ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕСТНЫХ СУДЕЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья посвящена ключевым вопросам правового положения местных судей во Франции. Автор останавливается на истории образования и дальнейшего реформирования местных судов, компетенции местных судей и основных требованиях, к ним предъявляемых. Ключевые слова: Французская Республика, зарубежный опыт, судебная система, местные судьи, местные суды.
A.A. SOLOVYEV
Federal judge, chairman of judicial bench, Commercial Tribunal of Moscow Region, D.Sc. (Law), professor of the Civil and Administrative Procedure Department of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
ASPECTS OF LEGAL STATUS OF LOCAL JUDGES IN FRANCE
The article deals with the key issues of legal status of local judges in France. The author touches upon the history of formation and further development, the competence of local judges as well as the key demands for the candidates. Keywords: the French Republic, foreign experience, judicial system, local judges, district courts.
Андрей
Александрович СОЛОВЬЕВ,
доктор
юридических наук, профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области
Особое место в судебной системе Франции занимают местные суды ОипсПсйопвСергохтйё)1.
Как известно, институт мировых судей (судьи существовали во Франции с 1790 года и избирались населением каждого кантона) был упразднен в 1958 году. Вместе с тем поспешность данного решения стала вскоре очевидна: судебная система не смогла эффективно справляться с возрастающей нагрузкой.
Наконец, законом от 9 сентября 2002 года № 2002-1138 «Об общих принципах организации судебной системы» (с последующими изменениями и дополнениями)2 во Франции были образованы местные суды, выступающие в качестве судов первой инстанции, полномочных рассматривать как уголовные, так и гражданские дела.
Некоторые авторы называют их судами магистрата или судами близлежащей юрисдикции.
Loi № 2002-1138 du 9 septembre 2002 d'orientation et de programmation pour la justice // Journal officiel de la République Française. 10 septembre 2002. P. 14934. Texte № 1. URL: http:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=64FFFC524D2E364F2191D4C01784D685.tp djo13v_3?cidTexte=J0RFTEXT000000775140&dateTexte=20141109>.
Ш А "0 У СП m
ОПЫТ
© А. А. Соловьев, 2015
>
110 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ [¡Зу.
Щ Ш0У у
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О. Е. Кутафина (МПОА)
При этом основной целью создания института местных судов, включающих в свой состав местных судей (судей местных судов) ОидевСергохтйё), стала именно разгрузка иных судов первой инстанции от значительного числа дел, не представляющих большой сложности, а также обеспечение большей доступности правосудия.
Значительное место в работе местных судей занимают попытки примирения сторон спора (непосредственно или через посредника). Местные суды рассматривают, в том числе, требования о принудительном исполнении соглашений, достигнутых в результате процедуры примирения.
Применительно к гражданским делам, к компетенции местных судов, в основном, относятся имущественные споры с ценой иска не свыше 4 тыс. евро (по личным искам или искам относительно движимого имущества), к их компетенции также отнесены дела по искам, не подлежащим оценке, но возникающим из исполнения обязательств суммой не свыше 4 тыс. евро.
В случае возникновения трудностей при разрешении дела судья местного суда вправе передать его на рассмотрение соответствующего суда малой инстанции.
Кроме того, дела о нарушениях первых четырех классов3 (в том числе, совершенных несовершеннолетними) также разрешаются местными судами (если их рассмотрение не отнесено к компетенции иных судов). Они также могут быть назначены председателем суда большой инстанции для участия в коллегиальном рассмотрении отдельных видов уголовных дел, выполнять некоторые иные процессуальные функции.
Особенности правового положения судей местных судов определены в главе У-5 Ордонанса № 58-1270 от 22.12.1958, содержащего Органический закон о статусе магистратуры.
Судьями местных судов для исполнения ограниченных функций суда первой инстанции могут назначаться:
1. Бывшие магистраты судов общей юрисдикции и судьи административных судов.
2. Лица в возрасте не моложе тридцати пяти лет, профессиональная компетенция и опыт которых позволяет исполнять такие обязанности. При этом они должны иметь диплом об образовании, продолжительностью не менее четырех лет, после получения степени бакалавра (вне зависимости от того, является ли диплом национальным или он выдан иным государством — членом Европейского сообщества, и соответствие которого подтверждено Министром юстиции после заключения комиссии в порядке, установленном декретом, принимаемым после заключения Государственного совета), или диплом, выданный Институтом политических исследований4, либо свидетельство, подтверждающее статус выпускника
3
В соответствии со статьями 111-1, 131-12, 131-13 Уголовного кодекса Французской Республики преступные деяния (infractionspénales) классифицируются в соответствии с их тяжестью на преступления (crimes), проступки (délits) и нарушения(contraventions). В свою очередь, нарушения подразделяются на пять классов и наказываются штрафами в сумме от 38 до 3 000 евро, лишением или ограничением определенных прав, а также возложением обязанности возместить причиненный ущерб.
