реализация межотраслевых проек-
тов.
В качестве целевых показателей необходимо использовать четкие измеримые параметры, которые будут характеризовать развитие транспортной инфраструктуры в Кировской области. К числу этих параметров могут быть отнесены следующие:
- ввод в действие автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, км (планируется ввод в действие 105, 927 км автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения);
- ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межму-ниципального значения, км (планируется ремонт 286,06 км автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения);
- доля протяженности региональных или межмуниципальных дорог, не отве-
чающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных или межмуниципальных дорог, % (снижение данного показателя до 77,7%);
- доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, % (снижение данного показателя до 88,3%);
- доля ДТП, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве ДТП, % (сокращение показателя до 23,5%);
- прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, пунктов (количество населенных пунктов в плане приравнивается к 23) [3].
2.
3.
4.
5.
6.
ЛИТЕРАТУРА
Стратегия социально-экономического развития Кировской области до 2020 года // Официальный сайт Правительства Кировской области [электронный ресурс]. URL: http://www.kirovreg.ru (дата обращения 03.05.12).
Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» // Федеральные целевые программы [электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru (дата обращения 11.05.12).
Областная целевая программа «Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года» // Официальный сайт Правительства Кировской области [электронный ресурс]. URL: http://www.kirovreg.ru (дата обращения 02.02.12).
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2009. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010:
Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
Кировская область в цифрах: краткий стат. сборник. Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2012.
УДК 330.341.42 ББК 65
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Л.М.Хабибуллина
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Интеграционные процессы в мировой дарств и России в частности. С другой
экономике, проходящие в эпоху глобали- стороны, эти процессы несут в себе и ряд
зации, с одной стороны, благоприятно негативных моментов. К числу таковых
отражаются на развитии экономики госу- относятся мировые экономические кри-
зисы и конъюнктурные колебания, а вслед за ними - мировая финансовая нестабильность, инфляция национальной валюты и, как следствие этого, управленческий тупик. На этом фоне нарушается нормальный цикл развития практически всех отраслей экономики. Наиболее чувствителен к ним предпринимательский сектор и особенно малый и средний бизнес. Он гораздо в меньшей степени защищен от рисков и банкротства, в отличие от крупного бизнеса и предприятий государственного сектора.
Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела. В научной литературе предпринимательская деятельность, или предпринимательство, определяется как инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность [6, с.83]. Основными сферами предпринимательской деятельности являются производство продукции и услуг, торговля и коммерческое посредничество. В процессе работы предприниматель выполняет сложную задачу принятия основных решений. Также он реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить в дело новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары и услуги. Все это сопряжено с немалой долей риска. Предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами. Можно сказать, что для предпринимательской деятельности риски - явление характерное и порой неизбежное. Но вместе с тем устойчивость предприятия к рискам и их последствиям зависит не только от личности самого предпринимателя, эффективного менеджмента, маркетинга и грамотной кадровой политики, но и от общего состояния национальной экономики. Объективность риска связана с наличием факторов, существование которых не зависит от действия предпринимателей.
Первое десятилетие XXI в. завершилось мировым экономическим кризисом, а последовавшие за ним колебания финансовой и кредитной системы в ряде государств повысили коэффициент неопределенности на рынке в целом. Безусловно, это повышает агрессию внешней среды и в разы увеличивает степень рисков в сфере предпринимательского сектора. Поэтому в настоящее время проблема предпринимательских рисков продолжает оставаться актуальной.
Целью нашей статьи является изучение особенностей предпринимател-ьских рисков, возникающих в условиях инновационной экономики. В центре внимания понятие предпринимательских рисков и разновидности этих рисков, а также причины, приводящие к ним. Основной акцент ставится на рисковые ситуации, возникающие в процессе реализации проектов по продвижению на рынок новых товаров и услуг. Также мы попытаемся ответить на вопрос о характере инновационной среды в России и предпринимательской активности.
Под предпринимательским риском понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией, а также товарно-денежными и финансовыми операциями, осуществлением научно-технических проектов. Предпринимательский риск это еще и опасность потенциальной потери ресурсов или отклонение от нормативного варианта, ориентированного на рациональное использование ресурсов. Риск в предпринимательстве - это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Основываясь на данных исследований о сущности этого понятия, отметим основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации:
- объективный характер противоречий, возникающих в рамках закона спроса и предложения.
- наличие альтернативных решений.
- можно определить вероятность исходов и ожидаемые результаты или они известны;
- вероятность возникновения убытков;
- вероятность получения дополнительной прибыли.
Иными словами, риск - это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. По мнению исследователей, последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск - это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов [7].
