УДК 334.01:685.34.01
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИНДУСТРИИ МОДЫ
Эльканова Алима Алиевна, Мараховская Галина Самвеловна, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Аннотация. Управление бизнесом в индустрии моды является многогранным и порою противоречивым процессом, требующим знаний не только в сфере дизайна и моды, но и в сфере менеджмента и предпринимательства. В силу этого в сфере моды возникает проблема отсутствия необходимых компетенций в данной отрасли у начинающих бизнесменов. Данная статья освещает проблему изучения основ предпринимательства в индустрии моды.
Abstract. Managing a business in the fashion industry is a multidimensional and controversial process that requires fashion design, management and economic knowledge. As such, new businesses in these sphere face the problem of lack of these certain knowledge. In this article we study the problem of entrepreneurship basics in the fashion industry.
Ключевые слова: индустрия моды, мода, основы предпринимательства, бизнес, менеджмент.
Key words: fashion industry, fashion, entrepreneurship basics, business, management.
Индустрия моды является источником развития народных экономик государств по всему миру. Управление бизнесом в сфере моды, как и другим видом деятельности, требует знаний основ предпринимательства, так как мода не ограничивается созданием новых коллекций. Роль предпринимателя в данной сфере требует не только дизайнерских способностей, но и качеств, необходимых для эффективного управления.
Бизнес в сфере моды требует от владельца знаний конъюнктуры рынка и его особенностей.
Современная индустрия моды образуется вследствие взаимодействия двух основных компонентов:
- объектов, которые представляют собой модную тенденцию и продукт -одежду класса «от кутюр», «прет-а-порте», «бридж», «массовая одежда» и «эконом-класс»;
- субъектов, которыми выступают дизайнеры, производители тканей, поставщики сырья потребители - все, кто вступает в отношения по поводу объектов индустрии моды.
Отметим, что каждый субъект по-своему интерпретирует понятие «модный продукт». Существует два основных условия, влияющих на эту интерпретацию:
- критерий модности, которому соответствует модный продукт. При данном условии товар удовлетворяет потребностям покупателей, и является модным именно с их точки зрения;
- модные тенденции, которые диктуют потребителям модность товара в данный момент времени.
Следует отметить, что модный товар относится к той категории товаров, которые удовлетворяют не только физическую, но и социальную потребность потребителя, поэтому подвергаются и физическому, и моральному устареванию. В условиях современности последнее обуславливается модным устареванием в связи с быстрым изменением модных тенденций.
На основе вышесказанного отметить основные особенности бизнеса в сфере моды, которые отличают его иных видов деятельности.
1. Субъективность рынка. Мода относится к креативным индустриям, и основывается на предпочтениях субъектов рынка, поэтому требует от производителя постоянного новаторства.
2. Сезонность. Традиционный метод выпуска коллекций учитывает два основных стандартных сезона - весна/лето и осень/зима. Однако, многие ритейлеры увеличивают число «времен года» и выпускают более десятка коллекций в год. Подобная политика помогает бренду отслеживать динамику тенденций и своевременно предлагать потребителю одежду, отвечающую текущим тенденциям.
3. Импульсные покупки. Зачастую решение потребителя приобрести товар формируется в точке продаж. Желание приобрести продукт формируется ввиду его «доступности» при столкновении с ним.
4. Высокая волатильность спроса на рынке. Спрос на модном рынке никогда не имеет стабильного и линейного вида. Источники нестабильности возникают среди покупателей, которые ориентируются на погоду, личные предпочтения, кино, актер и спортсменов, что снижает способность спрогнозировать объемы продаж [1].
Успех предпринимателя в индустрии моды обуславливается такими компонентами, как знания в сфере дизайна, личные качества, предпринимательские навыки, уровень образования, умение выстраивать грамотную коммуникацию (в том числе, в соцсетях), наличие бренда [2].
Дизайнер - человек, который должен быть «мультиобразованным», то есть иметь знания из разных сфер жизни. Для построения эффективной работы необходимо найти баланс между творческим и коммерческим - двумя совершенно разными направлениями деятельности. По словам Й. Ямомото, если бизнес не развивается, значит, между ними не найден баланс [3]. Создание собственной марки - это, зачастую, главная цель большинства дизайнеров. В каждодневном труде предпринимателя в данной сфере, моделирование одежды становится лишь одной из множества задач, требующих выполнения.
