Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Ахметова Э.И. Особенности преемственности поколений в научном сообществе (региональный аспект) // Социодинамика. 2024. № 2. DOI: 10.25136/2409-7144.2024.2.69183 EDN: TUUKRY URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=69183
Особенности преемственности поколений в научном сообществе (региональный аспект)
Ахметова Эльмира Ирековна
СКСЮ: 0009-0009-0374-4017
научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
450591, Россия, республика Башкортостан, село Чесноковка, ул. Парковая, 2, кв. 5
И isyan.elmira@yandex.ru
Статья из рубрики "Человек и труд"
DOI:
10.25136/2409-7144.2024.2.69183
EDN:
TUUKRY
Дата направления статьи в редакцию:
01-12-2023
Аннотация: Одним из определяющих факторов, влияющих на реализацию успешной карьеры ученого, является взаимодействие со старшим поколением ученых, наличие и эффективное функционирование научной школы. Однако, перманентно протекающие социально-экономические процессы в социуме существенно повлияли на модели карьерного роста и понимание успешности в научной сфере. Эти изменения требуют нового подхода к коммуникации между поколениями ученых, чтобы обеспечить успешную карьеру и сохранить преемственность в научной сфере. Научные школы играют ключевую роль в этом процессе, поскольку они обеспечивают передачу знаний, идей, принципов развития карьеры от более опытных ученых к молодым специалистам. Они создают платформу для обмена опытом, что способствует развитию научного сообщества в целом. Для оценки социально-экономического положения ученых, работающих в Институтах УФИЦ РАНбыло проведено социологическое исследование в онлайн-формате в виде анкетирования на платформе Google Формы. Всего было опрошено 170 исследователей среди всех институтов УФИЦ РАН. В данной статье
представлены результаты работы, касающиеся преемственности поколений в научном сообществе. Основным выводом проведенного исследования является то, что сохранение и передача научного опыта и знаний от старшего поколения к молодым является неотъемлемой частью развития научной сферы. Молодым ученым необходимо иметь возможность общаться с опытными коллегами, учиться от них и получать ценные наставления. В свою очередь, старшее поколение ученых должно быть готово поддерживать и вдохновлять молодых исследователей, делиться своими знаниями и опытом. Только через тесное взаимодействие и сотрудничество между поколениями ученых можно обеспечить успешное развитие научной сферы. Важно создать условия, которые позволят молодым ученым вступать в диалог с опытными учеными и получать необходимую поддержку и обратную связь. Более того, старшее поколение ученых должно быть готово к изменениям и принимать новые идеи и подходы, которые предлагают молодые исследователи.
Ключевые слова:
преемственность поколений, научное деятельность, старшее поколение ученых, на с та в нич е с тв о
сообщество, молодые ученые, научная регион, наука, компетентность, поддержка,
Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-0113423-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Введение
Одним из фундаментальных аспектов развития науки, обеспечивающих преемственность и прогресс знаний, является передача опыта и компетенций между поколениями в научном сообществе. В общем смысле преемственность в науке подразумевает передачу старшими учеными своих знаний, опыта и традиций молодому поколению. В то время, как трансформационные процессы в обществе влияют на преобразование сознания и
поведения населения -Ш, в особенности молодого, коммуникация между поколениями ученых становится принципиальным фактором для успешной карьеры. Наиболее значимую роль в данном процессе играют научные школы, обеспечивая преемственность в науке и передачу не только знаний, но и идей, принципов и логики построения карьеры. Тем не менее, современные процессы в обществе, такие как глобализация, научно-технические открытия и развитие технологий, происходящие в мире сегодня, существенно повлияли на модели карьерного роста и понимание успешности в научной сфере. Сегодня акцент делается на практической значимости и внедрении результатов исследований, а также на поиске финансирования научных проектов. Этот подход может быть не всегда понятен старшему поколению ученых, которое привыкло к более фундаментальной науке. Такое различие в подходах может привести к непониманию и недостатку необходимой поддержки, которую молодое поколение ожидает от своих старших коллег. Важно, чтобы обе стороны осознавали эти различия и стремились к взаимопониманию и сотрудничеству. Молодое поколение ученых может внести свежий взгляд и инновационные идеи в научную среду, в то время как старшее поколение может поделиться своими богатыми опытом и знаниями. Особое вниманре требует создание условий для эффективного обмена опытом и знаниями между поколениями, для обеспечения эффективного развития научной сферы.
