УДК: 347.772
Рогоженко А. А.
магистрант 1 -го года обучения Южный федеральный университет
г. Таганрог
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
В данной статье проводится анализ такого типа товарного знака, как общеизвестный знак, выявляются особенности признания товарного знака общеизвестным и специфика его правовой охраны. Также рассматриваются примеры общеизвестных товарных знаков и судебная практика по поводу данного средства индивидуализации.
Ключевые слова: товарный знак, общеизвестный товарный знак, правовая охрана, охраняемое средство индивидуализации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что активное развитие коммерческой сферы, и появление множества товаров, логотипов и брендов привело к широкому распространению такого средства индивидуализации, как товарный знак. Проблемными в отношении этого знака являются вопросы начиная от признания его общеизвестным и заканчивая его правовой охраной.
Вопрос, связанный с правовой охраной общеизвестных товарных знаков недостаточно исследована в науке. Из основных научных трудов, посвященных данной проблеме, можно выделить диссертацию Е. А. Зайцевой на тему: «Правовая охрана общеизвестных товарных знаков» [1], в которой автор проводит анализ правовых проблем охраны общеизвестных знаков и изучает развитие международного, зарубежного законодательства и законодательства Российской Федерации по охране общеизвестных товарных знаков. Но нужно учесть, что данная работа опубликована более 15 лет назад, но так как сфера интеллектуальной деятельности отличается высокой динамикой, и то, что было актуально какое-то время назад, теряет свою значимость, трансформируется и переходит в иные формы. В статье А. А. Тюлькина «Особенности предоставления правовой охраны средствам индивидуализации» [2], опубликованной в 2014 году, представлены основные аспекты российского законодательства, касающиеся правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Также автор определяет параметры, которые придают товарному знаку общеизвестность, говоря, что «общеизвестность обеспечивается фиксацией обозначения в сознании членов общества, что свидетельствует о влиянии общества на возникновение конкретного общеизвестного товарного знака». Следует согласиться с данной точкой зрения, так как, чем большему количеству людей знаком товарный знак, тем больше вероятность признания его общеизвестным.
Что касается понятия товарного знака, то пункт 1 статьи 1477 Гражданского Кодекса Российской Федерации [3] определяет его, как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Другими словами, товарный знак — это логотип организации или индивидуального предпринимателя, под которым производится продукция, и с помощью которого данная продукция отличается от других схожих с ней товаров. В законодательстве Российской Федерации не содержится определения общеизвестного товарного знака, что несомненно вызывает проблемы, связанные с данным средством индивидуализации.
Определение данного вида знака устанавливают Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утверждённые Приказом Роспатента [5]. Согласно данного правового акта, общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком и знаком обслуживания (далее — общеизвестный товарный знак) может быть признан товарный знак или знак обслуживания, охраняемые на территории Российской Федерации на основании его
регистрации, товарный знак или знак обслуживания, охраняемые на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, или обозначение, используемое в качестве средства индивидуализации товаров и (или) услуг, но не имеющие правовой охраны территории Российской Федерации, которые в результате их интенсивного использования в отношении товаров или услуг конкретного лица стали в Российской Федерации широко известны среди потребителей этих или однородных им товаров и услуг. Таким образом, основными характеристиками общеизвестного товарного знака являются:
1. Высокая степень известности у потребителей;
2. Ассоциация знака с определенными товарами;
3. Использование товарного знака в нескольких странах.
Ярким примером общеизвестного товарного знака является «Coca-Cola». Данный товарный знак признан общеизвестным 1 января 1996 года. Общеизвестность он приобрел благодаря тому, что имеет следующие признаки:
1. Известность в различных странах. Товарный знак «Coca-Cola» зарегистрирован и имеет развитую сеть сбыта в 28 странах мира.
