Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / «ТЕНЕВАЯ» ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каламова Р.А., Багаутдинов Р.А.

В статье рассматриваются особенности правового статуса самозанятых граждан, тенденции роста числа самозанятых на территории России, социальные гарантии со стороны государства, а также отличия «самозанятых» от «индивидуальных предпринимателей». В статье выделяются такие проблемы, как недостаточно усовершенствованная законодательная система, регулирующая правовой статус самозанятых, а также нежелание многих граждан, занимающихся профессиональной деятельностью, регистрироваться в качестве самозанятых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF SELF-EMPLOYED CITIZENS

The article examines the peculiarities of the legal status of self-employed citizens, the trends of the growth of the number of self-employed in Russia, social guarantees from the state, as well as the differences between the "self-employed" and "individual entrepreneurs". The article highlights such problems as an insufficiently improved legislative system regulating the legal status of the self-employed, as well as the reluctance of many citizens engaged in professional activities to register as self-employed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН

Р.А. Каламова, студент Р.А. Багаутдинов, студент

Научный руководитель: В.М. Сайфутдинова, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-121-123

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового статуса самозанятых граждан, тенденции роста числа самозанятых на территории России, социальные гарантии со стороны государства, а также отличия «самозанятых» от «индивидуальных предпринимателей». В статье выделяются такие проблемы, как недостаточно усовершенствованная законодательная система, регулирующая правовой статус самозанятых, а также нежелание многих граждан, занимающихся профессиональной деятельностью, регистрироваться в качестве самозанятых.

Ключевые слова: самозанятые граждане, экспериментальный налоговый режим, индивидуальные предприниматели, «теневая» занятость, рынок труда.

Изучая нормативно правовую базу Российской Федерации, можно выделить тот факт, что в правовой системе отсутствует как таковое определение для самозанятых граждан. Проанализировав ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, можно сказать, что самозанятость или налог на профессиональную деятельность есть специальный налоговый режим, при котором граждане самостоятельно занимаются трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера. По сути, самозанятость определяют как предпринимательскую деятельность, но осуществляемую физическими лицами.

Актуальность темы правового статуса самозанятых определяется тем, что в современных реалиях и при стремительных изменениях условий на рынке труда появление новых нестандартных форм занятости является необходимостью для общества. Так и появилась идея о проведении эксперимента по установлению специального режима. Согласно статистике ФНС России, на конец февраля 2022 г. количество самозанятых практически достигло 4,3 миллионов человек, а по оценкам экспертов Российского экономического университета имени Плеханова, в январе -феврале 2022 г. численность самозанятых

увеличилась почти на 400 тыс. человек. Данный факт доказывает, что для граждан, индивидуально занимающихся профессиональной деятельностью, эксперимент актуален. Таким образом, необходимо разобраться, в чем заключаются особенности правового статуса самозанятых при таком налоговом режиме и каковы цели данного эксперимента.

Налог был введен, чтобы помочь проявиться тем, кто получает профессиональный доход, но не делится им с государством. В категорию таких граждан попадали лица, которые, например, сдавали в аренду квартиру или оказывали разного рода услуги - фотографы, парикмахеры, организаторы мероприятий и другие [1]. Им обещали упрощенную процедуру получения статуса самозанятого и низкие ставки по налогам, с целью мотивации легализации их деятельности. Однако платить налог на профессиональный доход могут не только те, кто раньше работал скрытно, но и индивидуальные предприниматели. Вот здесь и возникает проблема в установлении различий между самозанятыми и индивидуальными предпринимателями [2].

Рассмотрим разницу между статусом самозанятого гражданина и индивидуального предпринимателя. Основное отличие состоит в том, что сфера занятости самозанятых лиц ограничена услугами для

личных, домашних и иных нужд граждан, определенных законом, у индивидуальных предпринимателей таких ограничений нет. Также самозанятые не платят обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, в то время как индивидуальные предприниматели платят такие взносы вне зависимости от факта деятельности.

Еще можно выделить, что перед началом своей деятельности индивидуальные предприниматели проходят полную процедуру регистрации. Постановка же на учёт самозанятого происходит в уведомительном порядке. Индивидуальный предприниматель имеет право нанимать наемных работников, в то время как у самозанятых граждан такая возможность отсутствует. Индивидуальным предпринимателям обязаны сдавать в налоговые органы отчетность, отражающую их деятельность, а самозанятые граждане такую отчетность не предоставляют [3].