Научная разработанность проблемы
Преемственность поколений является ключевым фактором для сохранения и улучшения качества научных исследований, поскольку она обеспечивает передачу ценного опыта и знаний от одного поколения к другому.
В разные годы изучением преемственность поколений, процесса формирования научных школ и направлений, передачи опыта, обучения молодых ученых и его аспектов занимались исследователи из разных областей знания.
В области социологии науки, важный вклад в исследование преемственности поколений в науке внес Р. Мертон. В его трудах подчеркивается роль научного наследия и передачи знаний от одного поколения ученых к другому. Так, развивая свою концепцию
«этоса науки» он ввел в понятие «научный этос» - свод норм и правил, который регламентирует механизмы функционирования науки как социального института. При этом, сформулированные основные императивы научного этоса, выраженные в наставлениях и подкрепленные примером поведения, составляют основу
профессионального поведения, профессиональной этики-3!. Р. Мертон обратил внимание на то, что успешные ученые, пользующиеся высоким признанием, играют важную роль в формировании научных традиций и стандартов. Это признание и авторитет позволяют им влиять на развитие науки, формируя структуры и ожидания в научном сообществе. В свою очередь, новые поколения ученых могут стремиться следовать этим установленным стандартам, что способствует преемственности в научной деятельности.
Немецкий социолог К. Мангейм, разрабатывая принципы "поколенческого познания", анализировал влияние социокультурных факторов на процессы мировоззрения и идентичности явлений
В современной российской социологической науке проводились многочисленные эмпирические исследования, посвященные преемственности поколений в науке, молодым ученым и исследователям в целом. Эти работы позволили изучить имидж и самоопределение ученых. Так, по результатам исследований в начале 2000-х годов было выявлено, что в основном ученые ассоциируют себя с бедностью, однако у успешных и уважаемых ученых идентификация меняется, и они начинают себя воспринимать как представителей "среднего класса". Таким образом, исследования подтвердили наличие социальной дифференциации среди исследователей. Кроме того, в конце 1990-х и начале 2000-х годов было доказано, что необходима специальная поддержка молодых ученых и создание системы мотивации для их привлечения. Было выявлено, что ряд факторов оказывает негативное влияние на систему привлечения молодых ученых. Распад научных школ, низкие начальные зарплаты, особенно в академических учреждениях, оказывают отрицательное влияние на привлечение молодых ученых. Кроме того, плохое материально-техническое оснащение и недостаточные возможности для академической мобильности также сдерживают молодых ученых от выбора научной карьеры. Результатом этих исследований стали реформы научной сферы, направленная на улучшение условий для молодых ученых-5!.
Одним из актуальных исследовательских задач остается анализ роли науки в системе сложившихся экономических отношений между субъектами. В своих работах А. М. Аблажей отмечает, что существующие традиционные нормы и правила научной деятельности, структура мотивации к научной деятельности остаются доминирующими, однако, низкая оплата является демотивирующим фактором для молодежи 7' 8 9].
О.С. Иванченко в своем исследовании посвященным молодым ученым, отмечает, что в
профессиональном становлении молодых ученых выделяются ряд проблем, которые формируют системный характер кризиса в области профессионализации молодых ученых в России, которые в конечном итоге ведут к росту миграционных настроений и/или выходу из профессии ученого i10!.
Рассматривая роль научного руководителя в становлении молодого ученого, Р.А. Долженко подчеркивает особую его значимость, поскольку в большинстве случаев именно он направляет научную активность молодых исследователей. Фиксируется и то, что сотрудничество с руководителем и самостоятельная исследовательская деятельность - наиболее существенные факторы успешной деятельности -Ш^.