2. Интенсивность использования. «Coca-Cola» появилась еще в 1886 году и в настоящее время занимает 42% ранка безалкогольных газированных напитков. Также компании Coca-cola принадлежит 5 из 6 самых известных брендов безалкогольных газированных напитков в мире — Coca-Cola, Diet Coke, Fanta, Schweppes и Sprite [6]. Cocacola имеет большую часть потребителей. По данным социологического опроса, проводимого в 2015 году, около 80% населения предпочитают напитки данной марки [7].
3. Широкая маркетинговая стратегия. Продукция Coca-Cola активно рекламируется всеми возможными методами: на телевидении, в интернете, на радио. Также компания CocaCola является спонсором различных спортивных мероприятий, таких как Чемпионат Мира по футболу, «Ледовая симфония» Ильи Авербуха, Олимпийские игры 2014 и т.д.
Другим ярким примером общеизвестного товарного знака является марка «ЛУКОЙЛ». Данный товарный знак признан общеизвестным с 1 ноября 1999 года. Марка «ЛУКОЙЛ» получила такое признание благодаря тому, что:
1. Имеет развитую сбытовую сеть. Компания «ЛУКОЙЛ» осуществляет свою деятельность в 24-х странах мира.
2. Большая доля рынка. На рынке масел для автотранспорта продукция «ЛУКОЙЛ» занимает 45%.
3. Активный добытчик нефти. На компанию «ЛУКОЙЛ» приходится больше 2 % общемировой добычи нефти.
Достигнув широкой известности, компания Лукойл столкнулась с ситуацией, когда ей пришлось защищать свой товарный знак. В 2007 году компания ОАО «ЛУКОЙЛ» подала иск в отношении ООО «Компания Люксоил» об аннулировании товарного знака последней, чему последовали долгие судебные разбирательства и ряд экспертиз. Палата по патентным спорам анализировала все схожие признаки. Ею было выявлено, что по визуальному признаку товарные знаки совершенно разные, а по фонетическому — имеются сходства. Также в ходе разбирательств был проведен социологический опрос, в результате которого необходимо было выявить, действительно ли автовладельцы путают товарные знаки «ЛУКОЙЛ» и «Luxoil». Опрос показал, что 27 % водителей не знали, что это товарные знаки разных компаний. Только после этого исследования арбитражный суд Москвы удовлетворил исковое заявление от компании «ЛУКОЙЛ» и аннулировал товарный знак «Luxoil».
Как показывает судебная практика, были случаи, при которых установлен отказ в признании товарного знака общеизвестным. К примеру, 28 мая 2012 года компания «Форд Мотор Компани, корпорация штата Делавэр» подала исковое заявление о признании товарного знака «Ford» общеизвестным. Для подтверждения общеизвестности данного обозначения заявитель предоставил ряд документов, таких как распечатки рекламных
листовок, распечатки из интернета, выписки из ЕГРЮЛ и т.д., удостоверяющие общеизвестность товарного знака. Экспертная комиссия исследовала представленные документы и пришла к выводу, что они не подтверждают общеизвестность товарного знака на момент подачи заявления, так как не содержат в себе сведений об интенсивном использовании товарного знака, о странах, в которых товарный знак является общеизвестным, о затратах на рекламу. Также стоит отметить, что из различных рекламных и информационных источников стало известно, что в разное время при маркировке автомобилей применялась различная проработка обозначения: цвет обозначения, шрифт и стиль написания. Учитывая все вышеизложенное, экспертная компания пришла к выводу об отсутствии оснований для признания товарного знака «Ford» общеизвестным, вследствие чего было принято решение об отказе в исковом заявлении от компании «Форд Мотор Компани, корпорация штата Делавэр».
Современный период характеризуется акцентированием внимания на новых правилах признания товарных знаков общеизвестными. Административный регламент призван детально урегулировать процедуру обращения в Роспатент с заявлением о признании товарного знака общеизвестным и порядка его рассмотрения коллегией экспертов [4]. В частности, установлен исчерпывающий перечень документов, приведены критерии признания товарных знаков общеизвестными с учетом активности использования и осведомленности о них потребителей, сроки рассмотрения заявления, размер патентной пошлины и ряд других важных вопросов [8]. В силу этих изменений, помимо заявления, адресованного в Роспатент, необходимо предоставить следующие сведения [4]:
1. об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации;
2. о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
3. о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);
4. о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
5. о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
Собрав все документы и предоставив необходимые сведения, товарный знак регистрируется и признается общеизвестным.
