Научная статья на тему 'Особенности представлений младших школьников о безопасном поведении и пути его формирования в образовательной среде'

Особенности представлений младших школьников о безопасном поведении и пути его формирования в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1336
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ / SAFETY / SAFE BEHAVIOR / HEALTHY LIFESTYLE / PRIMARY SCHOOL AGE / DEVELOPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырская Ирина Николаевна

В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования уровня сформированности представлений младших школьников о безопасном поведении, что позволило определить дальнейшие пути и возможности для его формирования, в контексте возрастных особенностей развития в различных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырская Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IDEAS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ABOUT SAFE BEHAVIOR AND THE WAYS OF ITS FORMATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The results of the empirical research of the junior school children idea about safe conduct level are analyzed and presented in this article, what allows to choose the ways and opportunities of its formation in the context of age characteristics development in different activity categories.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений младших школьников о безопасном поведении и пути его формирования в образовательной среде»

развитию внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной активности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.

Такой вид работы активизирует интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.

3. Экологический квест-урок по предмету «Окружающий мир».

Тема «Послание Синички».

Цель: формирование экологической культуры; привитие любви и бережного отношения к птицам.

Оборудование: изображение птиц, кормушка, карточки с изображением пищи для птиц, конверты с посланиями, альбомные листы, цветные карандаши.

Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Во время квест-игры обучающиеся сталкиваются с различными заданиями, которые переходили от одного маршрута к другому. Дети выполняли задания в нахождении, отгадывании, проявляя познавательную активность, эмоционально реагируя на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Таких методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, существует великое множество, однако мы остановим наше внимание на технологии квеста, как одной из разновидности игровой технологии. Таким образом, использование квест-урока вполне подходит для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Выводы. Все представленные формы обучения являются лишь одним из вариантов разрешения проблемы развития познавательной активности обучающихся в начальной школе. На всех этапах занятий ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность творческого характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Но, тем не менее, оптимальных результатов можно добиться, продолжив работу по реализации нетрадиционных форм обучения на уроках математики, русского языка, основы безопасности жизнедеятельности и т.д.

Литература:

1. Габышева Ю.Ю., Сидорова Е.Э. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников / сборник трудов «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»: материалы VII Всероссийской НПК Якутск. Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. С. 139-141.

2. Годовикова Д.Б. Развивающее обучение. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.

3. Колесова С.С., Павлова Е.П. Активизация познавательного интереса младших школьников в развитии мотивации к учению / сборник трудов «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»: материалы IV Всероссийской НПК Якутск. Чебоксары: Изд-во Интерактив плюс, 2015. С. 36-38.

4. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: СПб, 2014. - 857 с.

5. Неустроева Е.Н., Кривошапкина Н.Е. Влияние LEGO-конструирования в формировании познавательной активности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта: ГПА ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», 2019. - № 62(1). - С. 212-216.

6. Сычева Г.Н. Лучшие нестандартные уроки в начальной школе: русский язык / Г.Н. Сычева н/Д: Феникс, 2014. - 190 с. - (Библиотека учителя).

7. Хабибуллина Ф.Г., Куренова Н.А., Зиганшина Г.Г. Мастерство учителя // Школьная педагогика. -2016. — №4. — 14-16 с.

8. Электронный ресурс: «Диагностика познавательной активности младшего школьника (А.А. Горчинская)». URL: https://multiurok.ru/blog/diaghnostika-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshiegho-shkol-nika-a-a-gorchinskaia.html (Дата обращения: 21.05.2019).

9. Электронный ресурс: Инфоурок > Начальные классы > Другие методич. Материалы > Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников: опросник Ч.Д. Спилбергера. URL: https://infourok.ru/diagnosticheskie-meropriyatiya-po-opredeleniyu-urovnya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-1499491.html (Дата обращения: 21.05.2019).

10. Электронный ресурс: «Подготовлены новые проекты Федеральных государственных образовательных стандартов». URL: http://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3009030 (Дата обращения: 01.04.2019).

Педагогика

УДК: 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Козырская Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования уровня сформированности представлений младших школьников о безопасном поведении, что позволило определить дальнейшие пути и возможности для его формирования, в контексте возрастных особенностей развития в различных видах деятельности.

Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, здоровый образ жизни, младший школьный возраст, формирование.

Annotation. The results of the empirical research of the junior school children idea about safe conduct level are analyzed and presented in this article, what allows to choose the ways and opportunities of its formation in the context of age characteristics development in different activity categories.

Keywords: safety, safe behavior, healthy lifestyle, primary school age, developing.

Введение. Экскурс в историю развития человечества убедительно доказывает, что на всем протяжении своего существования оно подвергалось воздействию различных опасностей и угроз, а жизнедеятельность современного человека наполнила опасные факторы новым содержанием, усугубив существовавшие ранее угрозы. Выделяя основные риски, отметим угрозы экологической безопасности, связанные с деградацией природной среды; современное производство и связанное с ним усложнение технологий, погоня за сверхприбылью неминуемо ведет к техногенным авариям и катастрофам, возрастает уязвимость человечества перед природными стихиями и биологическими инфекциями, как существовавшими ранее, так и вспыхивающими вновь. Особое значение приобретают в современных условиях социальные аспекты безопасности, что связано с возрастающими социальными опасностями и угрозами.

В этих обстоятельствах сформировалась противоречивая тенденция: с одной стороны, проблемы безопасности жизнедеятельности на сегодняшний день приобрели небывалую значимость, а с другой -отчетливо прослеживается позиция, состоящая в том, что человечество, свыкаясь с опасностями, все чаще пренебрегает правилами безопасного поведения и мерами предосторожности.

В современных исследованиях в области безопасности жизнедеятельности отмечается, что одна из центральных позиций - концепция приемлемого риска - основана на положении о том, что невозможно достижение абсолютной безопасности, в мире всегда существуют определенные риски, а возможность управлять ими основывается в первую очередь на безопасном поведении [13].

Поэтому необходимо сосредоточить усилия на формировании навыков безопасного поведения, начиная с детского возраста, в процессе становления и развития детской личности, происходящего под влиянием социальных и культурных факторов, педагогических и иных воздействий со стороны родителей, педагогов и ближайшего окружения [3, с. 17].

Формирование в детском возрасте культуры безопасной жизнедеятельности, основанной на развитии и поддержании мотивации к безопасному поведению, сохранение здоровья ребенка и здоровый образ жизни по праву считаются одним из приоритетов личностного развития.

Безопасность определяется в Федеральном законе «О безопасности» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [12].

Дефиниция «безопасность жизнедеятельности» применительно к младшему школьному возрасту чаще всего соотносится с такими понятиями как «безопасное поведение» и «здоровый образ жизни». В контексте этих категорий мы и строили содержание нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Безопасное поведение - это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям [9]. В современных исследованиях проблемы формирования безопасного поведения в младшем школьном возрасте выделяют следующие аспекты: общая теоретическая подготовка к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.); формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска); психологическая подготовка к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.); развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества) [9].

Проведенное нами эмпирическое изучение уровня сформированности представлений младших школьников о безопасном поведении в различных сферах строилось на основе использования следующего диагностического инструментария: оценка уровня представлений и сформированности безопасного поведения в области здорового образа жизни («Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся», Методики «Знания о здоровье», «Мое здоровье», «Гигиенические навыки»); методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; анкета, направленная на выявление особенностей и представлений младших школьников о безопасном поведении в различных сферах.

Экспериментальная выборка составила 240 учащихся начальных классов, в возрасте 8-9 лет.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что предметные знания в области здорового образа жизни находятся на достаточно высоком уровне. Большинство учащихся продемонстрировали высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно ориентированный тип 50%), осознанного отношения к своему здоровью (ресурсно-прагматический тип 20%) и 30% учащихся недостаточно осознанно относятся к своему здоровью, что соответствует адаптационно-поддерживающему типу.

Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему у 50% учащихся, они хорошо ориентируются в вопросах сферы здравосозидания, демонстрируют достаточно полные, осознанные и систематизированы знания что соответствует высокому уровню. 40% участников продемонстрировали средний уровень, их знания о здоровье и здоровом образе жизни фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные и не систематизированы. 10% учащихся продемонстрировали низкий уровень и слабую ориентировку в вопросах сохранения и поддержания здоровья, их знания отрывочные и не систематизированные.

