Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ТОВАРНОГО ЗНАКА И ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ТОВАРНОГО ЗНАКА И ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ / ПОЛУЧЕНИЕ ПАТЕНТА / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлбердин А.А., Галимов Э.Э.

Целью данной статьи является - исследование различных способов охраны таких объектов интеллектуальной собственности, которые находятся «на стыке» между товарными знаками и промышленными образцами. Приводятся аргументы в пользу того, или иного способа защиты, а также обозначены их недостатки. Методами исследования являются сравнительно-правовой метод, анализ и синтез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL PROTECTION OF INDUSTRIAL PROPERTY AS A TRADEMARK AND INDUSTRIAL DESIGN

The purpose of this article is to study the various ways of protecting such objects of intellectual property, which are "at the junction" between trademarks and industrial designs. Arguments are given in favor of one or another method of protection, as well as their shortcomings. Research methods are the comparative legal method, analysis and synthesis.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ТОВАРНОГО ЗНАКА И ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_264 УДК 347.772

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ТОВАРНОГО ЗНАКА И ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА Peculiarities of legal protection of industrial property as a trademark and industrial design

ЮЛБЕРДИН Артур Амирович,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий.

453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: yulberdinartur@mail.ru;

ГАЛИМОВ Эрик Энгелевич,

старший преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, подполковник полиции. 450091, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: erikkgalimov@mail.ru;

Yulberdin Arthur Amirovich,

senior lecturer of Chair of Civil Law and Legal Proceedings of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: yulberdinartur@mail.ru;

Galimov Erik Engelevich,

senior lecturer in the department of Special Training

of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police lieutenant colonel. 450091, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muxinov St., 2. E-mail: erikkgalimov@mail.ru

Краткая аннотация: Целью данной статьи является - исследование различных способов охраны таких объектов интеллектуальной собственности, которые находятся «на стыке» между товарными знаками и промышленными образцами. Приводятся аргументы в пользу того, или иного способа защиты, а также обозначены их недостатки. Методами исследования являются сравнительно-правовой метод, анализ и синтез.

Abstract: The purpose of this article is to study the various ways of protecting such objects of intellectual property, which are "at the junction" between trademarks and industrial designs. Arguments are given in favor of one or another method of protection, as well as their shortcomings. Research methods are the comparative legal method, analysis and synthesis.

Ключевые слова: объемные товарные знаки, регистрация товарного знака, промышленный образец, получение патента, исключительные

права.

Keywords: three-dimensional trademarks, trademark registration, industrial design, obtaining a patent, exclusive rights.

Для цитирования: Юлбердин А.А., Галимов Э.Э. Особенности правовой охраны промышленной собственности как товарного знака и промышленного образца //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 264-266. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_264.

For citation: Yulberdin A.A., Galimov E.E. Peculiarities of legal protection of industrial property as a trademark and industrial design // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 264-266. http://doi.org/10A7643/1815-1337_2023_5_264.

Статья поступила в редакцию: 29.03.2023

Определенные разновидности промышленной собственности достаточно сложно отнести к тем или иным объектам результатов интеллектуальной собственности. К таковым можно отнести архитектурные сооружения, которые могут быть как объектами авторского права, так и изобретением; базы данных - авторское, или смежное право; технические устройства, которые могут быть как изобретениями, так и полезными моделями.

Особое место среди таких объектов занимают товарные знаки и промышленные образцы. Внешнюю форму того или иного предмета законодательство, регулирующее интеллектуальную собственность? позволяет зарегистрировать как товарный знак, или же получить на него патент как на промышленный образец.

Прежде всего необходимо дать характеристику товарным знакам и промышленным образцам.

Промышленные образцы относятся к объектам патентного права и, в отличие от других его объектов, представляют собой внешнюю форму изделий, имеющих эстетическое и утилитарное значение [6, с. 115].

Получение патента на промышленный образец позволяет защитить только его дизайн. Если же внешняя форма предмета обусловлено его функциональностью (например, внешняя форма ветряных мельниц, автомобильный спойлер), то он должен быть запатентован как изобретение, или промышленный образец [7, с. 141].

Промышленные образцы имеют два критерия охраноспособности - новизна и оригинальность. Новизна означает, что внешняя форма изделия не должна быть ранее зарегистрирована в патентном бюро, а оригинальность - элементы внешнего вида являются неповторимыми и обладающими отличительными чертами (внешний вид автомобиля, бутылки коньяка, пошив одежды) [4].

Товарные знаки относятся к средствам индивидуализации. Согласно ч. 1 ст. 1477 ГК РФ, товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак [1].

Существует множество разновидностей товарных знаков. Выделяются такие товарные знаки как изобразительные, словесные, комбинированные, объемные, обонятельные, голографические, звуковые и т.д. [8, с. 49].