Институт политических исследований (Institutd'EtudesPolitiques) - высшее учебное заведение, имеющее статус научно-исследовательского центра и приравниваемое к высшим школам Франции. Специализируется на изучении политических, экономических и юридических наук.
"Т^ЕСТНИК
Я Я УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Соловьев А. А.
Особенности правового статуса местных судей Французской Республики
111
Высшей нормальной школы5. В качестве альтернативы предусмотрено, что такие претенденты могут заниматься в настоящее время или в прошлом свободной профессиональной деятельностью в судебно-правовой сфере, регулируемой законодательными или регламентарными нормативными правовыми актами, а также иметь четырехлетний стаж осуществления такой деятельности.
3. Лица, имеющие не менее чем двадцатипятилетний профессиональный стаж работы на руководящей должности в юридической области, компетенция и опыт которых позволяет исполнять такие обязанности.
4. Бывшие сотрудники судебных служб категории «А» и «В», профессиональная компетенция и опыт которых позволяет исполнять такие обязанности.
5. Судебные посредники6, исполняющие соответствующие обязанности не менее пяти лет
Претенденты для назначения на должности судей местных судов должны быть:
— в полной мере дееспособными;
— обладать высокими нравственными качествами;
— соблюдать положения Кодекса о государственной службе7;
— отвечать условиям о физической пригодности, необходимой для выполнения своих обязанностей, и быть признанными здоровыми или окончательно выздоровевшими от какой-либо болезни, дающей право на длительный отпуск.
Судьи местных судов назначаются на семилетний срок, не подлежащий продлению, в порядке, предусмотренном для назначения судей.
Прежде чем дать заключение о назначении на должность, полномочный состав Высшего совета магистратуры направляет заинтересованного кандидата на испытательное обучение, организованное Национальной школой магистратуры8, включающее стажировку в суде.
В исключительных случаях и ввиду профессионального опыта кандидата полномочный состав Высшего совета магистратуры вправе освободить его от прохождения испытательного обучения, предусмотренного в третьем абзаце.
Директор Национальной школы магистратуры составляет отчет об испытательном обучении каждого кандидата в форме доклада и направляет его полномочному составу Высшего совета магистратуры и министру юстиции.
Судьи местных судов, не направленные для прохождения испытательного обучения, в любом случае проходят обучение, организованное Национальной школой магистратуры, включающее стажировку в суде.
До вступления в должность судьи местных судов приносят присягу в порядке, предусмотренном для магистратов, работают в зданиях судов малой инстанции.
Высшая нормальная школа (Ecolenormalesuperieure) - государственное высшее учебное заведение, занимающееся изучением естественных, гуманитарных наук и наук об обществе.
Судебные посредники (conciliateursdejustice) — специально уполномоченные лица, которым суд в соответствии со статьями129-1-129-5 Гражданского процессуального кодекса Французской Республики вправе делегировать свои полномочия по примирению сторон. В этом случае суд ^
устанавливает дату начала деятельности такого посредника и срок для урегулирования спора. ^
Oode du service national // URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?dateTexte=20141109&ci m
dTexte=LEGITEXT000006071335&fastReqId=755484449&fastPos=1&oldAction=rechCodeArticle>.
Национальная школа магистратуры Французской Республики (Ecolenationaledelamagistrature) — j
учебное заведение, осуществляющее профессиональную подготовку и переподготовку ма- ^
гистратов. ОПЫТ
9/2015
>
112 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЗу.
Щ Ш0У у
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О. Е. Кутафина (МПОА)
Судьи местных судов подчиняются требованиям Ордонанса № 58-1270 от 22.12.1958, содержащего Органический закон о статусе магистратуры.
Вместе с тем они не могут быть членами Высшего совета магистратуры или комиссии по вопросам продвижения по службе, а также участвовать в формировании данных органов.
Они не могут получить какое-либо повышение по службе и быть переведены на другую должность без согласия.
Судьи местных судов исполняют обязанности на условиях неполного рабочего времени. Они получают вознаграждение в порядке, установленном декретом, принимаемым после заключения Государственного совета.
