Научная статья на тему 'Особенности правового статуса Жокаргы Кенеса парламента Каракалпакстана'

Особенности правового статуса Жокаргы Кенеса парламента Каракалпакстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
645
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ / РЕСПУБЛИКА / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / АЗИЯ / УЗБЕКИСТАН / КАРАКАЛПАКСТАН / НЕЗАВИСИМАЯ РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зарецкий А. М.

Осуществляемые за истекший период реформы в сфере демократизации государственной власти и управления Республики Каракалпакстан независимой республики в составе Узбекистана были направлены на последовательную реализацию конституционного принципа разделения ветвей власти, создание между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиление роли полномочий и контролирующих функций за-конодательной и представительной власти в центре и на местах, осуществ-ление мер по либерализации, самостоятельности и независимости судеб-ной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса Жокаргы Кенеса парламента Каракалпакстана»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Зарецкий, А. М.,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права МФПУ «Синергия»,

e-mail: Zareckiy83@icloud.com Zaretsky, A. M.,

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖОКАРГЫ КЕНЕСА -ПАРЛАМЕНТА КАРАКАЛПАКСТАНА

Аннотация. Осуществляемые за истекший период реформы в сфере демократизации государственной власти и управления Республики Кара-калпакстан - независимой республики в составе Узбекистана были направлены на последовательную реализацию конституционного принципа разделения ветвей власти, создание между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиление роли полномочий и контролирующих функций законодательной и представительной власти в центре и на местах, осуществление мер по либерализации, самостоятельности и независимости судебной системы.

FEATURES LEGAL STATUS JOKARGY KENES - PARLIAMENT OF

KARAKALPAKSTAN

SUMMARY. Ongoing during this period reforms democratization of state power and administration Republic of Karakalpakstan , an independent republic within Uzbekistan , were sent to the serial implementation of the constitutional principle of separation of powers ,creation between effective system of checks and balances, strengthening the role and powers of the legislative and regulatory functions of representative government in the center and in the field , the implementation of measures Liberalization, autonomy and independence of the judiciary.

Ключевые слова: парламент, республика, государство, право, Азия, Узбекистан, Каракалпакстан, независимая республика в составе Узбекистана.

Keywords: Parliament, republic, state, law, Asia, the parliament of Uzbekistan, Karakalpakstan, an independent republic of Uzbekistan.

В современном государстве жизнедеятельность общества обеспечивается совокупностью государственных органов, включая страны Содружества Независимых государств. Основы формирования и деятельности государственного аппарата закрепляются в конституциях этих государств, а также в

специальных законах, регламентирующих правовой статус высших и центральных органов государственной власти1.

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственного аппарата в странах СНГ, являются конституционные положения, в которых провозглашается принцип разделение властей как один из основополагающих принципов осуществления государственной власти.

В соответствии с принципом разделения властей выделяются законодательные органы, которые определяют основные направления политики государства путем принятия законодательных актов.

Общегосударственным представительным органом является парламент, основной функцией которого в системе разделения властей является осуществление законодательной власти, т. е. принятие законов и контроль за их исполнением.

Ранее в статье «Становление и развитие института парламентаризма в постсоветскую эпоху» мы указывали2, что в современную политическую науку парламент вошел как понятие, отражающее одну из сторон государственной власти - ее законодательную функцию - и констатирующее тем самым разделение властей в обществе3.

В разных странах высший представительный орган называется по-разному. Например, в США и странах Латинской Америки - конгрессом, в Великобритании, Франции, Италии он называется парламентом, в России -Федеральным Собранием4.

Н. А. Михалёва сообщает, что и в странах Содружества Независимых Государств парламенты также имеют различные названия: в Азербайджане -Милли Меджлис; в Армении - Национальное Собрание; в Беларуси - Парламент - Национальное Собрание; в Грузии, Казахстане, Молдове - Парламент; Кыргызстане - Жогорку Кенеш; в Таджикистане - Маджлиси Оли; в Узбекистане - Олий Мажлис; в Украине - Верховная Рада5. В Туркменистане имеются два высших органа государственной власти: Халк Маслахаты (Народное Собрание) и Меджлис (парламент).

Аналогичные органы законодательной власти создаются в республиках в составе зарубежных стран СНГ. Это, например, Народное Собрание Га-гаузии, Али Маджлис Нахичеванской Автономной Республики; Жокарты Кенес Каракалпакстана и др.6.

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа7. По мнению Чиркина8, парла-

1 Баглай, М. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / М. В. Баглй, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтин. - 3-е изд. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2010. - С. 198.

