Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ГЕНОЦИДА'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ГЕНОЦИДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
432
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
система предупреждения геноцида / эффективные превентивные действия / национальные институты / международное гуманитарное право.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федулкина И.А.

В статье изложен взгляд автора на фундаментальные подходы к исследованию системы мер по предупреждению геноцида в современных условиях. Автором обозначены новые моменты целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин геноцида и условий, способствующих его совершению, осуществляемых на международном и национальном уровнях. Современное международное право обладает универсальным свойством воздействовать как на правосознание, так и на политическое и нравственное сознание людей в духе своих целей и принципов. Однако, по мнению автора, не следует забывать о значении и роли национального законодательства в деле борьбы с геноцидом, в частности, в сфере его предупреждения, т.к. оно на внутригосударственном уровне, взаимодействуя с международным правом, создает условия и обеспечивает реализацию мер по его профилактике, предотвращению и пресечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ГЕНОЦИДА»

О©4 УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-235-242 NIION: 2018-0076-11/21-351 MOSURED: 77/27-023-2021-11-550

ФЕДУЛКИНА Ирина Александровна,

преподаватель кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации,

е-mail: mail@law-books.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ГЕНОЦИДА

Аннотация. В статье изложен взгляд автора на фундаментальные подходы к исследованию системы мер по предупреждению геноцида в современных условиях. Автором обозначены новые моменты целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин геноцида и условий, способствующих его совершению, осуществляемых на международном и национальном уровнях. Современное международное право обладает универсальным свойством воздействовать как на правосознание, так и на политическое и нравственное сознание людей в духе своих целей и принципов. Однако, по мнению автора, не следует забывать о значении и роли национального законодательства в деле борьбы с геноцидом, в частности, в сфере его предупреждения, т.к. оно на внутригосударственном уровне, взаимодействуя с международным правом, создает условия и обеспечивает реализацию мер по его профилактике, предотвращению и пресечению.

Ключевые слова: система предупреждения геноцида, эффективные превентивные действия, национальные институты, международное гуманитарное право.

FEDULKINA Irina Aleksandrovna,

Lecturer at the Department of Constitutional (State) and International Law of the Military University Ministry of Defense of the Russian Federation

FEATURES OF GENOCIDE PREVENTION

Annotation. The article presents the author's view on the fundamental approaches to the study of the system of measures to prevent genocide in modern conditions. The author identifies new aspects of targeted state and public measures to identify, eliminate, weaken and neutralize the causes of genocide and the conditions conducive to its commission, carried out at the international and national levels. Modern international law has a universal property of influencing both the legal consciousness and the political and moral consciousness of people in the spirit of their goals and principles. However, according to the author, one should not forget about the importance and role of national legislation in the fight against genocide, in particular, in the field of its prevention, because it creates conditions at the domestic level, interacting with international law, and ensures the implementation of measures for its prevention, prevention and suppression.

Key words: genocide prevention system, effective preventive actions, national institutions, international humanitarian law.

Наступивший XXI в. - век особой техногенной цивилизации, чрезвычайно насыщенной современными технологическими и иными опасными для всего человечества средствами, к сожалению, далеко не всегда рационально используемыми. Потенциал этих средств не поддается исчислению, но цена ошибки их реализации не вызывает сомнений - исчезновение Жизни на Земле. Не случайно цивилизацию XXI в. называют «цивилизацией риска» [1]:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

соблазн использовать даже часть этого потенциала в целях совершения геноцида, агрессии или реализации иных преступных намерений незамедлительно может привести к ситуации, когда все человечество само может оказаться на грани уничтожения. Поэтому совместная работа всех гуманитарных международных сил, направленная на предупреждение этих преступлений, максимально быстрое реагирование на факты их совершения и, что не менее важно, привлечение к стро-

гой ответственности его участников — является главной задачей современности в борьбе не только с геноцидом и другими преступлениями против человечества, но и в борьбе с любой агрессией, неминуемыми спутниками которой все равно всегда становятся геноцид и человеческие жертвы [2].