Исследования показывают, что большинство дизайнеров зачастую не имеют базовых знаний в сфере бизнеса, которые необходимы для создания собственного бренда. По их словам, они вникают в понятия и термины бизнес-структуры лишь тогда, когда это необходимо. Подобная позиция значительно снижает возможности бренда развиваться и расти, так как владелец, не имея нужных знаний, не может своевременно определить перспективные направления или угрозы со стороны среды функционирования. Сюда входят не только основы ведения предпринимательской деятельности, но и теория управления, маркетинг, финансы и иные составляющие, которые сопровождают любую коммерческую деятельность в условиях рынка; поэтому помимо прочего, дизайнерам необходимо получать знания и обучаться основам данных дисциплин.
Не угасает полемика о том, можно ли научиться быть предпринимательствам, или данное качество должно быть врожденным. Однако, в университетах, готовящих будущих работников индустрии моды, существует множество специальностей, напрямую не связанных с моделированием одежды. Отношение к моде как к самостоятельной сфере экономики приобретает с каждым годом более устойчивый характер. Дизайнеры перестают быть работниками искусства и занимают промежуточное положение между творчеством и бизнесом.
Помимо вышеперечисленных знаний владельцу модного бренда необходимы навыки построения коммуникации. Управление организацией требует от менеджера постоянного общения с поставщиками, сотрудниками, клиентами и иными участниками структуры. По словам известного дизайнера, талант обеспечивает 10% успеха бренда, остальные 90 % обеспечиваются созданием эффективной команды.
Важную роль в сфере индустрии моды играют харизма и личные качества предпринимателя и являются одними из важнейших ресурсов развития бизнеса. Следует учитывать тот факт, что в мире моды бренд всегда отождествляется с личностью дизайнера. Построение образа, который привлечет к себе внимание, требует не только труда и целеустремленности, но и харизматичности, а также умения быть гибким, в зависимости от ситуации.
Узнаваемость организации обеспечивается посредством создания узнаваемого бренда, который будет охватывать такие элементы, как название,
логотип и личность дизайнера, поэтому в мире моды развитие личных качеств и инвестиции в свою личность имеют большое значение.
Безусловно, совмещение двух направлений деятельности (творчества и бизнеса) является сложной задачей, в особенности для начинающих предпринимателей. В данном случае рациональным представляется обратиться к поддержке извне. Существует три вида поддержки: бизнес-инкубаторы, совместное ведение бизнеса дизайнером с бизнес-партнером, использование внешнего профессионального менеджмента [4].
Бизнес-инкубатор - это инструмент по развитию и продвижения бизнеса. Его основная задача заключается в создании условий, необходимых для ускоренных темпов развития малых предприятий. В фешн-индустрии существуют специализированные бизнес-инкубаторы, которые предоставляют услуги в сфере маркетинга, изготовления товара, проведения выставок, внедрения инноваций.
Вторая концепция - бизнес-партнерство - подразумевает совместное ведение бизнеса дизайнера с бизнес-партнером. Мировая практика достаточно часто встречается с сотрудничеством, в котором дизайнер выполняет творческую часть работу и создает коллекцию, а партнер осуществляет остальные аспекты ведения бизнеса в сфере моды, о которых говорилось ранее.
Не менее распространена третья концепция, при которой в управление организацией внедряется внешний профессиональный менеджмент. Операции управления централизуются и полностью контролируются холдинговой компанией, которая принимает стратегические решения в сфере производства, пиара, человеческих ресурсов, маркетинга, финансирования, менеджмента и других аспектов. При данном сотрудничестве дизайнер имеет возможность сосредоточиться на создании продукта.
Несмотря на трудности, сопровождающие создание организаций в сфере моды, рынок дизайнерской одежды продолжает стремительно расти. Основная специфика модной индустрии заключается в творчестве, однако роль дизайнера в современном мире выходит за рамки искусства и требует знаний о предпринимательской деятельности. В целях повышения эффективности работы модной фирмы, дизайнеру-менеджеру необходимо совершенствоваться в сфере управления, маркетинга, финансов, и иных аспектов, сопровождающих коммерческую деятельность. Данное отношение позволит со временем превратить моду в независимую многомиллиардную индустрию, охватывающую не только крупные города, но и регионы.
Список использованных источников:
1. Семеркова Л.Н., Латынова С.В. Франт и... деньги. Особенности предпринимательской деятельности в индустрии модной одежды // Российское предпринимательство. - 2007. - № 10-2. - 174-178.
2. Elisa Kurz. Analysis on Fashion Design Entrepreneurship: Challenges and Supporting Models / University of Boras, Swedish School of Textiles. 2010, 62 p.
3. Jones, S.J. Fashion Design / Laurence King Publishing. - London, 2005.
4. Ченчик А.В. Особенности предпринимательства в индустрии моды // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3. - С. 231-237.