Научная статья на тему 'Особенности предъявления иска о сносе самовольной постройки органами местного самоуправления'

Особенности предъявления иска о сносе самовольной постройки органами местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухаметзянова Л. М.

Статья затрагивает особенности предъявления иска о сносе самовольной постройки органами местного самоуправления, раскрывает компетенцию местных органов власти за планировкой и застройкой территорий муниципальных образований; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; выдача разрешений на строительство; предоставление земельных участков для строительства и реконструкции. Большое внимание также уделено признакам, при наличии которых постройка обретает статус самовольной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности предъявления иска о сносе самовольной постройки органами местного самоуправления»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКА О СНОСЕ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Мухаметзянова Л.М.*

Администрация города Королёва Московской области, г. Королёв

Статья затрагивает особенности предъявления иска о сносе самовольной постройки органами местного самоуправления, раскрывает компетенцию местных органов власти за планировкой и застройкой территорий муниципальных образований; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; выдача разрешений на строительство; предоставление земельных участков для строительства и реконструкции. Большое внимание также уделено признакам, при наличии которых постройка обретает статус самовольной.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольная постройка - это жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом.

Самовольная постройка может быть признана таковой при условии создания недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, к примеру, строительство объекта недвижимости на чужом земельном участке или земельном участке другого назначения; строительство недвижимого имущества без получения на это необходимых разрешений и создание объекта недвижимости с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Последствием возведения самовольной постройки является снос данного объекта за счет лица, осуществившим ее возведение.

Президиум ВАС РФ, обобщив судебную практику по некоторым вопросам применения ст. 222 ГК РФ («Самовольная постройка») арбитражными судами, проинформировал арбитражные суды о рекомендациях, которых следует придерживаться при рассмотрении дел по данному вопросу: ст. 222 ГК РФ не предусматривает административного порядка сноса самовольных построек. В соответствии с данными рекомендациями принудительный снос

* Начальник отдела муниципального заказа управления муниципального заказа.

самовольной постройки может осуществляться только на основании судебного решения, которым удовлетворен иск о сносе [6].

Следует отметить, что сооружение постройки без согласия собственника земельного участка в отсутствие каких-либо прав на этот участок исключает возникновение права собственности на него в силу прямого указания закона (ст. 222 ГК РФ, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 143) [7]. Руководствуясь данным разъяснением, суды выносят решение о сносе здания, даже если лицо, осуществившее строительство здания, успело зарегистрировать на него право собственности (Постановление ФАС ЗСО от 16.02.2012 N А46-1526/2011) [9].

Суды указывают, что возведение объекта, являющегося самовольной постройкой, не влечет приобретения права собственности на этот объект вне зависимости на этот объект вне зависимости от того, произведена ли государственная регистрация прав или нет [10].

Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ № 143 установлен исчерпывающий круг лиц, обладающий полномочиями обратиться в суд с требованием о сносе самовольной постройки:

- прокурор может обратиться в суд с данным требованием в целях защиты публичных интересов;

- орган, осуществляющий строительный надзор, вправе обратиться в суд, если данный объект (самовольная постройка) создан без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил;

- собственник, субъект иного вещного права на земельный участок, законный владелец земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, и иные лица, права и охраняемые законом интересы которых нарушает сохранение самовольной постройки;

- а также смежные собственники или владельцы.

В силу п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 143 принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда.

Согласно п. 2 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии со ст. 42 АПК РФ органы местного самоуправления вправе обратиться в суд в защиту собственных интересов в качестве истца, а также на основании ст. 46 АПК РФ органы местного самоуправления могут предъявлять требования в защиту прав и законных интересов других лиц, и в первую очередь конкретных лиц, которые являются по делу истцами, либо в защиту неопределенного круга лиц.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в ст. 30-33 ЗК РФ. И в соответствии со ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем постройку на не принадлежащим ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку [4].

Вместе с тем, даже при наличии вышеназванного условия, в признании права собственности на самовольную постройку может быть отказано судом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об освобождении земельного участка и приведении земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) находящегося на нем самовольно установленного объекта (постройки).

У большинства органов местного самоуправления существуют собственные Положения и Порядки, регламентирующие выявление и демонтаж (снос) самовольно установленных объектов и построек на их территории, данные нормативные акты не должны вступать в противоречие с законодательно установленным градостроительным регламентом, а также нормам Гражданского Кодекса. Созданные на основании постановлений глав органов местного самоуправления комиссии по вопросам выявления демонтажа самовольно установленных объектов и построек в соответствие с собственными установленными порядками выносят решения о демонтаже (сносе) выявленных самовольных построек [2].