Об огромном значении предупреждения любого преступления убедительно было сказано Ч. Беккариа, который утверждал, что преступления лучше предупреждать, чем карать за них. Это наиболее актуально для геноцида как одного из самых тяжких преступлений. Но, к сожалению, даже сегодня на международном уровне данная работа «не всегда хорошо» выполняется, как признался Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в послании конференции по предотвращению военных злодеяний, организованной совместно Университетом ООН и Международной кризисной группой, прошедшей в Нью-Йорке 10 октября 2007 г.: «Предупреждение массовых злодеяний является одной из самых священных обязанностей международного сообщества и ООН. К сожалению, именно эту обязанность мы не всегда хорошо выполняли. Поля массовых захоронений жертв в Руанде, Камбодже и на Балканах служат немыми свидетелями той жестокости, которая прошла не замеченной международной системой, у которой не хватило как воли, так и дальновидности действовать».

Однако необходимо признать и другое: за последние 80 с лишним лет в области борьбы с геноцидом и другими преступлениями против человечества международное сообщество шагнуло далеко вперед, разработав и реализовав множество мер по их предупреждению. Эти меры образуют систему предупреждения геноцида.

Система предупреждения геноцида — это совокупность целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин геноцида и условий, способствующих его совершению, осуществляемых на международном и национальном уровнях, которая, опираясь на комплекс задач и функций, обладая характерной для нее структурой, определенными методами формирования, постоянно развивается в соответствии с присущими ей закономерностями [3].

Международное право и опирающаяся на него деятельность международных и иных организаций составляет основу системы предупреждения геноцида как специфического, одного из наиболее тяжких, вида преступления. К примеру, уже ст. I Конвенции о геноциде обязывает подписавшие ее государства «принимать меры предупреждения и карать» за совершение геноцида, который «независимо от того, совершается ли он в

мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права».

Отсутствие правового регулирования и, как следствие, безоговорочное признание «права сильного» нередко приводило к тотальному уничтожению отдельных групп людей по национальному, этническому, расовому, религиозному и иным признакам [4]. Истории известно множество подобных фактов. Важнейшая роль права заключается именно в том, что оно детерминирует правовые нормы, с помощью которых воздействует на общественные отношения путем непосредственного регулирования [5]. По существу, именно нормативно-правовая база определяет основные признаки геноцида, средства, методы и принципы борьбы с ним; регулирует правоотношения между субъектами международного права в этой борьбе, образуемые путем согласования собственных позиций и конкретных действий названных субъектов.

Современное международное право обладает универсальным свойством воздействовать как на правосознание, так и на политическое и нравственное сознание людей в духе своих целей и принципов. Таким путем оно участвует в общем процессе развития этих видов сознания, способствует утверждению соответствующих принципов в политическом мышлении, в нормах морали и нравственной практике, т.е. одинаково воздействует на гипотетических участников преступлений, в частности, геноцида и других преступлений против человечества: как на лидеров, так и на их последователей. Этой цели должны служить не только карательные меры, но и правовое воздействие воспитательного, просветительского характера [6], которое необходимо реализовывать в наиболее неспокойных, конфликтных регионах мира: развитие правовой и политической грамотности, образовательной, этической, эстетической культуры и т.д.

Одновременно с укреплением системы превентивных мер, которое позитивно сказывается на количественном снижении роста геноцида, происходит прямо пропорциональный рост правосознания отдельных физических лиц и даже новое объективное осмысливание прошлых преступлений универсальными субъектами международного права - отдельными государствами. Признание Германией, Австралией и Канадой своей вины в геноциде и официальные извинения перед пострадавшими - яркий пример честного отношения к «кровавым» страницам собственной истории во имя торжества закона, демократии, всеобщего мира и порядка.

Однако не следует забывать о значении и роли национального законодательства в деле

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

борьбы с геноцидом, в частности, в сфере его предупреждения: оно на внутригосударственном уровне, взаимодействуя с международным правом, создает условия и обеспечивает реализацию мер по его профилактике, предотвращению и пресечению.

