Научная статья на тему 'Особенности правового статуса специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства'

Особенности правового статуса специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
405
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СТАЖ РАБОТЫ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даутия Татьяна Васильевна

Цель: В статье рассмотрены предпосылки введения в Градостроительный кодекс Российской Федерации особой категории субъектов строительной деятельности России специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, а также особенности приобретения данного правового статуса. Методы исследования: В статье используется метод системного и комплексного анализа, а также сравнительно-правовой. Результаты исследования: В результате проведённого исследования уставлено, что действующее законодательство не содержит легального определения данной категории субъектов, в связи с чем автором предложено определение указанных субъектов как физических лиц, являющихся специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в Национальный реестр специалистов в области строительства соответственно, имеющие трудовые отношения с членом саморегулируемой организации. Теоретическая/практическая значимость: Основные выводы авторов могут быть использованы в учебной литературе по актуальным проблемам гражданского права. Новизна: В процессе исследования сделаны новые предложения для законодателя для развития бизнеса в сфере строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Даутия Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS OF SPECIALISTS IN ENGINEERING SURVEYING, ARCHITECTURE AND BUILDING DESIGN AND CONSTRUCTION

Objective. The article considers the prerequisites for the introduction into the TownPlanning Code of the Russian Federation a specialization in the organization of engineering studies, architecture and building design, construction, and also the features of acquiring this legal status. Research methods. method of systemic and complex analysis, comparative-legal method are used in the article. Results of the research. It was proved that the current legislation does not contain legal definitions of specialists in engineering studies, architecture and building design, construction specialists, who are included into the National Register of Specialists in the Field of Engineering Surveying and Architecture and Building Design or the National Register of Specialists in building having an employment relationship with a member of a self-regulatory organization. Theoretical/practical significance. The author’s main findings can be included into academic books on topical issues of Civil Law. Novelty. In the process of research, new proposals have been made for the legislator to develop business in the construction sector.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства»

УДК - 628.1/2:347

Б01: 10.18384/2310-6794-2018-2-49-60

особенности правового статуса специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства

Даутия ТВ.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34, Российская Федерация Современная гуманитарная академия

109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32, корп. 4, Российская Федерация

Аннотация. Цель: В статье рассмотрены предпосылки введения в Градостроительный кодекс Российской Федерации особой категории субъектов строительной деятельности России - специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, а также особенности приобретения данного правового статуса.

Методы исследования: В статье используется метод системного и комплексного анализа, а также сравнительно-правовой.

Результаты исследования: В результате проведённого исследования уставлено, что действующее законодательство не содержит легального определения данной категории субъектов, в связи с чем автором предложено определение указанных субъектов как физических лиц, являющихся специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в Национальный реестр специалистов в области строительства соответственно, имеющие трудовые отношения с членом саморегулируемой организации.

Теоретическая/практическая значимость: Основные выводы авторов могут быть использованы в учебной литературе по актуальным проблемам гражданского права.

Новизна: В процессе исследования сделаны новые предложения для законодателя для развития бизнеса в сфере строительства.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, строительство, проектирование, инженерные изыскания, Национальный реестр специалистов, профессиональный стандарт, стаж работы, Градостроительный кодекс РФ.

© CC BY Даутия Т.В., 2018.

PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS OF SPECIALISTS IN ENGINEERING SURVEYING, ARCHITECTURE AND BUILDING DESIGN AND CONSTRUCTION

T. Dautiya

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation 34, B. Cheremushkinskaya st., 117218, Moscow, Russian Federation Modern Humanitarian Academy

32/4, Nizhegorodskaya st., Moscow, 109029, Russian Federation

Abstract. Objective. The article considers the prerequisites for the introduction into the Town-Planning Code of the Russian Federation a specialization in the organization of engineering studies, architecture and building design, construction, and also the features of acquiring this legal status.

Research methods. method of systemic and complex analysis, comparative-legal method are used in the article.

Results of the research. It was proved that the current legislation does not contain legal definitions of specialists in engineering studies, architecture and building design, construction specialists, who are included into the National Register of Specialists in the Field of Engineering Surveying and Architecture and Building Design or the National Register of Specialists in building having an employment relationship with a member of a self-regulatory organization.

Theoretical/practical significance. The author's main findings can be included into academic books on topical issues of Civil Law.

Novelty. In the process of research, new proposals have been made for the legislator to develop business in the construction sector.

