. Сокращение объемов часов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГЭС) цикла с 1800 до 880 позволило увеличить объем часов профессиональных дисциплин. Необходимо отметить, что в ГОС-2 (ГОС - государственный образовательный стандарт) дано четкое рас-
10 0009000800070006000-
ей
О
§ 5000-| 4000-
CD т
§ 3000-
о
200010000
□ общая □ аудиторная □ СРС
LO С^ I-1 СС
1955
1965
1983
1988
1989
1993
1996
2001
2004
2008 Годы
10 000 9000 8000 7000 > 6000
J 5000
>
| 4000 г 3000 2000 1000 0
□ общая □ аудиторная □ СРС
V 1
1994
1996
2001
2008
2011
2016 Годы1
Рис. 1. Распределение часов для инженеров (а) и бакалавров (б)
а
6
3■2017
История и педагогика естествознания
13
Таблица 1.
Распределение различных циклов дисциплин для инженеров и бакалавров в общем объеме учебных часов
Годы Содержание дисциплин* в общем объеме, %
ГУМД ЕНД ОПД СД Другие дисциплины
1955 17 20 26 36 1
1965 17 22 27 34 -
1983 17 22 26 35 -
1988, 1989 29 18 26 25 2
1994 25 27 29 19 -
1996 25 28 28 19 -
2000 (ГОС2) 23 24 21 31 1
2001, 2004, 2008 24 26 23 27 -
2010 (ФГОС3) 15 35 50 - -
2011, 2016 15 35 50 - -
*ГУМД - гуманитарные дисциплины; ЕНД - естественно-научные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; СД - специальные дисциплины
пределение дисциплин по блокам и их содержательной части. Это является основой для всех планов ПГС, будь то базовая или вариативная часть.
Как показал анализ учебных планов, наряду с постоянными дисциплинами с определенным объемом часов, необходимых для получения квалификации, есть и такие дисциплины, которые появляются по ходу учебного процесса, поэтому возникает вопрос: можно ли постоянные дисциплины четко зафиксировать в ГОС и узаконить как необходимо-очевидные в основной образовательной программе (ООП) данного профиля по направлению «Строительство»? В этом случае к ним можно было бы привязать в рамках одного из разделов темы (10-20% объема стандартной дисциплины), необходимо связанные с содержанием той или другой дисциплины и потребностями региона (спецглавы), и обозначить их, например, как ЖБК (железобетонные конструкции)*, МК (металлические конструкции)* и Строймех *, где знак* обозначает наличие в программах дисциплин спецглав регионального направления.
В вариативной части можно предусмотреть спецкурсы этих блоков, в которых отражены и новые достижения в этой области, и проблемы строительного комплекса Республики Башкортостан с предложениями и их значимостью для региона работодателей.
При составлении графика учебного процесса особое внимание необходимо обратить на продолжительность выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР). И если время на выполнение дипломного проекта (ДП) для специалистов составляло 17 недель
при пятилетнем обучении, то для бакалавров при четырехлетнем обучении оно должна составлять 10-12 недель.
С учетом анализа учебных планов профессиональный цикл дисциплин целесообразнее представить тремя блоками фундаментальных (базовых) дисциплин, определяющих профессиональные компетенции направления «Строительство» специальности «Промышленное и гражданское строительство».
I блок - «Строительные конструкции», куда входят «Металлические, железобетонные и деревянные конструкции», «Строительная механика», «Основания фундаментов».
II блок - «Технология строительства, возведение зданий и сооружений».
III блок - «Экономика отрасли», «Сметное дело», «Ценообразование», «Организация и планирование строительства».
По каждому блоку необходимо предусмотреть комплексный календарный план (КП), который затем может служить основой ВКР на примере проектирования и строительства одного из объектов.
Для анализа перехода к трехступенчатой системе обучения бакалавриат - магистратура - аспирантура рассмотрим основные моменты ООП со дня поступления в вуз до его окончания.
