ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922.1
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦОВСТВЕ У МОЛОДЫХ ОТЦОВ
В статье даны определения понятиям «отцовство», «представления об отцовстве». Приведены результаты эмпирического исследования особенностей представлений об отцовстве у молодых отцов с различным уровнем удовлетворённости браком.
Ключевые слова: отцовство; представление об отцовстве; эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты представления об отцовстве.
Изучение психологической литературы, посвященной детско-родительским и семейным отношениям, позволяет сделать вывод о том, что семья играет очень большую роль в становлении и развитии личности ребенка. При исследовании данного вопроса ученые зачастую больше внимания уделяют познанию роли матери в воспитании и развитии ребенка. И на фоне относительной изученности материнства особенности отцовства остаются мало изученными. По этой причине в литературе очень часто отцу отводится второстепенная роль, идущая после роли матери. В связи с этим Ю. В. Евсеенкова отмечает, что исследования по проблеме отцовства проводятся только в Германии и США. В США они носят прикладной характер и позволяют отследить многие закономерности и особенности феномена отцовства в современном обществе. Германия в данном случае ориентирована как на практику, так и на теоретическое осмысление и обоснование практических результатов исследования выше обозначенной проблемы. В России данная проблема практически не исследуется [2, с. 1].
В своей работе мы использовали трактовку понятия «отцовство», предложенную Евсеенковой Ю. В. и Портновой: отцовство представляет собой интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность. Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов [з, с. 3].
Н. В. Акиньшина
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
В свою очередь И. С. Кон поясняет, что русское слово «отцовство» в английском языке передается термином «fatherhood» (что обозначает отцовство как социальный институт с его социокультурными нормами и ожиданиями) и «fathering» - отцовство как деятельность, практики и стили поведения, то есть это то, что фактически делают и чувствуют отцы, какова психология отцовства [4, с. 1]. Таким образом, в литературе, посвященной психологии отцовства, можно встретить указание на многомерность этого понятия.
Поясним, что мы понимаем под представлением об отцовстве - это создание образа роли родителя (отца), которая подразумевает определенное отношение к ребенку, выполнение определенных функций, обязательств перед ним. Для нас представляет интерес изучение представлений об отцовстве у молодых отцов, имеющих различный уровень удовлетворенности браком. Большинство психологов определяют удовлетворенность браком как внутреннюю оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение удовлетворенности браком мы находим у С. И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» [1, с. 35].
Далее обратимся к эмпирическому изучению особенностей представлений об отцовстве у молодых отцов с различным уровнем удовлетворенности браком. С целью сбора необходимого материала нами были использованы следующие методики: опросник «Сознательное родительство» (разработан М. О. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой) [5], методика «Представление об идеальном родителе» (авторская методика семантического дифференциала, разработанная Р. В. Овчаровой, Ю. А. Дегтяревой) [5], методика «Я как отец» - для изучения представления об отцовстве, и тест на удовлетворенность браком - для выявления уровня удовлетворенности браком у молодых отцов. Таким образом, изучение психологической литературы, посвященной психологии отцовства, и методических разработок по данному вопросу позволили выделить параметры изучения представлений об отцовстве у молодых людей, имеющих детей. К ним относятся:
I. Когнитивный параметр: когнитивный образ ребенка, знания об особенностях отцовства (о функциях и обязанностях отца), социальные представления о моделях отцовства;
II. Эмоциональный параметр: принятие - отвержение ребенка, эмоциональное восприятие ребенка;
III. Поведенческий параметр: доступность отца для ребенка, ответственность за воспитание и принятие решений, включенность в совместную деятельность, стиль общения с ребенком.
Для обработки полученных результатов мы использовали статистическую систему Stadia, в частности был использован Т-критерий Стьюдента и х2.
Исследование проводилось на базе консультативного центра по охране репродуктивного здоровья семьи перинатального центра Белгородской областной клинической больницы, а также на базе Белгородского Государственного Университета. Объем выборки: 36 молодых отцов, возраст - от 19 до 30 лет. Возраст детей испытуемых - от 7 месяцев до 2 лет. Во внимание принимался также тот факт, что жены некоторых молодых людей беременны (срок беременности составлял от 4,5 до 9 месяцев).
Итак, рассмотрим представления об отцовстве у молодых отцов.