Зарецкий, А. М. Становление и развитие института парламентаризма в постсоветскую эпоху / А. М. Зарецкий // Роль бизнеса в трансформации общества-2013 : сборник VIII Междуна-

родного научного конгресса. - М. : МФПУ «Синергия», 2013. Даниленко, В. И. Современный политологический словарь / В. И. Даниленко. - М., 2002.

4 Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. А. Мишин. - 14-е изд., перераб. и доп. - М. : Юстицинформ, 2009. - С. 256.

5 Михалёва, Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ : учеб. пособие / Н. А. Михалёва. - М. : Юристъ, 1998. - С. 175.

6 Там же.

7 Там же.

мент регулирует важнейшие общественные отношения, главным образом -путем принятия законов, осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц и др. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т. д.

Роль парламента в саранах Содружества предопределена формой правления. В парламентских республиках высшую ступень в иерархии органов государственной власти занимает парламент, в президентских - прези-дент9.

Н. П. Михалёва считает10, что для стран СНГ характерны специфические особенности парламентской системы. Это выражается в том, что во всех этих странах наблюдается тенденция превращения парламента в постоянно действующий орган.

Особое положение в составе Узбекистана занимает Республика Кара-калпакстан. Республика Каракалпакстан - это суверенная республика в составе Узбекистана. В республике есть свой парламент - Жокаргы Кенес, есть правительство - Совет Министров, имеются судебные, правоохранительные органы11.

В Олий Мажлисе, Кабинете Министров, Конституционном, Верховном и Высшем хозяйственных судах обеспечивается представительство Республики Каракалпакстан.

Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан регулируется договорами и соглашениями.

Конституционный статус Республики Каракалпакстан установлен статьями 70-74 Конституции Республики Узбекистан12.

С принятием независимости Каракалпакстана требованием времени стало реформирование системы государственной власти на местах.

25 декабря 1994 г. на правовой демократической и многопартийной основе состоялись первые общенародные выборы в Олий Мажилис Республики Узбекистан и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан первого созыва. Таким образом, был сформирован высший государственный орган власти,

8 Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - С. 245.

9 Михалёва, Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ : учеб. пособие / Н. А. Михалёва. - М. : Юристъ, 1998. - С. 175.

10 Там же.

11 Олий Мажлиса (парламента) Республики Узбекистан // Режим доступа : http://www.gorizont.uz.

12 Конституция Республики Узбекистан // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. - 1994. - № 1. - Ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - 2003. -№ 3-4. - Ст. 27; Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2007. - № 15. - Ст. 152; 2008. - № 52. - Ст. 510; 2011. - № 16. - Ст. 159 // Режитм доступа : http://www.gorizont.uz.

осуществляющий законодательную власть, - депутатский корпус Жокаргы Ке-неса Республики Каракалпакстан13.

Статус Жокаргы Кенес - парламента Республики Каракалпакстан, юридическую природу, основы его организации и деятельности определяются в главе XVII Конституции Республики Каракалпакстан. Так, согласно статье 68 Конституции Республики Каракалпакстан, высшим государственным представительным органом власти является Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, осуществляющий законодательную власть.

Парламент бывает однопалатный и двух палатный. В странах Содружества используется модель однопалатного и двухпалатного парламента. По своей структуре высшие представительные органы законодательной власти стран СНГ являются в большинстве государств однопалатными. Исключение составляют Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика. В этих государствах парламенты двухпалатные14. Однако, Конституция Республики Каракалпакстан не указывает на модель парламента республики.

Внутренняя структура и организация работы парламента в странах СНГ определяется их конституциями и регламентами. Статья 71 Конституции Республики Каракалпакстан определяет, что деятельность Жокаргы Кенеса осуществляется в порядке, установленном Конституцией и Регламентом Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан. 31 октября 1994 года было принято постановление Верховного Совета Республики Каракалпакстан «О вступлении в силу Регламента Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан», который утвердил Регламент Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, состоящий из 5 глав, 10 частей и 117 статей15.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан состоит из 75 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе сроком на 5 лет (ст. 69 Конституции Республики Каракалпакстан). Следует отметить, что в Конституции Республики Каракалпакстан не указывается количественный состав Жокаргы Кенес16.

Важнейшим условием качественной работы парламента являются профессионализм и компетентность депутатов. В статье 69 Конституции Республики Каракалпакстан определены требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Жокаргы Кенеса. Правом быть избранным в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан обладают граждане Республики Каракалпакстан, достигшие ко дню выборов 25 лет. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты, определяются законом.

13

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстана // Режим доступа : http://www.parlamentrk.gov.uz.

14 Баглай, М. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 3-е изд. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2010. - С. 198.

