Научная статья на тему 'Особенности предпринимательской деятельности на рынке агротехсервисных услуг'

Особенности предпринимательской деятельности на рынке агротехсервисных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / УСЛУГИ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квашнин В. В.

Переход российской экономики к рыночным отношениям напрямую связан с развитием предпринимательства, которое является неотъемлемой составной частью экономической системы, ее функционирования, признаком рынка. Рост малого предпринимательства в сфере материального производства, как показывает опыт экономически развитых стран, способствует увеличению производства продукции, прибыли, а отсюда и доходов, поступающих в бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности предпринимательской деятельности на рынке агротехсервисных услуг»

хования страхование урожая сложно и трудоемко, так как на момент заключения договора объект страхования не имеет качественных и количественных характеристик. Урожайность же зависит от множества факторов природного и техногенного характера. Поэтому специфика сельскохозяйственного производства во многом определяется высоким уровнем риска, что находит свое отражение в сравнительно высоком уровне страховых взносов при проведении страхования сельхозтоваропроизводителей. Затраты на страхование урожая отдельных культур могут превышать 10% от общей площади будущего урожая и такие расходы для многих хозяйств являются практически неподъемными.

Сейчас в России, по данным Мин-сельхоза РФ, застраховано 23% сельхозпредприятий, а Государственная программа развития АПК предусматривает к 2012г. страхование до 40% сельхозтоваропроизводителей. По экспертным оценкам, потенциальная емкость рынка страхования урожая составляет 40-50 млрд руб., что сравнимо с рынком автострахования.

Одной из основных проблем проведения сельхозстрахования является недостаток высококвалифицированных специалистов в этой сфере, а также неосведомленность самих сельхозтоваропроизводителей о страховом процессе и о страховых компаниях, которые занимаются данным видом страхования в регионе. Именно поэтому в Оренбургском государственном аграрном университете по инициативе ректората университета проводятся выездные семинары в районы об-

ласти. Семинары были проведены в Ташлинском, Новосергиевском, Сарак-ташском районах, где руководителям хозяйств, главам сельских администраций разъяснялись основные принципы проведения страхования урожая с государственной поддержкой, комментировались правила предоставления субсидий за счет федерального и областного бюджетов. В оживленной дискуссии были подняты и решены вопросы оправданного выбора страховой компании, сроков заключения договоров страхования, критериев степени надежности страховых компаний.

Анализ исторических этапов и современного состояния страхования урожая показал, что необходимо сформулировать общие рекомендации, способствующие совершенствованию действующего механизма страхования урожая с государственной поддержкой, обеспечению его сбалансированности:

1. Необходимо уточнить ряд условий страхования, установить страховые тарифы, соответствующие степени риска в отношении культур и регионов. Страхование следует проводить на длительный срок по разработанным нормативам.

2. Необходимо установить такой порядок оплаты страховых взносов, который предотвращал бы увеличение расходов сельхозтоваропроизводителей на страхование, максимально уменьшить долю страховых взносов, вносимых непосредственно страхователями, привлечь бюджеты регионов к более активному участию в оплате страховых взносов.

3. Вернуться к ранее действовавшему порядку компенсации страховых

Экономика

взносов за сельхозпроизводителя в размере 50 процентов напрямую страховым организациям. Это позволит проводить среди них конкурсный отбор.

4. Крайне важно установить такой порядок формирования и использования страховых резервов, который соответствовал бы специфике отрасли. В благоприятные годы сумма превышения страховых взносов над страховыми выплатами в полном объеме должна оставаться в распоряжении страховщика и включаться в стабилизационный резерв для обеспечения страховых выплат в неблагоприятные годы.

5. Необходимо приступить к формированию федерального сельскохозяйственного страхового резерва, определить порядок и условия его формирования.

Таким образом сельскохозяйственное страхование должно сложиться в организованную систему, в которой взаимодействуют страховые организации, общества взаимного страхования и кредитования, региональные консультационные центры, региональные координаторы-консультанты, кредитные организации, агрохолдинги, сельхозтоваропроизводители, органы государственной власти. Каждый элемент этой системы должен быть «прозрачен», всем известен и главное - находиться во взаимодействии с остальными. Необходимо, чтобы был сформирован и начал работу федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, средства которого будут направлены на урегулирование убытков по договорам страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой и организацию займов.

Литература

1. Словарь по экономике и финансам. Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру». - http://www.glossary.ru.

2. Тришин H.A., Маяковская О.В. Страхование урожая с государственной поддержкой: Учебное пособие. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2005.

