Научная статья на тему 'Особенности представлений работников ФСИН России об интерактивной позиции сотрудников и осужденных'

Особенности представлений работников ФСИН России об интерактивной позиции сотрудников и осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ФСИН РОССИИ / ОСУЖДЕННЫЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ / INTERACTION IN THE PENITENTIARY SYSTEM / EMPLOYEES PENITENTIARIES / PRISONERS / SOCIAL PERCEPTION / REPRESENTATION / INTERACTIVE POSITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянченко Наталья Владимировна

В статье приводятся данные исследования представлений работников ФСИН России об интерактивной позиции сотрудников и осужденных. Выявлено, что они воспринимают интерактивную позицию сотрудников по отношению к осужденным как пассивно-оборонительную, с ограниченным диапазоном стратегий и средств взаимодействия, высокой выраженностью компонентов подозрительности и враждебности, а интерактивная позиция осужденных по отношению к сотрудникам, на их взгляд, имеет более активный характер, широкий диапазон стратегий и средств, ориентирована на манипулятивные цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукьянченко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents research data on the representation of employees penitentiaries interactive position staff and inmates in the prison system. It was revealed that the perception of workers GUFSIN interactive position of employees in relation to prisoners has passive-defensive in nature, with a limited range of strategies and means of interaction, with an extremely high severity component of suspicion and hostility, and interactive position of prisoners in relation to employees is more active character, a wide range of strategies and tools focused on manipulative purpose.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений работников ФСИН России об интерактивной позиции сотрудников и осужденных»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РАБОТНИКОВ ФСИН РОССИИ ОБ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ СОТРУДНИКОВ И ОСУЖДЕННЫХ

Н. В. Лукьянченко

Аннотация: в статье приводятся данные исследования представлений работников ФСИН России об интерактивной позиции сотрудников и осужденных. Выявлено, что они воспринимают интерактивную позицию сотрудников по отношению к осужденным как пассивно-оборонительную, с ограниченным диапазоном стратегий и средств взаимодействия, высокой выраженностью компонентов подозрительности и враждебности, а интерактивная позиция осужденных по отношению к сотрудникам, на их взгляд, имеет более активный характер, широкий диапазон стратегий и средств, ориентирована на манипуля-тивные цели.

Ключевые слова: сотрудники ФСИН России, осужденные, социальная перцепция, представления об интерактивной позиции.

Summary: the article presents research data on the representation of employees penitentiaries interactive position staff and inmates in the prison system. It was revealed that the perception of workers GUFSIN interactive position of employees in relation to prisoners has passive-defensive in nature, with a limited range of strategies and means of interaction, with an extremely high severity component of suspicion and hostility, and interactive position of prisoners in relation to employees is more active character, a wide range of strategies and tools focused on manipulative purpose.

Keywords: interaction in the penitentiary system, employees penitentiaries, prisoners, social perception, representation, interactive position.

Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) все чаще становятся объектом исследований, имеющих прикладную направленность. Это связано с обозначенными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года целями повышения социальной эффективности пенитенциарной системы, с одной стороны, и качества жизнедеятельности ее сотрудников, с другой стороны [1, 9].

Деятельность сотрудников ФСИН России может быть охарактеризована как экстремально сложная [6], особенно если учесть граничащую с противоречивостью многоаспектность профессиональных задач. Роль, которую призваны реализовывать сотрудники по отношению к осужденным, неоднозначна. На первый взгляд, она заключается в функциях контроля за соблюдением норм регламента уголовно-исполнительной системы (УИС) и обеспечения наиболее полной реализации наказательного аспекта заключения [13]. Такая профессиональная роль способствует формированию соответствующего отношения к осужденным [7]. Вместе с тем в логике гуманизации российского общества

и государственности идеология пенитенциарной системы все больше ориентируется на приоритетность не столько наказания, сколько ресоциализации, и воплощение этой миссии также во многом связывается с работой сотрудников ФСИН России.

Следовательно, приоритетное место в списке обеспечивающих эффективность деятельности сотрудников ФСИН России профессионально значимых качеств отводится психолого-педагогической компетентности, способности осваивать и реализовывать педагогические технологии. [8]. Эта способность основывается на убеждении в возможности перевоспитания осужденных и стремлении к реализации этой возможности. Предполагается, что сотрудник УИС способен реализовывать «ведущую партию» во взаимодействии с осужденными, оказывать на них действенное благотворное влияние [15].