Правовой режим охраны общеизвестных товарных знаков имеет следующие цели:
1. Защита прав владельцев товарного знака;
2. Защита интересов потребителей;
3. Защита от недобросовестной конкуренции.
Охрана общеизвестного товарного знака имеет ряд особенностей и
отличительных черт от охраны товарного знака. Можно выделить следующие особенности правовой охраны общеизвестных товарных знаков:
1. Сфера распространения исключительного права на общеизвестные товарные знаки. Исключительное право на данный вид товарного знака может распространяться помимо однородных товаров и услуг, на неоднородные в том случае, когда использование знака ассоциируется с правообладателем и ущемляет его интересы. Как показывает практика, такие случаи происходят довольно часто, что позволяет правообладателям защититься от конкурентов, рассчитывающих получить выгоду за счет уже известного товарного знака.
2. Момент возникновения исключительного права. Исключительное право на общеизвестный товарный знак предоставляется правообладателю не в момент, когда подана заявка на регистрацию товарного знака, или, когда товарный знак зарегистрирован в
государственном перечне, а в момент, когда средство индивидуализации стало широко известно.
3. Срок действия исключительного права. В отличии от товарного знака, исключительное право на который действует 10 лет с возможностью неоднократного продления, исключительное право на общеизвестный товарный знак действует неограниченный срок.
4. Проблема регистрации договора об отчуждении исключительного права на общеизвестный товарный знак. Роспатент может отказать в регистрации такого договора или же не принять согласие работодателя на регистрацию схожего обозначения другим лицом. В таких случаях, Роспатент основывается на том, что в такой ситуации потребитель может быть введен в заблуждение по поводу производителя товара.
5. Роспатент с особой внимательностью осуществляет экспертизу заявок на обозначения, сходные с общеизвестными товарными знаками. Как показывает практика, вопросы в таких ситуациях решаются не в пользу заявителей.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что общеизвестный товарный знак имеет двойственную природу. С одной стороны, он имеет преимущество в виде особой правовой защиты и охраны, а, с другой стороны, сложность его заключается в рисках возникновения ситуаций, связанных с использованием «чужого» товарного знака, то есть продвижением на рынок товаров (работ и услуг) одного производителя под известным и зарекомендовавшим себя товарным знаком, не имея на то законного права. Во избежание таких ситуаций, обладателю общеизвестного товарного знака следует как можно раньше его зарегистрировать, а законодательству необходимо более подробно и четко установить признаки, по которым товарный знак можно отнести к общеизвестному.
Литература
1. Зайцева Е. А. Правовая охрана общеизвестных товарных знаков. Автореферат дис. канд. юрид. наук. М., 1998. — 23 с.
2. Тюлькин А. А. Особенности предоставления правовой охраны средствам индивидуализации//Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 9. — С.1942-1948.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
4. Приказ Минэкономразвития России от 27.08.2015 N 602 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в РФ товарным знаком" / Справочно-правовая система "Консультант Плюс"/ [электронный ресурс] // режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/44295.html (дата обращения 18.06.2016).
5. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.rupto.ru/ (дата обращения 05.06.2016).
6. Аналитический портал для трейдеров, все для обучения трейдингу и стратегиям торговли на любых рынках [электронный ресурс] // режим доступа: http://utmagazine.ru/ (дата обращения 15.06.2016).
7. Официальный сайт Coca-cola Hellenic Russia [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.coca-colahellenic.ru/ (дата обращения 15.06.2016).
8. Интеллектуальная собственность в России и за рубежом [электронный ресурс] // режим доступа: http://sumip.ru/category/news/ (дата обращения 17.06.2016).