Key words: self-regulatory organizations, construction, design, engineering surveying, National Register of Specialists, occupational standards, period of service, the Town-Planning Code of Russia.

Институт саморегулирования в сфере строительства1 был введён более 7 лет назад, однако до настоящего времени его правовая регламентация продолжает изменяться. Изменения касаются как определения правового статуса и полномочий саморегулиру-

1 В настоящей статье строительная деятельность будет рассматриваться нами в широком смысле слова, подразумевая как работы по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, так и работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

емых организаций в сфере строительства, так и поиска наиболее действенных механизмов обеспечения качества и безопасности выполнения работ. Последние существенные изменения положений Градостроительного кодекса РФ [1] в части саморегулирования строительной деятельности (гл. 6.1 Градостроительного кодекса) вступили в силу 1 июля 2017 г. [13]. Они затронули как вопросы расширения компетенции саморегулируемых организаций, создания компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по

vsoy

государственным контрактам, вопросы перехода на региональный принцип формирования саморегулируемых организаций в сфере строительства, а также введения новой категории субъектов строительной деятельности - специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства. Только указанные специалисты, сведения о которых внесены в Национальный реестр специалистов Национальным объединением саморегулируемых организаций в порядке, предусмотренном ст. 55.5.1 Градостроительного кодекса РФ1, могут быть заявлены в качестве квалифицированного состава члена саморегулируемой организации. Главной целью нововведения является «создание дополнительных гарантий качества строительной продукции, но не посредством детального регламентирования соответствующих работ, а за счёт введения особой системы требований к тем, под чьим руководством эти работы должны осуществляться» [6].

1 Порядок ведения Национального реестра специалистов регламентирован приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 688/пр (ред. от 22.12.2017) «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включённые в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 26.04.2017 № 46502) [7].

«Градостроительный кодекс РФ определил исключительное право специалистов, включённых в реестр, подписи определённых документов по контролю качества работ и по их приёмке, и именно они несут персональную ответственность за качество выполняемых работ. В случае недобросовестного исполнения своих обязанностей они помимо общей ответственности (дисциплинарной, административной, материальной) могут быть исключены из Национального реестра» [9].

Ранее действовавшая редакция Градостроительного кодекса РФ [1] до 1 июля 2017 г. предусматривала в качестве минимальных обязательных требований к членам саморегулируемой организации в сфере строительства требования к квалификационному составу работников юридического лица, а именно: к стажу работы, образованию, количеству, а после вступления в члены - требования к повышению квалификации работниками с определённой периодичностью. Формальный характер исполнения возложенной на институт саморегулирования обязанности по осуществлению контроля за регулярным повышением квалификации специалистов отрасли отмечался в «Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года» [10]. Кандидаты в члены саморегулируемой организации в сфере строительства предоставляли копии трудовых книжек, копии документов об образовании, копии паспортов сотрудников, а также должны были указать, в каких отношения с данными квалифицированными сотрудниками состоят (гражданско-правовые отношения или трудовые). Минимальные требования

к квалификации работников-членов саморегулируемых организаций в сфере строительства, установленные в п. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, не определяли обязательного их трудоустройства по основному месту работы (т. е. в штате юридического лица), что допускало трудоустройство таких работников по совместительству или по договору подряда. Требование о наличии у члена саморегулируемой организации в сфере строительства работников по месту основной работы было установлено только для членов, выполняющих работы по организации подготовки проектной документации и по организации строительства, т. е. в роли генерального проектировщика или генерального подрядчика.

С принятием федерального закона № 372-Ф3 от 03.07.2016 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» [12] с 1 июля 2017 г. произошли существенные изменения в законодательстве в части требований к обеспеченности членов саморегулируемой организации квалифицированными кадрами, а также введена особая категория субъектов строительной деятельности - специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства.

Специалистами по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства являются физические лица, имеющие право осуществления по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (членами СРО) трудовых

функций по организации выполнения выше указанных работ в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта, и сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов, обязанность по ведению которого возложена на Национальные объединения саморегулируемых организаций соответствующей сферы (ч. 1 ст. 55.5-1, ч. 6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ). При этом не только предусмотрены требования к наличию между членом саморегулируемой организации и квалифицированным специалистом трудовых отношений, но также определены должностные обязанности таких специалистов. При наличии определённого круга обязанностей таких лиц возникает их персональная ответственность за качество выполненных работ, появляются определённость и единообразие в должностном соответствии квалифицированных специалистов членов саморегулируемой организации и их функционале.