Также у ряда органов местного самоуправления имеются соответствующие структуры, осуществляющие от имени муниципального образования в соответствии с утвержденными Положениями и Регламентами функции управления муниципальным имуществом; формирование единой муниципальной политики муниципального образования в сферах земельных и имущественных отношений на их территориях, обеспечение ее реализации через целевые программы; управление и распоряжение муниципальным имуществом и землями, расположенными в пределах их границ, в пределах своей компетенции; разработка и участие в реализации мер, направленных на увеличение доходов бюджета муниципального образования от использования муниципальной собственности и земельных участков на их территории; защита имущественных интересов муниципального образования. В случае рассмотрения исков о признании права собственности на самовольную постройку, расположенную на земельном участке в границах такого муниципального образования, в обязательном порядке к участию в деле должен быть привлечен соответствующий орган местного самоуправления [5].

В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что

прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что в силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Иск о сносе здания может быть также заявлен, когда строительство осуществлено на земельном участке, не предназначенном для строительства.

Владение земельным участком на праве аренды (предоставления во временное краткосрочное пользование) не дает арендатору права на признание за ним права собственности на самовольную постройку, возведенную на указанном земельном участке.

При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.

В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получившее имущество во владение.

Если право собственности на самовольную постройку зарегистрировано не за владельцем, а за иным лицом, такое лицо должно быть привлечено в качестве соответчика к участию в деле по иску о сносе самовольной постройки (абзац второй части 3 статьи 40 ГПК РФ или часть 2 статьи 46 АПК РФ).

Если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку.

Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, не принадлежащем застройщику, однако на ее создание были получены необходимые разрешения, с иском о признании права собственности на самовольную постройку вправе обратиться правообладатель земельного участка. Ответчиком по такому иску является застройщик. В этом случае застройщик имеет право требовать от правообладателя возмещения расходов на постройку.

Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необхо-

димые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга) [8].

При рассмотрении исков о демонтаже (сносе) самовольной постройки органы местного самоуправления выступают в суде в качестве истцов, как собственники земельного участка, на котором возведена самовольная постройка. А также в качестве третьих лиц при рассмотрении споров, в которых фигурируют земельные участки, находящиеся в границах соответствующих муниципальных образований и на которые распространяются муниципальные правовые акты, регламентирующие статусы вышеуказанных земель, а также порядок и правила землепользования и их застройки с учетом градостроительного и земельного законодательства, и утвержденных генеральных планов территорий муниципальных образований; в качестве третьих лиц в защиту общественных прав и законных интересов.

Орган местного самоуправления согласно земельному законодательству устанавливает свой индивидуальный градостроительный регламент по землепользованию и застройке с учетом особенностей расположения и развития данной территории, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (статусы назначения земель).

На основании муниципальных правовых актов органами местного самоуправления создаются специальные уполномоченные комиссии по вопросам выявления и демонтажа (сноса) самовольных построек на территории муниципального образования. По итогам работы такие комиссии составляют соответствующие акты о выявлении вышеуказанных объектов; главой муниципального образования на основании актов выносятся соответствующие решения о демонтаже (сносе) самовольно возведенных объектов (самовольных построек), в которых устанавливается срок для добровольного сноса самовольной постройки лицом согласно ст. 222 ГК РФ. Если же данное требование не выполняется в указанный срок, орган местного самоуправления обращается в суд с иском о принудительном сносе самовольной постройки [1].

В качестве доказательств по делу органы местного самоуправления предоставляют в суд документы, подтверждающие право собственности на земельный участок; акты уполномоченных комиссий и прилагаемые к ним планы земельных участков, на которых возведены самовольные постройки; предписания о необходимости освободить земельные участки от незаконных самовольных построек и прочие документы, составленные в ходе работы вышеуказанных комиссий.

При этом органы местного самоуправления вправе как самостоятельно подавать иск в суд и выступать в качестве истца, так и обращаться в прокуратуру и в органы, осуществляющий строительный надзор.

Список литературы:

1. Грызыхина Е.А. Приобретение права собственности на вновь возведенную недвижимость: монография. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2008. - С. 46, 47; Савина А.В. Снос самовольной постройки // Адвокатская практика. - 2008. - № 3. - С. 40.

2. Бетхер В.А. О субъекте права требования сноса самовольной постройки // Вестник Арбитражного суда города Москвы. - 2010. - № 5. - С. 8-12.

3. Петрищев В.С. Проблемы самовольного строительства (в контексте предложений Проекта совместного Постановления Пленума ВС и ВАС РФ «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») // СПС «КонсультантПлюс». -2010.

4. Булгаков Д. Судьи рекомендуют // Юридическая газета. - 2011. -№ 18. - С. 12-13.

5. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Самовольная постройка: комментарии, официальные разъяснения, судебная практика / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2010. - 32 с.

6. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 // Российская газета. - 2010. - № 109.

7. Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 // Вестник ВАС РФ. - 2011. - № 2.

8. Петрищев В.С. Проблемы самовольного строительства (в контексте предложений Проекта совместного Постановления Пленума ВС и ВАС РФ «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») // СПС «КонсультантПлюс». -2010.

9. Потапенко С.В., Зарубин А.В. Настольная книга судьи по спорам о праве собственности / Под ред. С.В. Потапенко. - М.: Проспект, 2012. - 248 с.

10. Шестакова Е.В. Снос самовольных построек // Жилищное право. -2011. - № 3. - С. 41-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.