Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Софья Петровна

В статье приводятся данные исследования особенностей представлений о семье у старших дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Результаты проведения методик Субъективная оценка межличностных отношений ребенка (М. М. и Н. Я. Семаго), Цветовой тест отношений (А. М. Эткинда), рисунок семьи (Г. Т. Хоментаускас) показали, что представления о семье у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата характеризуются малой осведомленностью о личностных качествах членов семьи, недостаточным развитием эмоциональной стороны оценки родителей, большей дифференциацией образа отца, бедностью и узостью знаний о родителях, даже при положительной их оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Софья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IDEAS ABOUT THE FAMILY IN CHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article presents the results of a study which explored how older preschool children with impaired musculoskeletal function conceptualize the idea of family.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

http://saf. petrs u.ru http://petrsu. ru

Издатель

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

http ://saf.petrsu.ru

№1(21) / 2021

Главный редактор И. М.Суворова

Заместитель главного редактора М.И.Зайцева

Редакционный совет

B.А. Шлямин В.С. Сюнёв

Г.Н. Колесников

C.В. Волкова

Редакционная коллегия

А.Ю. Борисов П.С. Воронина (ответственный секретарь) Р.В. Воронов Т.А. Гаврилов Е.О. Графова Л.А. Девятникова М.И. Зайцева А.А. Ившин А.Ф. Кривоноженко А.А. Кузьменков Е.Н. Лузгина Ю.В. Никонова М.И. Раковская А.А. Скоропадская Е.И. Соколова И.М. Соломещ А.А. Шлямина

Редакция

А. Г. Марахтанов А. А. Малышев Р. А. Мацуев

ISSN 2500-140Х

Адрес редакции

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail:saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

о

http://saf. petrs u. ru

http://petrsu.ru

Образование и педагогические науки

Особенности представлений о семье у детей с нарушением функции опорно- двигательного аппарата

СМИРНОВА Софья Петровна

Ключевые слова:

диагностика; детско- родительские отношения;

представления о семье; старший дошкольный возраст;

дети с нарушениемфункций

опорно-двигательного

аппарата.

студент, Петрозаводский государственный университет (Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33), sofya smirnova.aa@mail.ru

Аннотация: в статье приводятся данные исследования особенностей представлений о семье у старших дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Результаты проведения методик Субъективная оценка межличностных отношений ребенка (М. М. и Н. Я. Семаго), Цветовой тест отношений (А. М. Эткинда), рисунок семьи (Г. Т. Хоментаускас) показали, что представления о семье у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата характеризуются малой осведомленностью о личностных качествах членов семьи, недостаточным развитием эмоциональной стороны оценки родителей, большей дифференциацией образа отца, бедностью и узостью знаний о родителях, даже при положительной их оценке.

Основной текст

Особенности представлений о семье у детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата - важный и актуальный вопрос, который на сегодняшний день является малоизученным. Область внутрисемейных отношений закрыта, но именно она может играть решающую роль в развитии ребенка. Семья является фундаментом построения межличностных отношений, становления личности. [Целуйко, с. 112-135] Формирование образа и представлений о семье рассматривалось в трудах многих педагогов, например: A. B. Мудрик, P. C. Буре, Л. Ф. Обухова, Л. В. Коломийченко, Н. И. Демидова и др. [Сергеева, с. 54]

К сожалению, образ семьи бывает часто искажен вследствие различных факторов. Например, нахождение в неблагополучной, неполной семье или семье, находящейся в статусе социального риска, наличие особых возможностей здоровья ребенка, которые могут затруднять усвоение нужного опыта и знаний. [7; с. 4-7]

По данным исследований уже с первых лет жизни у ребенка образ семьи складывается стихийно: он отличается фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной окраски, наблюдается искаженность в сопоставлении с идеалом семьи в традиционной и православной культурах. Все это может говорить о скудной информированности детей о своих близких, недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи. [Куликова, с. 219]