Из вышеперечисленных наиболее близкими к промышленным образцам являются объемные товарные знаки, поскольку они обозначают конкретный материальный предмет, форму или упаковку конкретного товара.

Частно-правовые (цивилистические) науки

К объемным обозначениям Роспатент относит трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении, которые могут представлять собой форму товара или его части, форму упаковки товара, форму, не связанную с товаром [3].

Также как и в случае с промышленными образцами, товарные знаки охраняют внешнюю форму предмета. При регистрации товарных знаков Роспатент не исследует содержание и функционал предмета, ограничившись лишь отнесением его к той или иной категории по соответствующему классификатору.

Подобные сходства позволяют регистрировать одни и те же уникальные предметы, созданные авторами как средство индивидуализации или объект патентного права. К примеру, юридическое лицо занимается производством дезодорантов. Для придания индивидуализации своего продукта, организация использует уникальный баллон, отличающийся от изделия конкурентов особой формой. С одной стороны, его можно запатентовать, с другой стороны его можно зарегистрировать как объемный товарный знак.

Определив сходства и особенности каждого объекта результатов интеллектуальной собственности, необходимо указать на их отличия и правовые последствия регистрации.

Одним из важных отличий товарного знака от промышленного образца являются сроки их правовой охраны.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 1491 ГК РФ срок действия исключительного права на товарный знак возможно продлевать неограниченное число раз. Сроки действия исключительного права на промышленный образец, согласно ч. 1 ст. 1363 ГК РФ составляет всего лишь 5 лет. Срок может быть неоднократно продлен на пять лет, но в целом не более чем на двадцать пять лет, считая с даты подачи заявки на выдачу патента [1].

Далее, после регистрации товарного знака, его правообладатель обязан использовать его в течение 5 лет, иначе исключительное право на него будет утрачено. При этом, отчуждение товарного знака и передача прав на него по лицензионному договору не считается его испол ьзованием. После получения патента на промышленный образец, правообладатель не обязан его использовать и нет угрозы утраты на него патента. Если хозяйствующие субъекты по принудительной лицензии могут получить права на изобретения и полезные модели, то на получение прав на промышленные образцы они не могут претендовать.

Следующее важное отличие заключается в том, что правовая охрана на товарный знак предоставляется лишь после его регистрации. В то же время для промышленного образца временная правовая охрана предоставляется со дня публикации сведений о заявке.

Если же говорить об эффективности правовой защиты, то здесь ситуация неоднозначная и каждый из исследуемых результатов интеллектуальной собственности имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Далее, у промышленного образца есть свой автор, которому помимо исключительных прав, принадлежат еще неотчуждаемые права, такие как право на авторство. Независимо от того, будут ли исключительные права переданы другому лицу, или срок их охраны пройдет, право авторства будет охраняться бессрочно. В то же время для товарных знаков понятие авторства отсутствует, ввиду того что он является средством индивидуализации.

Общепринятым считается что товарные знаки защищены лучше, чем промышленные образцы. Связано это с тем, что конкретный продукт не только охраняется от полностью идентичных ему изделий, но и похожих предметов. Так, положения п. 2 ст. 14.6 ФЗ 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещают копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом [2]. Имитация внешнего вида товара представляет собой своеобразное подражание товару конкурента с целью создания у покупателей впечатления о принадлежности таких товаров линейке имитируемых товаров. Копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) и введение его в гражданский оборот [5].

Если представить ситуацию, в котором один и тот же предмет у одного субъекта зарегистрирован как товарный знак, а у другого запатентован как промышленный образец, то возникает странная правовая ситуация. При регистрации товарного знака, Роспатент ищет аналоги в реестре товарных знаков, но не в реестре промышленных образцов. Тем самым, недобросовестное лицо, удостоверившись, что конкретное изделие зарегистрировано как товарный знак, но не как промышленный образец, сможет без проблем получить на него патент.

Следующая особенность заключается в том, что, при регистрации товарного знака указывается конкретный цвет его составные элементы. То есть, при даже незначительном внесении изменении, может потребовать регистрация объекта как нового товарного знака. Для промышленных образцов подобных жестких ограничений не имеется, и допускается создание различных вариантов одного и того же изделия [8, с. 51].

Что касается самой процедуры регистрации и, что немаловажно, стоимости, то регистрация товарного знака происходит быстрее и дешевле. Связано это с тем, что порядок получения патента на промышленный образец более сложный и трудоемкий. Требуется составление не только заявление, но и комплекта изображения изделий, чертежа общего вида, а также описание промышленного образца. Конечно же регистрация товарного знака ненамного проще, но как правило, патентные поверенные берут за услуги на получение патента большую сумму, чем за товарный знак. Однако не стоит забывать, что при изменении формы, размера или даже цвета объемного товарного знака может потребоваться его новая регистрация, что не грозит промышленным образцам.