Таблица 1
Средние значения по параметру «Сознательное родительство»
Компоненты Среднее значение
Родительские позиции 22,1
Родительские чувства 21,1
Родительская ответственность 24,7
Родительское отношение 24,6
Наибольший показатель относится к шкале «Родительская ответственность» (24,7), что может свидетельствовать о том, что молодые отцы понимают свою роль в укреплении семьи, ведут наравне с супругой домашнее хозяйство, принимают непосредственное активное участие в воспитании ребенка. Испытуемые считают себя отзывчивыми к призывам о помощи в своей семье. На наш взгляд, тот факт, что молодые отцы получили наибольший показатель по данной шкале, может свидетельствовать об их стремлении реализовывать идею о том, что мужчина должен быть серьезным и ответственным человеком во всех сферах жизни, в частности - в семье. Теперь обратимся к также высокому показателю по шкале «Родительское отношение» (24,6). Испытуемые оценивают себя как отцов, которые искренне относятся как к супруге, так и к ребенку, способны признать свою неправоту в отношении семьи. Но при этом не каждый молодой человек утвердительно ответил на вопрос о том, чересчур ли он снисходительно относится к домашним, проявляют интерес к ребенку и его делам, переживаниям. Многие молодые отцы оценивают себя как доброжелательных молодых людей. Что же относится к шкале «Родительские позиции» (22,1), то здесь можно отметить следующее: в основном молодые отцы стремятся взаимодействовать с семьей, и частности с ребенком, с позиции сотрудничества, считаться с мнением ребенка, принимая какое-либо решение. Испытуемые считают, что как родители, они способны настоять на своем. Бесспорным для них является тот факт, что родитель должен пользоваться в семье уважением. В целом для всех молодых отцов в меньшей степени характерно проявление родительских чувств (21,1), то есть они считают, что не всегда смогут простить своему ребенку какой-либо проступок, вероятно, для них составляет определенную трудность понимать чувства членов своей семьи. Также испытуемые предполагают, что ребенок в некоторых ситуациях может вызывать у родителей негативные чувства. Многие отцы оценили себя как человека, который не любит опекать. Выше указанные особенности могут свидетельствовать о том, что в своем поведении молодые отцы реализуют полоролевые стереотипы, а именно: мужчины не должны открыто проявлять свои чувства.
Таким образом, в целом для нашей выборки молодых отцов характерно ответственное отношение к выполнению роли супруга и отца. Они оценили себя как открытых и искренних супругов и отцов. Взаимодействие в семье чаще всего происходит с позиции сотрудничества. Вероятно, для них составляет определенную трудность понимать чувства и переживания членов своей семьи.
Таблица 2
Средние значения по параметру «Я как отец»
Составляющие Средние значения
Когнитивный компонент 16,7
Эмоциональный компонент 18,4
Поведенческий компонент 14,0
Многие испытуемые отметили, что счастливы быть отцом (эмоциональный компонент - 18,4). Они считают себя любящими, добрыми отцами, которые, при этом,
могут иногда и повысить голос на своего ребенка. Следует отметить, что лишь несколько человек оценили себя максимальной оценкой по качествам «мягкий», «ласковый», «теплый». Это может свидетельствовать о выше упомянутом нами стереотипе
о требованиях общества к соответствующим качествам отца. Испытуемые достаточно осведомлены о том, каким должен быть отец, об основных функциях, обязательствах, которые накладывает на него роль отца (когнитивный аспект - 16,7). В большинстве случаев молодые отцы оценивают себя как ответственных, прощающих, практичных, сильных родителей. При этом, они отмечают, что могут чего-то не знать или не уметь как отец. Большинство молодых людей считают, что они уважают своего ребенка. Многими молодыми отцами было отмечено, что они не всегда могут терпеливо относиться к каким-либо проступкам со стороны ребенка. Зачастую наличие таких знаний об особенностях отцовства может быть результатом того, что они передаются из поколения в поколение, от отца к сыну в форме каких-либо высказываний, реплик, замечаний; очень важным здесь также является собственный пример отца и наблюдение будущего папы за поведением других родителей. Как показывают полученные данные, многие молодые отцы в реальном поведении стремятся по мере возможности баловать ребенка, помогать ему (поведенческий компонент - 14,0). Они отмечают, что не всегда могут повлиять на своего ребенка, стараются не ограничивать его свободу. В общем можно отметить, что реальное поведение отцов и их знания об особенностях отцовства сильно разнятся.