Анализ результатов исследования системы ценностных ориентаций младших школьников показал, что здоровье не является основополагающим приоритетом и уступает «Материальной обеспеченности» и «Благополучию в семье» для 60% участников и лишь 20% учащихся отдали предпочтение ценности «Здоровье».

Анализ результатов диагностики уровня сформированности представлений о безопасном поведении и готовности следовать ему показал, что они сформированы недостаточно. Высокий уровень знаний о правилах безопасного поведения продемонстрировали 40%, учащихся, знания 40% находятся на среднем уровне и 20% на низком уровне, младшие школьники затруднялись в определении источников опасностей, демонстрировали низкий уровень знаний о мерах предосторожности и способах преодоления угрозы. На низком (40%) и среднем (40%) уровне сформирован опыт безопасного поведения. Лишь 20% участников исследования продемонстрировали сформированность умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира. При этом большинство учащихся осознают и демонстрируют понимание необходимости соблюдения мер предосторожности (70%), а практическая демонстрация своих возможностей в опасной ситуации выражена слабо.

В числе же основополагающих требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном

стандарте начального общего образования(1-4 кл.), личностные результаты должны отражать «сформирование установки на безопасный, здоровый образ жизни» [5]. В содержательном плане младшем школьном возрасте эта задача решается в рамках обязательной предметной области «Окружающий мир» через решение задач: «Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме» [14].

Проведенное нами исследование дает основание утверждать, что предметная область «Окружающий мир» в ограниченной степени способствует формированию готовности младшего школьника к решению практических задач в области безопасности жизнедеятельности и формированию навыков безопасного поведения, а наиболее успешно безопасное поведение развивается и проявляется в деятельностных формах, в основных видах детской деятельности, что позволит младшему школьнику с успехом овладеть универсальными учебными действиями, которые составляют основу современного начального образования и способствуют формированию безопасного поведения как в чрезвычайных ситуациях, так и в повседневной жизни.

В исследованиях Н.Ю. Марчук отмечается, что психологическая модель безопасного поведения включает в себя: идентификацию опасности; принятие когнитивной ориентации; реактивность в определенной ситуации [10, с. 83-89].

И основана на таких психологических механизмах, как восприятие, рефлексия, систематизация знаний об объекте, осознание возможных последствий опасного явления и возможностей предупреждения опасности, волевая мобилизация и автоматизация реакции в опасной ситуации [10].

Формирование безопасного поведения у младших школьников с одной стороны подчинено общим закономерностям, а с другой стороны, строится с учетом возрастных психологических особенностей, уровня психофизиологического развития и имеющихся жизненных представлений и детского опыта.

Младший школьный возраст является периодом активных изменений в анатомо-физиологическом, психическом и социальном развитии ребенка.

Анатомо-физическое развитие в этот период характеризуется относительной равномерностью, но выраженными изменениями во всех системах организма. Изменяется соотношение весоростовых показателей: на фоне увеличения веса замедляется рост тела в длину, продолжается окостенение скелета и увеличивается мышечная сила, за счет совершенствования всей мышечной системы. Вместе с тем, мышцы еще не достаточно основательно поддерживают тело в правильном статичном положении, что часто является причиной нарушения осанки и искривлений позвоночника именно в младшем школьном возрасте. В целом развитие крупных мышц опережает развитие мелких, что определяет необходимость уделять внимание дальнейшему совершенствованию мелкой моторики.

Активно перестраивается нервная система, возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения, как и в дошкольном возрасте, продолжают доминировать над процессами торможения, что определяет возрастную реактивность и возбудимость.

Совершенствуется нервная система, увеличивается вес мозга, усиливается специализация больших полушарий, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга. К началу обучения в школе происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий, что обуславливает развитие произвольности в поведении и деятельности и создает условия для развития функции планирования [2].

В этот период наблюдаются активные изменения в деятельности желез внутренней секреции, снижается активность вилочковой железы, что влечет за собой снижение иммунного ответа на внешние факторы и наблюдается повышение активности других желез внутренней секреции: гипофиза, половых желез, надпочечников и требует активизации всех ресурсов организма. Поэтому повышается уязвимость детского организма к любым внешним воздействиям. Статистические данные, приводимые в современных исследованиях, показывают, что за время школьного обучения состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз [4].