Одна и та же рискованная ситуация характеризуется разными предпринимателями неодинаково, поскольку риск воспринимается сугубо индивидуально. Немало зависит от того, что возьмет верх
- предчувствие успеха или неудачи. Рискованных решений обычно избегают предприниматели консервативного типа, не склонные к инновациям.
В современной рыночной экономике России появляется новое поколение предпринимателей, стремящихся изменить расстановку сил на рынке и потеснить нынешних игроков. Об этом говорилось на одном из дискуссионных заседаний, проходивших в июне 2012 г. в рамках Петербургского международного экономического форума. В определенной степени это свидетельствует о наличии потенциала в предпринимательском сек-
торе и перспективах его развития. Главное - создать для этого необходимые условия.
Российская экономика в настоящее время ориентирована на развитие и активное внедрение инноваций. Данный ориентир был выбран еще в начале 2000х годов, что в конечном итоге определило характер экономического развития государства. В 2008 г. Дмитрий Медведев, находившийся на тот момент в должности первого вице-премьера, в своем выступлении на Красноярском экономическом форуме сформулировал четыре направления, на которых должна сконцентрироваться Россия. Речь шла о своеобразных «четырех «И» - институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях [8]. В 2012 г. на Петербургском международном экономическом форуме тема развития инноваций была выделена в особый пункт программы под названием «В авангарде инноваций». Темами дискуссий стали: инновации в сфере здравоохранения, инновации в продуктах питания, цифровая обработка и сбор данных как важный инструмент принятия решений, российские амбиции по инновациям, РОСНАНО: создание новой индустрии и пр. [9]. Суть инновационной экономики не только в том, чтобы обеспечить максимально эффективное внедрение инноваций, но и в том, чтобы создать благоприятные условия для вовлечения в этот процесс предприятий и организаций всех видов и форм собственности. Государство поддерживает отечественный бизнес и способствует развитию инновационной среды. Но, как показывает практика, доля участия предпринимательского сектора в реализации инноваций ничтожно мала. Следует отметить, что отечественные инновационные проекты почти не представлены за рубежом.
«Стремление сделать из России инновационную страну неизбежно разбивается об устоявшиеся традиции антисервиса», - убеждена эксперт Надежда Лин-нас [4]. Более глубокую оценку развитию инновационной деятельности в России дает генеральный директор СевероЗападного центра венчурных инвестиций
Леонид Малыгин. Он признает тот факт, что государство вкладывает немалые средства в инновационное строительство. «Однако ощутимых результатов нет. Можно говорить о слабом предпринимательском климате и многом другом, но главное, думаю, в следующем: термин «инновация» большинством специалистов понимается однозначно - как новшество плюс его коммерциализация. В мире доля коммерциализации составляет до 95%, в России... - около 1% [5]. Свою точку зрения Малыгин основывает на результатах исследований, проводимых центром, и, в частности, заявляет, что не более 5% отечественных бизнесменов еще только начинают задумываться о своем участии в инновационных процессах, а вкладывать туда средства готовы сегодня лишь немногие.
Пожалуй, главным тормозом в развитии предпринимательской актив-ности выступает финансовый вопрос. Ведь риск потери вложенных средств в новые проекты весьма велик. У начинающего предпринимателя в наукоемкой сфере не очень широкие возможности получить деньги на развитие идеи. Одна из них -попытаться привлечь средства частных инвесторов, готовых заключить высокорисковые сделки. Таких инвесторов называют бизнес-ангелами. В России институт «ангельского» финансирования только начал формироваться [3]. Отчасти поэтому риски от заключения такой сделки несут обе стороны. Предпринима-телю-инноватору важно понимать, чем его проект может заинтересовать бизнес-ангела. В свою очередь, будущий инвестор оценивает личность руководителя предприятия как лидера, способного реализовать идею и то, насколько она способна быстро завоевать рынок и повысить капитализацию компании. По мнению специалистов, в данном случае больше рискует предприниматель. На стадии обсуждения его идея, как продукт интеллектуальной собственности, может оказаться под угрозой и стать достоянием любого заинтересовавшегося рейдера. Таким образом, возникает правовой риск. Избежать его можно в случае официаль-
ной регистрации в Роспатенте, но сроки регистрации достигают двух лет. Президент Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» Эдуард Фияксель считает, что если инноватор работает с одиночным частным инвестором, его могут «кинуть» [3]. В качестве выхода он советует предпри-нимателям обращаться в подобные ассоциации. Во-первых, потому что там существует кодекс чести члена-ассоциации, а во-вторых, можно получить возможность финансирования проекта. Несмотря на то что альянсов бизнес-ангелов в нашей стране очень мало, с каждым годом людей, намеренных вкладывать деньги в высокорисковые проекты, становится больше. Отдельно стоит упомянуть о бизнес-инкубаторах, технопарках, различных грантах на развитие предпринимательской деятельности по продвижению новых проектов. Идея поддержки начинающих предпри-ни-мателей в рамках данных институтов реализуется в российской экономике с конца 90-х годов прошлого века. Нельзя сказать, что за этот период не было достигнуто положительных результатов. В данный процесс втянулись многие российские регионы - Татарстан, Нижний Новгород, Калужская область, Новосибирск, Московская область, Санкт-Петербург, Тюмень, Кузбасс. Важным моментом является сохранение и развитие инновационной базы и предпринимательской активности в этой среде. Действительность такова, что инновационные компании, как правило, живут не дольше трех лет и умирают, если не получают источник финансирования. Также необходимы и новые идеи, проекты, предприимчивые и целеустремленные люди, для того чтобы продолжалось дальнейшее развитие этого направления. В противном случае бизнес-инкубаторы и технопарки могут стать «вещью в себе» и превратиться в обычный квартал бизнесцентров [2]. Основываясь на перечисленных фактах, можно сделать вывод о том, что инновационная среда в России до сих пор находится на стадии формирования, ее характерными особенностями являются неустойчивость и наличие множества
рисков и правовых пробелов, а также чрезмерная бюрократизация.