Таким образом, все молодые отцы нашей выборки достаточно осведомлены об особенностях отцовства (функциях, обязательствах). Большинство участников выборки считает себя любящими, внимательными отцами. Многие молодые отцы в реальном поведении стремятся по мере возможности баловать ребенка, помогать ему. При этом отмечается, что происходит своеобразный разрыв между знаниями, представлениями об особенностях отцовства, эмоциональным компонентом родительства и реальным поведением молодого отца.
Далее обратимся к рассмотрению особенностей представлений об отцовстве на основе полученных данных по методике «Представления об идеальном родителе».
Таблица 3
Средние значения по параметру «представления об идеальном родителе»
Составляющие Средние значения
Когнитивный компонент 20,4
Эмоциональный компонент 17,2
Поведенческий компонент 14,6
Молодые отцы имеют богатый запас знаний относительно ожиданий общества к поведению отца, его отношения к ребенку, его функций (когнитивный компонент -20,4). В отношении представлений о себе как идеальном родителе очень большое значение приобретают социальные стереотипы, в которых достаточно четко прописаны особенности отцовства. В социальных представлениях об отцовстве, а точнее - в эмоциональном компоненте родительского поведения (17,2), преобладает эмоциональнооценочное отношение к ребенку, то есть оценка отцом поведения, поступков, эмоциональных реакций ребенка. Такое отношение, на наш взгляд, может способствовать отдалению, дистанцированию родителя от ребенка. Это может происходить из-за того, что в традиционном российском обществе принято мужчинам проявлять интерес к ребенку лишь тогда, когда он достигнет более «сознательного» возраста. (Напомним,
что возраст детей наших испытуемых - от 7 месяцев до 2 лет.) В этом случае ребенок становится интересен отцу в плане совместных игр, забав, постепенного привлечения к труду. Дистанцирование отца от ребенка также может быть следствием недостаточности знаний об особенностях развития ребенка в промежуток от рождения до двух лет.
Итак, все молодые отцы достаточно осведомлены о особенностях отцовства, которые транслирует ему общество через различные социальные институты. Мы можем предположить, что для них характерно эмоционально-оценочное отношение к ребенку.
Далее рассмотрим различия между представлениями о себе как об отце и социальными представлениями об отцовстве, которые сложились у наших испытуемых.
к 25
® 20 со
м 15 ф 1 10 ч
ф с
а 5 о
0
□ Я как отец
□ Я как идеальный отец
2
3
компоненты
1
Рис. 1 Различия в представлениях об отцовстве
1 - когнитивный компонент, 2 - эмоциональный компонент,
3 - поведенческий компонент.
В общем, для всей выборки характерно повышение показателей по когнитивному компоненту родительского поведения как по методике «Я как отец», так и по методике «Представление об идеальном родителе». При этом наблюдается повешение показателя по последней методике. На наш взгляд, это является закономерным результатом, так как социальные требования к поведению отца регламентированы во многих социальных институтах (родительская семья, школа и т. д.). Поэтому молодой человек, так или иначе, усваивает ожидания и требования общества. На рисунке мы также можем видеть несущественное различие между средними показателями по эмоциональному аспекту. В данном случае мы можем говорить о том, что отношение к ребенку носит не только регламентированный характер, но и проявляется при реальном взаимодействии родителя и ребенка. Поэтому мы говорим о повышении средних значений по методике «Я как родитель». В отношении поведенческого компонента наблюдаются незначительные различия.
Полученные данные по изучению удовлетворенностью браком в группе молодых отцов приведены в таблице:
Таблица 4
Процентное распределение полученных данных по удовлетворенности браком
Уровень удовлетворенности браком Диапазон в баллах Число испытуемых в %
Низкий уровень От (-8) до 8 28
Средний уровень От 11 до 15 39
Высокий уровень От 17 до 23 33
Наша выборка была разделена на три группы в соответствии с полученными данными. Для 28 % испытуемых характерен низкий уровень удовлетворенности браком, который может сигнализировать о наличии дисгармоничных отношений между супругами. Для 33 % молодых отцов характерен высокий уровень удовлетворенности браком, который свидетельствует о гармоничных отношениях между супругами. Для 39 % участников выборки характерен средний уровень удовлетворенности браком.