«По замыслу законодателя специалисты не просто должны находиться в штате, но выполнять в компании некоторые ключевые функции, указанные в п. 5 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ. К примеру, подписание определённых документов, например акта приёмки объекта капитального строительства; документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и т. д.» [8].

Следует отметить, что трудовое законодательство предусматривает дис-позитивность в определении работодателями должностных обязанностей своих сотрудников, а также в наимено-

вании их должностей. В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ [11] обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работы). Обязательность требований в части указания конкретной должности (наименования должности) и квалификационных требований к ней предусмотрено только в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений - наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или положениям профессиональных стандартов.

Однако в настоящее время не существует утверждённых профессиональных стандартов в области архитектуры и проектирования для главного архитектора проекта, а в области строительства - для главного инженера проекта. Таким образом, Градостроительный кодекс РФ устанавливает минимальные требования к данным видам специалистов, императивно определяет круг их должностных обязанностей, предусматривает обязанность данных субъектов в целях легитимации своей деятельности в качестве квалифицированных специалистов и чле-

нов саморегулируемой организации включаться в Национальный реестр специалистов, определяет порядок и условия включения сведений о таких лицах в Национальный реестр, требования к повышению квалификации специалиста, что является правовым механизмом регулирования трудовой деятельности отдельных категорий лиц, следовательно, вмешательством государства в трудовые отношения двух субъектов.

В силу ч. 6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ сведения о лице подлежат включению в Национальный реестр специалистов на основании его заявления при условии его соответствия требованиям о наличии высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства, наличии стажа работы на инженерных должностях в строительных, проектных организациях не менее 3-х лет, наличии общего трудового стажа по профессии, специальности, или направлению подготовки в области строительства не менее 10 лет, повышении квалификации не реже 1 раза в 5 лет и наличии разрешения на работу (для иностранных граждан).

Предполагается включение в Национальный реестр как трудоустроенных специалистов с целью последующего подтверждения членами саморегулируемой организации в сфере строительства своего соответствия требованиям п. 4-5 ч. 2 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ, так и лиц, нетрудоустроенных по инициативе и в интересах самого физического лица.

Полагаем, что специалисты по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проек-

тирования, строительства, внесённые в соответствующие Национальные реестры специалистов, имеют схожие черты с субъектами профессиональной деятельности ввиду следующего:

1) в ч. 2 ст. 2 ыедерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» [13] установлено, что саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

2) в ч. 3 указанной статьи законодателем определены понятия субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности, которые могут применяться только для целей данного закона, понятие "профессиональной деятельности" ни в указанном законе, ни в иных законодательных актах не раскрывается. Ориентиром в том, является ли та или иная деятельность профессиональной, может быть только прямое указание законодателя [5].

При этом в юридической литературе [3] отмечается, что к ней может быть отнесена любая не запрещённая законом экономически значимая деятельность, осуществляемая физическими лицами, при условии, что порядок осуществления такой деятельности должен регулироваться федеральным законодательством.

В.В. Кванина под субъектами профессиональной деятельности предлагает понимать физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, на которых возложено исполнение публичных функций (например, адвокаты, нотариусы) [4].

Исходя из буквального толкования ч. 3 ст. 2 федерального закона «О саморегулируемых организациях» [13], специалисты по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства соответствуют и требованию о том, что они являются физическими лицами, а также их профессиональная деятельность регулируется федеральным законодательством.

Однако объём регулирования таких субъектов в разных специальных федеральных законах может быть разным: к субъектам профессиональной деятельности, указанным в федеральном законе «О саморегулируемых организациях» [13], применяется правовая регламентация в специальных законах как к членам саморегулируемой организации, а именно: прописываются их права, обязанности, порядок вступления в члены, порядок внесения сведений о субъекте профессиональной деятельности в реестр членов саморегулируемой организации, ответственность, порядок лишения членства и правовые последствия.

Следовательно, наличие трудовых отношений с лицом, обладающим особым статусом специалиста по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и включенным в Национальный реестр специалистов соответствующего вида, является обязательным условием возникновения специальной правоспособности члена саморегулируемой организации в сфере строительства.

