УДК 340.15 [ (470 + 571) + 480 ]«18/1917» ББК 67/3(2)52
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10181
Особенности правового статуса Великого княжества Финляндского в составе Российской империи
Features of the Legal Status of the Grand Duchy Finnish as Part of the Russian Empire
Александр Владимирович ФИЛОНОВ,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории права и государства Крымского филиала
Российского государственного университета правосудия (г. Симферополь)
E-mail: [email protected]
Рецензент: В.А. Биляев, доктор юридических наук
Аннотация. В статье рассматривается правовой статус Великого княжества Финляндского — генерал-губернаторства в составе Российской империи (1809 — 1917 гг.) и Российской республики (1917 г.), объем внутренней и внешней автономии княжества, которая, по сути, приобрела форму личной унии в составе империи.
Показана история присоединения княжества Финляндского к Российской империи в период 1808— 1809 гг., кроме того, показано содержание законодательной, исполнительной и судебной власти в княжестве, полномочия Российского императора по отношению к княжеству.
Уделяется внимание анализу правовой и судебной систем и организационному построению органов местного самоуправления.
Анализируются условия и причины выхода Финляндии из состава России.
Предпринята попытка определить положительные явления, обусловленные более чем столетним пребыванием в составе Российской империи, для социально-экономического развития Финляндии.
Ключевые слова: княжество; империя; автономия; личная уния; законодательная, исполнительная и судебная власть; правовая система; местное самоуправление
Abstract. The article discusses the legal status of the Grand Duchy of Finland — the Governor-General of the Russian Empire (1809 — 1917) and the Russian Republic (1917), the volume of internal and external autonomy of the principality, which, in fact, represented the personal union within the empire.
The history of the accession of the principality of the Finnish and Russian empires in the period 1808 — 1811 is shown, in addition, the content of the legislative, executive and judicial power in the principality, the powers of the Russian empire in relation to the principality are shown.
Attention is paid to the analysis of legal and judicial systems and the construction of local governments.
The conditions and reasons for the separation of Finland from Russia are shown.
In addition, an attempt was made to identify the positive aspects for the further development of Finland, the period of its being in the Russian Empire for more than a hundred years.
Keywords: principality; empire; governor-general; autonomy; personal union; legislative; executive; judicial authority; legal system; local self-government
На протяжении нескольких веков одной из отличительных черт развития Российского монархического государства был территориальный рост страны. Включение той или иной территории в состав России сказывалось на многих сторонах жизни
государства: административном управлении, финансовой и налоговой сферах, организации таможенного дела, торговле, влияло на организацию обороны. В начале XIX в. в состав Российской империи вошла Финляндия, этот край интегрировался в состав единого государства,
сохраняя многие специфичные черты хозяйственного, административного и политического уклада. Это делало взаимодействие Финляндии с империей достаточно сложным и многоаспектным процессом, научное осмысление которого остается актуальным до настоящего времени.
Правовой и политический статус Великого княжества Финляндского неоднократно привлекал внимание ученых-правоведов, историков, исследователей хозяйственных и финансовых отношений. Иногда выводы научных работ, вышедших в советский период, отличались выраженной политической направленностью. Это не давало возможности объективно оценить целый ряд аспектов пребывания Финляндии в составе Российской империи, в особенности выяснить положительные результаты данного геополитического факта. Попытка разрешения вопроса о характере и результатах взаимодействия Финляндии и России в 1809—1917 гг. на основе историко-пра-вового исследования правового статуса Финляндии является основной целью данной работы.
Великое княжество Финляндское (генерал-губернаторство) входило в состав Российской империи в период с 1809—1917 г. и в том же 1917 г. в состав Российской республики. Княжество занимало территорию современной Финляндии, части Карельского перешейка и Северного Приладожья (теперь Ленинградская область и Республика Карелия).
