Научная статья на тему 'Особенности правовой регламентации мер семейно-правовой ответственности по законодательству государств-участников СНГ'

Особенности правовой регламентации мер семейно-правовой ответственности по законодательству государств-участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
семейно-правовая ответственность / семейное право государств-участников снг / лишение родительских прав / family-law responsibility / the family right of the state-participants of commonwealth of independent states / deprivation of the parental rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турусова Ольга Сергеевна

Автор статьи на основе анализа законодательства государств-участников СНГ о лишении родительских прав предлагает внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации для решения некоторых проблем семейно-правовой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of article on the basis of the analysis of the legislation of the state-participants of Commonwealth of Independent States about deprivation of the parental rights suggests to make changes to the Family code of the Russian Federation for the decision of some problems of family-legal responsibility.

Текст научной работы на тему «Особенности правовой регламентации мер семейно-правовой ответственности по законодательству государств-участников СНГ»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МЕР СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

ТУРУСОВА Ольга Сергеевна

Аннотация: автор статьи на основе анализа законодательства государств-участников СНГ о лишении родительских прав предлагает внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации для решения некоторых проблем семейно-правовой ответственности.

Annotation: the author of article on the basis of the analysis of the legislation of the state-participants of Commonwealth of Independent States about deprivation of the parental rights suggests to make changes to the Family code of the Russian Federation for the decision of some problems of family-legal responsibility.

Ключевые слова: семейно-правовая ответственность, семейное право государств-участников СНГ, лишение родительских прав.

Key words: family-law responsibility, the family right of the state-participants of Commonwealth of Independent States, deprivation of the parental rights.

Как известно, в Указе Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»1 обращено внимание, что при разработке концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации необходимо учитывать правила регулирования соответствующих отношений в праве государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Данное положение должно стать ориентиром для совершенствования и семейного законодательства, поскольку, как справедливо отмечено Д.А. Медведевым, «гражданское и семейное законодательство России в последние годы развиваются рука об руку, иногда «опережая», «иногда» догоняя друг друга»2.

Действительно опыт правового регулирования семейно-правовой ответственности в странах СНГ вызывает большой интерес, поскольку по этому вопросу имеются не только положения, сходные с российским семейным законодательством, но и отличия, выявление которых может послужить выработке практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.

Общим признаком, характеризующим семейное законодательство этой группы стран, является то, что в нем не используется понятие «семейноправовая ответственность», однако осуществляется регламентация мер семейно-правовой ответственности, а именно - лишение родительских прав, ограничение родительских прав при виновном поведении родителей, а также отмена усыновления при

1 Указ Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 21.07.2008. - N 29 (ч. 1). - Ст. 3482.

2 Кодификация российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2008. С. 30.

виновном поведении усыновителей.

Таким образом, семейное законодательство стран СНГ предусматривает во многом аналогичные Семейному кодексу Российской Федерации3 (далее - СК РФ) меры семейно-правовой ответственности. При этом содержание ст. 67 Семейного кодекса Молдовы4 (далее - СКМ), ст. 80 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье5 (далее - КоБС), ст. 164 Семейного кодекса Украины6 (далее - СКУ), ст. 69 Семейного кодекса Республики Таджикистан7, ст. 67 Закона Республики Казахстан «О браке и семье»8, ст. 79 Семейного кодекса Республики Узбекистан9, ст. 74 Семейного кодекса Кыргызской республики10, ст. 64 Семейного кодекса Азербайджанской Республики11, ст. 59 Семейного кодекса Республики Армения12 практически идентично ст. 69 СК РФ, посвященной лишению родительских прав.

Между тем семейное законодательство некоторых стран СНГ имеет определенные особенности

3 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ [ред. от 23.12.2010) // СЗ РФ. 01.01.1996. - № 1. - Ст. 16.

4 Codul familiei al Republicii Moldova. Nr.1316-XIV din 26.10.2000 // Monitorul Oficial al R.Moldova nr.47-4B din 26.04.2001.

5 Кодекс республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 27B-

З [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.by/WEBNPA/

text.asp?RN=hk990027B.

6 Сімейний кодекс України від 10.01.2002 № 2947-III // Відомості Верховної Ради України. 2002. N 21-22. ст.135.

7 Семейный кодекс республики Таджикистан от 13 ноября 199 B года // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 199B . № 22. ст. 303 [Электронный ресурс]. URL: http://mmk.tj/ru/]legislation/legislation-base/codecs/

B Закон Республики Казахстан от 17.12.199B № 321-1 «О браке и семье» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.gov.kz/kz/npa/

yty_amtamasyz_etu/zako n_o_brake /

9 Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30.04.199B г. № 607-I [Электронный ресурс]. URL: http: //fmc.uz/legislphp?id=k_sem

10 Семейный кодекс Кыргызской республики от 30 августа 2003 года № 201 [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwx?regnom=B661&oidn=_1MQ123NKK#_1MQ123NKK

11 Семейный кодекс Азербайджанской Республики от 2B декабря 1999 г. № 781-IГ [Электронный ресурс]. URL: http://qanun.narod.ru/semkodeks.doc

12 Семейный кодекс Республики Армения от 9 ноября 2004 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unhcr.org/refworld/pdfid/435Bf3f34.pdf.

