Научная статья на тему 'Особенности правовых статусов бюджетного и автономного учреждений'

Особенности правовых статусов бюджетного и автономного учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довгалюк Иляна Михайловна

В статье рассматривается понятие автономного образовательного учреждения, приводится характеристика правового положения образовательного автономного учреждения. Проведены особенности правовых статусов бюджетного и автономного учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правовых статусов бюджетного и автономного учреждений»

образовательных программах, руководстве и персональном составе педагогических работников, поступлении финансовых и материальных средств и их расходовании по итогам финансового года и иных ведений, относящихся к основной деятельности автономного образовательного учреждения на основании п. 2 ст. 29 Закона об образовании в РФ.

Цель создания и основной вид деятельности автономного образовательного учреждения определены как осуществление на основании лицензии образовательной деятельности по реализации образовательных программ. Автономные образовательные учреждения вправе осуществлять те образовательные программы, которые предусмотрены их типом.

Нормативно-правовыми актами гражданского и образовательного законодательства, а также уставом автономного образовательного учреждения определяется его гражданско-правовой статус. Автономное образовательное учреждение является образовательной организацией, отличной от иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в частности, от организаций, осуществляющих обучение (в том числе автономных учреждений).

Таким образом, можно предложить следующее понятие: автономное образовательное учреждение - это учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания образовательных услуг на основе задания учредителя посредством реализации обусловленных его типом образовательных программ в качестве основного вида деятельности, самостоятельно отвечающее по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого и иного имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет выделенных средств на приобретение данного имущества.

Список литературы

1. Заболотний С.Н. Понятие образовательной организации: новелла законодательства / С.Н. Заболотний // Четвёртый пермский конгресс учёных-юристов: материалы научно-практ. конференции. Пермь, 2013. С. 105-107.

2. Кирилловых А.А. Комментарии к Федеральному закону «Об автономных учреждениях» / А.А. Кирилловых // Приложение к журналу «Хозяйство и право», 2007. № 11. 48 с.

3. Сумина М.Н. Признаки юридической личности автономного учреждения // Современное право. М.: ООО «Новое право», 2010. № 1.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ БЮДЖЕТНОГО И АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЙ Довгалюк И.М.

Довгалюк Иляна Михайловна - магистрант, кафедра теории государства и права, конституционного и административного права, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматривается понятие автономного образовательного учреждения, приводится характеристика правового положения образовательного автономного учреждения. Проведены особенности правовых статусов бюджетного и автономного учреждений.

Ключевые слова: автономное учреждение, бюджетное учреждение, юридическое лицо, административное право, административно-правовое регулирование.

Актуальность изучения основ правового статуса и организации деятельности высших учебных заведений определена качественными изменениями в высшем образовании. Эти

изменения находят отражение как в приоритетах и условиях государственного регулирования и управления вузами, так и в правовом положении образовательных учреждений [2].

Автономия (греч. аитоуодоа — «самозаконие») — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов. Автономное образовательное учреждение - это учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания образовательных услуг на основе задания учредителя посредством реализации обусловленных его типом образовательных программ в качестве основного вида деятельности, самостоятельно отвечающее по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого и иного имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет выделенных средств на приобретение данного имущества [1].

Вопросам изучения административно-правового статуса федеральных государственных вузов посвящено исследование М.А. Каплюк [3]. Правовому регулированию статуса негосударственных образовательных учреждений в системе высшего образования, государственному контролю в сфере негосударственного высшего образования посвящены исследования О.А.Рекрут. Целью исследования Л.А. Зайцевой являлось проведение комплексного анализа состояния административно-правового регулирования высшего профессионального образования.

В таблице 1 приведено сравнение особенностей правовых статусов бюджетного и автономного учреждения.

Таблица 1. Сравнение особенностей правовых статусов бюджетного и автономного учреждения

Критерий сравнения Типы учреждений

Бюджетное Автономное

1. Сферы деятельности Сфера деятельности не ограничена, но существуют приоритетные сферы: образование и наука, культура, здравоохранение, социальная защита, физическая культура и спорт занятость населения, (п.1 ст. 9.2 7-ФЗ) Сфера деятельности ограничена: образование, наука, культура здравоохранение, занятость населения, социальная защита, физическая культура и спорт, и иные сферы установленные ФЗ (ст. 2 174-ФЗ)

2. Статус Некоммерческая организация Некоммерческая организация

3. Финансовое обеспечение Выделение субсидий в соответствии с заданием учредителя. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение (п. 6 ст. 9.2 7-ФЗ) Выделение субсидий в соответствии с заданием учредителя. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение (п.3 ст. 4 174-ФЗ)

4. Владение имуществом В соответствии с ГК РФ имущество закреплено на праве оперативного управления Собственником является РФ, субъект РФ, МО (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ) В соответствии с ГК РФ имущество закреплено на праве оперативного управления Собственником является РФ, субъект РФ, МО (ст. 3 174-ФЗ)

5. Распоряжение имуществом Всем имуществом, находящимся на праве оперативного управления, за исключением: 1) закрепленного собственником особо ценного движимого имущества; 2) закрепленного собственником любого недвижимого имущества Всем имуществом, находящимся на праве оперативного управления, за исключением: 1) закрепленного собственником особо ценного движимого имущества; 2) закрепленного собственником любого недвижимого имущества (п. 2 ст. 298 ГК РФ)

Критерий сравнения Типы учреждений

Бюджетное Автономное

(п. 3 ст. 298 ГК РФ)

6. Право на совершение крупных сделок По предварительному согласованию с учредителем (ст. 9.2 7-ФЗ) С предварительного одобрения наблюдательного совета (ст. 13 174-ФЗ)

7. Субсидиарная ответственность нет нет

8. Ответственность учреждения по своим обязательствам Отвечает всем имуществом, находящимся на праве оперативного управления, кроме: 1) закрепленного собственником особо ценного движимого имущества; 2) закрепленного собственником любого недвижимого имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ) Отвечает всем имуществом, находящимся на праве оперативного управления, кроме: 1) закрепленного собственником особо ценного движимого имущества; 2) закрепленного собственником любого недвижимого имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ)

9. Порядок осуществления операций с денежными средствами В территориальных органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ (МО) (п. 8 ст. 9.2 7-ФЗ) В кредитных организациях, территориальных органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ (МО) (п. 3 ст. 2 174-ФЗ)

10. Органы управления Руководитель (ректор, директор и т.д.). Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления Наблюдательный совет. Руководитель (ректор, директор). Иные органы (ученый совет и т.д.)

11. Осуществление приносящей доход деятельности Может осуществлять. Самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Может осуществлять. Самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ)

Список литературы

1. Заболотний С.Н. Понятие образовательной организации: новелла законодательства / С.Н. Заболотний // Четвёртый пермский конгресс учёных-юристов: материалы научно-практ. конф. / отв. ред. О.А. Кузнецова. Пермь, 2013. С. 105-107.

2. Игнатьева Е.Л. Автономное учреждение как новая модель хозяйствования учреждения культуры / Е.Л. Игнатьева // Справочник руководителя учреждения культуры, 2009. № 12. С. 7-16.

3. Каплюк М.А. Органы управления высшим учебным заведением: проблемы разграничения полномочий и ответственности / М.А. Каплюк // Право и образование, 2007. № 5. С. 23-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.