Финляндия вошла в состав Российской империи после русско-шведской войны 1808— 1809 гг. Нормативным правовым актом, фиксировавшим вхождение Финляндии в состав России, был манифест «О присоединении Финляндии» от 5 (17) июня 1808 г., изданный царем Александром I [1]. На этом основании 25 декабря 1808 г. (6 января 1809 г.) Александр I принял титул Великого князя Финляндского, что означало вхождение Финляндии в состав Российской империи на правах «Великого княжества». В сочетании с созывом Боргоского сейма (сословно-представительного органа) данный факт представляется возможным рассматривать как свидетельство признания относительно автономного государственно-правового статуса Великого княжества Финляндского по сравнению с другими территориями Российской империи, где сословно-представительских учреждений не было. Этим шагом Россия намеревалась, с одной стороны, нейтрализовать возможные антирусские настроения у жителей Финляндии, а с другой — он был направлен на пресечение попыток Швеции вернуть эти важные со стратегической точки зрения территории [1, с. 111].
Великое княжество Финляндское обладало широкой внутренней и внешней автономией, которая, по сути, граничила с незакрепленной юридически личной унией. Такое государственно-правовое состояние Финляндии нашло отражение в тексте Основных законов Российской империи, ст. 2 которых была специально посвящена Финляндии и формулировалась торжественным стилем [3, с. 126]. Таким образом, монарх и правящие круги Российской империи осознавали важность Финляндии как составной части государства, стремились подчеркнуть ее особый статус.
Став частью Российской империи, Финляндия фактически не только ничего не потеряла, но и впервые в своей истории приобрела государственность, хотя и с определенными ограничениями. Действительно, правовой статус Финляндии в составе империи заключал в себе некоторые атрибуты государственности. Правовое регулирование статуса края осуществлялось с помощью дарования комплекса привилегий, распространявшихся на многие сферы общественно-политической и экономической жизни Финляндии.
Так, согласно дарованным привилегиям Великое княжество Финляндское имело собственные институты, которые могут быть подразделены на учреждения по управлению всем краем и учреждения по делам местного (коммунального) самоуправления. К первым следует отнести Великого князя — Всероссийского императора, который, будучи сувереном края, управлял данной частью империи. Непосредственно императора в княжестве представлял генерал-губернатор с весьма широкими полномочиями в военной и гражданской областях. Первый же российский генерал-губернатор Г.М. Спренгтпортен составил и подал на рассмотрение российских правительственных органов подробный проект мер, направленных на улучшение социально-экономического положения населения подведомственной ему территории [4, с. 78].
В 1811 г. при генерал-губернаторе в качестве его помощника был учрежден пост статс-секретаря по финляндским делам, с 1834 г. этот чиновник получил ранг особого министра по делам Финляндии (министр статс-секретарь).
В 1826 г. в помощь статс-секретарю была создана особая канцелярия, вскоре переименованная в Его Императорского Величества канцелярию финляндских дел.
Таким образом, в княжестве высшую правительственную власть в начальный период развития в составе России представляли генерал-гу-
бернатор, статс-секретарь и канцелярия по финляндским делам.
Следует отметить, что состав и структура высших органов управления Финляндией в эпоху вхождения страны в состав России, общая направленность их государственно-правовой деятельности регулировались целым рядом нормативных правовых актов как разработанных и принятых до включения края в состав Российской империи, так и исходивших от имени российского монарха. Известно, что Финляндия обладала собственной некодифицированной конституцией, состоявшей из двух законов — Акта правления (1722) и Акта соединения и безопасности (1789). Эти нормативные правовые акты, созданные в период шведского владычества и под шведским влиянием, было трудно согласовать с политическими реалиями, существовавшими в Российской империи. Такое положение, по нашему мнению, обусловило длительную эволюцию правовой регламентации порядка управления Финляндией, осуществлявшуюся на протяжении практически всего периода пребывания в составе России. Эволюционные изменения оформлялись постановлениями российского монарха. Наиболее значительными из реформ управления Великим княжеством Финляндским были постановления о реформировании Сената, подписанные императором Александром III в 1883 и 1887 гг.
Общий административный надзор осуществлял коллегиальный орган — Императорский финляндский сенат (его возглавлял генерал-губернатор), разделенный на два департамента: хозяйственный и судебный, каждый из которых включал отраслевые экспедиции. Основным документом, регулировавшим деятельность Сената, был его Регламент от 1809 г., в который во второй половине XIX в. вносились коррективы. Наряду с административными делами Сенат ведал вопросами судебного управления, до 1868 г. у него в подчинении находился Финляндский банк. Особый порядок управления Финляндией позволял реализовывать под российским контролем целый ряд функций государства — административную, финансовую, фискальную и судебную.
