Научная статья на тему 'Особенности представлений о себе и мире и их взаимосвязь с уровнем самоактуализации и смысложизненными ориентациями у современных старшеклассников'

Особенности представлений о себе и мире и их взаимосвязь с уровнем самоактуализации и смысложизненными ориентациями у современных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEENAGERS / THINKING AND IDEAS / PERSONALITY DEVELOPING / WORLD AS A WHOLE / INSIDE AND OUTSIDE WORLD / STRATEGY FOR FUTURE DEVELOPING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева О.С., Грачева Н.М.

The subject of researching the subjective picture of teenager’s thinking of themselves, the world as a whole and the necessity for developing their personal moral and harmony in a modern world using the possibilities of psychology are the questions of this article. It is possible to look for the answer in empirical researching through the group of teenagers following their ideas they got from inside and outside which becomes their strategy for their future personal development. The teenagers were divided into three parts to give them short characteristics with real possibilities for future developing their personalities. The result of the study emphasizes that need professional psychological and pedagogical student-concerned work with teenagers in connection with a large number of respondents constituting risk group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The particular ideas about themselves and the world and their interrelation with the level of self-actualization and vital orientations in modern high school

The subject of researching the subjective picture of teenager’s thinking of themselves, the world as a whole and the necessity for developing their personal moral and harmony in a modern world using the possibilities of psychology are the questions of this article. It is possible to look for the answer in empirical researching through the group of teenagers following their ideas they got from inside and outside which becomes their strategy for their future personal development. The teenagers were divided into three parts to give them short characteristics with real possibilities for future developing their personalities. The result of the study emphasizes that need professional psychological and pedagogical student-concerned work with teenagers in connection with a large number of respondents constituting risk group.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о себе и мире и их взаимосвязь с уровнем самоактуализации и смысложизненными ориентациями у современных старшеклассников»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

О.С. Васильева, Н.М. Грачева

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия List-n@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И МИРЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ У СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

[Vasilieva O.S., Gracheva N.M. The particular ideas about themselves and the world and their interrelation with the level of self-actualization and vital orientations in modern high school]

The subject of researching the subjective picture of teenager's thinking of themselves, the world as a whole and the necessity for developing their personal moral and harmony in a modern world using the possibilities of psychology are the questions of this article. It is possible to look for the answer in empirical re -searching through the group of teenagers following their ideas they got from inside and outside which be -comes their strategy for their future personal development. The teenagers were divided into three parts to give them short characteristics with real possibilities for future developing their personalities. The result of the study emphasizes that need professional psychological and pedagogical student-concerned work with teenagers in connection with a large number of respondents constituting risk group.

Key words: teenagers, thinking and ideas, personality developing, the world as a whole, inside and outside world, strategy for future developing.

В последнее время встречаются труды и статьи, направленные на прояснение предмета психологии как таковой [14]. На каком-то этапе психология от глубинных исследований психической жизни, душевных проявлений перешла в утилитарное русло. Но даже Рубинштейн, сам пройдя определенный путь трансформации своих воззрений на роль и функции психологии, писал: « психология ... не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, в конечном счете, приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей» [11]. Сейчас наблюдается смещение приоритетов в этом направлении и чаще всего ссылаются на работы К.А. Абдульхановой-Славской, П.Я. Гальперина, Д.А.Леонтьева, А.В.Петровского, В.Э. Франкла и других.

Как психологов, наши усилия стоит направлять на исследование природы нашего «Я», причин осознания себя в том или ином ключе, истоков специфического индивидуального миропонимания. Как внешнее преломляется через внутреннее, как этот процесс детерминирован, каким образом обусловливается такое многообразие субъективных картин мира? Результаты этой кропотливой работы помогут в раскрытии потенциала каждого конкретного человека в рамках личностной и общественной реализации. Понимание природы тех или иных представлений (индивидуальных ответов на вопросы «кто я?», «каков мир?», «каковы мои взаимоотношения с ним?») и особенностей мироощущения помогут раскрыть причины затруднений, проблем и даже заболеваний независимо от степени их тяжести, с которыми сталкивается человек.