На первом этапе - поступление на бакалавриат. Абитуриент еще не может окончательно выбрать профессиональную подготовку. В среднем 13% поступающих идут по совету родителей или друзей, не имея личного понятия о выбранной будущей профессии, и абитуриента необходимо знакомить с профилем подготовки по направлению «Строительство». Поэтому мы считаем
целесообразным организовать при факультете начальный период обучения -нулевой курс.
Этот период может иметь продолжительность от одного семестра до года. Причем на нулевой курс смогут приниматься все желающие, которые хотят посвятить себя строительной отрасли.
Обучение может проходить в очной, очно-заочной и заочной форме. По окончании обучения каждый имеет представление о будущей специальности и получает соответствующую рекомендацию для дальнейшего обучения по выбранному им профилю.
В период нулевого курса будут читаться дисциплины по истории строительной отрасли с характеристикой каждого профиля направления, с проведением экскурсий по строительным объектам республики и знакомство с уникальными сооружениями и объектами. Кроме того, планируется проводить аудиторные занятия по высшей математике, физике, общественным дисциплинам.
Основная цель - позволить будущим студентам осуществить выбор конкретного профиля в рамках соответствующего направления. Особенностью является перенос части дисциплин ГЭС (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины) и ЕН (общие математические и естественно - науч -ные дисциплины) циклов на нулевой курс. Кроме того зачисление будет осуществляться без экзаменов, на контрактной основе в рамках подготовительного отделения под руководством выпускающих кафедр с обязательным чтением курсов по введению в специальность. Можно предусмотреть получение рабочей профессии по данному направлению с выдачей свидетельства о данной образовательной услуге.
Набрав определенные баллы, обучающийся будет претендовать на дальнейшее обучение по выбранному уже им самим профилю обучения.
После окончания бакалавриата студенты поступают на вторую ступень, продолжая обучение в магистратуре. В соответствии с этим должна быть составлена единая программа обучения. При этом предусматривается аттестация обучающихся на каждой ступени с дальнейшей рекомендацией обучения на последующем этапе. Это может быть промежуточная или итоговая аттестация, на которой дается рекомендация для обучения на последующей ступени. Аттестация проводится выпускающей кафедрой и соответственно представителями аттестационных комиссий.
При такой форме обучения должна существовать общая ООП, где проглядывается плавный переход с одного
История и педагогика естествознания 3 ■ 2017
уровня на другой. При этом поступающий должен понимать, на какой уровень он приходит - только на I, или I и II (6 лет) или на весь период обучения с I по III (8 лет) (рис. 2).
Для всех уровней подготовки должен быть разработан единый учебный план подготовки и соответствующие методы (формы) перехода с одного уровня на другой без прерывания цепочки обучения.
В нем должны быть предусмотрены I, II, III ступени обучения и система перехода с одного на другой уровень. Причем желающие обучаться на II и III ступенях из других вузов имеют право на поступление, сдав при этом определенные аттестационные элементы, разработанные вузом.
I ступень - бакалавриат: учебный процесс должен включать весь период обучения по профилю подготовки направления со своим статусом и организацией - от учебных планов до итоговой аттестации.
II ступень предполагает другую структуру организации учебного процесса: магистратура со своими ответственными по направлениям подготовки по каждой существующей программе. На них возлагается весь процесс обучения от учебных планов до итоговой аттестации (прием на данную ступень подготовки, составление ООП при определенных правилах
перехода с одной ступени на другую, составленную университетом, выпускающей кафедрой по направлениям магистратуры).
Трехуровневая подготовка студентов требует целенаправленного подхода к итоговой аттестации: необходимо организовать сдачу государственного экзамена, написание выпускной квалификационной работы единой цепочкой, которая станет основной для дальнейшего обучения выпускников в магистратуре, а затем в аспирантуре. С этой целью необходимо начинать с обычных учебных занятий с последующим научно-исследовательским направлением [3].