Центральная администрация на низовом уровне была представлена особыми губернаторами и полицейскими приставами в особых округах. Этот уровень управления подчинялся финляндскому Сенату. Сенат был подотчетен лично российскому императору.
Законодательная власть в княжестве принадлежала сословно-представительному органу — сейму, который, однако, не созывался в период
с 1809 по 1863 гг. Сейм первоначально созывался через каждые 5 лет (с 1882 г. один раз в 3 года), он состоял из четырех палат, которые представляли четыре сословия (дворянство, духовенство, горожан и крестьян). К его полномочиям относились обсуждение гражданского, уголовного и церковного законодательства; введение новых налогов. Наличие в сейме палаты, в которую делегировались представители крестьянского сословия, можно, с нашей точки зрения, рассматривать как еще одно свидетельство широты автономии Великого княжества Финляндского. Как известно, российские крестьяне не имели сословного представительства на общегосударственном уровне. Следовательно, монарх и правительство России учитывали специфику финляндского общества при выработке порядка управления и формировании государственных органов Финляндии.
Решения сейма утверждались монархом, но и монарх без согласия сейма не мог изменять действующее законодательство на территории Финляндии.
В княжестве сохранялась сложившаяся еще в период пребывания в составе Швеции трехступенчатая судебная система, включавшая суд низшей инстанции в городах и сельской местности; суды второй инстанции в Або, Вазе и Выборге; Судебный департамент Сената.
Выборность органов местного самоуправления была установлена сельской (1865 г.) и городской (1873 г.) реформами, проведенными императором Александром II. В основу данных актов был положен принцип цензовой демократии, вместе с тем размер ценза был достаточно низким.
Учредительным органом для местного самоуправления являлось собрание коммуны, куда входили все лица, пользующиеся в ней правом голоса, собрание избирало своего председателя. Исполнительным органом коммуны являлся совет старшин в составе председателя, вице-председателя и пяти членов. В городах самоуправление осуществлялось на организационных принципах, сходных с существовавшими в селах.
Однако носителем верховной власти в Великом княжестве Финляндском являлся российский император, обладавший титулом Великого князя Финляндского, к его исключительной компетенции относился целый ряд важнейших государственно-политических вопросов, среди них:
1) внешняя политика и оборона;
2) созыв представительного законосовещательного (с 1906 г. законодательного) органа Финляндии — сейма;
3) право вносить в него законопроекты (в 1886 г. правом законодательной инициативы был наделен также и сейм);
4) утверждение законов, принимаемых сеймом;
5) назначение членов высших судебных органов;
6)объявление амнистии;
7) утверждение кандидатур в высший орган административного управления княжества, каким был Правительствующий совет (с 1816 г. — Императорский финляндский сенат);
8) утверждение бюджета Великого княжества Финляндского;
9) право помилования, возведения дворян в графское и рыцарское достоинство;
10) представление княжества во внешних сношениях [5].
Следует сказать, что начиная с 1880-х годов наблюдалось некоторое ограничение автономных прав Великого княжества Финляндского по отношению к империи. Так, в 1890 г. произошло слияние почтовых систем Великого княжества Финляндского и всей империи, планировалось осуществить слияние таможенной и финансовой систем, однако из-за противодействия российских промышленных кругов эти мероприятия не были доведены до конца.
Император Николай II продолжил политику ограничения автономии Великого княжества Финляндского, манифестом от 3 (15) февраля 1899 г. он изъял из юрисдикции сейма и передал в российские верховные инстанции вопросы, имеющие «общегосударственное значение», при этом их круг не был четко очерчен.
Особую остроту в начале XX в. приобрели конфессиональные отношения на территории Финляндии. Православные, по имеющимся данным, составляли в этот период 4% (52 тыс. чел.) населения края. На территории Великого княжества проживали также католики и представители иных конфессий. Однако все они испытывали притеснения со стороны лютеранской церкви, объединявшей большинство коренного населения края [2, с. 152].
С 1908 г. все дела (как правовые, так и административные) министр статс-секретарь стал представлять на рассмотрение императору не напрямую, а после их предварительного обсуждения в Совете министров [5].
Тем не менее, именно Великое княжество Финляндское обладало особым статусом в составе Российской империи по сравнению с другими княжествами и территориями.