То есть характерной особенностью системы предупреждения геноцида является ее двухуровневая структура, включающая международный (основной) и государственный уровни. Такая структура является объективно обусловленной, поскольку эффективная превентивная деятельность возможна только при согласованной и последовательной работе как международных, так и национальных институтов.

Первый уровень - деятельность по борьбе с геноцидом, осуществляемая международными учреждениями и организациями в рамках международного права, второй — та же деятельность, осуществляемая государствами самостоятельно в рамках национального права. Такой порядок определен международно-правовыми нормами и закреплен Римским статутом МУС с целью полного исключения ущемления суверенных прав государства, развития демократических начал, роста общественного (национального) правосознания и усиления общей системы предупреждения геноцида «изнутри» (внутри отдельного государства).

Организация Объединенных Наций, Международный уголовный суд, международные уголовные трибуналы и другие специальные международные и национальные учреждения непрерывно осуществляют деятельность, направленную на борьбу с проявлениями геноцида и других преступлений против человечества [7]. Причем определенный прогресс в этом направлении очевиден.

Так, в 2001 г. Совет Безопасности ООН предложил Генеральному секретарю «передавать Совету информацию и результаты анализа в рамках системы Организации Объединенных Наций в отношении случаев серьезных нарушений международного права», а также в отношении «потенциальных конфликтных ситуаций», возникающих из-за «этнических, религиозных и территориальных споров», и информацию по другим, связанным с этим, вопросам. Для оказания содействия в выполнении просьбы Совета Безопасности в 2004 г. Генеральный секретарь учредил должность Специального советника по предупреждению геноцида. Первым Специальным советником был X. Мендес. В 2007 г. Генеральный секретарь назначил Ф. Денга Специальным советником для работы на постоянной основе в должности уровня заместителя Генерального секретаря.

В своем датированном 2004 г. письме на имя Председателя Совета Безопасности Генеральный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

секретарь перечислил следующие функции Специального советника по предупреждению геноцида:

- собирать имеющуюся, в частности, в системе Организации Объединенных Наций информацию о массовых и серьезных нарушениях прав человека и международного гуманитарного права, которые имеют этническую и расовую природу и которые, если они не будут предотвращены или пресечены, могут привести к геноциду;

- выполнять функции раннего предупреждения Генерального секретаря и через него -Совета Безопасности путем привлечения их внимания к ситуациям, которые могут спровоцировать геноцид;

- представлять через Генерального секретаря рекомендации Совету Безопасности в отношении мер, необходимых для предупреждения или пресечения геноцида;

- поддерживать связи с системой Организации Объединенных Наций в отношении мер по предупреждению геноцида и работать над укреплением потенциала Организации Объединенных Наций в области анализа и управления информацией, касающейся геноцида или связанных с ним преступлений [8].

Для оказания помощи Специальному Советнику 3 мая 2006 г. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций учредил Консультативный комитет по предупреждению геноцида, который уполномочен готовить рекомендации и оказывать поддержку работе Специального советника Генерального секретаря по предупреждению геноцида, а также вносить вклад в более широкую деятельность Организации Объединенных Наций по предупреждению геноцида.

Активной общественной деятельностью на национальном уровне в этом направлении отличились США. В ноябре 2007 г. в Национальном пресс-клубе США была учреждена «Оперативная группа по предотвращению геноцида». Ее членами являются бывшие политики, государственные и общественные деятели, обладающие богатым «международным дипломатическим, военным, гуманитарным и иным значимым опытом» [9]. Группа создана по инициативе американского Мемориального музея Холокоста, Американской академии дипломатии и Американского института мира. В 2008 г. ведущими членами этой организации М. Олбрайт, бывшим госсекретарем США, и У. Коэном, бывшим министром обороны США, была разработана программа «Предупреждение геноцида: план для политического руководства Соединенных Штатов», в которой ее авторы изложили свое видение роли США в борьбе с геноцидом и другими международными преступлениями.

Программа состоит из пяти пунктов, соответствующих уровню международной угрозы или выраженности геноцида в «странах риска».