Сложности принятия и понимания семьей ребенка с ОВЗ, отрицательный эмоциональный климат в семье, неправильно выбранные стили воспитания, неблагоприятный психологический статус - все это оказывает огромное влияние на формирование личностных представлений ребенка [Васина, с. 2-4]. Если мы говорим, что при нормотипичном развитии у дошкольников «стихийный» образ имеет свои черты, то является очевидным, что для детей с нарушением функций ОДА, в силу особенностей развития и семейной ситуации, вопрос изучения их представлений о семье стоит еще более остро [Демидова, с. 22-25]. При нарушении опорно-двигательного аппарата представления могут формироваться с искажениями или отставанием вследствие структурных нарушений [Эриксон, с. 23-26]

Целью нашего исследования стало изучение особенностей представлений о семье у старших дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НФОДА). Мы предполагаем, что представления о семье у данных детей отличаются скудностью, слабой дифференцированностью, эмоциональной ненасыщенностью. В исследовании использовались метод беседы и проективные методики: СОМОР (М. М. и Н. Я. Семаго), ЦТО (А. М. Эткинда), рисунок семьи (Г. Т. Хоментаускас).

В ходе проведения беседы было выяснено, что все дети, кроме одного, смогли дать определение слову семья. В большинстве случаев они просто перечисляли родственников или определяли данное понятие по факту совместного проживания

(«живем все вместе»). 9 детей из 10 смогли назвать имена своих родителей.

Дети выделили, что чаще всего «мама занимается» домашними делами, играет с ребенком, смотрит телевизор, красится, помогает с уроками, работает. Среди «занятий папы» были отмечены следующие: смотрит телевизор, играет с ребенком, занимается домашними делами, работает, отдыхает, шутит, занимается спортом.

Дошкольники характеризуют «настроение мамы» как веселое, злое, доброе, спокойное; реже описывали как грустное, хорошее, радостное, серьезное, ласковое, милое. «Настроение папы» оценивают как веселое, злое, доброе, хорошее; также встречались ответы типа: грустное, радостное, спокойное, шутливое, улыбчивое.

Большинство детей отметили, что «совместным занятием членов семьи» является игра: ролевая, подвижная, настольная; просмотр телевизора, сбор «Лего», творческая деятельность (рисунки, поделки; прогулка, катание на велосипеде, чтение).

По представлению детей, «мама должна быть» доброй, хорошей, заботливой, веселой, а также милой, ласковой, улыбчивой. «Папа должен быть» добрым, хорошим, веселым, заботливым, а также может носить на руках, не ругать, улыбаться, играть с ребенком, быть иногда злым, серьезным, красивым, здоровым.

Таким образом, дети с НФОДА плохо дифференцируют настроение, оценивая его как веселое, злое и доброе. Их ответы эмоционально не насыщены, однообразны и не завершены. Занятия родителей ограничиваются домашними делами, игрой с ребенком, просмотром телевизора. Для «желаемых» родителей дети выбирают такие качества, как доброта, способность «быть хорошим». Остальные характеристики используются с малой осознанностью - дошкольники не имеют полного образа и представлений об обязанностях и личностных качествах мамы и папы. При выполнении методики СОМОР дети чаще указывали на положение родителей рядом с собой (или на незначительном расстоянии), что может говорить о близких взаимоотношениях. Они проводят много времени вместе и занимаются различной деятельностью (вместе играют, гуляют, конструируют, отдыхают).

При выполнении задания 1 («Посмотри, здесь нарисован стол и стулья вокруг него. Представь, как бы сели вокруг этого стола члены твоей семьи») все 10 детей отметили свое положение рядом с родителями, так как изображенные стол и стулья, могут восприниматься как ситуация совместного приема пищи. А при выполнении задания 6 («Кого бы ты мог здесь представить; что здесь происходит...») только двое детей отметили положение рядом с родителями, пятеро - на незначительном расстоянии, трое -на расстоянии. Так как по условиям задания дети сами могли выбрать любую ситуацию, их ответы позволяют выявить более реальную ситуацию взаимоотношений в семье.

В задании 2 («Представь себе, что у вас есть большой дом, в нем восемь комнат: в одних окна выходят на солнечную сторону, в других - на густой и темный лес. Как бы ты поселил в этом дом членов своей семьи») семеро детей выделяют положение рядом с родителями и трое - на расстоянии. В основном такой выбор был сделан детьми на

основании реальной семейной атмосферы и собственных желаний.