Рассмотрим наиболее распространенные риски и их разновидности, с которыми сталкиваются в своей деятельности предприятия, занимающиеся внедрением и реализацией новых продуктов и услуг. Сразу подчеркнем, что поиск идеи и выбор оптимального варианта идеи нового продукта (услуги) уже связаны с рисками. Равно как и весь комплекс работ вплоть до выхода продукта (услуги) на рынок. На протяжении подготовительного и завершающего этапов могут возникать следующие риски:
1. Риск необеспечения проекта достаточным уровнем финансирования - содержит в себе такие виды рисков, как:
- риск неполучения средств, необходимых для разработки проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности проекта);
- риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам);
- риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов) [1, с.227].
2. Маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами - возникают при реализации проекта и сбыта результатов проекта.
Риски в данном случае обусловлены техническими особенностями проекта (необходимость уникального оборудования, высококачественных комплектующих или материалов). Помимо этого, маркетинговые риски могут быть следующих видов:
- риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка;
- риск ошибочного выбора стратегии продаж нового товара и услуги;
- риск проведения неэффективной рекламы нового товара и услуги.
3. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) подразделяются на несколько видов:
- риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров;
- риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными и неплатежеспособными партнерами.
- риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок;
- риск наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
4. Риски усиления конкуренции, связанные с утечкой конфиденциальной информации, неправильным выбором рынков сбыта и неполной информацией о конкурентах, недобросовестностью конкурентов (когда используются методы недобросовестной конкуренции), а также с появлением на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары.
5. Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения [1, с. 228-229].
Существует понятие инновационного риска, который наиболее важен в современной предпринимательской деятельности. Он возникает в том случае, когда предприятие находится на стадии увеличения капиталов, используемых для производства существующих товаров и услуг, а также для создания новых. Таким образом, инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Источниками данного вида риска являются следующие ситуации:
- когда внедряется более дешевый метод производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную
сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данном случае предприятие сталкивается лишь с одним видом риска - возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
- когда производство или создание нового товара или услуги осуществляется на старом оборудовании. Здесь к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;
- когда производство нового товара или услуги основано на применении новой техники и технологии. В этой ситуации инновационный риск включает в себя несколько видов рисков:
1. Риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя.
2. Риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги.
3. Риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.
Как правило, риск предпринимателя возникает ввиду сомнения относительно того, удастся ли действительно приобрести именно ту выгоду, которую он прогнозирует. Такой риск возникает тогда, когда предприниматель направляет в дело только свои деньги. Особенность предпринимательских рисков заключатся в том, что от них не застраховано ни одно предприятие крупного, среднего и малого бизнеса. Они в равной степени зависят от внешней среды. В некоторых случаях крупной фирме легче противостоять проявлениям риска в силу своих размеров и диверсификации деятельности. Возможны также ситуации, когда, наоборот, малые предприятия оказываются гораздо успешнее в выходе из риска в виду гибкости и быстроты реакции. Практически то же самое можно сказать о реализации новых проектов. Если проект очень локализован, вероятность его продвижения на рынок будет сведена к минимуму. Но ес-
ли фирма представляет на рынок несколько проектов, тогда шансы на успех заметно повышаются.