1. Раннее предупреждение: оценка угрозы и подготовительные мероприятия.

На этой стадии необходимо разработать надежный механизм, который позволит давать объективную оценку существующей в мире угрозе и обеспечит раннее предупреждение массовых преступлений. Руководство этим процессом должен осуществлять глава национальной разведки США. Результаты его работы должны включаться в ежегодный доклад, предоставляемый Конгрессу США, об угрозах национальной безопасности страны. Ситуации, угрожающие перерасти в геноцид и иные массовые преступления, должны стать объектом пристального внимания властей.

2. Раннее предотвращение: своевременное реагирование.

Действия, направленные на предотвращение геноцида, должны начать реализовываться до того, как наступит кризис. По этой причине необходимо совместными международными усилиями пытаться стабилизировать обстановку в «странах риска»: привлекать лидеров, развивать общественные организации и структуры, укреплять гражданское общество. Такие действия должны будут, с одной стороны, привести к снижению масштабов насилия, а с другой стороны, обеспечить социальные гарантии безопасности населения. Финансирование миротворческой деятельности должно осуществляться из международных фондов.

3. Превентивная дипломатия: остановка роста и спад.

Даже в тех случаях, когда очевидны признаки подготовки к геноциду в какой-либо стране, возможность помешать планам лидеров преступных режимов, остановить рост массового насилия и даже добиться его уменьшения все еще сохраняется. С этой целью должна быть создана новая межгосударственная (межведомственная) структура - Комитет по предупреждению массовых преступлений, - которая будет отвечать за реагирование на подобные злодеяния. Создание такой структуры не только усилит ответственность государств за события, происходящие в мире, но и будет способствовать координации их действий по вопросам предупреждения геноцида и иных массовых преступлений. Главной задачей Комитета станет подготовка плана совместных межгосударственных (межведомственных) действий в случае соответствующей угрозы.

4. Финансирование военных операций.

Привлечение военных сил целесообразно

тогда, когда возможность мирного предотвращения геноцида упущена. В таких случаях использо-

вание военных ресурсов может сыграть важную роль при локализации и подавлении насилия. Меры, направленные на предупреждение и предотвращение геноцида, должны стать частью национальной политической директивы. Деятельность в этом направлении должна планироваться заранее. Более того, необходимо проводить соответствующие военные учения. Также авторы программы предложили США увеличить финансовую поддержку международных организаций, таких как ООН и Африканский союз, с целью усиления их военной мощи, способной эффективно противостоять массовым преступлениям.

5. Международное реагирование: укрепление норм и институтов.

По мнению М. Олбрайт и У. Коэна, США должна принадлежать главная роль в борьбе с геноцидом в мире, однако единолично побороть это и другие массовые преступления страна не в состоянии. Поэтому необходимо развивать международные нормы и институты, наделив их большими полномочиями и силой. При этом суверенитет не должен использоваться в качестве щита, не допускающего внешнее вмешательство во внутренние дела государства и укрывающего совершаемые в стране преступления. В целях развития международного сотрудничества авторами программы выдвинуто предложение о выступлении США с дипломатической инициативой создания международной сети для информационного обмена между странами и координации мер по предупреждению геноцида.

Безусловно, в целом программа предупреждения геноцида, предложенная М. Олбрайт и У. Коэном, является достаточно актуальной, а некоторые идеи, заложенные в ней, могут быть реализованы не только правительством США, но и правительствами других стран. Позитивность программы однозначно усматривается в том, что она предусматривает обязательное международное сотрудничество в целях стабилизации обстановки в «странах риска», хотя и отводит для США роль эксперта по предупреждению в мире массовых преступлений, в частности, геноцида. В этих целях необходимость развивать международные нормы и институты, наделив их большими полномочиями и силой, как указано в ней, выглядит вполне естественным. Важным представляется и предложение авторов программы осуществлять постоянный мониторинг и давать оценки ситуациям в мире, угрожающим перерасти в геноцид и другие массовые преступления, возложенный на главу национальной разведки США, который должен будет предоставлять результаты своей работы Конгрессу США в ежегодном докладе об угрозах национальной безопасности страны. Безусловно, видение риска совершения геноцида и других

