Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА КРУПНОГО ГОРОДА'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА КРУПНОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНДУ- СТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасина О.Н.

В статье раскрыта роль транспорта крупного города в условиях процесса транс- формации индустриального общества в информационное, происходящего по триединой ли- нии - научно-технического прогресса, повышения качества жизни, экологизации сфер про- изводства и потребления; также выделены отличительные особенности развития предпри- нимательства на городском транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА КРУПНОГО ГОРОДА»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА КРУПНОГО ГОРОДА

Герасина О.Н.

ГЕРАСИНА Ольга Николаевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Московского гуманитарно-экономического университета, Москва, Российская Федерация. E-mail: geron27@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыта роль транспорта крупного города в условиях процесса трансформации индустриального общества в информационное, происходящего по триединой линии - научно-технического прогресса, повышения качества жизни, экологизации сфер производства и потребления; также выделены отличительные особенности развития предпринимательства на городском транспорте.

Ключевые слова: городской транспорт, предпринимательство, трансформация индустриального общества в информационное, социальная ориентация транспортных услуг, государственно-частное партнерство.

Для цитирования: Герасина О.Н. Особенности предпринимательства в сфере транспорта крупного города // Экономические системы. 2018. Том 11. № 2 (41). С. 51-57. DOI 10.29030/2309-2076-2018-11-2-51-57

Если подходить к городскому транспорту с традиционных позиций, характерных для индустриальной эпохи, то его следует рассматривать в качестве одной из отраслей городского хозяйства, обладающей высокой степенью автономии и состоящей из ряда подотраслей: автомобильного транспорта, трамвайно-троллейбусного транспорта, метрополитена (частично и железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозки в черте города).

При таком подходе к городскому транспорту его развитие происходит экстенсивным путем в виде открытия новых маршрутов и наращивания интенсивности движения, а научно-технический, технико-технологический, организационно-управленческий и экономический прогресс выражается, соответственно, в создании технически более совершенных транспортных средств, технологий их технического обслуживания, рационализации маршрутов, более рациональной эксплуатации транспорта, совершенствовании на нем организации труда, снижении затрат на перевозки и техническое обслуживание и т.д., что в конечном итоге находит выражение в ключевых финансовых показателях - денежной выручке, себестоимости, прибыли, рентабельности, амортизации, объеме денежного финансирования и его источниках, тарифах на перевозки, налогах и приравненных к ним платежам и т.д. [1]

При таком традиционно индустриальном подходе к городскому транспорту в нем остается определенное место, большее или меньшее в зависимости от конкретных обстоятельств, для развития предпринимательства в его разных формах и видах, как непосредственных, так и рыночных. Однако роль, значение, ка-

чественные возможности и масштабы этого предпринимательства сильно ограничены по причине относительно жестких, малоподвижных рамок, отведенных транспорту в системе городского хозяйства.

В рассматриваемом подходе к транспорту в целом решается проблема передвижения граждан и грузов по городу с учетом не только ее экономического, но и социального аспекта. В то же время данный подход принципиально не дает возможности кардинально решить две ключевые проблемы:

• во-первых, создать на транспорте действительно комфортные условия для водителей и пассажиров, соответствующие объективным требованиям экологии жизнедеятельности человека (в частности, эти условия никак не совместимы с сильно замедленным движением и тем более с многочасовыми пробками на улицах мегаполиса: никакой комфорт автомобиля сам по себе не способен устранить общую ситуацию дискомфорта, обусловленную перегруженностью автомобильных магистралей);

• во-вторых, сделать автомобильный транспорт экологически чистым.

Невозможность решения этих двух ключевых проблем городского транспорта

обусловлена тем, что их нельзя решить в рамках самого транспорта в качестве отдельной отрасли экономики. Решение этих проблем упирается в осуществление ряда взаимосвязанных в единое целое программ во множестве отраслей.