ВКР представляет собой заключительный этап теоретического обучения бакалавра, поэтому его можно представить в виде оценки знаний по элементарному изучению, проектированию и возведению объекта. Для этого студент должен рассказать, как создается объект, с чего начинать, из каких несущих элементов он состоит (покрытие, каркас, фундамент, ограждающие конструкции) и как его построить.
В этот ответ войдет тот объем знаний, который студент получил, изучая теоретический курс таких дисциплин, как «Архитектура», «Строительные конструкции», «Технология строительного производства».
Выполняя выпускную квалификационную работу, бакалавр должен
Рис. 2. Структура организации учебного процесса:
БПГ - «Промышленное гражданское строительство», БПС - «Производство строительных
материалов, изделий и конструкций», БВВ - «Водоснабжение и водоотведение»,
БВТ - «Теплогазоснабжение и вентиляция», БАД - «Автомобильные дороги», БАР - «Архитектура»
выбрать из построенного им «дома» основную несущую конструкцию или остов объекта и выполнить вариантное проектирование и возведение их в более подробном виде с использованием современных методов расчета, материалов, средств возведения с элементами научных исследований в рамках учебного процесса.
В дальнейшем, обучаясь в магистратуре, магистрант может воспользоваться этим объектом, но в более широком содержательном виде с включением в работу научно-исследовательских разработок и экспериментов.
На третьей ступени данная выполненная магистерская диссертация послужит основой для обучения в аспирантуре.
В результате такого подхода студент, начиная с малого, познает все больше и больше и в конечном счете достигает более высокого результата. Причем на каждом этапе знания и компетенции, полученные выпуском, оцениваются не только профессорско-преподавательским составом, но и работодателями [4].
Обучаясь в бакалавриате, студенты знакомятся с программами обучения в магистратуре и выбирают будущую программу подготовки, которая совпадает с направлением «Строительство». Тогда очевидным является зачисление успевающих студентов (бакалавров) в соответствии с их баллами, так как они уже сдали госэкзамен, защитили ВКР, то есть факультет подготовил их сам к дальнейшему обучению. Кроме того, появляются желающие с других направлений, но для этого им необходимо получить дополнительное обучение по профессиональным базовым дисциплинам бакалавриата направления «Строительство» (второе образование), так как, не зная основ специальных профессиональных дисциплин ПГС, при продолжении обучения в магистратуре студент (магистр) испытывает трудности, поскольку дисциплины в магистратуре являются спецкурсами дисциплин бакалавриата или научных разработок кафедр.
Поступающий в магистратуру может получить второе образование, посещая спецкурсы при данном вузе, соответствующие выбранному направлению магистратуры. Обучение может быть очным, очно-заочным, заочным и проходить во время обучения в бакалавриате вуза или в начальный период обучения в магистратуре. Только после этого он имеет право поступления в магистратуру по направлению «Строительство». Желающие обучаться в магистратуре при поступлении должны иметь справку об окончании вышеуказанных курсов.
3■2017
История и педагогика естествознания
15
На наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть сдачу экзаменов по некоторым дисциплинам в формате экзаменов кандидатского минимума (например, иностранный язык) и оценить студента для поступления в аспирантуру по следующим параметрам:
• оценка по результатам защиты ВКР;
• кандидатский минимум по иностранному языку;
• написание статьи по профилю подготовки.
Цель этой связи - показать неотъемлемую цепочку связи бакалавриата-магистратуры и аспирантуры с определенными заделами II ступени - в I, III - во второй.
Переход к новой модели организации учебного процесса по направлению «Строительство» - выделение выпускающих кафедр по каждому профилю
подготовки бакалавров (см. рис. 2), как отвечающих за выпуском бакалавров по направлению «Строительство». Организацию всей работы бакалавриата возглавляет методический совет, подчиненный ученому совету архитектурно-строительного института.