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

массовых преступлений в любом регионе мира как угрозы национальной безопасности государства с позиций глобализации выглядит прогрессивным шагом, на который должны пойти и другие страны, - и это также характеризует данную программу с положительной стороны. Однако здесь имеется тонкая грань, пересечение которой чревато злоупотреблениями в политических интересах отдельных стран, когда декларирование угрозы геноцида или иных массовых преступлений может использоваться в качестве оправдания и обоснования военных действий, как это имело место в начале 90-х годов XX в., когда члены НАТО во главе с США предприняли незаконные военные действия против Югославии.

В программе имеются и другие положения, требующие корректировки, а также более детальной и глубокой проработки. Так, в ней Соединенным Штатам Америки недвусмысленно отводится главная роль в борьбе с геноцидом в мире, что, безусловно, не может не вызывать неодобрения со стороны ряда государств из числа крупных «игроков» на международной арене, таких как Россия, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Испания и др.

То есть при всей значимости создания Оперативной группы по предотвращению геноцида и важности ее программы предупреждения геноцида и других массовых преступлений, ярко выраженные гегемонистские «нотки»? закрепленные в этой программе, вряд ли будут содействовать реальной жизнеспособности ее положений. Но данная организация еще очень молодая и при пересмотре некоторых своих взглядов она может стать реальным подспорьем для ООН, МУС и других международных, межрегиональных и национальных институтов, чья деятельность направлена на непримиримую борьбу с геноцидом и другими преступлениями против человечества.

Таким образом, каждое государство в пределах своих границ вправе само принимать соответствующие меры по борьбе с геноцидом и решать судьбу преступника, совершившего на его территории либо в отношении его граждан данное преступление. При необходимости оно может обратиться за помощью в международные организации и добровольно передать преступника «в руки» международного правосудия [10]. Правда, как упоминалось ранее, Совет Безопасности ООН уполномочен привлекать к ответственности за геноцид и другие преступления против человечества гражданина любого государства и по своему усмотрению. Это особое право главного органа ООН является основополагающим звеном во всей системе предупреждения геноцида и других преступлений против человечества.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

Что же касается задач предупреждения геноцида, то основной из них является ранняя профилактика этого преступления, недопущение возникновения изначальных его «симптомов» и перерастания возникших криминогенных ситуаций межнациональной, межэтнической, межрасовой, межрелигиозной или какой-либо иной направленности в реальные конфликты и массовые преступления [11].

А поскольку геноцид нередко является апогеем национальной, расовой, этнической, религиозной или иной нетерпимости, важное профилактическое значение приобретает уделение пристального внимания в уголовном законодательстве, в первую очередь, национальном, преступлениям экстремистской направленности. Неслучайно в УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной и религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [12]. Подобные обстоятельства, отягчающие наказание, закреплены также в нормах ряда зарубежных стран, таких как Испания, Австрия, Республика Беларусь, и некоторых других [13]. Суровая кара за совершение преступлений экстремистской направленности, усиление профилактической деятельности в этом направлении не только останавливают потенциальных преступников от осуществления задуманного, значительно снижают вероятность рецидива аналогичных преступлений, но и предотвращают детерминацию обстоятельств, способных привести к геноциду.

В тех же случаях, когда факты геноцида уже реально существуют, задача системы предупреждения геноцида заключается в нейтрализации причин возникновения, в локализации преступления и достижении его полного прекращения путем принятия соответствующих мер правового и даже силового воздействия. Причем, согласно данным, полученным в ходе контент-анализа, силовое вмешательство является наиболее действенным средством для прекращения геноцида (65% из 37 статей).

Как уже отмечалось, система предупреждения геноцида выполняет специальные функции, которые по своей целевой направленности можно разделить на три группы: регулятивные, охранительные и воспитательные.