Так, освобождение дорог крупных городов от изменений загруженности автотранспортом упирается в решение таких проблем, как:

- строительство новых дорог и дорожных сетей (развязок, дорожных комплексов);

- реконструкция действующих дорог;

- массовое гаражное строительство;

- выделение на улицах города наземных и подземных автостоянок;

- вывод из черты города ряда промышленных предприятий с освобождением городских площадок под жилищную, социальную, административную, коммерческую застройку, разбивку скверов и т.п., а также прокладка новых автомобильных дорог. В то же время необходимо создавать рабочие места для лиц, потерявших работу в результате вывода предприятий за черту мегаполиса, если они не согласятся переехать на новое место жительства, где будет расположено их предприятие, что, в свою очередь, потребует создания для них нового жилья;

- перемещение железнодорожных вокзалов (соответственно, и железнодорожных путей) из центральных районов мегаполиса на его окраины с последующей реконструкцией освобожденных площадей, прокладкой новых автомобильных магистралей, организацией автостоянок, созданием новых центров автосервиса и т.д.;

- рациональное размещение в масштабе мегаполиса офисных зданий и комплексных бизнес-центров с позиции оптимальности организации транспортных потоков в мегаполисе1;

1 Под воздействием рыночной стихии при ориентации на прибыль и накопление денежного капитала в центре крупного города концентрируется все большая масса

- в связи с массовой компьютеризацией коммерческой и административной деятельности возникает возможность перевода основного рабочего места многих сотрудников коммерческих и административных структур в их жилище (городское или загородное), что способно значительно сократить транспортные потоки мегаполиса и т.д.

Для решения экологических проблем крупного города (и особенно мегаполиса), связанных с автотранспортом, необходимы и координированные действия в разных отраслях экономики, причем далеко выходящие за рамки города и даже отдельно взятой страны. Кардинальное решение экологических проблем автотранспорта упирается в замену бензинового двигателя на двигатель, работающий на альтернативном энергетическом источнике и не загрязняющий среду обитания. Это может быть электромотор (его использование упирается в конструирование достаточно мощных аккумуляторных устройств, а также в создание множества электрозаправочных станций).

Помимо технических проблем здесь существуют и политико-экономические трудности.

Очевидно, что крупнейшие американские и английские нефтяные монополии, контролирующие добычу и транспортировку нефти на Ближнем Востоке и имеющие на этом не только огромные деньги, но и площади для геополитического господства над мировой экономикой и целыми странами, сделают все от них зависящее, вплоть до инспирирования террористических актов, чтобы воспрепятствовать отказу автомобилестроителей от замены бензиновых двигателей на какие-либо иные.

В мировом общественном прогрессе XXI века неразрывно взаимопереплетаются три основополагающие линии развития:

1) научно-технический прогресс в его разнообразных видах и формах;

2) повышение качества жизни людей1;

3) экологизация жизнедеятельности человека, причем как в сфере производства, так и сфере потребления [3].

Эти три линии общественного прогресса, несомненно, охватывают и транспорт крупного города.

Если научно-технический прогресс на городском транспорте (наряду с организационно-управленческим и экономическим прогрессом) служит средством достижения целей транспорта (и, конечно, наиболее рациональным, эффективным путем), то повышение качества жизни (качества, комфортности

офисов коммерческих организаций со все большим числом относительно высокоопла чиваемых работников, предпочитающих личный автотранспорт общественному. В результате основные магистрали города, ведущие из окраины в центральные районы, оказываются крайне перегруженными, что резко снижает комфортабельность передвижения, требует на него большее время и значительно ухудшает экологию мегаполиса.

1 Действие объективного экономического закона возвышения (роста) потребностей людей по мере развития человеческого общества интенсифицируется в период трансформации индустриального общества в информационное.

передвижения по городским магистралям) и экологизация жизнедеятельности (минимизация экологического ущерба от транспорта) относятся уже к самой цели транспорта, заключающейся в перевозке людей и грузов.

Триединая линия общественного прогресса на городском транспорте, присущая периоду трансформации индустриального общества в информационное, взаимодействуя с системой отраслевого разделения труда в экономике общества, порождает объективное противоречие между качественно и количественно возрастающими потребностями населения в услугах городского транспорта и неспособностью его эти потребности удовлетворить своими собственными ресурсами и усилиями.

Данное объективное противоречие порождает следующую экономическую закономерность: развитие городского транспорта в условиях трансформации индустриального общества в информационное, следуя триединой линии -научно-технического прогресса, повышения качества жизни, экологизации сфер производства и потребления, - требует усиления на порядок его интеграции с другими отраслями экономики города, а также значительного межотраслевого перераспределения материальных ресурсов и денежных средств в его пользу.