В задании 3 («Здесь нарисован двор, в котором гуляют дети. Покажи, где находишься ты») пятеро детей определили положение рядом с родителями, четверо - на незначительном расстоянии, один ребенок - на расстоянии. Выбор детей был основан на реальной ситуации прогулки, часто дети отмечали, что родители гуляют с ними вместе, но находятся недалеко, занимаясь своими делами («мама ждет меня»).

В задании 4 («Посмотри, здесь нарисована дорога от остановки до детского сада. Представь, что ты идешь в детский сад») восемь детей определили положение рядом с родителями, двое - на незначительном расстоянии. Чаще данная ситуация понимается как «мы вместе идем в садик».

В задании 5 («Посмотри, а здесь нарисована дорога, наоборот, от детского сада до дома») восемь детей определили расположение рядом с родителями, двое - на незначительном расстоянии. Часто данная ситуация трактуется как «Мама/папа забирает/забирают меня из садика мы вместе идем домой...».

Дошкольники с НФОДА наиболее часто выбирают положение рядом с родителями и на незначительном расстоянии, что может говорить о близком общении, взаимодействии с семьей в повседневной жизни. Однако следует отметить, что страдает эмоциональная сторона отношений, ответы детей типичны, усреднены.

Таблица 1.

Результаты проведения методики Цветовой тест отношений (ЦТО) с детьми с НФОДА.

Цвет Я Папа Мама Семья

Синий - - - -

Желтый 3 2 3 5

Красный 1 4 - 3

Зеленый 1 - - -

Фиолетовый 4 1 4 1

Коричневый - 2 - -

Серый 1 1 1 1

Черный - - 2 -

В таблице цифрами обозначено количество детей с НФОДА, совершивших определенный выбор.

Из результатов методики ЦТО мы видим, что дети чаще всего определяют свой образ основным и дополнительным цветами (фиолетовым, желтым), что может говорить о детской лабильности, неопределенности и в то же время открытости и жизнерадостности. Также дети выбирают для себя красный, зеленый, серый («спокойный») цвета, что может

свидетельствовать об удовлетворенности и принятии своего положения в системе семейных отношений. Все ранги положительны.

Образ отца чаще соотносится с основным (красным) цветом что может говорить об активном участии, готовности к эмоциональному общению. По двое детей выделили желтый (открытость, общительность, активность) и коричневый (напряжение, пассивность, стремление к комфорту). Большинство детей удовлетворены взаимоотношениями с папой. Только 2 отрицательных ранга.

Образ матери чаще соотносят с основным и дополнительным цветами (фиолетовым, желтым), что может говорить о неуверенности, неопределенности, но в то же время открытости, общительности и жизнерадостности. Большинство детей удовлетворены взаимоотношениями с матерью. Только 1 отрицательный ранг.

Образ семьи дети чаще соотносят с основными цветами (желтый и красный), что может говорить об активности, открытости, готовности к эмоциональному общению. Большинство детей удовлетворены взаимоотношениями с семьей. Только 1 отрицательный ранг.

Отмечено соотношение ребенок, мама, папа и семья 2 раза определяемое дополнительными цветами (серый, фиолетовый) с положительным рангом. Это может говорить об эмоциональной стабильности, чувстве единства, тесных и эмоциональных взаимоотношениях в семье. Соотношение мама и ребенок обозначалось у 1 ребенка дополнительным цветом (фиолетовый) с положительным рангом, указывающим на идентификацию с мамой. Идентификация себя с папой отмечена также у 1 дошкольника.

При соотношении идентификации своего и семейного цвета с цветом родителей и раскладки предпочитаемых цветов можно выделить, что отец является более значимым взрослым у 3 детей. В 5 семьях мама является более значимым взрослым, в 2 остальных сложно выделить значимого взрослого, так как дети определяют всю семью одним цветовым обозначением. На основании результатов методики можно предположить, что у детей достаточно тесные взаимоотношения с родителями и семьей в целом. Только у двоих детей наблюдается сложность идентификации с родителями и семьей.