Регулятивная функция состоит в создании таких объективно существующих условий, которые позволяли бы потенциальным участникам геноцида и их жертвам решать возникающие у них противоречия и конфликты в рамках требований закона. При этом предупредительная деятель-

ность становится одной из гарантий реализации принципа верховенства закона.

Охранительная функция призвана обеспечивать защиту общественных отношений, на которые посягает геноцид, и безопасность членов определенных общностей людей, в отношении которых могут быть совершены преступные действия с намерением полного или частичного их уничтожения. Это напрямую сочетается с всеобщим принципом гуманизма, соблюдение которого является целью не только любого правового государства, но и международной общественности в целом.

Воспитательная функция состоит в широком использовании методов убеждения, коррекции поведения людей, приведении их поступков в соответствие с требованиями права и гуманистической морали, исключающих возможность возникновения и (или) реализации какого-либо намерения совершить геноцид. Данную функцию выполняют практически все международные органы и организации, призванные бороться с геноцидом, а также внутригосударственные правоохранительные и иные гуманитарные образования. Выполнение этой функции призваны осуществлять, в т.ч., соответствующие структуры системы исполнения наказания, о которых уже говорилось выше.

Фактическому обеспечению реализации всех функций в системе предупреждения геноцида способствуют два основных фактора: наличие развитой законодательной базы [14], обеспечивающей эффективную борьбу с геноцидом и другими преступлениями против человечества, и активная деятельность международных и внутригосударственных органов и организаций, направленная на поддержание мира и безопасности во всем мире.

Следует отметить, что деятельность по предупреждению геноцида подразделяется на два основных вида: уголовную репрессию, т.е. предупреждение, осуществляемое в рамках уголовного правосудия, и профилактику, в которую входят все виды воздействия, находящиеся за его рамками.

Учитывая то обстоятельство, что геноцид как явление фактически существует с древнейших времен, а целенаправленная борьба с ним началась всего лишь 70-80 лет назад, не удивительно, что действующая система его предупреждения дает пока серьезные сбои. Свидетельством тому служит не только множество случаев геноцида, до сих пор имеющих место в мире, но и достаточно высокая латентность данного преступления. При этом можно говорить о причинах латентности объективного и субъективного характера.

Первые выражаются в невозможности привлечь к ответственности виновных во всех случаях геноцида. Это связано с невозможностью своевременного международного или государственного вмешательства и влияния на события, происходящие на территории какой-либо страны или региона [15]; со страхом национальных или региональных властей и свидетелей перед лидерами преступных режимов, движений, организаций; с многочисленностью непосредственных исполнителей геноцида, их прямой зависимостью от лидеров, «круговой порукой»; ограниченностью организационно-технических и материальных возможностей международных судов и других организаций для расследования и раскрытия таких преступлений и т.д.

Причины латентности второго вида - следствие целенаправленного отрицания, непризнания фактов геноцида и даже их сокрытия. Историки и политики, чтобы завуалировать этот непристойный факт и не компрометировать стройную историю цивилизованной Европы, издавна прибегали к семантическим уловкам, называя геноцид эпохи колониализма этноцидом, тем самым делая упор на разрушение культуры, а не на уничтожение людей. Признание сегодня за всеми представителями рода человеческого равных прав на жизнь и свободу, рождение понятия общечеловеческого братства и единения несколько пошатнули, но, к сожалению, пока не прекратили полностью практику геноцида. По этой причине уже в нынешнее время фактически безнаказанным остался чилийский диктатор А. Пиночет, умерший в декабре 2006 г., некоторые активисты этнических «чисток» на территории бывшей Югославии и Руанды в 90-х годах прошлого столетия, другие виновники геноцида. Названная причина латентности геноцида приводится также в 56 статьях, что составляет 90% от числа статей, затрагивающих эту проблему, изученных в процессе прикладного исследования.