Магистратура представляет свою структуру, в которой четко обозначены направления подготовки: МПГ01 -«Автоматизированное проектирование зданий и сооружений», МПГ02 - «Технология строительных материалов», МПГ03 - Управление строительством», МПГ04 - «Промышленное и гражданское строительство» и др.
На руководителей каждого направления, ответственных за подготовку, возлагается организация всего учебного процесса до выпуска магистранта.
Руководящим органом по магистратуре является научно-технический
совет, роль которого заключается не только в координации учебного процесса магистрантов, но и в организации олимпиад, научно-технических конференций, заслушивании магистерских диссертаций, рекомендациях для поступающих в аспирантуру.
Таким образом, исходя из вышеизложенного анализа, можно предложить новую структуру учебного плана бакалавров, состоящую из 12 блоков (модулей), по три модуля в год или, иначе говоря, трехсеместровую систему обучения с нулевым семестром перед поступлением на бакалавриат. Каждый блок заканчивается недельной аттестацией, которая подразумевает междисциплинарный экзамен и комплексную курсовую работу или проект. Последний модуль на IV курсе (12-й семестр) отдается на выполнение ВКР с прохождением преддипломной практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горшунский Б.С. Философия образования XXI века. М.: Совершенство, 1998. 137 с.
Лапшин А.А., Анисимов А.Н., Бобылев В.Н. и др Состояние и перспективы развития уровневого высшего и непрерывного образования // Великие реки - 2014: сб.: Тр. конгресса 16-го Международного научно-промышленного форума. Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2014. С. 18-21.
Подласый И.П. Педагогика. Т. 1. Теоретическая педагогика. М.: Юрайт, 2013. 777 с.
Худякова Е.В. Мотивация как фактор успешного обучения студентов в магистратуре // Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования.: сб. Курган: Изд-во КГУ, 2016. С. 84-88.
LEARNING PECULIARITIES OF TECHNICAL AND SPECIAL DISCIPLINES AT PREPARATION OF SPECIALISTS ON THE DIRECTION OF CONSTRUCTION
STARTSEVA L.V., Cand. Sci. (Tech.), Prof. of the Department of Building Constructions ZHDANOVA E.R., Master student STROEVA T.A., Master student
Ufa State Petroleum Technological University (USPTU). (195, Mendeleeva St., 450080, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia). E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected].
ABSTRACT
There is an analysis of engineers and bachelors' curricula in the Construction direction of specialty «Industrial Civil Engineering» which have been drown up since 1958 till present. Volumes of class hours, SRS and total volume of final load were examined. Besides, professional disciplines and educational process schedule are considered, the corresponding conclusions are drown and offers on organization of general education programs (GEP) are made. These offers will allow improving high-quality training of bachelors with introduction of new elements to the educational process organization. Keywords: postgraduate, certification, undergraduate, the schedule of educational process, integrated course project, master's, guidance, module, the scientific and technical Council, zero semester, curriculum.
REFERENCES
1 2
Gorshunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniyaXXI veka [Philosophy of Education in the XXI century]. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1998. 137 p. Lapshin A.A., Anisimov A.N., Bobylev V.N. Sostoyaniye iperspektivy razvitiya urovnevogo vysshego i nepreryvnogo obrazovaniya [State and perspectives of the development of tertiary higher and continuing education]. Trudy kongressa 16-go Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma [Proc. the Congress of the 16th International Scientific and Industrial Forum]. Nizhniy Novgorod, 2014, pp. 18-21.. Podlasyy I.P. Pedagogika. T. 1. Teoreticheskayapedagogika [Pedagogy. T. 1. Theoretical pedagogy]. Moscow, Yurayt Publ., 2013. 777 p. Khudyakova Ye.V. Aktual'nyye problemy podgotovki bakalavrov i magistrov v usloviyakh stanovleniya urovnevogo obrazovaniya [Actual problems of training bachelors and masters in conditions of formation of tertiary education]. Kurgan, KGU Publ., 2016. pp. 84-88.
l6
История и педагогика естествознания
3•2017