В некоторых источниках говорится, что предпринимательский риск выполняет так называемую инновационную функцию, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Основываясь на анализе зарубежной литературы, исследователи показывают, что в международной хозяйственной практике накопился положительный опыт инновационного рискового хозяйствования. Этот опыт сопровождается наглядными примерами расцвета и краха, подъема и банкротства в зависимости от качества и характера поведения, а также везения в обстановке конкуренции. Так, например, большинство компаний добиваются успеха и становятся конкурентоспособными благодаря инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Рисковые решения, рисковый тип хозяйствования приводят к более эффективному производству, от которого выигрывают и предприниматели, и потребители, и общество в целом. Такой подход в рассмотрении особенностей рисков очень продуктивен, т.к. позволяет снизить боязнь и нерешительность в процессе преодоления рисков и их последствий, ориентирует лидера компании и его коллектив на эффективную работу и достижение целей.
В заключение следует сказать, что, невзирая на множество нерешенных проблем, которые существуют в современной российской экономике и особенно в части развития инноваций, все-таки положительные ориентиры наблюдаются. Специфика нашей рыночной экономики такова, что без вмешательства государства большинство ключевых задач не решить. Поэтому регулирование направлений развития инновационной деятельности в целом и предпринимательской активности в частности ложится на плечи профильных государственных структур. Но вместе с тем излишняя опека предпринимательскому сектору не нужна. Главный ориентир - создание здоровой
конкурентной среды и следование букве закона.
Особенность предпринимательских рисков заключается прежде всего в тесной связи риска и прибыли. Предприниматель проявляет готовность идти на риск в условиях неопределенности, поскольку наряду с риском потерь существует возможность дополнительных доходов. И если экономика государства характеризуется стабильностью и устойчивостью, процент вовлечения предпринимателей в заведомо рисковые проекты будет невысоким. По мнению экспертов,
федеральной власти нужно серьезно и без суеты поддерживать политически и законодательно новые, но уже проверенные начинания в сфере организации инновационной деятельности, заинтересовывать потенциальных инвесторов в финансировании наиболее привлекательных проектов. В здоровой рыночной среде процессы производства, распределения, обмена и потребления продукции предполагают не избегание риска в принципе, а готовности его предвидения и снижения до минимально возможного уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверченков В.И., Ваинмаер Е.Е.. Инновационный менеджмент. М.: Флинта, 2008.
2. Гаврилов Д., Смирнова Е. Не стать «вещью в себе» // Эксперт. Северо-Запад, 2011. № 2-3 [Электронный ресурс]. URL: www.expert.ru/northwest/ (дата обращения: 05.04.2011).
3. Кириллова И. Трудно быть ангелом //Территория бизнеса. 2011. № 3. С. 58-60.
4. Линнас Н. Всегда гладко на бумаге // Эксперт. Северо-Запад, 2011. №1 [Электронный ресурс]. URL: www.expert.ru/northwest/(дата обращения: 17.03.2011).
5. Малыгин Л. Головоломка эффективности //Эксперт. Северо-Запад 2011. №1 [Электронный ресурс]. иКЬ: www.expert.ru/northwest/(дата обращения: 17.03.2011).
6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М.: Экономика, 1995.
7. Классификация предпринимательских рисков [Электронный ресурс]. иКЬ: (www.Grandars.ru/college/pravovedenie/predprinimatelskiy-risk.html (дата обращения: 12.07.2012).
8. Медведев в Красноярске сформулировал четыре «И» и семь задач своей экономической программы // Архив новостей [Электронный ресурс]. иКЬ:
http://www.newsru.com/russia/15feb2008/medvedev4i7z.html (дата обращения: 27.06.2012).
9. Санкт-Петербургский международный экономический форум. Архитектура программы: В авангарде инноваций [Электронный ресурс]. иЯЬ: www.forumspb.com (дата обращения: 27.06.2012).
УДК 66:338 ББК 65.9 (2) 304.13
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: АУТСОРСИНГОВЫЕ УСЛУГИ ИЛИ АКТИВИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ?
М.А. Любарская
Санкт-Петербургский государственный инженерноэкономический университет 191002, Санкт-Петербург, ул.Марата, 27
В.Г. Старков
Санкт-Петербургский университет управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр, 44, лит.А
Методология формирования моделей осуществления инновационной деятельности в нефтехимическом комплексе (НХК) основана на принципах стратегического и проектного управления, базовым элементом которого является форсайт - разработка стратегического виде-
ния, представляющего собой систему взглядов на состояние объекта в будущем. Форсайт, как правило, осуществляется исходя из требований и интересов широкого круга заинтересованных сторон в развитии экономических систем (компаний, отраслей, государств и т.д.) и