Так, можно выделить следующие особенности правового статуса самозанятых граждан: быстрый и простой процесс регистрации без посещения налоговой инспекции; отсутствие необходимости сдачи отчетов и деклараций; автоматическое начисление налогов; возможность совмещать самозанятость с основной работой по договору без прерывания стажа.

Среди социальных льгот со стороны государства для самозанятых граждан выделяют следующие: выдача микрозаймов до 5 миллионов рублей сроком до 3 лет по льготной ставке; консультации и образовательные программы в центрах «Мой бизнес»; льготная аренда государственного и муниципального имущества; возможность заключить контракт и получить субсидию до 250 тыс. рублей.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что самозанятые находятся в достаточно выгодном положении при данном налоговом режиме, учитывая все льготы и особенности их статуса. Однако, согласно статистике, приведенной Центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС, около 65% самозанятых осуществляют свою профессио-

нальную деятельность вне правовых рамок [4]. Здесь и выявляется проблема «теневой» деятельности граждан. Многие объясняют такой процент тем, что самозанятые не хотят платить налоги, однако мы считаем, что такой большой процент обусловлен, в первую очередь, неусовершенствованной системой государственного регулирования такой категории граждан (отсутствие в нормативно правовых актах определения самозанятых и выделения такой категории работников в целом). Так, растет группа работников, которые не защищены правовыми нормами и на которых не распространяются правовые гарантии.

Следуя из вышесказанного, мы полагаем, что основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день среди работающих «на себя», низкая готовность легализоваться и уплачивать налоги. Одна из причин такого отношения — непонимание и незнание преимуществ, которые они получают в случае легализации. Поэтому при разработке мер государственной поддержки самозанятых, в первую очередь, нужно уделить особое внимание просветительской и информационной работе с населением, в том числе в свете активной информатизации и цифровизации предоставления различных услуг [5].

Таким образом, исследовав правовой статус самозанятых граждан, мы хотим предложить следующие меры по улучшению их положения, а также по усовершенствованию экономической, правовой и социальной системы в обществе в целом: формирование законодательной базы, регулирующей деятельность самозанятых, например, включение их в 12 Раздел ТК РФ, закрепляющего особенности регулирования труда отдельных категорий работников; описание социальных льгот и гарантий на законодательном уровне; проведение бесплатных онлайн и оффлайн тренингов для начинающих предпринимателей; проведение лекций среди студентов и школьников на тему бизнеса самозанятых; ужесточение наказаний за незаконную предпринимательскую деятельность.

Библиографический список

1. Дацко Ю.М. Проблемы правового регулирования самозанятых граждан // Молодой ученый. - 2020. - №45 (335). - С. 81-82.

2. Макарова Л.А., Невзгодина Е.Л. Правовой статус самозанятых граждан / Л.А. Макарова, Е.Л. Невзгодина // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2021. - №4. -С. 39-49.

3. Мухина И.И., Миракян Д.Г. Самозанятость в России: современные тенденции и перспективы развития / И.И. Мухина, Д.Г. Миракян // Социально-трудовые исследования. -2021. - №3 (44). - С. 21-31.

4. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан / А.Н. Покида, Н.В. Зыбуновская // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - № 1. - С. 60-85.

5. Сайфутдинова В.М. Информатизация в праве социального обеспечения // Правовое государство: теория и практика. - 2020. - Т. 16. № 4 (62) часть 2. - С. 57-66.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF SELF-EMPLOYED CITIZENS

R.A. Kalamova, Student

R.A. Bagautdinov, Student

Supervisor: V.M. Sayfutdinova, Senior Lecturer

Bashkir State University

(Russia, Ufa)

Abstract. The article examines the peculiarities of the legal status of self-employed citizens, the trends of the growth of the number of self-employed in Russia, social guarantees from the state, as well as the differences between the "self-employed" and "individual entrepreneurs". The article highlights such problems as an insufficiently improved legislative system regulating the legal status of the self-employed, as well as the reluctance of many citizens engaged in professional activities to register as self-employed.

Keywords: self-employed citizens, experimental tax regime, individual entrepreneurs, "shadow" employment, labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.