Научная статья на тему 'Особенности предоставления муниципальных услуг посредством многофункциональных центров'

Особенности предоставления муниципальных услуг посредством многофункциональных центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Муниципальные услуги / многофункциональные центры / принцип «одного окна» / Municipal services / Multifunctional centers / the principle of "one window"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймуратов Т. Б., Аминов И. Р.

На сегодняшний день многофункциональные центры становятся неотъемлемой частью жизни во многих современных странах, в том числе и в Российской Федерации. В статье рассмотрены особенности предоставления муниципальных услуг посредством обращения в многофункциональные центры. Модернизация и административная реформа, которая проводится в Российской Федерации уже давно, направлена на повышение эффективности и качества выполнения органами власти своих функций и оказания услуг населению. принцип "одного окна", самостоятельное взаимодействие МФЦ с органами, компетенция которых соответствует обращению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баймуратов Т. Б., Аминов И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROVISION OF MUNICIPAL SERVICES BY MEANS OF MULTIFUNCTIONAL CENTERS

Today, multifunctional centers are becoming an integral part of life in many modern countries, including the Russian Federation. The article discusses the features of providing municipal services by contacting multifunctional centers. Modernization and administrative reform, which has been underway in the Russian Federation for a long time, is aimed at improving the efficiency and quality of government functions and services to the population. the principle of "one window", independent interaction of the MFC with the authorities whose competence corresponds to the appeal.

Текст научной работы на тему «Особенности предоставления муниципальных услуг посредством многофункциональных центров»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

FEATURES OF PROVISION OF MUNICIPAL SERVICES BY MEANS OF MULTIFUNCTIONAL CENTERS

УДК 342.5

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10148 Баймуратов Т.Б., магистрант, 2 курс, Башкирский государственный университет, Россия, г. Уфа

Научный руководитель: Аминов И.Р., к.ю.н, доцент кафедры государственного права, Башкирский государственный университет Россия, г. Уфа

Baimuratov T.B. e-mail: tim.baimuratov@gmail.com

Аннотация: На сегодняшний день многофункциональные центры становятся неотъемлемой частью жизни во многих современных странах, в том числе и в Российской Федерации. В статье рассмотрены особенности предоставления муниципальных услуг посредством обращения в многофункциональные центры. Модернизация и административная реформа, которая проводится в Российской Федерации уже давно, направлена на повышение эффективности и качества выполнения органами власти своих функций и оказания услуг населению. принцип "одного окна", самостоятельное взаимодействие МФЦ с органами, компетенция которых соответствует обращению.

Annotation: Today, multifunctional centers are becoming an integral part of life in many modern countries, including the Russian Federation. The article discusses the features of providing municipal services by contacting multifunctional centers. Modernization and administrative reform, which has been underway in the Russian Federation for a long time, is aimed at improving the efficiency and quality of government functions and services to the population. the principle of "one window", independent interaction of the MFC with the authorities whose competence corresponds to the appeal.

Ключевые слова: Муниципальные услуги, многофункциональные центры, принцип «одного окна»

Key words: Municipal services, Multifunctional centers, the principle of "one window"

На сегодняшний день развитие муниципальной власти и местного самоуправления стоит рассматривать во взаимодействии с особенностями политическо-трансформационных процессов, которые имели место на территории бывшего СССР. Так как такие процессы стали причиной противоречий в становлении правовых основ органов муниципальной власти и местного самоуправления, характеризовавшиеся попытками легализовать совершенно разные их модели, чаще всего ничего общего не имевшие с реальным положением дел и исторически сложившимися традициями [5, с.26] На современном этапе модернизация российского общества является одним из наиболее актуальных вопросов, так как мир быстро меняется, а наше государство отстает в плане развития производства, экономики и темпов формирования гражданского общества. Для успешной модернизации регионов необходимо искать новые подходы и обеспечить комплексный характер модернизации [6, с.57].

27.07.2010 года был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1], который закрепляет новые для России принципы, регламенты и механизмы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Целью закона является повышение результативности предоставления государственных и муниципальных услуг при помощи современных технологий. Одним из основных способов реализации этого направления стали многофункциональные центры. Их особенность заключается в принципе «одного окна», когда после одного обращения заявителя МФЦ самостоятельно осуществляет взаимодействие с органами, чьим компетенциям соответствует данное обращение. Заявитель же в этом взаимодействии не участвует. Деятельность многофункциональных центров осуществляется на основе главы 4 Федерального Закона Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Согласно отчетам о результатах деятельности РГАУ МФЦ по РБ за период времени с 2012 по 2019 года, в 2012 году было оказано 9 500 услуг, а в 2019 году-более 6,5 миллионов услуг. Данная статистика говорит нам о растущей популярности обращений в государственные и муниципальные органы посредством МФЦ.[2]

В соответствии с п. 20-21 Правил организации деятельности многофункциональных центров, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 №1376 [3], МФЦ использует специально разработанную автоматизированную информационную систему, с помощью которой заявитель при обращении в государственные или муниципальные органы через Многофункциональные центры напрямую не взаимодействует с ними. В качестве примера можно привести такую услугу как получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), при котором гражданин обращается непосредственно в Многофункциональный центр с определенным пакетом документов, который МФЦ передает в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) непосредственно для оказания услуги по выдаче выписки, заявитель же при этом не обращается в орган напрямую.