Деятельность указанных специалистов регламентирована Градостроительным кодексом РФ [1] в части установления должностных обязанностей,

оформление трудовых отношений с членом саморегулируемой организации регламентируется положениями Трудового кодекса РФ [11], ответственность за некачественное выполнение работ в части обязательств по возмещению убытков регламентируется положениями Гражданского кодекса РФ [2] с учётом отдельных ограничений, предусмотренных вследствие причинения вреда работником во время исполнения своих трудовых обязанно-стей1.

Специалисты, будучи сотрудниками члена саморегулируемой организации, также обязаны соблюдать требования внутренних локальных актов саморегулируемой организации, стандарты и правила осуществления строительной деятельности, что является обязанностью всех членов саморегулируемой организации, исполнение которой возможно в случае исполнения данных требований их сотрудниками.

В то же время специалисты по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства в полном смысле субъектами профессиональной деятельности не являются, потому как для них самостоятельное членство в саморегулируемой организации не предусмотрено, т. к. они являются элементами квалифицированного состава работников члена саморегулируемой организации. А саморегулирование подразумевает создание саморегулируемых организаций именно на основе

1 См. ст. 241 Трудового кодекса РФ // Российская газета от 31 декабря 2001 [11]; ст. 1068, 1081 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410 [2].

объединения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности (членства данных субъектов).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что данные специалисты не могут быть отнесены к субъектам профессиональной деятельности в порядке, определяемом федеральным законом «О саморегулируемых организациях», однако являются субъектами правоотношений в сфере саморегулирования строительной деятельности при условии наличия у них трудовых отношений с членом саморегулируемой организации, поскольку только в данном случае для указанных специалистов являются обязательными для исполнения стандарты и правила саморегулируемой организации в сфере строительства, её внутренние документы, и деятельность таких специалистов по осуществлению строительных работ подпадает под контрольные мероприятия со стороны саморегулируемой организации в рамках осуществления контроля за деятельностью своего члена в части выполнения требований технических регламентов, исполнения стандартов и правил саморегулируемой организации.

В случае внесения сведений о специалисте по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства в Национальный реестр специалистов по личному заявлению такого специалиста, не состоящему в трудовых отношениях с членом саморегулируемой организации (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), на него не распространяется компетенция саморегулируемых организаций, Национального объединения саморегулируемых организаций,

он не становится объектом контроля со стороны государственных контролирующих органов, т. е. сам факт внесения сведений о таком специалисте в Национальный реестр не влечёт изменения его гражданско-правового статуса и объёма обязательств. Следовательно, можно сделать вывод, что Национальный реестр специалистов, будучи, по существу, информационной базой, не обладает такой правовой значимостью, как Государственный реестр саморегулируемых организаций, реестр членов саморегулируемой организации, при внесении в которые у соответствующих субъектов возникает специальная правоспособность.

Ввиду того, что в градостроительном законодательстве не предусмотрены в качестве членов саморегулируемой организации в сфере строительства субъекты профессиональной деятельности, однако они являются субъектами саморегулирования, деятельность саморегулируемых организаций направлена в том числе на регулирование деятельности указанных специалистов, правила и стандарты саморегулируемой организации в сфере строительства обязательны для исполнения указанными специалистами, как работниками членов саморегулируемой организации, считаем необходимым ввести отдельную категорию субъектов - субъекты профессиональной деятельности в строительстве без самостоятельного членства.

Наименование субъектов, указанных в ст. 55.5.1 Градостроительного кодекса РФ как «специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства», не является специальным термином института саморегули-

рования строительной деятельности и может применяться в более широком смысле, чем это заложено в указанное понятие законодателем в ст. 55.5.1 Градостроительного кодекса РФ.

Так, например, специалистом является любое лицо, обладающее специальными знаниями, навыками, опытом работы в определённой отрасли экономики или науки, получившее специальность по образованию или в практической деятельности [14].

Законодатель, наделяя специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства отдельными признаками, переводит их в особую категорию субъектов саморегулирования. С учётом изложенного в правоприменительной практике возможно ошибочное толкование содержания деятельности и объёма правоспособности указанных лиц.

С целью идентификации специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства как субъектов саморегулирования с учётом присущих им признаков автором предложено отнести их к субъектам профессиональной деятельности в строительстве без самостоятельного членства в саморегулируемой организации.

Под субъектами профессиональной деятельности в строительстве без самостоятельного членства в саморегулируемой организации предлагается понимать физических лиц, являющихся специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистами по организации строитель-

ства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в Национальный реестр специалистов в области строительства соответственно, имеющих трудовые отношения с членом саморегулируемой организации.