15 Михалёва, Н. А. Конституционное прг Михалёва. - М. : Юристъ, 1998. - С. 176.

16 Жокаргы Кенес Ре http://www.parlamentrk.gov.uz.

15 Михалёва, Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ : учеб. пособие / Н. А.

I

16 Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстана // Режим доступа

По сообщению А. А. Мишина17, законодательство демократических государств предоставляет депутату целый ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать его независимость. Важнейшими элементами депутатского иммунитета являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность. Свобода слова и голосования сводятся к тому, что депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата18. Кроме того, депутат парламента получает вознаграждение за свою деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т. д.

В статье «К вопросу о формировании гарантий деятельности депутатов парламентов постсоветских республик Центральной Азии» нами был подробно рассмотрен вопрос о гарантиях депутатов19. Так, важнейшей гарантией осуществления депутатских полномочий является депутатская неприкосновенность (иммунитет), закрепленная в Конституциях республик. В названной статье было отмечено, что депутатская неприкосновенность как одна из наиболее эффективных гарантий независимости депутата и уважения к парламенту закреплена практически всеми зарубежными конституциями, эти гарантии в зарубежных странах распространяются исключительно на членов высшего законодательного органа власти - парламента (ст. 26 Конституции Французской Республики; ст. 6 Конституции США; ст. 46 Конституции ФРГ; ст. 68 Конституции Итальянской Республики; и др.), что подчеркивает особый статус депутатов как полномочных представителей народа в высших органах законодательной власти20.

В Конституции Республики Каракалпакстан и Законе Республики Узбекистан «О статусе депутатов в Республике Узбекистан» от 06.05.1995 г. № 66-1 (с изм. и доп.) устанавливаются основные гарантии депутатской деятельности.

В статьях 78, 79 Конституции Республики Каракалпакстан содержится ряд условий, соблюдение которых должно быть обеспечено после избрания гражданина депутатом Жокаргы Кенес республики. Так, статья 78 Конституции специально оговаривает постоянный характер работы депутатов, кроме того, указанная статья закрепляет принцип несовместимости занятия законодательной деятельностю и предпринимательской.

Конституционное положение о депутатской неприкосновенности закрепляется в статье 79 Конституции Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан: «Депутат Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан пользуется правом неприкосновенности. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налага-

17

17 Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. А. Мишин. - 14-е изд., перераб. и доп. - М. : Юстицинформ, 2009. - С. 259.

18 Там же.

19 Зарецкий, А. М. К вопросу о формировании гарантий деятельности депутатов парламентов постсоветских республик Центральной Азии / А. М. Зарецкий // Сборник статей межвузовского научно-практического семинара «Цивилистическое обеспечение инновационного развития в современной россии». - СПб. : СПБПГУ, 2013.

20 Там же.

емым в судебном порядке, без согласия Жокаргы Кенеса Республики Кара-калпакстан».

Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношения его с другими высшими органами государственной власти, - сообщает А. А. Мишин21. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы22.

По мнению М. В. Баглая, компетенция однопалатных парламентов в странах - участницах СНГ в своей основе приблизительно схожа23. Если рассматривать классификацию парламентов с точки зрения их полномочий, то, в зависимости от полномочий, различают три вида парламентов: с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные24.

Исключительные полномочия парламента республики определены в статье 70 Конституции Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан. В соответствии с этой статьей к исключительным полномочиям Жокаргы Кенеса относятся: принятие Конституции и законов Республики Каракалпакстан, внесение изменений и дополнений в них; принятие государственных программ экономического и социального развития Республики; назначение и освобождение от должности судей районных и городских судов на территории Каракалпак-стана; назначение и освобождение Прокурора Республики; законодательное регулирование вопросов административно-территориального устройства Республики; определение системы и полномочий республиканских и местных органов власти; осуществление иных предусмотренных Конституцией Республики Каракалпакстан полномочий25.

Как видно из приведенного анализа полномочий парламента, основное направление деятельности Жокаргы Кенеса в сфере государственного строительства - это законотворческая деятельность и формирование других высших органов государства, а также обеспечение государственного суверенитета.

Анализируя полномочия Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан можно выделить несколько направлений деятельности парламента: законодательная сфера, сфера государственного строительства, участие в формировании органов судебной власти и прокуратуры, в социально-экономической сфере.

Таким образом, парламент определяет на основе Конституции Республики Каракалпакстан рамки полномочий каждой из ветвей власти.

21

Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. А. Мишин. - 14-е изд., перераб. и доп. - М. : Юстицинформ, 2009. - С. 259.

22 Там же.

23

23 Баглай, М. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 3-е изд. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2010. - С. 201.