При этом за первые годы обучения в школе значительно возрастает число детей с хроническими заболеваниями, одни из них развиваются на фоне возрастающих нагрузок, другие, имеющие наследственное происхождение или развившиеся в дошкольном возрасте, продолжают прогрессировать. В числе наиболее часто встречающихся патологий исследователи отмечают болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки [7].

В психологическом плане младший школьный возраст характеризуется активными изменениями в познавательной сфере, развивается произвольность психических процессов, что способствует активному приобретению знаний и усвоению опыта. Снижается непосредственность в поведении, в то же время в поведении сохраняется легкомыслие, наивность, импульсивность.

В социальном плане младший школьный возраст представляет собой качественно новый этап детского развития: начало школьного обучения коренным образом меняет жизнь ребенка. Учение, становясь ведущим видом деятельности, предъявляет повышенные требования к саморегуляции, самодисциплине, организованности. Изменяется система отношений со взрослыми и сверстниками, его общественный статус.

В младшем школьном возрасте сохраняется выраженная потребность в двигательной активности, зачастую направленная на исследование «запретных зон». При этом опасность может расцениваться ребенком как смелость, а безопасное поведение еще мало освоено в данном возрасте.

Вместе с тем, в исследованиях по данной проблеме отмечается, что, в отличие от дошкольного возраста, проявление ответственности в меньшей мере зависит от присутствия значимых взрослых. Ответственность переходит во внутренний план и становится личностной чертой. На этом этапе важно донести до ребенка понимание того, что он ответственен за свою безопасность [9, 1, 11].

В исследованиях проблем формирования безопасного поведения в младшем школьном возрасте отмечается, что в чрезвычайных ситуациях реакция ребенка на происходящее может быть различной. Чаще всего возникает следующий диапазон негативных реакций: ступор, когда ребенок оказывается не в состоянии реагировать на опасность в чрезвычайной ситуации; неадекватные и неэффективные действия, несоответствующие характеру опасности [3].

Процесс формирования безопасного поведения целесообразно выстраивать, опираясь на особенности ведущей деятельности младшего школьного возраста, где наибольшую значимость и ценность для ребенка

представляет процессуальная сторона деятельности - изучать, - а не результативная - знать и уметь. Таким образом, акцент с последствий чрезвычайных ситуаций и опасностей смещается на процесс усвоения навыков безопасного поведения, при условии увлекательной формы подачи, соответствующей возрастным особенностям детской психики, при этом, активно развивающееся логическое мышление позволяет анализировать суть опасностей, как источников чрезвычайных ситуаций и, в определенной степени, оценить их последствия.

Наиболее результативно практическое закрепление правил безопасного поведения, поскольку чаще всего дети испытывают затруднения при практическом применении правил в чрезвычайных ситуациях, характеризующихся нестандартностью.

Огромный потенциал в формировании безопасного поведения представляет внеурочная деятельность учащихся младшего школьного возраста, которая, согласно Стандарта, «организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.» [14]. Отдельным аспектам данной проблемы посвящены исследования Елютина Ю.В. [5], Катуновой М.Р. [6], Купецковой В.Ф. [8] и др., однако отметим, что данная работа требует системной организации.

Выводы. Разнообразный опыт детской деятельности, приобретаемый в младшем школьном возрасте, определяет необходимость обращать пристальное внимание на целенаправленную и осознанную подготовку к безопасной жизнедеятельности в учебе, в быту, в направлении личной безопасности. Эти обстоятельства актуализируют необходимость системной организации деятельности, направленной на профилактику, снижение риска заболеваний, сохранение и укрепление физического здоровья и психо-эмоционального статуса ребенка через содержание школьных курсов и во внеурочной деятельности, с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, что определяет контекст наших дальнейших исследований в данном направлении.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста. М.: Детство-Пресс, 2007.

2. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология. М., 2006. - 192 с.

3. Безопасность жизнедеятельности / под ред. Л.А. Михайлова. М: Академия, 2013. 272 с.