В «Рисунке семьи» все дети с нарушением функций ОДА, кроме одного, изобразили на листе маму, папу и себя. Рисунок с мамы начинают 4 ребенка, с папы 3 ребенка, с сестры/ брата 2 ребенка, что подчеркивает значимость данного члена семьи. И один ребенок начал рисовать с себя, можно предположить, что он считает главным в семье себя.

У большинства детей значимым взрослым был выделен отец, лишь один ребенок выделил маму как значимого взрослого, двоим детям сложно его выделить. Можно предположить, что образ отца более дифференцирован и насыщен. Все дети изобразили

67

персонажей улыбающимися, в совместной деятельности. Только 4 рисунка выполнены в цвете. В целом можно отметить, что дети с нарушением функций ОДА понимают значимую роль родителей, однако «страдает» эмоциональный компонент взаимоотношений.

Представления ребенка о семье складываются из множества факторов: психологического климата в семье, стилей воспитания, детско-родительских и родительских взаимоотношений. В силу особенностей развития у детей с НФОДА затруднено восприятие образа семьи, формирование представлений о ней. Так, примененные в исследовании методики показали, что дети менее осведомлены о личностных качествах членов семьи, не дают насыщенной эмоциональной оценки, мало дифференцируют настроение и характер родителей, взаимодействие и общение с семьей часто ограничено режимными моментами, взаимоотношения менее личные и эмоциональные. Образ отца у детей более дифференцирован и выделяем, чем образ мамы. Родители чаще положительно характеризуются, но при этом наблюдается бедность и узость знаний о них.

При условии коррекционно-развивающего обучения, приобщения к нему семьи, грамотно выстроенной помощи в расширении и систематизации знаний ребенок с НФОДА имеет реальную возможность для правильного, равномерного развития всех сторон его личности.

© 2021 Смирнова С. П.

Список литературы:

1. Васина С. М. Особенности формирования представлений о семье // Вестник КГПУ. - 2014. - №7 - С. 55-62.

2. Демидова Н. И. Формирование "образа семьи" у старших дошкольников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2003. — С. 182.

3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

— С. 232.

4. Сергеева Р. Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников / Р. Н. Сергеева, В. Э. Головенко, Л. В. Гильманова. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 56-59.

5. Шипицина Л. М. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Владос, 2004. — С. 368.

6. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон // Детство и общество — Летний сад, 2000. — С. 416.

7. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко // Психология

68

современной семьи — Москва ГИЦ «ВЛАДОС», 2003 — С. 135.

Education and teaching science

Features of ideas about the family in children with disorders of the musculoskeletal system

Studen, Petrozavodsk state University (33 Lenin SMIRNOVA Sofya Petrovna Ave., Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia),

sofya smirnova.aa@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Abstract: The article presents the results of a

diagnostics; study which explored how older preschool

child-parent relationship; children with impaired musculoskeletal function

idea of fam ily; conceptualize the idea of family

older preschool children;

children with impaired musculoskeletal function

References:

1. Vasina S. M. Osobennosti formirovanija predstavlenij o sem'e // Vestnik KGPU. - 2014. - №7 - S. 55-62.

2. Demidova N. I. Formirovanie "obraza sem'i" u starshih doshkol'nikov: dis. kandidat pedagogicheskih nauk: 13.00.01 - Obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija. Moskva. 2003. — S. 182.

3. Kulikova T. A. Semejnaja pedagogika i domashnee vospitanie: Uchebnik dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. Zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 1999.

— S. 232.

4. Sergeeva R. N. Puti formirovanija obraza sem'i u starshih doshkol'nikov / R. N. Sergeeva, V. Je. Golovenko, L. V. Gil'manova. // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Samara, avgust 2015 g.). — Samara: OOO "Izdatel'stvo ASGARD", 2015. — S. 56-59.

5. Shipicina L. M. Mamajchuk I.I. Psihologija detej s narushenijami funkcij oporno-dvigatel'nogo apparata. - M.: Vlados, 2004. — S. 368.

6. Jerikson Je. G. Detstvo i obshhestvo / Je. G. Jerikson // Detstvo i obshhestvo — Letnij sad, 2000. — S. 416.

7. Celujko V. M. Psihologija sovremennoj sem'i / V. M. Celujko // Psihologija sovremennoj sem'i — Moskva GIC «VLADOS», 2003 — S. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.