Заметим, что не только страны Запада, но и Россия, тем более ее столица -Москва, - также находятся в стадии трансформации индустриального общества в информационное1.

Распространенное мнение о том, что поскольку в экономике нашей страны существуют целые «острова», сегменты отсталости, и десятки миллионов людей (даже добрая половина населения) не приобщились к благам информационного общества, поэтому для нас сегодня переход к такому обществу неактуален и возможен лишь в отдаленном будущем, является ошибочным.

В информационном обществе в отличие от индустриального основную массу ценностей создает не большинство трудоспособного населения, а его меньшинство, способное генерировать научно-технический прогресс2. Такое меньшин-

1 В странах Запада трансформация индустриального общества в информационное происходит на неоколониальный манер, когда отрасли материального производства переносятся в страны с дешевой рабочей силой. Действительное рационально организованное информационное общество (с ним мало общего имеют общества США и других западных стран) не отказывается от индустрии, а преобразовывает ее в направлении экологичности, автоматизации, применения принципиально новых материалов и технологий.

2 Люди изначально не равны по своему интеллектуально-информационному потенциалу, причем это неравенство в принципе не устранимо. Деятельность одного интеллектуала по результативности может на порядок превосходить деятельность сотен и тысяч интеллектуалов. Интеллектуальный продукт, будучи легко тиражируем в сколь-угодно большом числе записей, в отличие от материального продукта, потребляемого и в более худшем экземпляре (на всех самых лучших экземпляров не хватает), нужен обществу только в своем самом лучшем экземпляре. Другие интеллектуальные продукты, даже добротные сами по себе, но явно уступающие по уровню и качеству, никому не нужны.

ство в России есть, оно уже проявило себя в генерировании мирового научно-технического прогресса (космос, ядерные исследования и технологии и др.), опередив по ряду его ключевых направлений все страны мира, включая и США.

Другое дело, что рыночные реформы в духе рыночного либерализма и по сценарию монетаризма нанесли весьма сильный удар по научно-техническому потенциалу страны. Однако он до сих пор остается достаточно мощным, чтобы служить основой для трансформации индустриального общества в информационное [2].

Объективно обусловленные процессы трансформации индустриального общества в информационное, охватывающие прежде всего крупные города и их хозяйство, не оставляют в стороне и городской транспорт, что, помимо прочего, сильно изменяет условия предпринимательства в его рамках и порождает у этого предпринимательства ряд существенных отличительных особенностей [3].

Опираясь на все изложенное, можно смоделировать условия и отличительные особенности предпринимательства в сфере городского транспорта, обусловленные объективным процессом трансформации индустриального общества в информационное.

В предлагаемой далее модели необходимо выделить следующие отличительные особенности предпринимательства на городском транспорте, обусловленные объективным процессом трансформации индустриального общества в информационное, проходящим по триединой линии научно-технического прогресса, повышения качества жизни и экологизации сфер производства и потребления:

1. Усиление взаимодействия непосредственного и рыночно-ориентированного предпринимательства. Рыночно-ориентированное предпринимательство на городском транспорте должно активно взаимодействовать с непосредственным предпринимательством в рамках структур городского планирования и регулирования, а также подчиненных им научных и архитектурно-проектных структур, с учетом необходимости проявления инициативности и инновационности - этих первейших качеств предпринимательства, - на уровне городской власти и обслуживающих ее структур; без этого предпринимательство будет в одних случаях сдерживаться бессмысленными ограничениями и запретами, а в других - развиваться стихийно вопреки жизненно важным интересам города.

2. Возрастание межотраслевой кооперации предпринимательства в связи с развитием городского транспорта. Инновации в области транспорта предполагают соответствующие инновации в отраслях хозяйства, взаимодействующих с транспортом; при работе на опережение уже достигнутых в мире лучших способов решения транспортных проблем предпринимательская деятельность в области инноваций на транспорте должна взаимодополняться и координироваться с аналогичной инновационно-предпринимательской деятельностью в смежных отраслях хозяйства.

3. Комплексный характер регулирования предпринимательства. Это означает, что регулирование предпринимательской деятельности должно осущест-

вляться по всему комплексу ее общественно значимых параметров, включая стандарты качества услуг, нормы оплаты и социальной защиты наемных работников, экологические требования, тарифы на услуги, налоговые платежи, техническое состояние транспортных средств и т.д.