4. Вовк М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе // Молодой ученый. 2014. №5.1. С. 11-14.

5. Елютин Ю.В. Методика организации физкультурно-оздоровительных занятий с младшими школьниками в группе продленного дня общеобразовательной школы Текст.: дис. . канд. пед. наук / Елютин Ю.В. М., 1998. 166 с.

6. Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: дис. канд. пед. наук / Катунова М.Р. СПб., 1998. 198 с.

7. Костецкая Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы // Безопасность жизнедеятельности. 2012. №10. С. 37-40.

8. Купецкова В.Ф. формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении: дис. . канд. пед. наук / Купецкова В.Ф. Пенза, 2008. 195 с.

9. Марчук Н.Ю., Пестова И.В., Дильмиева Т.Р. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. 52 с.

10. Марчук Н.Ю. Психологические основы безопасности детства в условиях промышленных агломераций // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 13-14 ноября 2014 г. / отв. ред. Е.В. Патраков. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 83-89

11. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 8.

12. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12.2010г. №390-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546 (дата обращения: 05.06.2019).

13. Рожков М.М. Риск как категория безопасности жизнедеятельности. Критерии качества жизни населения Российской федерации // Экономика, статистика и информатика. 2014. №5. С. 79-83.

14. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/(Дата обращения 05.06.2019).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Колодезникова Сардаана Ивановна

Институт физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Дмитриева Лилия Петровна

Институт физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В профессиональных стандартах по направлению "Физическая культура и спорт" особое внимание уделяется трудовым функциям. В современных условиях повышения требований к качеству подготовки студентов вузов практико-ориентированные научные исследования становятся важной составляющей образовательного процесса. В статье рассматриваются особенности использования методики социального проекта в работе со студентами-магистрантами, дается технология работы над ним. Представлены примеры реализованных социальных проектов.

Ключевые слова: социальный проект, социальная активность, студенты, технология, анализ, этапы проектирования.

Annоtation. In professional standards in the direction of "Physical Culture and Sport", special attention is paid to labor functions. In modern conditions of increasing the quality requirements for the preparation of university students, practice-oriented scientific research is becoming an important component of the educational process. The article discusses the features of using the social project methodology in working with undergraduate students, gives the technology of working on it. Presents examples of implemented social projects.

Keywords: social project, social activity, students, technology, analysis, design stages.

Введение. В последнее десятилетие наметилась ярко выраженная тенденция поддержки молодежных инициатив, программ на государственном уровне. Причем нужно отметить, что система вузовского образования закономерно активно начала вовлекаться в этот процесс как посредник между студентом (молодежью) и потенциальным потребителем. Можно сказать, что вуз выполняет стратегическую задачу Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а именно, цитируем: "Государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности" [1].

Ключевое определение «социальная активность» студента выражается в форме социальных проектов -конкретных продуктов. Процесс работы над социальным проектом не только формирует проектную компетентность, но и дает опыт самостоятельной самоорганизующей деятельности, воспитывает гражданскую позицию, позволяет развивать креативность и инициативу в решении социально-значимых проблем.

Социальный проект видится как технология, и, воздействуя на общественное сознание либо на изменение структуры жизни определенных целевых групп, ориентируется на изменение социальной ситуации, безусловно, улучшение этой ситуации [2]. На наш взгляд, сформированность мотивации у студентов на общественно-полезную практическую деятельность зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:

- заинтересованность в проблеме;

- внутренне побуждение к активности и деятельности;

- ориентация на достижение результата;

- осознание социальной ответственности [3].

Изложение основного материала статьи. В работе над любым проектом, прежде всего, необходимо выявить оптимальные пути достижения конкретной и практико-ориентированной цели, направленной на решение определенной проблемы. Эффективность организации проектной деятельности напрямую зависит от понимания студентом полезности его деятельности, верных установок. Верно утверждение, что под проектом, в том числе в социальной сфере, следует понимать комплекс взаимосвязанных работ, направленных на создание продукта (услуги) в условиях заданных требований и ограничений [4].

Доходчиво объясняет технологию структурирования социального проекта профессор Ласуэлла, которая строится на использовании вопросов для определения отдельных элементов проекта и взаимосвязи между ними [5]:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.