3. www.info@fagps.ru

4. www.agromag@fagps.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ АГРОТЕХСЕРВИСНЫХ УСЛУГ

В.В. КВАШНИН,

аспирант, ВНИЭТУСХ, г. Москва

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, технический сервис, услуги, материальное обеспечение АПК, рынок.

В стране отрабатывается механизм развития предпринимательства с участием государства в поддержке фонда малого предпринимательства. В 1995 году был принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», где предусматривалось финансирование федеральных программ

развития малого бизнеса через существующий Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).

Малое предпринимательство в России в своей деятельности сталкивается с большими трудностями и проблемами. Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурс-

ная база, как материально-техническая, так и финансовая. Развитие малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капиталь-

Enterprise activity, technical service, services, material maintenance of agrarian and industrial complex, the market.

ных вложений - торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических услуг и информации, не осваивается, особенно это касается дилерских пунктов на селе.

В то же время в США дилерских пунктов в настоящее время около 7 тысяч [1]. Они занимаются обслуживанием техники фермеров и многими видами деятельности, которые в нашей стране ремонтно-обслуживающая база не выполняет: продажей подержанной техники, разборкой изношенных машин на запасные части, организацией проката и др. А что касается дилерских пунктов, то они только начинают создаваться, хотя экономическая заинтересованность потребителей в их услугах из года в год растет из-за предельного износа техники. Характерная тенденция сервисных услуг - расширение области предупредительного обслуживания техники. Это позволяет обеспечить работоспособность машин и снизить издержки на их содержание у потребителя, обеспечить более равномерную загрузку мастерской и одновременно - дополнительный доход дилеру.

Предприниматель определяется как субъект поиска и реализации новых возможностей в генерировании и освоении новаторских идей, освоении качественно новых технологий, осуществлении нововведений и овладении перспективными факторами развития производства, новых сфер приложения капитала.

По исследованиям ученых, в ближайшее время в России нужно обновить 40 млн рабочих мест, потому что предприятия, создающие эти рабочие места, работают неэффективно, а оборудование устарело. На создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100-150 тыс. долл. За счет малого бизнеса это можно сделать дешевле и быстрее [2].

В связи с этим большое значение приобретает государственная финансовая поддержка предпринимательства для применения современных машин и технологий, что позволит формировать производственный потенциал создаваемых хозяйств.

В Федеральной программе развития агропромышленного комплекса в указано, что выход из кризиса, стабилизация и подъем агропромышленного производства связаны, прежде всего, с его насыщением техникой, обновлением материально-технической базы.

Ставится задача оснастить сельскохозяйственные предприятия машинами и оборудованием для реализации зональных технологий по производству зерна, сахарной свеклы, возделыванию подсолнечника и других культур.

Предполагается значительно расширить номенклатуру машин и оборудования для механизации животновод-

ческих ферм сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, ускорить наращивание мощностей по производству машин для заготовки, переработки и хранения кормов, доильных установок, холодильной техники, универсальных кормораздатчиков, навозоуборочных транспортеров.

В комплексе мер по улучшению обеспечения агропромышленного комплекса промышленной продукцией предполагается создание системы оптовых рынков материально-технических ресурсов, а также разнообразных видов услуг в области снабжения, ремонта и технического обслуживания транспорта. Создание этой системы невозможно осуществить без предпринимательской деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем.

В условиях рыночной экономики система материально-технического обеспечения должна обеспечивать рациональность и экономичность, достижение наибольших результатов при наименьших затратах сельхозпроизводителей, наметить пути эквивалентного обмена предприятия-изготовителя продукции с предприятием-потребителем техники и услуг, стимулировать стабилизацию и подъем агропромышленного производства.

В комплексе мер по улучшению обеспечения АПК промышленной продукцией предполагается планирование технического оснащения сельскохозяйственных предприятий на основе разработки бизнес-плана с внедрением современной технологии и сельскохозяйственной техники.

Как и в других отраслях экономики, в агротехсервисе бизнес-план должен структурно состоять из следующих разделов:

1. Сведения о предприятии и его бизнесе;

2. Цели и задачи предпринимательской сделки, основные параметры бизнес-плана, резюме;

3. Описание продукта, предмета данной операции;

4. Анализ рынка сбыта, спроса, динамики продаж;

5. Программа маркетинга предмета, объекта бизнес-плана (оценка рынка сбыта, конкуренты, стратегия маркетинга);

6. План производства и реализации продукции, работ, услуг;

7. Ресурсное обеспечение;

8. Оценка рисков (риски и страхование);

9. Экономическое побуждение -организационные меры по повышению трудовой активности коллектива предприятия;

10. Финансовый план (финансовые результаты, капитальные вложения, потребность в кредитах и их погаше-

Экономика

ние, баланс поступлений и расходов).