Происходит это потому, что даже сегодня недостаточно разработаны и разрешены правовые вопросы о понятии, содержании, особенностях геноцида, не выработана единая концепция предупреждения и борьбы с ним. Работа, конечно, в этом направлении ведется. С целью решения названных проблем в Великобритании в 2000 г. открылся международный центр по научному изучению геноцида (Aegis). Это первый институт такого рода, хотя ООН добивалась подобного шага более 15 лет. Ученые со всего мира исследуют известные случаи геноцида с тем, чтобы разработать рекомендации по предотвращению этого явления для заинтересованных правительств и общественных организаций. Одна из первых задач центра - дать геноциду точное научное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

определение, т.к. среди ученых мира по этому вопросу до сих пор нет единомыслия [16].

И все же высокий уровень латентности, широкий диапазон распространенности геноцида в мире свидетельствуют о недостаточной эффективности обычных профилактических мероприятий на данном этапе борьбы с геноцидом и о несовершенстве системы его предупреждения в целом. К сожалению, пока наиболее реальным средством предупреждения геноцида остается применение уголовно-правовых мер (уголовно-правовой репрессии), причем прежде всего - в отношении руководителей и организаторов геноцида, что подтверждается практикой судебных процессов, как послевоенных, так и современных, проводившихся, в основном, над лидерами преступных режимов, движений, формирований. Правда, такое положение является следствием не слабости профилактических мер [17], а доказывает специфичность данного вида преступления. Причем в данном случае цель репрессии - не столько наказание преступников, сколько предупредительное воздействие на всех остальных: на физические и юридические лица, государства, политические, религиозные и иные организации, средства массовой информации. Если хотя бы большинство руководителей и организаторов геноцида неотвратимо понесут соответствующее наказание за его совершение - на данном этапе этого будет достаточно, чтобы признать деятельность по предупреждению геноцида в целом положительной. Но пока приходится констатировать, что в мире еще слишком много главных виновников геноцида находятся на свободе по разным причинам, а рассмотрение дел задержанных преступников безосновательно затягивается.

Список литературы:

[1] Чернявский А.Г., Погребная Ю.К. Идеологическая функция права. - М., 2015. - С. 282 - 285.

[2] Grimalskaya S.A., Stepashkin S.V., Khromova N.M., etc. International Tribunal at Nuremberg // Вопросы истории. - 2021. - № 2. - С. 127 - 133.

[3] Чернявский А.Г. Роль и значение идеологии для государства и права: монография. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2020. - Сер. Научная мысль. С. 255 - 258.

[4] Чернявский А.Г. Фундаментальные основы права: компаративистика в юриспруденции. - М., 2019. - С. 35 - 38.

[5] Чернявский А.Г. Принципы юридической ответственности // Право и общество. - 2015. - № 3 (15). - С. 55 - 62.

[6] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Эриашвили Н.Д. Юридическая ответственность: учеб. пособие для студ. вузов, обуча-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

ющихся по специальности «Юриспруденция». -М., 2012. - С. 17.

[7] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Права человека в России: учеб. для студ., обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция». - М., 2019. - Сер. Бакалавриат.

- С. 79.

[8] Мандат Специального советника оговорен в письме Генерального секретаря от 12 июля 2004 года на имя Председателя Совета Безопасности; Док. ООН. 8/2004/567.

[9] Albright М.К., Cohen W.S. Preventing Genocide: A Blueprint for U.S. Policymakers. -Washington, DC: American Academy of Diplomacy, 2008. P. XI.

[10] Чернявский А.Г. Методологические аспекты формирования эффективных нормативных актов // Научные исследования и образование. - 2015. - № 2 (20). - С. 40 - 116.

[11] Чернявский А.Г. Суверенитет и международное право: историко-правовые аспекты // Образование и право. - 2019. - № 4. - С. 46 -5 4.

[12] Чернявский А.Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный). Нормативная литература. - М., 2020.

[13] Бражников В.В. Отягчающиеся обстоятельства, относящиеся к субъективной стороне состава преступления в зарубежном уголовном законодательстве // Вестник Томского государственного университета. — Томск, 2008. - № 314.

- С. 99.

[14] Чернявский А.Г. Правовое значение идеи суверенитета для государства и права. - М., 2020. - С. 8 - 9.