Предложенное законодателем определение специалиста по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства указывает на право таких лиц вступить в трудовые отношения с членом саморегулируемой организации, т. е. под специалистом может пониматься как лицо, уже трудоустроенное (с возникшей у него специальной правоспособностью), так и не трудоустроенное лицо, которое не является субъектом саморегулирования.

К предложенной автором категории субъектов профессиональной деятельности в строительстве без самостоятельного членства относится исключительно субъект саморегулирования, наделённый специальной правоспособностью, поскольку именно в этом случае специалист становится субъектом персональной ответственности за качество выполняемых работ в сфере строительства и элементом общей системы обеспечения безопасности и качества работ.

В результате проведённого исследования выявлено, что реформа по

созданию Национального реестра специалистов направлена на введение персональной ответственности специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, имеющих право подписи определённых документов по контролю качества работ и по их приёмке, за качество выполняемых работ. С указанной целью законодателем введена особая категория специалистов, однако не посредством обозначения группы лиц, наделённых общими признаками и особым правовым статусом, а наделением широкого используемого понятия «специалист по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства» новыми присущими им признаками. Введение такой особой категории субъектов саморегулирования, как субъекты профессиональной деятельности в строительстве без самостоятельного членства, позволит определить место специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства в общей системе субъектов саморегулирования, а также отделить специалистов по организации инженерных изысканий, строительно-архитектурного пр оекти -рования, строительства, обладающих специальной правоспособностью, от такой же категории лиц, не обладающей ею.

ЛИТЕРАТУРА

1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 16.

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Со-

брание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // Сейчас.ру. URL: https://www.lawmix.ru/commlaw/224 (дата обращения: 19.03.2018).

4. Кванина В.В. Профессиональная и предпринимательская деятельность // Цивилист.

2011. № 2. С. 27-33.

5. Лескова Ю.Г., Серова О.А., Диденко А.А., Алгазина А.Ф., Байтенова А.А., Васючко-ва О.А. Комментарий к федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовая система [сайт]. URL: http://base.garant.ru/57230768 (дата обращения: 19.03.2018).

6. Мельников Н.Н. и др. Научно-практический постатейный комментарий к Градостро-

ительному кодексу РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (по состоянию на 05.08.2017) [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовая система [сайт]. URL: http:// base.garant.ru/77775995 (дата обращения 19 марта 2018 года).

7. Приказ Минстроя России от 06.04.2017 № 688/пр (ред. от 22.12.2017) «О порядке ве-

дения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства» (зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2017 № 46502) [Электронный ресурс] // Гильдия строителей СКФО: [сайт]. URL: http://www.gilds.ru/ images/download/372-FZ/NRS/Prikaz_Minstroy_NRS.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

8. Сингатуллина Л.А. Некоторые проблемы реформирования законодательства о само-

регулировании в строительной сфере // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 8. С. 48-53.

9. «СРО в сфере строительства: создание национального реестра специалистов и другие

изменения действующего законодательства»: интернет-интервью с О.В. Сперанским, директором правового департамента Минстроя России, 5 сентября 2017 г. [Электронный ресурс] // Дельтаинформ25: [сайт]. URL: http://www.delta-i.ru/internet_news/836 (дата обращения: 01.05.2018).

10. Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года (разработана Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ) [Электронный ресурс] // Родос: [сайт]. URL: http:// rodosnpp.ru/media/rodos/documents/2015/zakonodat/__141015.pdf (дата обращения: 15.05.2018).

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек.

12. Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Ч. II). Ст. 4305.

13. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

14. Экономика и право: словарь-справочник / сост. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Ку-раков. М.: Вуз и школа, 2004. 1072 с.

REFERENCES

1. [The Town-Planning Code of the Russian Federation dated 29.12.2004 № 190-FZ (ed. dated

29.12.2017) (Revised and amended, enforced 01.01.2018)]. In: Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Legal Acts of the Russian Federation], 2005, no. 1 (p. 1), art. 16.

2. [The Civil Code of the Russian Federation (Part II) dated 26.01.1996 No. 14-FZ (ed. dated

05.12.2017)]. In: Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Legal Acts of the Russian Federation], 1996, no. 5, art. 410.