24

Чиркин, В. Е. Конституционное пр доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - С. 246.

25

25 Жокаргы Кенес Ре http://www.parlamentrk.gov.uz.

24

Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. - 7-е изд., перераб. и

п

25

25 Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстана // Режим доступа

Необходимо подчеркнуть особую роль парламента, который является высшим государственным органом страны, так как руководителем Республики Каракалпакстан является Председатель Жокаргы Кенеса Республики Ка-ракалпакстан. Так, в статье 80 Конституции установлено: «Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан является высшим должностным лицом Республики Каракалпакстан».

Важно отметить, что правовой статус Председателя Жокарты Кенеса (парламента) Каракалпакстана является совершенно иным, как это принято в современных государствах. Он одновременно является единоличным внутренним руководящим органом парламента и высшим должностным лицом Республики.

В качестве спикера Председатель Жокарты Кенеса Каракалпакстана обеспечивает организационно-техническое руководство работой парламента, а как высшее должностное лицо - взаимодействие всех ветвей власти; представляет парламенту доклады о положении дел в Республике; организует проведение в жизнь законов; представляет парламенту кандидатуры на должность Председателя Совета Министров, Председателя и членов Комитета конституционного надзора и Хозяйственного суда Республики; организует всенародные обсуждения законопроектов; осуществляет другие государственно-властные полномочия 26.

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, выносимых на сессии, а также контроля за исполнением законов и иных решений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, при нем создаются депутатские комитеты и комиссии. Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан создает, в случае необходимости, депутатские, ревизионные и иные комиссии на постоянной или временной основе (ст. 77 Конституция Республики Каракалпакстан). Полномочия и порядок деятельности комитетов и комиссий Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан определяется законом.

Главной формой работы парламента являются сессии, т. е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комиссии.

Особо следует отметить межпарламентские взаимоотношения Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан с Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Так, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан имеет право выдвигать от каждого избирательного округа, расположенного на его территории, по одному кандидату в депутаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и обладает законодательной инициативой на заседаниях его сессий27.

Члены Сената (сенаторы) Олий Мажлиса Республики Узбекистан избираются в равном количестве - по шесть человек от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента путем тайного голосования на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики Кара-

26 Михалёва. Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ : учеб. пособие / Н. А. Михалёва. - М. : Юристъ, 1998. - С. 179.

27 Там же.

калпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов28.

Одним из заместителей Председателя Олий Мажлиса является представитель Республики Каракалпакистан, в настоящее время это Председатель Жокаргы Кенеса (парламента) Каракалпакистана29.

Статья 83 Конституции Республики Узбекистан перечисляет субъектов имеющих право законодательной инициативы, которое в том числе принадлежит и Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам 30.

В рамках межпарламентских взаимоотношений члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимают участие сессиях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан. Так, 5 июля 2013 г. в Нукусе состоялась тринадцатая сессия Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан. В ней приняли участие члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, правительства республики и представители средств массовой информации 31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сессии с докладом «О мерах по исполнению законов Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников», принятых 14 июня 2013 года Кен-гашем Олий Мажлиса Республики Узбекистан выступил заместитель Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан А.Хамраев.

По этому вопросу выступил председатель Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам бюджета и экономических реформ А.Алтиев.

Депутаты заслушали информацию председателя Центральной избирательной комиссии Республики Каракалпакстан Е.Джуманазарова и приняли ее к сведению.

Одним из вопросов рассмотренных депутатами на сессии был вопрос о проектах законов Республики Каракалпакстан «Об органах самоуправления граждан» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников» (в новой редакции). По этому вопросу выступил председатель комитета Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан по вопросам законодательства, судебно-правовых органов и органов самоуправления граждан С.Хожаназаров 32.

Также 14 июня 2013 года на расширенном заседании Кенгаша Сената был рассмотрен вопрос о мерах по обеспечению реализации положений законов Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников», где были

28

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстана // Режим доступа : http://www.parlamentrk.gov.uz.

29 Там же.

30

Конституция Республики Узбекистан // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. - 1994. - № 1. - Ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - 2003. -№ 3-4. - Ст. 27; Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2007. - № 15. - Ст. 152; 2008. - № 52. - Ст. 510; 2011. - № 16. - Ст. 159 // Режим доступа : http://www.gorizont.uz.

31

31 Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстана // Режим доступа : http://www.parlamentrk.gov.uz.

32 Там же.

обсуждены и утверждены Рекомендации Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому, районным и городским Кенгашам народных депутатов, разъясняющие основные положения этих законов и содержащие конкретные предложения по их полной реализации. Был утвержден список сенаторов, ответственных за осуществление контроля и мониторинга за своевременным и эффективным исполнением рекомендаций и территориальных планов мероприятий33.