Многофункциональный центр осуществляет ряд функции:

1) взаимодействие МФЦ с обычными гражданами ( прием и выдача заявлений, предоставление информации заявителям о видах услуг, требуемым для этого ряда документов, сроках их выполнения, наличии или отсутствия государственной пошлины)

2) Взаимодействие МФЦ с государственными и муниципальными органами (прием заявлений и выдача документов по заявкам граждан через МФЦ, предоставление информации о новых государственных и муниципальных услугах посредством МФЦ)

Принцип «одного окна» подразумевает под собой предоставление государственных или муниципальных услуг после одного обращения заявителя с каким-либо заявлением.

Основными целями принципа «одного окна» являются:

1) Улучшение регламента получения государственных и муниципальных услуг, и сокращение сроков их предоставления. Это реализуется путем электронной подачи документов, что существенно экономит время;

2) усиление удобства получения государственных и муниципальных услуг (например, на официальном сайте РГАУ МФЦ по Республике Башкортостан можно проверить статус своего обращения онлайн, а так же осуществить предварительною запись как с персонального компьютера так и с мобильного телефона);

3) Значительное уменьшение количества документов, которые нужно подать заявителям для получения государственных и муниципальных услуг

(так как при развитии электронного документооборота, количество требуемых документов снижается, по сравнению с обычным, «физическим» документооборотом);

4) противодействие коррупции (между заявителем и муниципальным служащим минимизируется личное общение, что исключает коррупциогенные факторы);

5) унификация и автоматизация процедур предоставления государственных услуг. (совпадает с основной целью электронного правительства, это поможет значительно ускорить время предоставления той или иной услуги, а так же повысит качество ее выполнения) [4].

Таким образом, ключевой особенностью предоставления муниципальных услуг через многофункциональные центры является принцип "одного окна", когда после одного обращения заявителя МФЦ самостоятельно взаимодействует с органами, компетенция которых соответствует обращению, в то время как заявитель не участвует в этом взаимодействии. Такого рода взаимодействие существенно экономит время заявителей, является удобным. Так, например, в городском округе город Уфа, на сегодняшний день функционирует 13 офисов МФЦ, среднее время ожидания в которых составляет 5-6 минут (согласно данным, размещенным на официальном сайте РГАУ МФЦ по Республике Башкортостан). Тем не менее, становится очевидным, что следует увеличить количество офисов МФЦ, так как количество запрашиваемых услуг, судя по официальным статистическим данным, растет с каждым годом. Так же необходимо продолжать популяризировать подобный формат обращения в муниципальные органы, так как все еще большое количество граждан не знает альтернативы и по прежнему обращается в муниципальные органы напрямую, что не всегда удобно.

Список использованных источников:

1. 1. Федеральный закон от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.05.2020.)

2. МФЦ по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]// URL: https://mfcrb.ru/ (дата обращения 18.05.2020.)

3. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 (ред. от 07.02.2020) "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и

муниципальных услуг"». [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.05.2020.)

4. 4.Устав Республиканского государственного автономного учреждения Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от 20.12.2017. [Электронный ресурс]// URL: https://mfcrb.ru/ (дата обращения 18.05.2020.)

5. Аминов И.Р. Юридические коллизии нормативных правовых актов местного самоуправления// Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3 (69). С. 26-30.

6. Аминов И.Р Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43). С. 57-60.

List of sources used:

1. Federal law of July 27, 2010 "On the organization of the provision of state and municipal services." [Electronic resource]. Access from sprav.-legal system "Consultant Plus" (access date 05/18/2020.)

2. MFC in the Republic of Bashkortostan [Electronic resource] // URL: https://mfcrb.ru/ (accessed 05/18/2020.)

3. Decree of the Government of the Russian Federation of December 22, 2012 N 1376 (as amended on February 7, 2020) "On the approval of the Rules for organizing the activities of multifunctional centers for the provision of state and municipal services". [Electronic resource]. Access from sprav.-legal system "Consultant Plus" (access date 05/18/2020.)

4. The Charter of the Republican State Autonomous Institution A multifunctional center for the provision of state and municipal services dated 12/20/2017. [Electronic resource] // URL: https://mfcrb.ru/ (accessed 05/18/2020.)

5. Aminov I.R. Legal conflicts of normative legal acts of local self-government // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No 3 (69). S. 26-30.

6. Aminov I.R. State-legal problems of modernization of Russian regions // Legal state: theory and practice. 2016. No. 1 (43). S. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.