50

Юридическая наука. 2011. № 2

при регулировании семейно-правовой ответственности. Так, ст. 67 СКМ и ст. 80 КоБС называет в качестве основания для лишения родительских прав аморальное поведение родителей, которое отрицательно влияет на ребенка. Семейным законодательством Украины предусмотрено лишение родительских прав в случае, если родители прибегают к любым видам эксплуатации ребенка, принуждают его к попрошайничеству и бродяжничеству (пп. 5 п. 1 ст. 164 СКУ).

Необходимо положительно оценить позицию украинского законодателя, который дифференцированно подходит к применению мер семейно-правовой ответственности в зависимости от возраста родителей. Несовершеннолетние родители не могут быть лишены родительских прав в случаях, если уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, жестоко обращаются с ребенком (п. 2 ст. 164 СКУ).

Интересным представляется опыт привлечения к семейно-правовой ответственности в республике Беларусь за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей. Исходя из ст. 93 КоБС, родители, лишенные родительских прав, обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание детей за весь период нахождения детей на государственном обеспечении, опекунских семьях, приемных семьях, причем взыскание прекращается только после полного возмещения государству затрат на содержание конкретного ребенка, независимо от наступления его совершеннолетия. Кроме того, данная категория родителей обязательно трудоустраивается органами по труду, занятости и социальной защите. В 2009 г. 95 % родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, были трудоустроены, и уже 50 % средств возвращено государству. Однако самое важное, что предпринятые меры дали положительные результаты, в частности, за 2007-2009 гг. количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 10 % и 1319 детей возвращено родителям, восстановленным в родительских правах13.

Семейное законодательство стран СНГ предусматривает также аналогичные СК РФ и некоторые иные меры семейно-правовой ответственности, в частности, ограничение родительских прав и отмену усыновления при виновном поведении родителей. Идентичность правовых норм можно объяснить несколькими факторами: во-первых, указанные страны на протяжении семидесяти лет входили в

13 Эсмантович И.И. Ответственность родителей за воспитание детей в Республике Беларусь / / Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 10. В 3 томах. Том 2. - М.: Издательская группа «Юрист», 2010. С. 1003-1008.

единое союзное государство, которое имело общее семейное законодательство, основанное на единообразной идеологии и принципах, и в дальнейшем эти правовые нормы легли в основу нынешнего семейного законодательства каждой из стран. Во-вторых, в настоящее время между государствами-учас-тницами СНГ заключено множество как двусторонних, так и многосторонних договоров, которые в основном устанавливают аналогичные нормы регулирования прав и обязанностей родителей и детей.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Общим признаком, характеризующим семейное законодательство стран СНГ, является отсутствие в нем понятия «семейно-правовая ответственность». Однако в этих государствах осуществляется весьма активно регламентация мер семейно-правовой ответственности в виде лишения или ограничения родительских прав.

2. В целях соблюдения и защиты интересов несовершеннолетних лиц, имеющих детей, необходимо исключить применение крайней меры семейно-правовой ответственности - лишения родительских прав - по аналогии с опытом правового регулирования семейных правоотношений в Украине. Для этого представляется необходимым дополнить статью 69 СК РФ пунктом вторым: «2. Несовершеннолетние родители не могут быть лишены родительских прав».

3. С учетом зарубежного опыта законодательного решения некоторых проблем семейно-правовой ответственности целесообразно включить в СК РФ статью 84.1., изложив её в следующей редакции: «Статья 84.1. Возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством), в приемной семье либо в патронатной семье.

Родители, лишенные родительских прав, родители, у которых дети отобраны без лишения родительских прав по решению суда, родители, у которых дети отобраны на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, родители, находящиеся в розыске, в местах содержания под стражей, родители, отбывающие наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, возмещают в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание детей, за весь период нахождения детей на государственном обеспечении в организациях для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса), также под опекой (попечительством), в приемной семье либо в патронатной семье.

Расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья на основании медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

За несовершеннолетних родителей расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, возмещаются родителями (усыновителями) этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей (усыновителей), а также в случае непога-шения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, родителями (усыновителями) возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

Родители, указанные в части первой настоящей статьи, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, временно пребывающие и временно или постоянно проживающие в Российской Федерации, обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в

порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если их дети являются гражданами Российской Федерации или лицами без гражданства.

Размер и состав расходов, затрачиваемых государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Расходы на содержание детей, указанные в части первой настоящей статьи, возмещаются в добровольном порядке либо взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, размер расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, может быть уменьшен, либо лицо, обязанное возмещать указанные расходы, может быть освобождено от уплаты задолженности по их возмещению.

Средства на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, перечисляются в доход бюджета, из которого финансируются организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса), осуществляется выплата ежемесячных денежных пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях либо патронатных семьях.

За уклонение от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, виновное лицо несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.