Важно учитывать, что согласно постулатам социальной психологии поведение человека в отношении партнеров по общению, его самочувствие и мотивация во многом зависят от того, на какую субъективную картину взаимодействия он опирается, какой образ приписывает себе и другим участникам взаимодействия [2]. Представления о ситуации взаимодействия становятся схемами, регулирующими и в значительной мере предписывающими им определенное поведение, чаще всего носят характер «самоосуществляющегося пророчества». Работа с профессиональными представлениями является существенной частью профессионального развития сотрудников УИС [4]. Отсюда вытекает важность изучения того, как они воспринимают взаимодействие с осуж-

денными, какова имеющаяся у них субъективная картина ключевого взаимодействия пенитенциарной системы «сотрудники — осужденные».

С учетом изложенного нами было проведено исследование представлений работников ФСИН России о типичных позициях (устойчивых характеристиках поведения и отношения), занимаемых в процессе взаимодействия сотрудниками и осужденными.

В исследовании приняли участие 40 сотрудников отделов охраны и безопасности ГУФСИН России по Красноярскому краю в возрасте от 22 до 46 лет. Методическое обеспечение исследования составили:

- методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, позволяющая выявить восемь типологических интерперсональных тенденций:1)авторитарный; 2) эгоистичный; 3) агрессивный; 4) подозрительный; 5) подчиняемый; 6) зависимый; 7) дружелюбный; 8) альтруистический [12];

- тест-опросник «Типы поведения в конфликте» К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной, выявляющий выраженность основных стратегий поведения в конфликте: соперничество (конкуренция); приспособление; компромисс; избегание, сотрудничество [12]. Принявшие участие в исследовании работники ФСИН России заполняли опросники Т. Лири и К. Томаса в двух вариантах. В первом они характеризовали позицию сотрудников во взаимодействии с осужденными (этот вариант фактически выступал как самооценка), во втором, используя те же опросники, характеризовали то, как они видят позицию осужденных во взаимодействии с сотрудниками. Впоследствии эти два блока данных ис-

Таблица 1

Оценка работниками ФСИН России выраженности интерперсональных тенденций у сотрудников и осужденных по методике Т. Лири (средние значения)

Субъекты взаимодействия Шкалы методики ДМО

I II III IV V VI VII VIII

сотрудники 4,4 10,8 10,6 13,5 4,3 6,0 3,7 1,4

осужденные 9,4 8,2 8,9 6,7 7,0 7,0 5,7 3,6

Примечание: I — «авторитарный», II — «эгоистичный», III — «агрессивный», IV — «подозрительный», V — «подчиняемый», VI — «зависимый», VII — «дружелюбный», VIII — «альтруистический».

пользовались для сравнительного анализа;

- модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения», включающий в себя восемь незавершенных высказываний. Здесь также использовался прием симметричной оценки. Продолжая согласно инструкции незаконченные предложения, испытуемые формулировали характеристики интерактивной позиции, присущие, по их мнению, сотрудникам и осужденным в сходных ситуациях взаимодействия.

Результаты, полученные с помощью методики Т. Лири, представлены в таблице 1.

Если рассматривать «профили» интерперсональных тенденций, характеризующие, по мнению опрашиваемых, сотрудников и осужденных, то можно выделить следующие, достаточно четко определившиеся особенности. Отношение сотрудников к осужденным в полученных оценках характеризуется предельно низкими показателями альтруистичности, слабо выражено дружелюбие. К умеренно выраженным можно отнести подчиняемость и, что интересно, авторитарность. Достаточно высоки, чтобы свидетельствовать о присутствии данного качества, показатели зависимости.

И особенно высокими значениями выделяется своего рода «триада» шкал — эгоистичности, агрессивности и подозрительности, причем шкала подозрительности имеет экстремально высокий показатель, который в нормативах методики относится к патологическому уровню.