Формирование целостных представлений о мире влечет за собой не только качественные изменения сознания и личности, но и означает, что человек способен более полно и глубоко понимать окружающий мир [3]. Целостная картина мира выступает той системой координат, которая определяет направленность активности человека, его приоритеты в жизни, деятельности, творчестве. Наши исследования показывают, что человеку зачастую сложно ответить на вопрос «Кто Я?», независимо от возраста.

Особое значение данная проблема приобретает в подростковом, юношеском возрасте, когда молодые люди стоят на пороге самостоятельной жизни. В этом возрасте идет самоосознание, самоопределение человека в мире, и важно сформировать адекватные представления, которые позволят выстроить иерархию целей и ценностей, определить направление самореализации. Еще пару десятков лет назад профориентирование подростков выпускных классов учитывало характеристики потенциального специалиста для того, чтобы определиться с направлением дальнейшего образования и деятельности. Сейчас же выбор определяется престижностью и уровнем зарплат.

В связи с этим, мы решили провести исследование картины мира, присущей современным старшеклассникам. Начали с исследования ее базовых аспектов, в частности: кто я, как я вижу мир, как я могу реализоваться в нем?

Актуальность исследования обусловливается:

Во-первых, современной социальной востребованностью исследования смысложизненных ориентации подростков, особенностей их представления о себе и мире.

Во-вторых, необходимостью теоретического осмысления и изучения особенностей развития представлений о себе и их влияния на уровень самоактуализации.

В-третьих, необходимостью разработки системы психотехнических средств, направленных на психолого-педагогическую помощь в самоопределении и нахождении жизненных приоритетов.

Цель этого этапа исследования: выявить особенности представлений о себе и мире и их взаимосвязь с смысложизненными ориентациями и уровнем самоактуализации у старшеклассников.

Объектом исследования стали юноши и девушки выпускных классов в возрасте от 15 до 18 лет школ города Ростова-на-Дону (50 девушек и 43 юноши).

Предмет исследования - особенности соотношения смысложизненной ориентации и уровня самоактуализации с представлениями о себе и мире у старшеклассников.

Новизна исследования в том, что использованные проективные и стандартные методы позволили выяснить как собственно взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций, уровня самоактуализации с представлениями о себе и мире, так и их гендерный аспект. Набор методик позволил выявить группу риска с конкретными параметрами, для реализации дальнейшей психоло-го-коррекционной работы.

Практическое исследование включало: тест «Кто я?» Куна, модифицированный самоотчет «Мой мир: 20 из 80» и методику «Незаконченные предложения» Д.Сакса, модифицированной для подростков, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, тест на уровень самоактуализации личности (САТ) [9;10;12].

Анализ результатов полученных по методикам

Работа с тестом «Кто Я?» вызвала немало трудностей у подростков. Учащиеся подолгу размышляли, некоторые из них так и не смогли дать осознанный ответ на поставленный вопрос. Некоторые из них затруднялись охарактеризовать себя, описать мир, в котором они живут. С данными респондентами была проделана дополнительная индивидуальная работа после окончания исследования. И это лишь еще раз подчеркивает необходимость личностного взаимодействия с подростками, говорит о его недостатке в условиях сложившейся социальной и семейной обстановки.

Тест «Кто Я?» выявил очевидные затруднения с половой идентификацией подростков: 18 из 50 девушек и 14 из 43 юношей отметили принадлежность к социальной группе соответственно женщин и мужчин напрямую. В ответах 1 молодого человека и 2 девушек вообще данная характеристика отсутствует, по ответам невозможно определить половую принадлежность без дополнительных сведений. В ответах остальных она присутствует косвенно через окончания и обозначение ролей.

Чаше всего респонденты давали характеристику себя как субъекта социальной системы (семья, общество), субъекта общения и деятельности, давая при этом качественные характеристики, не всегда позитивные (некрасивая). Когда анализ проводился параллельно с тестом незаконченных предложений, выявилось сильное негативное влияние семьи на самовосприятие подростков (особенно неполной, таковых оказалось около 50%).