Постановка задачи и методы исследования
Целью настоящего исследования стал анализ особенностей преемственности поколений в региональном научном сообществе. Объектом исследования выступает научное сообщество как социальный институт, предметом исследования стали его региональные особенности. Для достижения цели настоящего исследования были использованы общенаучные методы (логический, системный и описательный) и социологического анализа. Данные, полученные в ходе исследования, позволили провести анализ особенностей преемственности поколений в региональном научном сообществе.
Постановка задачи и методы исследования
Эмпирическую базу работы составили материалы социологического исследования, проведенного автором в составе коллектива ИСЭИ УФИЦ РАН по теме «Адаптационные стратегии ученых УФИЦ РАН». Общий объем выборки - 170 человек. Выборочная совокупность составила 25% от генеральной, возраст респондентов - 19-75 лет. Объектом исследования стали ученые всех институтов УФИЦ РАН, занимающие активную научную позицию. Анкета содержала вопросы, позволяющие исследовать демографические характеристики, материального положения ученых, преемственности в науке, мотивацию и профессиональный выбор, социальный капитал науки, удовлетворенность различными аспектами жизни и др. Объект исследования: научные сотрудники институтов УФИЦ РАН. Опрос проведен в сентябрь - октябрь 2023г. в онлайн-формате в виде анкетирования на платформе Google Формы.
Результаты исследования
При анализе результатов опроса, для наглядности и удобства интерпретации возрастные показатели были объединены в 2 большие группы: до 35 лет включительно (молодые ученые) и респонденты 36 - 75 лет (старшее поколение ученых).
Так, на вопрос «Как Вы думаете, выполняет ли старшее поколение задачу по формированию нового поколения ученых?» было выявлено, что более половины и опрошенных среди ученых старшего поколения считают, что они выполняют данную задачу. Данные среди респондентов до 35 лет - скромнее, однако достаточно большая доля затруднившихся ответить. Если смотреть в целом, то половина всех опрошенных считают, что данная задача выполняется (Рисунок 1).
Рис.1. Как Вы думаете, выполняет ли старшее поколение задачу по формированию нового поколения ученых?/ %
Действительно, проблема формирования нового поколения ученых достаточно актуальная. Появление новых подходов в современной действительности и управлении требует изменения подхода к научной деятельности. Вместо авторитарной системы -проектно-ориентированный подход, ориентация на конкретные результаты в соответствии с этапами работы и т. д. Необходимо учитывать ожидания самих молодых ученых и формировать условия научной деятельности таким образом, чтобы максимально
реализовать и воспроизвести интеллектуальный потенциал
На вопрос «Есть ли преимущества у молодого поколения, «идущего в науку», по сравнению со старшим поколением? Если да, то в чем выражаются эти преимущества?», в своих ответах молодое поколение ученых и старшее, в большинстве своих ответов солидарны, значимых расхождений в суждениях практически нет. При этом, более половины опрошенных в обоих возрастных группах выбрали вариант ответа, что молодые ученые лучше ориентируются в массиве информации, владеют цифровыми технологиями. Однако, респонденты до 35 лет идентифицируют себя как ученых, способных более интенсивно и напряженно работать, тогда как для старшего поколения ученых, молодые представляются как свободные от «багажа прошлого», неактуальной методологии и способных быстрее реагировать на проблемы и тенденции (Рисунок 2).
Рис.2. Есть ли преимущества у молодого поколения, «идущего в науку», по сравнению со старшим поколением? Если да, то в чем выражаются эти преимущества? / %
^Множественный вопрос
Среди тех, кто выбрал вариант ответа «другое», можно выделить отдельные высказывания, которые представляют отдельный интерес, характеризующие их мнение. Ответы разделились на две группы:
1) Утверждение того, что старшее поколение превосходит по способностям: «имеющиеся на сегодняшний день мои ученики, к сожалению, меня не превзойдут по многим параметрам»; «молодые (за некоторым исключением) уступают старшим во многом из перечисленного»,
2) Высказывания о том, что молодым ученым со стороны государства уделяется больше внимания: «материальная поддержка со стороны государства (жилье ведомственное, сертификаты, стажировки за счет государства, бесплатные конференции)»; «больше поддержки со стороны государства»; «молодым ученым проще получать гранты».