Первый раздел бизнес-плана не относится непосредственно к планированию операций. Он должен лишь давать заинтересованным лицам представление о компании, занимающейся данным видом бизнеса, об истории ее зарождения и развития бизнеса.

Конкретная цель - как можно быстрее адаптировать хозяйственную деятельность и систему управления предприятием к изменяющимся экономическим условиям, обеспечить стабильность финансового положения предприятия. Поэтому при планировании предполагаемой сделки следует досконально разобраться и четко описать, на какую сумму прибыли можно рассчитывать. Цель должна предусмотреть привязку точки получения прибыли ко времени, о чем важно помнить при инфляционных процессах.

Третий базовый раздел бизнес-плана, в котором описан продукт, продукция, также требует конкретности и содержит детальные содержательные характеристики предмета бизнес-операции. Прежде всего следует зафиксировать наглядные убедительные данные, сведения, позволяющие с достаточной полнотой представить продукт, получаемый в результате проведения данной предпринимательской операции.

Анализ рынка сбыта, спроса, динамики продаж - непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

Ресурсное обеспечение содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, об источниках и способах получения ресурсов.

В условиях полной хозяйственной самостоятельности предприятия сталкиваются с необходимостью просчитывать последствия непредвиденных ситуаций, возникающих в процессе производства, сбыта, поиска партнеров и т.д. Другими словами, в рыночной экономике предприятия обязаны учитывать любые риски и быть готовы нести за них ответственность.

Что касается экономического побуждения, то это организационные меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и подготовки кадров. Отметим, что влияние со стороны органов управления на управляемый объект проявляется в форме таких стимулов-побудителей, как заработная плата, премирование, разные формы вознаграждения, предоставление льгот, смягчение ограничений, снабжение дефицитными ресурсами, расширение экономической свободы.

Иллюстрируя вышесказанное, хотелось бы привести пример обоснования парка зерноуборочных комбайнов. Число зерноуборочных комбайнов зависит

Экономика

в основном от заданной (экономически оправданной) продолжительности проведения уборочной кампании. Чем короче сроки уборочных работ, тем больше вероятность собрать весь биологический урожай. И, наоборот, чем они продолжительнее, тем эта вероятность ниже. В первом случае сезонная нагрузка на комбайн резко возрастает, во втором - снижается. То есть, чем больше уборочных машин задействовано в данном технологическом процессе, тем полнее сбор урожая.

Однако в этом случае значительно возрастают капиталовложения и эксплуатационные издержки на технику. Поэтому продолжительность проведения уборки должна быть экономически оправданной и определяется по выражению:

Donm.

Ё c6i а Yi

K„-U-Cn-Wg-100

(i)

где Са - балансовая стоимость Iой марки машин, руб.;

б: - процент отчислений на реновацию, %;

г: - удельный вес работы в общем объеме работ, выполняемых данной машиной (по времени);

и - урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га;

Сп - продажная (рыночная) цена продукта, руб./ц;

Wg - дневная производительность машин, га/сут.;

Кп - коэффициент учета потерь урожая при увеличении сроков проведения механизированных работ от оптимального момента за 1 день.

Для типичных условий нечерноземной зоны Урала оптимальная продолжительность уборки зерновых, подсчитанная по данному выражению, составляет 20 дней, для Южной зоны - 15.

Имея значения оптимальных сроков уборки и уборочную площадь (Р), можно подсчитать необходимое число комбайнов (Ык) по выражению:

N = '

(2)

где Тс, Wz - соответственно продолжительность работы уборочной машины в течение суток (ч) и ее часовая производительность (га/ч).

В знаменателе - возможности сезонной выработки комбайна, которые ограничены погодными условиями, технической надежностью данной машины и необходимостью соблюдения ею оп-

тимальных технологических потерь.

При нормативно допустимом уровне потерь (2%), комбайн должен работать на пониженной скорости, отчего удлиняются сроки уборки, а потери урожая возрастают в 3-4 раза (по стране это ежегодно составляет 10-12 млн тонн зерна). Подсчитано, что при сезонной нагрузке на зерноуборочный комбайн в 130 га и допуске потерь зерна 2%, для уборки потребуется 30 дней. Значит, чтобы выдержать оптимальные сроки (20 дней), необходимо иметь комбайнов в 1,5 раза больше. Это приведет к повышению капитальных вложений, росту фондов и отчислений на ремонт машин, которые работают 1,52 месяца в году.