Методика «Мой мир: 20 из 80»

Данная методика нами была проведена в три этапа. На первом этапе предлагалось выбрать 20 характеристик, которые бы описывали мир, в котором живет испытуемый. На втором - выбрать 5 главных характеристик, описывающих мир, в котором живет. И на третьем - выбрать 5 основных характеристик, описывающих мир, в котором бы хотел жить респондент.

К более детальному анализу результатов мы вернемся ниже.

Результаты применения методики СЖО

Среднестатистические показатели испытуемых по субшкалам теста СЖО входят в норму только у 37% юношей и 32% девушек, что говорит об их способности жить настоящим, определять цели, которые придают осмысленность, направленность, временную перспективу и получать удовлетворение от их достижения, уверенности в своих способностях добиваться результатов.

Есть противоположная тенденция в количестве баллов у юношей и девушек по шкалам «Процесс жизни», «Локус контроля Я» и «Локус контроля жизнь»; и в том и в другом случае у юношей больший процент ниже нормы, у девушек выше нормы. У юношей в их восприятии происходящего есть неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, у девушек наоборот, из чего можно заключить, что девушки более мечтательны и оптимистично смотрят на свою жизнь и происходящее, правда, есть склонность переоценивать свои возможности, юноши же более практичны и менее удовлетворены происходящим.

Анализ результатов по тесту САТ

В группе девушек самые высокие значения получились по шкалам «ценностные ориентации», «самоуважения», «синергичность», что говорит о достаточно высоком уровне самоактуализации, склонности придерживаться тех идеалов и ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности; им свойствен нормальный уровень самоуважения в соответствии со своими возможностями и способностями; способность к целостному восприятию мира и людей, возможность осознанно связывать противоречивые жизненные явления.

Самый низкий рейтинг получили категории «взгляд на природу человека» и «ориентация во времени», что говорит о том, что испытуемые не видят в природе человека ничего хорошего; плохо ориентируются во времени, то есть живут либо прошлым, либо будущим, что может быть связанно с неадекватным соотнесением прошлого и будущего с настоящим. Это, в принципе, можно связать с возрастом испытуемых: большая часть из них «беременны будущим», и свою самоактуализацию связывают с реализацией своих потенциальных возможностей в будущем, не концентрируясь на настоящем.

У юношей высокие значения получились по шкалам «ценностные ориентации», «самоуважение», «синергичность» и шкале «принятие агрессии», что говорит о принятии агрессивности, как характерном для человека свойстве. Низкие результаты получены по таким категориям как «взгляд на природу человека» и «ориентация во времени».

Сравнение результатов по тестам СЖО и САТ в группах выделенных, на основе представлений о себе и мире.

С использованием контент-анализа результатов теста «Кто Я?», методики «Незаконченные предложения» и самоотчета «Мой мир: 20 из 80» респонденты были разделены на группы схожие по основным параметрам представлений о себе и мире.

Критерии отнесения к той или иной группе:

• полоролевая идентификация (ее наличие либо отсутствие, прямая идентификация или косвенная);

• временная перспектива (Прошлое-Настоящее-Будущее), то есть представленность всех времен в ответах респондентов;

• наличие различных социальных ролей (семья, учеба, отношения, представления о себе как о субъекте деятельности);

• представления о себе, мире и их эмоциональная окраска;

• наличие цели;

• специфические категоричные высказывания, характеризующие индивидуальный жизненный опыт самоидентификации и отношений с миром.

В итоге получились три группы с характерными названиями: первая -Адекватное восприятие себя и мира, вторая - В процессе самоопределения и третья - Группа риска.

Для первой группы («Адекватное восприятие себя и мира») характерно наличие выстроенной временной перспективы с позитивным отношением как к прошлому, так к настоящему и будущему, наличие целей, удовлетворенность самореализацией, способность выстраивать приоритеты, вера в способность добиваться результатов, активная жизненная позиция, направленность на принятие жизненных обстоятельств, положительная половая идентификация, ответственность, четко прослеживается собственная позиция. В нее вошло 22% девушек и 32,5% юношей.