Таким образом, старшее поколение ученых считает молодых не компетентными, однако пользующихся поддержкой со стороны государства.
достаточно
Сталкивались ли Вы со следующими ситуациями? /%
Таблица 1
до 35 лет включительно 36-75 лет
Использование научных материалов в своих публикациях без согласования с Вами 18,2 19,3
Обязательство указывать в публикациях как автора научного руководителя, 14,5 11,9
руководителя
организации/отдела
Недобросовестное научное руководство 12,7 7,3
Использование результатов вашего труда
в своих статьях с присвоением 10,9 10,1
себе приоритета в публикации,
эксперименте и т.п.
Принуждение к исследованиям по теме, далекой от Ваших научных интересов 10,9 12,8
Поручение вам работы, которую старший
ученый обязан делать сам 10,9 13,8
(преподавание, разработки и т.п.)
Плагиат научных разработок со стороны молодого поколения ученых 7,3 11
Использование результатов научной
деятельности в коммерческих проектах без оплаты 7,3 10,1
Вашей работы как исполнителя
Плагиат научных разработок со стороны старшего поколения ученых 5,5 11,9
«Бартер»: использование Вашего
интеллектуального труда в обмен на 0 3,7
продвижение в на уке
Другое 0 2,8
Ничего из перечисленного 50,9 52,3
^Множественный вопрос
При этом, достаточно часто исследователи в обоих возрастных группах сталкиваются с негативными ситуациями недобросовестного использования их труда. При этом, в 50% случаях респонденты никогда не стакивались с подобными явлениями. Чаще ученым приходиться сталкиваться с такими ситуациями, когда используются научные материалы в своих публикациях без согласования; обязательство указывать в публикациях как автора научного руководителя, руководителя организации/отдела; недобросовестное научное руководство; использование результатов труда в статьях с присвоением приоритета в публикации, эксперименте. Примечательно, что данные ситуации характерны для обоих возрастных групп (Таблица 2).
Таблица 2
Как Вы считаете, в чем должна выражаться поддержка старшего поколения
ученых, исследователей? /%
до 35 лет включительно 36-75 лет
Обучение, наставничество в области профессиональных знаний 69,1 70,9
Консультирование на этапе подготовки с та те й 63,6 67,3
Помощь при организации и исполнении научных проектов 61,8 60
Помощь в подготовке заявок на гранты, премии, конкурсы и т.д. 54,5 63,6
Помощь в налаживании научных связей 49,1 50,9
Помощь в проведении экспериментов и необходимых расчетов для разработок 47,3 47,3
Помощь при организации защиты кандидатской диссертации 34,5 45,5
Помощь в написании кандидатской диссертации 32,7 49,1
Помощь при устройстве на работу 12,7 21,8
Другое 1,8 2,7
^Множественный вопрос
На вопрос «Как Вы считаете, в чем должна выражаться поддержка старшего поколения ученых, исследователей?» (Таблица 2), распределения в обоих возрастных группах выглядят однородно. Обучение, наставничество в области профессиональных знаний, консультирование на этапе подготовки статей, помощь при организации и исполнении научных проектов являются наиболее значимой поддержкой со стороны старшего поколения ученых, исследователей. Однако, старшее поколение все же выделяет подготовку и помощь в написании диссертационной работы и помощь при устройстве на работу как вид поддержки, в то время как для молодых ученых эти виды поддержки наименее значимые.