Поэтому более реальным остается такой путь - незначительное повышение допустимых технологических потерь урожая (лучше потерять, например, 3-4%, чем 8-10%).

Исследованиями Уральской гос-сельхозакадемии установлено, что оптимальные технологические потери урожая зерна для условий Свердловской области в среднем составляют 3,8%. Они определялись путем сопоставления соотношения стоимости зерна и удельных приведенных затрат на уборку с корректировкой на соотношение естественных и технологических потерь зерна.

Подсчитанная с учетом всех вышеприведенных факторов сезонная нагрузка на зерноуборочный комбайн для условий Урала составила: Свердловская область - 150 га, Пермская -136, Удмуртская республика - 130, Курганская область - 140, Челябинская -155 и Оренбургская - 170 га.

С учетом этих данных получена следующая потребность в зерноуборочных комбайнах для Урала. По сравнению с 2000 г. в последующий период (в среднем за 2001-2005 гг.) для восстановления парка зерноуборочных комбайнов их потребуется в 2,6 раза больше.

В случае благоприятной макроэкономической и инвестиционной политики объем эксплуатационных и ремонтных работ возрастает примерно во столько же раз.

Начиная с 1989 г. количество зерноуборочных комбайнов в Свердловской области ежегодно сокращается в среднем на 160 единиц (от 50 до 260 машин).

Если в 1989 г. уральскому селу было поставлено 1626 комбайнов (Свердловской области - 90), то в 1998 г. уральскими хозяйствами закуплено только 29 комбайнов, а в Свердловской области - ни одного.

При сохранении таких темпов «ста-

рения» парка зерноуборочных комбайнов на Среднем Урале в 2005 г. их останется только 1100-1200 единиц, то есть парк сократится, в сравнении с 2000 г., более чем в 2 раза. Примерно во столько же раз возрастет безработица на селе, а потери зерна из-за увеличения сроков уборки, при тех же площадях под зерновыми культурами (640 тыс. га), составят 88-100 тыс. тонн, в стоимостном выражении это 130-150 млн руб.

«Старение» зерноуборочных комбайнов видно из следующих данных: число машин со сроком эксплуатации более 10 лет (подлежат списанию) составляет в области около 60%, со сроком использования от 6 до 10 лет - 29%, до 5 лет (новые) - 11%. Последний показатель скоро сократится до 6%.

Исследованиями установлено, что при надлежащем обслуживании дневная выработка у комбайнов даже после истечения нормативного срока службы может стабилизироваться. Так, у комбайна СКД-5 она стабильна до 10 лет, у СК-5 «Нива» - до 7 лет, у СК-6 - до 8 лет. У СКД-5 сезонная выработка достигает максимальной величины на втором году эксплуатации, затем падает и после 8-го сезона возрастает и стабилизируется. У СК-5 «Нива» стабилизация после падения наблюдается на 9-10 годах, а у комбайна СК-6 падение происходит в течение всего периода эксплуатации равномерно (до 10-летнего «возраста»).

Учитывая результаты этих исследований, а также дороговизну зерноуборочных комбайнов, можно сделать вывод о возможности создания их вторичного рынка.

Данный вывод подтверждается и тем, что в настоящее время из 26 ремонтно-технических предприятий АПК Среднего Урала функционирует лишь одно - Артемовское. Ежегодный же спрос на оказание данного вида услуг - более 3500 комбайнов, что свидетельствует о необходимости и возможности формирования рынка агросервиса, начиная с монополизированной модели. По мере возрождения нескольких РТП этот рынок может развиваться в конкурентном режиме.

Итак, обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что в комплексе мер по улучшению обеспечения АПК промышленной продукцией предполагается создание системы оптовых рынков материально-технических ресурсов, а также разнообразных видов услуг в области снабжения, ремонта и технического обслуживания транспорта. Создание и развитие этой системы невозможно осуществить без предпринимательской деятельности предприятия.

i=i

Литература

1. Астахов А.С., Аронов Э.Л. Организация сервиса сельскохозяйственной техники в развитых капиталистических странах / АгроНИИТЭИИТО. - М., 1998. - С.40.

2. Ясин Е. Малый бизнес просит не мешать работать // Российская газета. - 2000. - 8 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.