Второй группе характерно наличие ситуативных целей или их нечеткость, неудовлетворенность настоящим при нацеленности на будущее, недостаточная уверенность в себе, слабая дифференциация идентичности, в том числе, половой, отсутствие собственной позиции. Ее мы условно назвали «в процессе самоопределения», в нее вошло 60% девушек, 41,9% юношей.

В третью группу, получившую условное название «группа риска» вошли две категории респондентов. С одной стороны, те, кому характерны болезненная самокритичность, неудовлетворенность своей жизнью в настоящем при концентрации на прошлом и отсутствии положительных ожиданий от будущего, в большинстве случаев отсутствие прямой половой идентификации, негативное отношение к себе и миру (вплоть до радикальных высказываний). С другой стороны, респонденты с наличием половой идентификации, четкими представлениями и убеждениями на свой счет на фоне крайне негативного отношения к окружающему миру и его представителям обоих полов.

Эту группу составили 18% девушек, 25,6% юношей. Это очень большой процент, результат просто кричащий о том, что нет достаточной моральной, эмоциональной поддержки подростков, отсутствуют ориентиры на жизнеутверждающие ценности.

Например, в третью группу мы отнесли анкеты, содержащие такие описания, в которых будущее кажется «бессмысленным», «пустым», «жестоким», «мир устроен на лжи», он (мир) «не настоящий», наступит день когда «они заплатят за все», «я выскажу все и всем», мои одноклассники «через полгода для меня - никто», думаю я достаточно способен, чтобы «убить человека», в списке «кто я?»: «хочу убивать».

Приведем вашему вниманию результаты по методике «Мой мир: 20 из 80». Здесь мы представляем характеристики мира, данные представителями первой и третьей групп, для наиболее яркой иллюстрации различий (Табл. 1)

Таблица 1

Результаты по методике «Мой мир: 20 из 80» среди юношей первой и третьей групп

Группа юношей Общая характеристика мира, в котором живет Главные 5 характеристик Не встречались в данной группе

1 группа «адекватное восприятие себя и мира» Большой Интересный Красивый Меняющийся Настоящий Нужный Особенный Интересный Большой Нужный Живой Меняющийся Альтруистический Безнравственный Запрещающий Трагичный Фальшивый

3 группа «группа риска» Агрессивный Интересный Мрачный Трудный Грязный Жестокий Большой Жестокий Агрессивный Воинственный Грязный Несправедливый Безмятежный Безопасный Восхитительный Законный Здоровый Легкий Неосознанный Справедливый Чистый

Здесь представлены наиболее популярные характеристики, описывающие мир у юношей. Разница между представлениями ребят из первой группы и из третьей очевидна. Негативный настрой, мрачная окраска мира, безусловно, связаны с представлениями и о своих возможностях в мире. Среди девушек разница тоже очевидна, хотя и более сглажена (Табл. 2).

Таблица 2

Результаты по методике «Мой мир: 20 из 80» среди девушек первой и третьей групп

Группа девушек Общая характеристика мира, в котором живет Главные 5 характеристик Не встречались (в отличие от другой группы)

1 группа «адекватное восприятие себя и мира» Большой Меняющийся Живой Запутанный Увлекательный Быстрый Интересный Меняющийся Интересный Большой Нужный Живой Альтруистический Запрещающий Консервативный Фальшивый

3 группа «группа риска» Запутанный Интересный Меняющийся Большой Жестокий Меняющийся Увлекательный Агрессивный Жестокий Несправедливый Бесконечный Вечный Доступный Искусственный

Следующим шагом анализа полученных результатов было сравнение результатов, полученных по тестам СЖО и САТ у представителей трех групп с помощью критерия Манна - Уитни и поиск взаимосвязи характеристик с помощью расчетов коэффициента корреляции Спирмена.

Сравнение показателей САТ и СЖО первой и второй групп юношей выявило значимое различие по шкале «самоуважение». Сравнение результатов второй и третьей групп выявило значимые различия по шкалам «общая осмысленность жизни», «локус контроль жизнь», «процесс жизни», «креативность» и обратную корреляцию по шкале «гибкость». Это говорит о том, что представители второй группы воспринимают сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, они способны принимать решения и прилагать усилия для творческой реализации. В свою очередь, представители третьей группы более гибки в поведении и в применении стандартных оценок и принципов, что не противоречит, а, наоборот, подчеркивает их «особый» статус и потенциал развития, если уделить им внимание и приложить усилия к расширению их представлений о возможностях реализации, направить в продуктивное русло.