Таким образом, товарные знаки и промышленные образцы при всей своей схожести имеют совершенно разные правовые способы защиты, а также сроки и стоимость как за госпошлину, так и за услуги патентных поверенных. В зависимости от того какой именно товар производится, в каком количестве и в ассортименте зависит и ответ на вопрос - что лучше - зарегистрировать изделие как товарный знак, или получить на нее патент как на промышленный образец. Некоторые специалисты предлагают кумулятивный способ защиты - а именно, совершить регистрацию изделия как товарный знак и промышленный образец, что позволит использовать достоинства и того и другого [9]. Однако, при подобном подходе нужно учитывать, что стоимость услуг за подобную защиту будет значительно больше, кроме того, соответствующие организации прямо заинтересованы в этом по финансовым причинам.

Библиогра фия:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-Ф3 (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. 2006. № 289.

2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 29.12.2022) «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. № 162.

3. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов... на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства

на коллективный знак» // (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38572) СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=372547&dst=100162&date=19.03.2023 (дата обращения: 19.03.2023).

4. Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 695 (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов... на промышленный образец, формы патента на промышленный образец» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2015 N 40242) // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=372551&dst=25&date=19.03.2023 (дата обращения: 19.03.2023).

5. Письмо ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» // СПС «Консультант Плюс». Режим досту-па:https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=196224&dst=100131&date=19.03.2023 (дата обращения: 19.03.2023).

6. Крюкова А.И., Сущенко М.С., Татаринова Е.П. Патентование «модных» промышленных образцов как панацея от инновационных рисков // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2019. Выпуск 1. № 2. С. 114-121.

7. Михайлиш В.Л., Рябушенко А.А. «Понятие и признаки промышленного образца» // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2011. Ввыпуск 17. № 14 (109). С. 139-143.

8. Шидакова Е.Е. «Роль промышленных образцов и товарных знаков в стратегическом управлении промышленной собственностью» // KANT. 2012. № 1 (4). С.

48-51.

9. Что такое объемный товарный знак? // Patentus. Защита интеллектуальной собственности среднего и крупного бизнеса. Режим доступа: https://patentus.ru/media/statyi/tz/chem-promyshlennyy-obrazets-otlichaetsya-ot-obemnogo-tovarnogo-znaka/ (дата обращения: 19.03.2023).

References:

1. The Civil Code of the Russian Fedeation (part four) of 18.12.2006 N 230-FZ (ed. of 05.12.2022) // Rossiyskaya Gazeta. 2006. No. 289.

2. Federal Law No. 135-FZ of 26.07.2006 (as amended on 29.12.2022) "On Protection of Competition" // Rossiyskaya Gazeta. 2006. № 162.

3. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated 07/20/2015 No. 482 (ed. dated 11/23/2020) "On approval of the Rules for drawing up, filing and reviewing documents ... for a Trademark (Service Mark), the form of a certificate for a collective mark, the form of a certificate for a trademark (service mark), the form of a certificate for a collective mark" // (Registered in Ministry of Justice of Russia 18.08.2015 N 38572) SPS "Consultant Plus". Access mode: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=372547&dst=100162&date=19.03.2023 (accessed: 03/19/2023).

4. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated 30.09.2015 N 695 (ed. dated 11/23/2020) "On approval of the Rules for drawing up, filing and reviewing documents ... for an industrial design, a patent form for an industrial design" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 12/25/2015 N 40242) // SPS "Consultant Plus". Access mode: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=372551&dst=25&date=19.03.2023 (accessed: 03/19/2023).

5. Letter of the FAS of Russia dated 24.12.2015 N IA/74666/15 "On the application of the "fourth antimonopoly package" // SPS "Consultant Plus". Access mode:https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=196224&dst=100131&date=19.03.2023 (accessed 19.03.2023).

6. Kryukova A.I., Sushchenko M.S., Tatarinova E.P. Patenting of "fashionable" industrial designs as a panacea for innovative risks // Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University. 2019. Issue 1. No. 2. pp. 114-121.

7. Mikhailish V.L., Ryabushenko A.A. "The concept and signs of an industrial design" // NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right. 2011. Issue 17. No. 14 (109). pp.

139-143.

8. Shidakova E.E. "The role of industrial designs and trademarks in the strategic management of industrial property" // KANT. 2012. No. 1 (4). pp. 48-51.

9. What is a volumetric trademark? // Patentus. Protection of intellectual property of medium and large businesses. Access mode: https://patentus.ru/media/statyi/tz/chem-promyshlennyy-obrazets-otlichaetsya-ot-obemnogo-tovarnogo-znaka / (accessed: 03/19/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.