В оценках, данных опрошенными осужденным, контраст в значениях показателей по шкалам методики Т. Лири не такой большой, как в оценках, характеризующих сотрудников. В целом картина отношений, реализуемых осужденными в отношении сотрудников, выглядит следующим образом. Невысоки значения альтруистичности, но при этом они в 2,5 раза выше, чем в оценках, данных сотрудникам. Такие качества, как подчиняемость, зависимость, дружелюбие, подозрительность, достаточно выражены. Высокие значения имеют показатели авторитарности, эгоистичности и агрессивности, но при этом два последних показателя выражены в меньшей степени, чем у сотрудников.

Фактически получается, что в представлении сотрудников ФСИН России осужденные могут опираться на гораздо более богатый диапазон различных характеристик взаимодействия, чем сотрудники. Для последних характер-

Таблица 2

Интегральные коэффициенты оценок работниками ФСИН России интерперсональных тенденций сотрудников и осужденных по методике Т. Лири (средние значения)

Субъекты взаимодействия Коэффициенты

доминирование доброжелательность

Сотрудники 4,35 - 18,73

Осужденные 5,76 - 6,21

на своего рода заостренная концентрация на «жестких» вариантах, и эта заостренность производит впечатление защитной компенсаторности. Об этом свидетельствует, во-первых, ограниченное число активированных типов интерперсональных тенденций, во-вторых, их очень высокая интенсивность, в случае подозрительности имеющая характер патологичности, и, в-третьих, это может подтверждать вызывающий удивление факт — показатели авторитарности в характеристике сотрудников выражены весьма умеренно, в то время как в «портрете» осужденных—очень сильно. А ведь именно шкала авторитарности в методике Т. Лири характеризует лидерскую позицию в общении, стремление и способность брать на себя ведущую роль во взаимодействии.

Методика Т. Лири позволяет также на основе данных всех шкал вывести два интегральных коэффициента: доминирования и доброжелательности (табл. 2).

Как видим, участвовавшие в исследовании характеризуют и позицию сотрудников, и позицию осужденных похожим образом: положительными значениями коэффициента доминирования и отрицательными значениями коэффициента дружелюбия, но уровень выраженности этих обобщенных тенденций разный. Коэффициент доминиро-

вания несколько выше в оценках, данных осужденным, а недоброжелательность, по мнению наших респондентов, более чем в 3,5 раза сильнее выражена у сотрудников.

Результаты исследования можно трактовать с точки зрения альтернативы активности-реактивности позиций взаимодействия. В данном контексте позиция сотрудников характеризуется, скорее, как реактивная, оборонительная, в которой более выражен эмоциональный компонент, чем действенный. Ведущей стороной, причем обладающей широким диапазоном вариативности задействованных интерперсональных тенденций, выступает сторона осужденных. Их интерактивная позиция в представлении работников ФСИН России является более ресурсной, чем позиция сотрудников.

В таблице 3 представлены данные, полученные с помощью методики К. Томаса.

По оценкам участников исследования, и сотрудники ФСИН России, и осужденные используют ресурсы всех основных стратегий. Наименьшей популярностью при этом пользуется самая продуктивная из них — стратегия сотрудничества, а наибольшей — стратегия соперничества, причем осужденные, по оценкам респондентов, выбирают сотрудни-

Таблица 3

Оценка работниками ФСИН России выраженности основных типов поведения в конфликте сотрудников и осужденных по методике К. Томаса (средние значения)

Субъекты взаимодействия Типы поведения

соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление

сотрудники 6,6 5,2 6,1 6,0 5,6

осужденные 6,8 4,5 6,0 6,6 6,2

чество еще реже, чем сотрудники.

Для уточнения данных сравнительного анализа показателей методик Т. Лири и К. Томаса проводилась также процедура выявления достоверных различий с использованием и-критерия Манна — Уитни (табл. 4). Как видим, результаты выявления достоверных различий подтверждают данные сравнения средних значений.

Результаты методики «Незаконченные предложения» обрабатывали следующим образом. По каждому из высказываний определяли типы полученных от респондентов ответов и затем подсчитывали их процентное соотношение. Соответствующие данные представлены в таблице 5.