И наибольшее количество значимых различий обнаружено, как и ожидалось, при сравнении первой и третьей групп среди юношей. Так, значимые различия об-

наружены по всем шкалам теста СЖО, кроме шкалы «цели», но и там показатель очень близок к значимому. А также шкалы «креативность», «самоуважение». По шкале «гибкость» теста САТ как и в предыдущем случае, обратная корреляция.

У девушек первой и второй группы значимые различия обнаружены по шкале «ценностные ориентации». Сравнение результатов второй и третьей групп выявило различия по всем шкалам теста СЖО и близко к значимому по шкале «ориентация во времени» - как уже было отмечено, одной из основных шкал теста САТ.

Сравнение первой и третьей групп, где ожидалось наибольшее количество значимых различий, подтверждает нашу гипотезу о взаимосвязи смыс-ложизненных ориентаций и уровня самоактуализации с представлениями о себе и мире. Значимые различия обнаружены по шкалам «ценностные ориентации», «спонтанность» и всем шкалам теста СЖО.

Итак, наибольшую связь представления о себе и мире имеют со смысло-жизненными ориентациями, во всяком случае, в тех аспектах, которые позволяет выявить тест СЖО. И результаты по шкале «ценностные ориентации» теста САТ подтверждают факт взаимосвязи с представлениями о себе и мире. Что касается самоактуализации, видимо в силу возраста, становления самоидентификации пока не обнаружено большого количество значимых взаимосвязей, но все же они есть.

Заключение

Изучение психологических особенностей самоактуализации субъектов учебно-воспитательного процесса необходимо для разработки психолого-педагогических методов и методик, создающих предпосылки для их выхода на оптимальные траектории развития, позволяющие в максимально возможной степени реализовать свой человеческий потенциал.

Последние десятилетия общесоциальная обстановка быстро меняется. При этом, несмотря на расширяющиеся возможности для самореализации, у подростков наступает необъяснимое оцепенение. Они не могут сориентироваться в большом разнообразии, чем именно заниматься и в каком направлении двигаться, если не сформированы или не выявлены их особенности, индивидуальные качества и способности, что позволило бы им двигаться в конкретном направлении, определить цель и отслеживать результативность. Растерянность приводит их к отстрочке принятия осознанного и ответственного решения от-

носительно своего будущего, неопределенности своей идентификации, непониманию своей роли и статуса. В погоне за внешними атрибутами успешной жизни, не уделяется внимание внутреннему соответствию, не проводится работа в плане помощи в осознании себя в этом мире и как результат 18% девушек и 26% юношей в нашем исследовании имеют негативно окрашенное, радикальное, дезадаптивное отношение к себе и миру и соответствующую потенциальную реализацию. На всероссийской конференции «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» на пленарном заседании, озвучивались цифры: 6 - 10 % такого рода настроенных людей - критическая масса, требующая срочных мер [4]. В нашем варианте цифра практически в три раза выше, при том, что юноши и девушки в большинстве своем проявили искренний интерес к исследованию, задавали много насущных вопросов, были рады повторным встречам, на которых обсуждались вопросы, связанные с их возможностями в этом мире. Что подчеркивает их потребность получить соответствующую психолого-педагогическую помощь.

Уже само участие в исследовании открыло для самих подростков актуальность этой проблематики. И часть из них (группа №1) утвердилась в своих актуальных представлениях о себе и мире, для второй группы необходимо расширение представлений о себе и мире и своих возможностях самопроявления в мире. Для группы №3 необходимо проводить психокоррекционные тренинги, помогающие выстроить им адекватную их индивидуальным особенностям (часто нестандартным) картину мира. Речь, конечно же, не идет о подгонке их под единый стандарт, а, напротив, об осознании и раскрытии своего потенциала, возможности самореализации и гармоничном встраивании их в социум. В противном случае, есть опасность для представителей этой группы превратиться в бунтарей, которые с одной стороны, ограничивают свои индивидуальные возможности самореализации, с другой, могут явиться потенциальными разрушителями общественных норм и принципов. Необходимо создать возможность перехода из одной группы в другую, основанную на динамике изменения представлений о себе и окружающем мире.