3. Kail' A.N., Batyaev A.A. [The Commentary on the Federal Law dated December, 1st, 2007

no. 315-FZ "On Self-Regulating Organizations" (itemized)]. In: Seichas.ru. Available at: https://www.lawmix.ru/commlaw/224 (accessed: 19.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kvanina V.V. [Professional and Business Activities]. In: Tsivilist [Civilian], 2011, no. 2, pp. 27-

33.

5. Leskova Yu.G., Serova O.A., Didenko A.A., Algazina A.F., Baitenova A.A., Vasyuchkova O.A.

[The Commentary on the Federal Law dated December, 1st, 2007 no. 315-FZ "On Self-Regulating Organizations"]. In: Garant: informatsionno-pravovaya sistema [Garant: Legal Information System]. Available at: http://base.garant.ru/57230768/ (accessed: 19.03.2018).

6. Mel'nikov N.N. et ol. [Theoretical and Practical Commentary on the Town-Planning Code

of the Russian Federation dated 29.12.2004 no. 190-FL (as of August 5, 2017)]. In: Garant: informatsionno-pravovaya sistema [Garant: Legal Information System]. Available at: http:// base.garant.ru/77775995 (accessed: 19.03.2018).

7. [The Decree of the Ministry of Construction of Russia dated 06.04.2017 no. 688/ol (ed dated 22.12.2017) "On the Procedure of Conducting the National Register of Experts In The Field Of Engineering Surveying, Architecture and Building Design of the National Register of Experts in the Field of Construction, Inclusion in Register of Information on Individuals and Exclusion of Such Information, Changes in Information on Individuals Included In Such Registers and the List of Training Directions and Specialties in the Field of Construction, Higher Education Which Is Necessary for Specialists in Organization Of Engineering Surveying, Architecture and Building Design and Construction" (Registered in Ministry of Justice of Russia 26.04.2017 no. 46502)]. In: Gil'diya stroitelei SKFO [Guild of Builders of North Caucasus Federal District]. Available at: http://www.gilds.ru/images/ download/372-FZ/NRS/Prikaz_Minstroy_NRS.pdf (accessed: 01.05.2018).

8. Singatullina L.A. [Some Problems of Reforming the Legislation on Self-Regulation in Construction Industry]. In: Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [The Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice], 2017, no. 8, pp. 48-53.

9. ["Self-Regulating Organizations in Construction Sector: Establishment of the National Register of Experts and other Changes in the Current Legislation". In The Interview with O.V. Speransky, Director of the Legal Department of the Ministry of Construction, September 5, 2017]. In: Del'tainform25. Available at: http://www.delta-i.ru/internet_ news/836 (accessed: 01.05.2018).

10. [Strategy for Innovative Development of Construction Industry of The Russian Federation For the Period till 2030 (Developed by the Ministry of Construction and Housing Utilities

of the Russian Federation)]. In: Rodos. Available at: http://rodosnpp.ru/media/rodos/ do cuments/2015/zakono dat/_141015.pdf (accessed: 15.05.2018).

11. [The Labour Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 № 197-FZ]. In: Rossiiskaya gazeta, 2001. December 31.

12. [Federal Law dated 03.07.2016 no. 372-FZ (ed. from 28.12.2016) "On Amendments to the Town-Planning Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Legal Acts of the Russian Federation], 2016, no. 27 (p. II), art. 4305.

13. [Federal Law dated 01.12.2007 no. 315-FZ (ed. from 03.07.2016) "On Self-Regulating Organizations" (Revised. and extended, enforced 01.10.2016)]. In: Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Legal Acts of the Russian Federation], 2007, no. 49, art. 6076.

14. Kurakov L.P., Kurakov V.L., Kurakov A.L. Ekonomika i pravo: [Law and Economics]. Moscow, Vuz i shkola Publ., 2004. 1072 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Даутия Татьяна Васильевна - соискатель учёной степени кандидата юридических наук Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, старший юрисконсульт правового сопровождения договоров строительства и ремонта Современной гуманитарной академии; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatiana V Dautiya - applicant for PhD in Law at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Senior Jurist Consult of Legal Support for Repair and Construction Contracts, Modern University for the Humanities; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Даутия Т.В. Особенности правового статуса специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 2. С. 49-60 DOI: 10.18384/2310-6794-2018-2-49-60

FOR CITATION

Dautiya T.V. Peculiarities Of The Legal Status Of Specialists In Engineering Surveying, Architecture And Building Design And Construction. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 2, рp. 49-60 DOI: 10.18384/2310-6794-2018-2-49-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.