Анализ данных методики «Незаконченные предложения» показал следу-

Наименование методики Шкала Группы сравнения: представления о характеристиках сотрудников — представления о характеристиках осужденных

ДМО Т. Лири Авторитарный < 99,99 %

Эгоистичный > 99 %

Агрессивный > 99 %

Подозрительный > 99,99 %

Подчиняемый < 99,99 %

Зависимый < 99 %

Дружелюбный < 99,99 %

Альтруистичный < 99,9 %

Тест К. Томаса Соперничество

Сотрудничество > ; 95 %

Компромисс

Избегание

Приспособление

Таблица 4

Направление и достоверность различий характеристик интерактивной позиции сотрудников и осужденных по оценкам работников ФСИН России

Таблица 5

Типы ответов работников ФСИН России на вопросы методики «Незаконченные предложения» (процентное соотношение)

Вопросы Типы ответов

В ситуации общения с осужденными сотрудники обычно... Проявляют требовательность -25 %; ведут себя корректно, вежливо — 30 %; действуют в соответствии с правилами 25 %; избегают проявления насилия, агрессии -15 %; становятся нервными — 2,5 %; проводят воспитательную работу — 2,5 %

В ситуации общения с осужденными сотрудникам больше всего нравится. Когда осужденные подчиняются — 40 %; ощущать власть, превосходство, авторитет — 17,5 %; все спокойно, соответствует норме — 25 %; проявлять профессионализм и знания -2,5 %; ничего — 15 %

В ситуации общения с осужденными сотрудникам больше всего не нравится. Грубость, оскорбления со стороны осужденных — 30 %; если осужденные сопротивляются требованиям, ведут себя недисциплинированно — 32,5 %; провокационное поведение осужденных -17,5 %; поведение осужденных, как таковое -12,5 %; конфликты -5 %; необходимость сдерживаться в выражениях -2,5 %

В ситуации общения с осужденными сотрудники боятся, что. Осужденные выйдут за пределы допустимого (нападение, суицид, агрессия, побег) — 45 %; осужденные спровоцируют конфликт -15 %; осужденные обманут, а сотрудник поверит -7,5 %; наказания за некорректность с осужденными -7,5 %; ничего не боятся — 25 %

В ситуации общения с сотрудниками осужденные обычно. Грубят, хамят — 20 %; хитрят, манипулируют — 20 %; ведут себя спокойно, вежливо — 30 %; стараются привлечь внимание -12,5 %; спорят, отстаивают свою точку зрения — 10 %; доводят до конфликта — 7,5 %

В ситуации общения с сотрудниками осужденным больше всего нравится. Получать подтверждение своей значимости в общении — 50 %; лгать, «вешать лапшу» — 12,5 %; выводить сотрудника из себя — 12,5 %; отстаивать свое мнение -10 %; когда им уступают — 7,5 %; женский пол — 2,5 %; ничего -5 %

В ситуации общения с сотрудниками осужденным больше всего не нравится. Слышать про себя правду — 40 %; грубое обращение сотрудников — 17,5 %; когда ими командуют -15 %; наказания — 15 %; игнорирование — 12,5 %

В ситуации общения с сотрудниками осужденные боятся, что. Их накажут, лишат благ — 55 %; ничего — 40 %; разоблачат их обман — 5 %

ющее. По мнению принявших участие в исследовании, основные усилия сотрудников ФСИН России направлены на то, чтобы удержать ситуацию взаимодействия в нормативных рамках, в то время как поведение осужденных представляется им в большинстве случаев как провокационное. Хотя респонденты осознают, что осужденные нуждаются во внимании и понимании, в поддержании чувства их значимости, но наличие этих потребностей не является для

опрошенных основанием того, чтобы с ними считались или использовали как опору в воспитательной работе. Причина в том, что для получения ощущения значимости, по мнению сотрудников ФСИН России, осужденные способны лгать, описывая себя, рассказывать «сказки», обманным путем добиваться необходимого. При этом им не нравится слышать о себе нелицеприятную правду, которую стараются донести до них сотрудники.

Как известно из социальной психологии, такой образ ситуации взаимодействия характерен для субъектов, находящихся в конфликтной ситуации. Индивид, идентифицирующий себя как участника конфликтного противостояния, склонен полагать, что его интересы и цели с целями и интересами оппонента в большей мере не совпадают, чем это есть на самом деле [3]. Даже хорошие поступки противника воспринимаются как стремление достичь какой-либо цели [16]. Как образно выразился американский психолог Р. Уайт, «дьявол всегда на противоположной стороне», а собственное поведение воспринимается как исключительно праведное. При этом возникает ощущение, что эта «другая» сторона имеет большую свободу в выборе действий, отсюда тенденция воспринимать собственные действия как ответные, вынужденные, а действия противников — как провокационные [3]. То, что такое восприятие весьма субъективно, подтверждают данные анализа дисциплинарной практики, согласно которым причины конфликтности во взаимодействии сотрудников УИС с осужденными не только связаны с провоцирующим поведением осужденных, но и обусловлены особенностями обращения сотрудников с осужденными [10, 11].