4. Направление предпринимательской инициативы в русло генерального плана развития города: развитие всего городского транспорта, в том числе и движимое предпринимательской инициативой, должно соответствовать развитию городского хозяйства в целом в соответствии с генеральным планом.

5. Усиление социальной ориентации транспортных услуг относится не только к предпринимательству на городском транспорте, но и ко всей транспортной составляющей хозяйства города.

6. Повышение уровня профессиональной подготовки предпринимателей: трансформация индустриального общества в информационное предполагает повышение на порядок уровня профессиональной подготовки предпринимателей.

7. Компьютеризация и информатизация предпринимательской деятельности на транспорте: усложнение управленческих задач на транспорте и, как следствие, предпринимательской деятельности в его сфере требует усиления ее компьютеризации и информатизации.

8. Развитие частного и государственного партнерства в области предпринимательства на транспорте. Формы этого партнерства могут быть весьма многообразны (целесообразен и поиск новых форм). Сущность этого партнерства состоит в соединении преимуществ частной инициативы с преимуществами государства в концентрации ресурсов на ключевых (с позиций интересов общества) направлениях развития.

9. Развитие частного и корпоративного партнерства в области предпринимательства на транспорте аналогично частно-государственному партнерству, но осуществляется только на уровне отдельных корпораций и взаимодействующих с ними частных предпринимателей.

10. Базирование предпринимательства на научно-техническом прогрессе -отличительная особенность предпринимательства в любой области деятельности, в том числе и на городском транспорте, которая самым прямым образом вытекает из объективного процесса трансформации индустриального общества в информационное.

11. Ориентация предпринимательства на высокое качество услуг обусловлена объективным экономическим законом возвышения потребностей, действие которого интенсифицируется в связи с процессом трансформации индустриального общества в информационное.

12. Подчинение предпринимательства жестким требованиям экологизации в особой степени относится к предпринимательству на автомобильном транспорте, оказывающем крайне негативное воздействие на экологию города. Экологизация предпринимательства на транспорте требует самых кардинальных решений и инноваций, огромных инвестиций, что не может быть обеспечено сразу, а требует прохождение ряда ступеней; важно, чтобы при этом было дей-

ствительно обеспечено продвижение вперед, а не имела место имитация решения экологических проблем.

Источники

1. Многомерная экономика и управление производством / И.К. Ларионов [и др.]. М.: ИТК «Дашков и К°», 2012.

2. Россия на перепутье пост-нео-индустриализма / И.К. Ларионов [и др.]. М.: ИТК «Дашков и К°», 2012.

3. Синергия управления многомерной экономикой / Под ред. И.К. Ларионова, О.Н. Гера-синой. М.: ИТК «Дашков и К°», 2018.

ENTREPRENEURSHIP IN THE TRANSPORT SECTOR OF A LARGE CITY

Gerasina O.N.

GERASINA Olga Nikolaevna - doctor of economics, professor, head of the Department of accounting, analysis and audit, Moscow University of Humanities and Economics, Moscow, Russia. E-mail: geron27@mail.ru.

Abstract. The article reveals the role of transport in a large city in the process of transformation of industrial society in the information, taking place on a three - pronged line-scientific and technological progress, improving the quality of life, greening the spheres of production and consumption, as well as the distinctive features of the development of entrepreneurship in urban transport.

Keywords: urban transport, entrepreneurship, transformation of industrial society into information, social orientation of transport services, public-private partnership.

For citation: Gerasina O.N. Entrepreneurship in the transport sector of a large city. Economic Systems. 2018. Vol. 11. No. 2 (41). P. 51-57. DOI 10.29030/2309-2076-2018-11-2-51-57

References

1. Multidimensional economy and production management / I.K. Larionov [et al.] M.: PTK «Dashkov and Co.», 2012.

2. Russia at the crossroads of post-neo-industrialism / I.K. Larionov [et al.] M.: PTK «Dashkov and Co.», 2012.

3. Synergy of multidimensional economy management / Ed. I.K. Larionov, O.N. Gerasina. M.: PTK «Dashkov and Co.», 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.