[15] Баранов В.М., Чернявский А.Г., Девяшин И.В., Пешехонов Д.А. Депоощрение по российскому праву, доктрина, практика, техника. - М., 2017. - С. 28 - 33.

[16] Genocide prevention body launched [Электронный ресурс] // ВВС News: http://news.bbc. co.Uk/2/hi/uk_news/844847.stm (дата обращения: 15.12.2021).

[17] Чернявский А.Г. Идеология и мировоззрение в формировании правосознания и политической мысли // Образование и право. - 2019. - № 5. - С. 63 - 67.

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Chernyavskij A.G., Pogrebnaya Yu.K. Ideo-logicheskaya funkciya prava. - M., 2015. - S. 282 -285.

[2] Grimalskaya S.A., Stepashkin S.V., Khromova N.M., etc. International Tribunal at Nuremberg // Voprosy istorii. - 2021. - № 2. - S. 127 - 133.

[3] Chernyavskij A.G. Rol' i znachenie ideologii dlya gosudarstva i prava: monografiya. - 2-e izd.,

ispr. i dop. - M., 2020. - Ser. Nauchnaya mysl'. S. 255

- 258.

[4] Chernyavskij A.G. Fundamental'nye osnovy prava: komparativistika v yurisprudencii. - M., 2019.

- S. 35 - 38.

[5] Chernyavskij A.G. Principy yuridicheskoj otvetstvennosti // Pravo i obshchestvo. - 2015. - № 3 (15). - S. 55 - 62.

[6] Gabrichidze B.N., Chernyavskij A.G., Kuzne-cov S.M., Eriashvili N.D. Yuridicheskaya otvetstven-nost': ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuchayush-chihsya po special'nosti «Yurisprudenciya». - M., 2012. - S. 17.

[7] Chernyavskij A.G., Grudcyna L.Yu. Prava cheloveka v Rossii: ucheb. dlya stud., obuchayush-chihsya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) YYurisprudenciyaY'. - M., 2019. - Ser. Bakalavriat. -S. 79.

[8] Mandat Special'nogo sovetnika ogovoren v pis'me General'nogo sekretarya ot 12 iyulya 2004 goda na imya Predsedatelya Soveta Bezopasnosti; Dok. OON. 8/2004/567.

[9] Albright M.K., Cohen W.S. Preventing Genocide: A Blueprint for U.S. Policymakers. - Washington, DC: American Academy of Diplomacy, 2008. P. XI.

[10] Chernyavskij A.G. Metodologicheskie aspekty formirovaniya effektivnyh normativnyh aktov

// Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. - 2015. - № 2 (20). - S. 40 - 116.

[11] Chernyavskij A.G. Suverenitet i mezhdun-arodnoe pravo: istoriko-pravovye aspekty // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 4. - S. 46 -5 4.

[12] Chernyavskij A.G. Kommentarij k Kon-stitucii Rossijskoj Federacii. Novaya redakciya (postatejnyj). Normativnaya literatura. - M., 2020.

[13] Brazhnikov V.V. Otyagchayushchiesya obstoyatel'stva, otnosyashchiesya k sub"ektivnoj sto-rone sostava prestupleniya v zarubezhnom ugolovnom zakonodatel'stve // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — Tomsk, 2008. - № 314. - S. 99.

[14] Chernyavskij A.G. Pravovoe znachenie idei suvereniteta dlya gosudarstva i prava. - M., 2020. -S. 8 - 9.

[15] Baranov V.M., Chernyavskij A.G., Devyas-hin I.V., Peshekhonov D.A. Depooshchrenie po rossi-jskomu pravu, doktrina, praktika, tekhnika. - M., 2017. - S. 28 - 33.

[16] Genocide prevention body launched [Elek-tronnyj resurs] // VVS News: http://news.bbc.co.Uk/2/ hi/uk_news/844847.stm (data obrashcheniya: 15.12.2021).

[17] Chernyavskij A.G. Ideologiya i mirovozz-renie v formirovanii pravosoznaniya i politicheskoj mysli // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 5. - S. 63 - 67.

J

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ОЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.