Наличие особого статуса заключалось в целом ряде моментов, имеющих юридическое значение. Так, Финляндия обладала собственным официальным названием, указывающим на форму государственного правления — Великое княжество. В крае были созданы собственные органы власти, в том числе выборный сословно-пред-ставительный орган — сейм. Без его согласия нельзя было принимать новые и отклонять старые законы, вводить налоги, ограничивать или расширять права сословий. В княжестве существовали судебная и правовая системы, независимые от России. В Финляндии впервые в истории было создано правительство. Это был созданный в 1809 г. Правительственный совет, который с 1816 г. начал называться Финляндским сенатом. Финляндия имела особый таможенный статус (все налоги, доходы от таможенных сборов оставались в Финляндии). На территории княжества существовало собственное денежное обращение. Царский манифест 1809 г., учреждавший финансовую систему Финляндии, был составлен с учетом предложений, исходивших от сословных палат финского сейма. При этом обменный курс российского рубля к финской денежной единице был выгоден именно для финских торговцев и предпринимателей [4, с. 79]. Обращение финляндской марки первоначально базировалось на серебряном стандарте, а с 1878 г. был введен золотой стандарт [7]. Для управления финансовой системой был создан свой банк, доходы и расходы княжества определялись собственным бюджетом.
В Финляндии существовала собственная административно-территориальная система. В 1811 г. территория княжества была поделена на губернии, и Великому княжеству Финляндскому была передана Выборгская губерния, образованная еще в 1744 г. как губерния Российской империи.
Финляндия имела свое собственное гражданство, отделенное от российского подданства.
Финны имели равный доступ к государственной службе, пользовались всей полнотой прав в империи (в то же время русские подданные, жившие в Финляндии и не получившие их гражданства, были ограничены в правах).
Чиновничий аппарат в Финляндии состоял из местных жителей.
Финляндия имела свою почтовую систему, железную дорогу с колеей, отличающуюся от российской.
Деятельность российской жандармерии, полиции на территории Финляндии была ограничена.
Финляндия имела армию до 2 тыс. чел. (финны в российскую армию не призывались даже в годы Первой мировой войны), хотя вопросы обороны княжества решались российским монархом.
Финляндия имела таможенные границы с Россией, которую финские товары, в отличие от российских, пересекали беспошлинно.
Подводя итог, можно сделать вывод, что присоединение Финляндии к России было, несомненно, выгодно обеим странам. Россия таким образом отодвигала границы от столицы страны — Санкт-Петербурга, это в немалой степени способствовало укреплению ее безопасности.
Финляндия же, находясь в составе Российской империи, получила благоприятные условия и преференции для возникновения и развития национальных государственных институтов как в законодательной, так и в исполнительной сфере (что было вряд ли возможно в составе Швеции), а также благоприятные условия для развития промышленности и сельского хозяйства, что создало необходимый фундамент возможности выхода из состава России и провозглашения независимости Финляндии, что и произошло 18 (31) декабря 1917 г.
Список литературы
1. Дусаев Р.Н. Государственно-правовой статус Великого княжества Финляндского, 1809— 1917 гг. // Правоведение. 1975. № 2. С. 111.
2. Жабоедов-Господарец В.П. Православный вопрос в Великом княжестве Финляндском в 1905—1917 гг. в оценках правоконсервативной и либеральной печати XX в. // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 5.
3. Куликов С.В. Бюрократическая элита Российской империи и Великое княжество Финляндское в 1905—1906 гг.: дискуссии о государственно-правовом статусе Финляндии при подготовке Основных государственных законов 1906 г. // Петербургский исторический журнал. 2017. № 1.
4. Муравьева ЛА. Деньги и денежное обращение в России в первой половине XIX в. // Финансы и кредит. 2011. № 21 (453).
5. Великое княжество Финляндское. Большая российская энциклопедия [Электронная версия] // URL: https://bigenc.ru/domestic_history/ text/3800020
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Великое княжество_Финляндское
7. https://www.mcoin.ru/blog/147/
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия К/^чж Следственного комитета Российской Федерации
Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.
Молодежный экстремизм
Понятие и противодействие
обеспечение национальной и практических работников
ISBN 978-5-238-03316-7
Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных правоохранительных органов России.