В исследовании мы учитывали только лишь данные первой и третей групп. Это проводилось с целью выявления особенностей представлений об отцовстве у молодых отцов с низким и высоким уровнем удовлетворенности браком.
Далее обратимся непосредственно к результатам изучения особенностей представления об отцовстве у молодых отцов с разным уровнем удовлетворенности браком.
Результаты проведения математико-статистической обработки полученных данных позволяет сделать вывод о том, что существуют различия в собственных представлениях об отцовстве у выделенных нами двух групп молодых отцов. Данные различия наблюдаются во всех аспектах родительского поведения.
Таблица 5
Средние значения по параметрам
Уровень удовл. браком Сознтел. род-во Я как отец Я как идеальный отец
РП РЧ РО РОт К.А. Эм.А. П. А. К.А. Эм.А. П. А.
Высокий уровень 21,8 23,4 27,2 25,6 17,6 19,4 14,8 24 17 18
Низкий уровень 21,75 18,75 22,75 23,9 19,1 18,6 17,3 20,1 17,9 17,75
Так, у молодых отцов с высоким уровнем удовлетворенности браком более выраженным является эмоциональный компонент реального родительского поведения (методика «Я как отец») (х2=44,88). На наш взгляд, данный факт может быть связан с тем, что в целом удовлетворенность семейной жизнью, гармоничные отношения с супругой накладывают «отпечаток» и на взаимоотношения с ребенком, на его позитивное восприятие. То есть молодой отец уделяет больше внимания к ребенку, проявляет к нему теплые и нежные чувства. При этом не происходит «разграничения» сфер супружеских отношений и детско-родительских, так как они в целом воспринимаются как эмоционально позитивные. У испытуемых с низким уровнем удовлетворенности браком этот компонент не так сильно выражен (18,6), что может свидетельствовать все о той же недифференцированности отношений с супругой и ребенком, то есть негативное переживание молодым человеком своих брачных отношений будет в некоторой степени спроецировано и на отношения с ребенком. При этом, в данной группе молодых отцов происходит смещение объекта привязанности с супруги на ребенка. Существуют различия в когнитивном компоненте родительского отношения в двух группах(х2=35,72). Более выражен данный компонент у испытуемых с низким уровнем удовлетворенности браком (19,1). Это могло возникнуть вследствие того, что напряженные взаимоотношения с супругой предоставляют возможность молодому отцу сосредоточить свое внимание на выполнении отцовской роли, что предполагает знание основных функций и обязанностей отца. А у молодых людей с высоким уровнем удов-
летворенности браком данный показатель ниже (17,6). В отношении данного факта можно сделать следующее предположение: гармоничные взаимоотношения с супругой предполагают совместное воспитание ребенка. При этом молодой отец может чего-то и не знать, ведь практически всегда рядом с ним находится его супруга, которая может восполнить пробелы в его осведомленности относительно родительских функций и обязанностей. В поведенческом аспекте родительского поведения также наблюдаются различия (х2=65,35). У молодых людей с низким уровнем удовлетворенности браком данный аспект более выражен (17,3). На наш взгляд, это может быть связано с тем, что эти отцы, уделяя больше внимания выполнению родительских функций, проводят много времени с ребенком, принимает участие в его играх, постепенно обучает его чему-либо. Как мы можем видеть, в отношении данной группы испытуемых (с низким уровнем удовлетворенности браком) показатели аспектов родительского поведения находятся в логической взаимосвязи, то есть наличие знаний об особенностях роли отца и позитивное восприятие ребенка находят свое отображение в поведении отца. У испытуемых с высоким уровнем удовлетворенности браком показатель по этому компоненту родительского поведения ниже (14,8), нежели у предыдущей группы. Данный факт может быть связан с тем, что совместное воспитание ребенка может «освобождать» молодого отца от выполнения некоторых функций родителя.