Обобщая результаты исследования, можно заключить, что в представлении опрошенных интерактивная позиция осужденных в отношении сотрудников является более активной и имеет более широкий диапазон характеризующих ее аспектов. Позиция сотрудников в отношении осужденных в представлении работников ФСИН России имеет более реактивный характер и меньший диапазон различных аспектов. Очевидно, что та-

кое восприятие профессионального взаимодействия опрошенными может стать серьезным препятствием для формирования у сотрудников действенной педагогической направленности, что, как указывалось выше, является важнейшей составляющей профессиональной компетентности.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о необходимости оказания сотрудникам ФСИН России психологической помощи, направленной на снижение уровня субъективного напряжения во взаимодействии, изменение пассивно-оборонительной позиции на более активную и действенно-воспитательную, формирование чувства коммуникативной ресурсности и способности целесообразного использования широкого диапазона средств взаимодействия. Обозначенные задачи могут решаться в русле миссии психологической службы УИС по оптимизации отношений между персоналом и осужденными [5] в направлении формирования социально-психологической компетентности как важнейшего средства повышения профессионализма [14]. Перспективной формой такой работы могут быть социально-психологические практикумы. Если говорить о конкретных тематических блоках, то, наш взгляд, в их число должны входить: личностная и коммуникативная уверенность (в противоположность неуверенности и агрессивности); установление и сохранение продуктивного контакта, методы влияния и противостояния влиянию, техники поддержания дисциплины и формирования личностной ответственности, учет индивидуально-типологических особенностей осужденных в общении. Следует отметить, что данные темы в значитель-

ной части отражены в методических разработках в прикладном направлении социальной психологии, однако их полноценное использование в деятельности пенитенциарной системы требует специальной адаптации их содержания и методических приемов.

Литература

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 43.

2. Агеев ВС, Андреева Г.М. Исследование перцептивных процессов в социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 2004.

3. ГозманЛ.Я, ШестопалЕ.Б. Политическая психология. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.

4. Горностаев С.В. Реинтегрирующий подход к профессиональному развитию сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. — 2007. — № 1. — С. 37-43.

5. Дебольский М.Г. Психологической службе уголовно-исполнительной системы 20 лет: организация и развитие // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 1. — С. 33-52.

6. Королёва Н.Б. Сотрудники уголовно-исполнительной системы: экстремальные условия профессии и их следствия // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 4. — С. 86-88.

7. Лукшина ОЮ. Профессиональная роль и ее значение в развитии симптомов «психического выгорания» пенитенциарных служащих // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 59-65.

8. Маланьин В.С. Специфика применения ком-петентностного подхода в профессиональной подготовке слушателей учебных центров ФСИН России // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 123-127.

9. Огородников В.И., Мельников Ю.А. Проблемы, состояние и предложения по совершенствованию кадровой политики уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 1. — С. 149-152.

10. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 2. — С. 86-96.

11. Поздняков В.М. Направления совершенствования психологического обеспечения работы с сотрудниками ФСИН России // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2. — С. 8-17.

12. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2 т. — М.: Владос, 2005.

13. Ромашов Р.А. Психологические аспекты восприятия и взаимодействия субъектов пенитенциарных отношений // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 32-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сухов А.Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 8-10.

1 5. Тарасиков М.С. Характеристика основных понятий профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 3. — С. 155-162.

16. White R. Fearfull Warriors: A Psychological Profil of US-Soviet Relations. — N.Y.: FreePress, 1984.

ИННОВАЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ СИСТЕМЕ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается проблема исследования инноваций в уголовно-исполнительной системе (УИС). В настоящий момент одной

Ю. Е. Суслов

из проблем изучения инноваций можно считать отсутствие единого и однозначного определения данного понятия. В рамках изучения инноваций в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.