Анализа полномочий и компетенции Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, показал, что решение ключевых вопросов государственной политики не обходится без участия представительного органа власти. Основное направление деятельности Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан в сфере государственного строительства - это законотворческая деятельность, а также формирование других высших органов государства.

Влияние представительного органа власти на формирование государственной политики - важнейший и неотъемлемый атрибут правового государства. В большинстве парламентских государств решение ключевых вопросов государственной политики (управления государственной собственностью, налогообложения, экономической политики в целом, социального обеспечения) не обходится без участия представительного органа власти.

Появление в Республике Каракалпакстан профессионального постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом деятельного и противоречивого исторического развития, института народного представительства. История Жокаргы Кенес - парламента Каракалпакстана -ещё только формируется и требует дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баглай, М. В. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник для вузов / под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 3-е изд. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2010.

2. Даниленко, В. И. Современный политологический словарь [Текст] / В. И. Даниленко. - М., 2000.

3. Жураев, С. Становление и перспективы развития политической системы Узбекистана [Электронный ресурс] // URL : http://www.gorizont.uz.

4. О статусе депутатов в Республике Узбекистан [Электронный ресурс] : Закон Республики Узбекистан от 06.05.1995 г. № 66-I (с изм. и доп.) // URL : http://www.gorizont.uz.

5. Зарецкий, А. М. Становление и развитие института парламентаризма в постсоветскую эпоху [Текст] / А. М. Зарецкий // Сборник VIII Международного Научного Конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества-2013». - М. : МФПУ «Синергия», 2013.

6. Зарецкий, А. М. К вопросу о формировании гарантий деятельности депутатов парламентов постсоветских республик Центральной Азии [Текст] / А. М. Зарецкий // Сборник статей межвузовского научно-практического се-

33

О подготовке и проведении выборов председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников : Постановление Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 сентября 2013 года // Режим доступа : http://www.gorizont.uz.

минара «Цивилистическое обеспечение инновационного развития в современной россии». - СПб. : СПБПГУ, 2013.

7. Махмудова, С. А. Становление и развитие парламентаризма в Казахстане, Киргизии, Узбекистане: конец ХХ - начало XXI вв. [Текст] : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук. -М., 2011.

8. Михалёва, Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Михалёва. - М. : Юристъ, 1998.

9. Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст] / А. А. Мишин. - 14-е изд., перераб. и доп. - М. : Юстицинформ, 2009.

10. Ниетуллаев, С. Д. Совершенствование государственного строительства в Республике Каракалпакстан (опыт и проблемы) [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. -Ташкент, 1993.

11. Конституция Республики Узбекистан [Текст] // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. - 1994. - № 1. - Ст. 5; Ведомости Олий Маж-лиса Республики Узбекистан. - 2003. - № 3-4. - Ст. 27; Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2007. - № 15. - Ст. 152; 2008. - № 52. - Ст. 510; 2011. - № 16. - Ст. 159.

12. Конституция Республики Каракалпакстан от 09.04.1993 г. (с изм и доп.) [Электронный ресурс] // URL : http://www./gorizont.uz.

13. Кудряшов, Е. О. Статус избирательных органов в странах СНГ и его реализация [Текст] / Е. О. Кудряшов // Журнал российского права. - 2009. - № 12 (156). - 0,9 п. л.

14. Постановление Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 сентября 2013 года «О подготовке и проведении выборов председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников [Электронный ресурс] : // URL : http://www.gorizont.uz.

15. Саидов, А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) [Текст] : учебник / А. Х. Саидов. - М. : Юрист, 2003. -448 с.

16. Саидов, А. Х. Национальные парламенты мира [Текст] / А. Х. Саидов. -М. : Волтер Клуверс, 2005.

17. Сухарев, А. Я. Правовые системы стран мира [Текст] : энциклопедический справочник / А. Ф. Сухарев. - М.: Издательство НОРМА, 2003.

18. Филиппова, Н. А. Парламенты постсоветских государств : факторы доминирования и маргинализации [Текст] / Н. А. Филиппова // ПОЛИТЭКС, 2009.

19. Хабриева, Т. Я. Конституции государств Азии [Текст] : в 3 т. / под ред. Хабриевой Т. Я. - М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2010.

20. Чиркин, В. Е. Законодательная власть. - М. : Норма, 2008.

21. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012.

22. Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстана [Электронный ресурс] // URL : http://www.parlamentrk.gov.uz.

23. Олий Мажлиса (парламента) Республики Узбекистан [Электронный ресурс] // URL : http://www.gorizont.uz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.