Заключение
Опрос научных сотрудников УФИЦ РАН показал, что старшее поколение ученых считает, что справляется с функциями по передаче знаний, навыков и опыта молодым ученым, тогда как мнение молодых ученых весьма неоднозначное. При этом, преимуществами молодых ученых перед более старшими коллегами были определены способность лучше ориентироваться в массиве информации, владение цифровыми технологиями; умение более интенсивно и напряженно работать; свобода от «багажа прошлого», неактуальной методологии. В то же время, ряд респондентов считают молодых недостаточно компетентными, однако пользующихся поддержкой со стороны государства. Так же, необходимо отметить, что половина опрошенных сталкиваются с негативными ситуациями недобросовестного использования их труда, в той или иной степени. Обучение, наставничество в области профессиональных знаний, консультирование на этапе подготовки статей, помощь при организации и исполнении научных проектов являются наиболее значимой поддержкой со стороны старшего поколения исследователей.
Таким образом, преемственность поколений в современном научном сообществе представляет собой сложную систему, которая включает в себя передачу опыта и знаний от старшего поколения ученых к младшему, а также формирование научных школ и направлений исследований. В последние годы в системе преемственности поколений происходят существенные изменения, которые отражают трансформационные процессы, происходящие в обществе, технологиях и научных парадигмах. Одним из наиболее важных изменений является открытость к новым технологиям и методам исследования. Молодые ученые, выросшие в эпоху современных технологий, обладают более
развитыми цифровыми компетенциями и готовностью использовать новые технологии в своей работе. Это может привести к пересмотру традиционных методов исследования и появлению новых подходов к решению научных задач. Другим важным изменением является глобализация знаний. Современные ученые все чаще взаимодействуют с коллегами из других стран, обмениваются знаниями и опытом. Данное обстоятельство способствует развитию международного сотрудничества в науке и повышению ее эффективности. Преемственность поколений в современном научном сообществе представляет собой сложную и динамичную систему, которая отражает трансформационные процессы, происходящие в обществе, технологиях и научных парадигмах.
Библиография
1. Заславская Т. И, Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. № 4, 2008. С. 8-22.
2. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. - М.: ACT: Хранитель, 2006. - 873 с.
3. Мирская Е. З. Р. К. Мертон и этос классической науки // Философия науки и техники. - 2005. - Т. 11. - №. 1. - С. 11-28.
4. Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений-состязательность-экономические амбиции. - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, 2000. - С. 1-164.
5. Кугель С. А., Ащеулова Н. А. Мотивация и направления профессиональной мобильности ученых в условиях перехода к рыночным отношениям // М.: ИИЕТ РАН. - 1999. - С. 192-194.
6. Академическая наука в современном обществе: кадровое воспроизводство, адаптационные процессы и неолиберальные ценности. Монография / А. М. Аблажей, Н. В. Головко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Новосибирский нац. исслед. гос. ун-т, Философский фак., Российская акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т философии и права. - Новосибирск : Новосибирский гос. ун-т, 2012. - 286 с.
7. Аблажей А. М. Поколения в науке: опыт эмпирического анализа // Социология науки и технологий. - 2010. - Т. 1. - №. 2.
8. Аблажей А. М. Состояние и перспективы развития академической аспирантуры: точка зрения научных руководителей (по материалам исследований середины 20001х гг.) // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. -№ . 3. - С. 2967-2975.
9. Аблажей А. М. Этика науки: классические нормы и современные деформации // Идеи и идеалы. - 2021. - Т. 13. - №. 3-1. - С. 103-115.
10. Иванченко О. С. Молодые ученые в России и проблемы их профессионализации в научно-исследовательском дискурсе // Гуманитарий юга России. - 2020. - Т. 9. - №. 6. - С. 99-110.
11. Долженко Р.А. и др. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 9. С. 122-153.
12. Ахметова, Э. И. Молодые ученые региона: возможности и перспективы // Социальная компетентность. - 2020. - Т. 5, № 1(15). - С. 74-85.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной статье являются особенности преемственности поколений в научном сообществе с учетом региональных особенностей.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы общенаучные методы (логический, системный и описательный), а также метод социологического анализа. Для сбора эмпирических данных применялся метод анкетирования (была разработана авторская анкета, опрос осуществлялся в онлайн-формате на платформе Google Формы).
Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как одним из фундаментальных аспектов развития науки, обеспечивающих преемственность и прогресс знаний, является передача опыта и компетенций между поколениями в научном сообществе. В общем смысле преемственность в науке подразумевает передачу старшими учеными своих знаний, опыта и традиций молодому поколению. В то время, как трансформационные процессы в обществе влияют на преобразование сознания и поведения населения, в особенности молодого, коммуникация между поколениями ученых становится принципиальным фактором для успешной карьеры. Наиболее значимую роль в данном процессе играют научные школы, обеспечивая преемственность в науке и передачу не только знаний, но и идей, принципов и логики построения карьеры. Тем не менее, современные процессы в обществе, такие как глобализация, научно-технические открытия и развитие технологий, происходящие в мире сегодня, существенно повлияли на модели карьерного роста и понимание успешности в научной сфере. Сегодня акцент делается на практической значимости и внедрении результатов исследований, а также на поиске финансирования научных проектов. Этот подход может быть не всегда понятен старшему поколению ученых, которое привыкло к более фундаментальной науке. Такое различие в подходах может привести к непониманию и недостатку необходимой поддержки, которую молодое поколение ожидает от своих старших коллег. Научная новизна исследования заключается в проведении социологического исследования с использованием авторской методики по теме «Адаптационные стратегии ученых УФИЦ РАН», целью которого стал. анализ особенностей преемственности поколений в региональном научном сообществе Общий объем выборки - 170 человек. Выборочная совокупность составила 25% от генеральной, возраст респондентов - 19-75 лет.
Статья изложена языком научного стиля с грамотным использованием в тексте исследования изложения различных позиций к изучаемой проблеме и применением научной терминологии и дефиниций.
Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей. Структуре данного исследования включает в себя такие элементы как введение, научная разработанность проблемы, постановка задачи и методы исследования, результаты исследования, заключение и библиографию. Содержание статьи отражает ее структуру. Особенно ценным в содержании исследования следует отметить затронутую проблему формирования нового поколения ученых. Появление новых подходов в современной действительности и управлении требует изменения подхода к научной деятельности. Вместо авторитарной системы предлагается проектно-ориентированный подход, ориентация на конкретные результаты в соответствии с этапами работы и т. д. Также необходимо учитывать ожидания самих
молодых ученых и формировать условия научной деятельности таким образом, чтобы максимально реализовать и воспроизвести интеллектуальный потенциал. Библиография содержит 12 источников, включающих в себя отечественные периодические и непериодические издания.
В статье приводится описание различных позиций и точек зрения известных ученых, характеризующих подходы и различные аспекты преемственности поколений в научном сообществе, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой.
В представленном исследовании содержатся краткие выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что преемственность поколений в современном научном сообществе представляет собой сложную систему, которая включает в себя передачу опыта и знаний от старшего поколения ученых к младшему, а также формирование научных школ и направлений исследований. В последние годы в системе преемственности поколений происходят существенные изменения, которые отражают трансформационные процессы, происходящие в обществе, технологиях и научных парадигмах. Одним из наиболее важных изменений является открытость к новым технологиям и методам исследования. Молодые ученые, выросшие в эпоху современных технологий, обладают более развитыми цифровыми компетенциями и готовностью использовать новые технологии в своей работе. Это может привести к пересмотру традиционных методов исследования и появлению новых подходов к решению научных задач. Другим важным изменением является глобализация знаний. Современные ученые все чаще взаимодействуют с коллегами из других стран, обмениваются знаниями и опытом. Данное обстоятельство способствует развитию международного сотрудничества в науке и повышению ее эффективности. Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководством и администрацией научно-исследовательских и образовательных организаций, руководителями исследовательских проектов и творческих коллективов, аналитиками.
В качестве недостатков данного исследования следует отметить, то, что в тексте статьи дважды встречается один и тот же заголовок «Постановка задачи и методы исследования», но с разным содержанием. При изложении научной разработанности проблемы также можно было бы использовать и зарубежные источники, а не только отечественные периодические и непериодические издания. Указанные недостатки не снижают высокую научную и практическую значимость самого исследования, а носят рекомендательный характер. Статью рекомендуется опубликовать.