Таким образом, наше исследование подчеркивает значение и актуальность осознания себя и своих индивидуальных смыслов, рефлексию своей картины мира и своего места в нем, необходимость своевременной профессиональной поддержки в подростковом возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону, 2003.

2. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей / Дис. канд. психол. наук. М., 1997.

3. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка / Дис. канд. психол. наук. М., 2013.

4. Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Крючкова А.С. Агрессия как компонент смысложизненной стратегии формирующейся личности: новый ракурс проблемы // Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону 23-26 апреля 2014г.). М., 2014.

5. Грачева Н.М., Васильева О.С. Смысложизненные стратегии как составляющие реализации картины мира // Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 23-26 апреля 2014г.). М.: КРЕДО, 2014.

6. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности : Дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.

7. Кулик А.А. Картина мира лиц, переживших землетрясение / Дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2008.

8. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М. Смысл, 1997.

9. ЛеонтьевД.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) М. Смысл, 2000.

10.Правник Д.Ю. Гендерная вариативность образа мира личности / Дис. канд. психол. наук: Петропавловск-Камчатский, 2007.

11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., Питер, 2009.

12.Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре СПб., 2006.

13. Солнцева Н.В. Ценностно-смысловая организация картины мира личности выходцев из семей с алкогольной зависимостью / Дис. .канд. пси-хол. наук: СПб., 2005.

14.Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека о предмете психологии/ Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. I. № 1. М., 2004.

15.Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., Логос, 2006.

REFERENCES

1. Abakumov I. Education and meaning: sense formation in the educational process (Psycho-didactic approach). Rostov-on-Don, 2003.

2. Aksenov Y. Symbols of the world order in the minds of children / Dis. cand. psychol. Sciences. M., 1997.

3. Burovihina I.A. The social situation of development as a condition for forming the image of the world of contemporary teen / Dis. cand. psychol. Sciences. M., 2013.

4. Ermakov P.N., Abakumov I. V., Kryuchkov A. Aggression as a component of the meaning of life, developing individual strategies: a new perspective of the problem // Materials psychological-Russia conference with international participation "category of meaning in philosophy, psychology, psychotherapy and social life" (Rostov-on-Don on April 23-26 2014.). M ., 2014.

5. Gracheva N.M., Vasilyeva O.S. Sense-vital strategies as components of im-pletion picture of the world // Proceedings of psychological conference with international participation "Category meaning in philosophy, psychology, psychotherapy and in public life" (Rostov-on-Don, April 23-26, 2014.). M., 2014.

6. Koroleva N.N. Sense Education in the film world personalities: Dis. cand. Psi cold. Sciences. SPb., 1998.

7. Kulik A.A. The world picture of the survivors of the earthquake / Dis. cand. psychol. Sciences. Khabarovsk, 2008.

8. Leontiev D.A. Self-realization and essential powers of man // Psychology with human's face: a humanistic perspective in the post-Soviet psychology / ed. D.A. Leontiev, V. Shur. M., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Leontiev D.A. Test life orientations (LSS) M. Sense 2000.

10.Pravnik D.Y. Gender variance image of the world of the person / Dis. cand. psychol. Sciences: Petropavlovsk-Kamchatsky, 2007.

11. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg. Peter 2009.

12.Rumyantsev T. V. Counselling: Diagnosis relations pas re SPb., 2006.

13.Solntseva N.V. Value-semantic organization picture of the world of the individual output-ant from families with alcohol dependence / Dis. .kand. psychol. Sciences: St. Petersburg., 2005.

14.Shadrikov V.D. World inner life of the subject matter of psychology / Psychology. Journal of Higher School of Economics. T. I. № 1. M., 2004.

15.Shadrikov V.D. World of man's inner life. Moscow, Logos, 2006.

_21 сентября 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.