В отношении социальных представлений об отцовстве между выделенными нами группами также имеются различия. В когнитивном аспекте родительского поведения (X2 = 119,5)наибольший балл получила группа испытуемых с высоким уровнем удовлетворенности браком (24). Это свидетельствует о том, что данная группа отцов более осведомлена о тех требованиях, которые предъявляет общество к отцу, нежели отцы из второй группы (20,1). Здесь можно выдвинуть и другое предположение относительно того, что в сознании молодых людей с низким уровнем удовлетворенности браком собственные и социальные представления об отцовстве находятся очень близко. То есть имеющиеся у них знания о тех функциях, которые он либо уже выполняет, либо это только предстоит ему выполнять, не имеют больших отличий от идеальных представлений относительно этих функций. В эмоциональном аспекте также были выявлены различия между двумя группами: показатель по этому аспекту более выражен у молодых отцов с низким уровнем удовлетворенности браком (17,9). Это также может свидетельствовать о небольшой «оторванности» у этой группы социальных представлений об эмоциональном отношении к ребенку от реального отношения к своему ребенку. В отношении поведенческого аспекта родительского поведения между двумя группами не было выявлено различий.
Далее обратимся к рассмотрению результатов проведения опросника «Сознательное родительство». Были выявлены различия по шкалам «родительские чувства» (Х2=31,76), «родительская ответственность» (х2=37,8) и «родительское отношение» (х2=30,66). По выше указанным шкалам наблюдается повышение значения только у молодых отцов с высоким уровнем удовлетворенности браком. Мы считаем, что высокий показатель у этой группы испытуемых по шкале «родительские чувства» (23,4) тесно связан с высоким показателем эмоционального компонента родительского поведения и отражает сходные тенденции с этим компонентом, то есть эмоционально позитивное восприятие ребенка, проявление к нему теплых чувств, общение с ним у отца вызывает приятные переживания, родитель многое готов простить своему ребенку, считает, что ребенок не способен принести родителям беспокойства и негативных эмоциональных переживаний. На наш взгляд, это также связано с удовлетворенностью молодого отца своими супружескими отношениями, которое сказывается и на отношениях с ребенком, на его восприятии. Мы предполагаем, что высокий показатель по шкале «родительская ответственность» (27,2) тоже очень тесно связан с удовлетворенность браком, ведь если мужчину принимают в семье, уважают и считаются с его мнением, то он готов принимать на себя выполнение всех функций, которые накладывают на него роль мужа и отца. А осуществление этих функций тесно связано с
тем, что он берет на себя ответственность не только за выполнение обязанностей супруга и родителя, но и отчасти за всех членов семьи. Высокий показатель по шкале «родительское отношение» (25,6) в группе молодых отцов с высоким уровнем удовлетворенности браком может свидетельствовать о том, что гармоничные взаимоотношения с супругой предполагают взаимодействие равно как с ней с позиции сотрудничества, которое включает в себя согласование своих планов с планами жены, проявление неподдельного интереса к чувствам, переживаниям супруги, а также признание собственной неправоты в случае ошибки. Данная позиция сотрудничества распространяется также и на сферу общения с ребенком, только в данном случае молодой отец проявляет интерес к чувствам и переживаниям его ребенка.
Таким образом, у молодых отцов с низким уровнем удовлетворенности браком более выраженным является когнитивный компонент родительского поведения, то есть они более осведомлены об особенностях отцовства (функции, обязательства). Также для них характерен высокий показатель по поведенческому аспекту, что предполагает реализацию полученных знаний в реальном родительском поведении. Для молодых отцов с высоким уровнем удовлетворенности браком характерен более высокий показатель по эмоциональному компоненту родительского поведения, то есть проявление искренних, добрых чувств к своему ребенку, отсутствие стыда за своего ребенка; отец эмоционально готов к родительству. Также для этой группы испытуемых характерен более высокий показатель по шкале «родительская ответственность» опросника «Сознательное родительство».
Список литературы
1. Голод С. И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты.-Л., 1984. - 135 с.
2. Евсеенкова Ю. В. Система отношений в диаде «Отец - ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - №4. - С. 30 - 47.
3. Евсеенкова Ю. В., Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен. - Кемеровский Гос. Университет: 2003.
4. Кон И. С. Отцовство как социокультурный институт // // Педагогика. - 2005. -№9. - С. 3 - 16.
5. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов ВУЗов. -М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 368 с.
YOUNG FATHERS' REPRESENTATIONS OF FATHERING
N V Akinshyna At the article lets definitions of ideas «fathering», «idea of fathering».
Results of empirical research of traits of ideas of fathering at young fathers Belgorod National with different level of satisfaction of marriage presents at the article.
Research University
Key words: fathering; idea of fathering; emotional, cognitive and be-e-mail: havioral components of idea of fathering.