Интересным является положение о том, что судьи местных судов вправе осуществлять иную профессиональную деятельность одновременно с исполнением судебных обязанностей при условии, что такая деятельность не наносит ущерб их достоинству и независимости.
При этом лица, занимающиеся свободной профессиональной деятельностью в судебно-правовой сфере, регулируемой законодательными или регламентарны-ми нормативными правовыми актами, не могут исполнять судебные обязанности на территории округа суда большой инстанции, где они осуществляют такую деятельность; не могут заниматься какой-либо профессиональной деятельностью в пределах юрисдикции местного суда, в который они назначены.
Кроме того, судьи местных судов не вправе одновременно исполнять обязанности государственного служащего, за исключением должности профессора и доцента в высшем учебном заведении.
В случае изменения профессиональной деятельности судья местного суда должен уведомить об этом первого председателя апелляционного суда, который при необходимости сообщает судье местного суда о несовместимости его новой деятельности с исполнением судебных обязанностей.
Судья местного суда не вправе рассматривать дела, которые каким-либо образом связаны с его профессиональной деятельностью, а также если он поддерживает или поддерживал профессиональные отношения с одной из сторон спора. В таких случаях председатель суда большей инстанции, к округу которого относится судья местного суда, по просьбе последнего или одной из сторон, принимает решение о передаче дела на рассмотрение другого судьи местного суда того же округа. Решение о передаче дела обжалованию не подлежит.
Судьи местных судов не вправе упоминать о своем статусе, а также ссылаться на него в документах, связанных с осуществлением их профессиональной деятельности, не связанной с выполнением судебных функций, как в течение срока полномочий, так и после его окончания.
Привлечение судей местных судов к дисциплинарной ответственности производится в порядке, установленном для магистратов. Вместе с тем в качестве самостоятельного наказания может быть вынесено решение о досрочном прекращении полномочий судьи местных судов.
Предельный возраст для пребывания в должности судьи местного суда составляет семьдесят пять лет.
Полномочия судей местных судов могут быть прекращены только на основании их заявления или в случае вынесения решения о применении в отношении них санкции в виде досрочного прекращения полномочий.
"7^ЕСТНИК Соловьев A.A.
^ \ УНИВЕРСИТЕТА исвбеннвсти правового статуса ||3
L_У имени o.e. кугафина (мгюл) местных судей Французской Республики
В течение одного года после прекращения полномочий судьи местных судов обязаны воздерживаться от любого публичного выражения своего мнения относительно вопросов, связанных с должностными обязанностями, которые они выполняли.
Таким образом, судьи местных судов имеют довольно специфический, «непрофессиональный» статус и не относятся в полной мере к корпусу магистратов. В частности, они работают на условиях неполного рабочего времени и, помимо осуществления судебных функций, вправе (с соблюдением некоторых ограничений) заниматься иными видами профессиональной оплачиваемой деятельности (однако на них распространяется запрет занимать должности государственных служащих, за исключением занятия преподавательской и научной деятельностью), не могут являться членами Высшего совета магистратуры и продвигаться по службе.
Вместе с тем на них возлагается обязанность по соблюдению основных требований к магистратам, и они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности компетентным составом Высшего совета магистратуры9.
Следует также отметить, что с 1 января 2015 года должны были вступить в силу положения Закона № 2011-1862 от 13.12.2011 «О совершенствовании судебной системы и судебных процедур»10 (в редакции Закона № 2012-1441 от 24.12.2012 «О местных судах»11), в соответствии с которыми предполагалось упразднение местных судов (ранее осуществление данной реформы планировалось на 2013 год).
В качестве оснований для принятия такого решения указывалось на необходимость сокращения числа судов первой инстанции, усиление роли медиации и иных внесудебных процедур урегулирования споров, менее жесткий отбор и достаточно низкий уровень подготовки судей местных судов, недостаточно качественное отправление ими правосудия, а также стремление государства привлечь дополнительные материальные ресурсы для обеспечения иных звеньев судебной системы12.
Вместе с тем достойная альтернатива местным судам, по всей видимости, так и не была найдена, поскольку 30 декабря 2014 года опубликован Закон № 2014-1654 от 29.12.2014 «О государственном бюджете на 2015 год»13, статьей 99 которого было перенесено уже на 1 января 2017 года вступление в силу положений Закона № 2011-1862 от 13.12.2011 об упразднении местных судов.
9 См.: Арабова Т. Ф. Местный суд как преемник мирового судьи // Мировой судья. 2011. № 12.
С. 19—24.
10
11
Loi № 2011-1862 du 13 décembre 2011 relative à la répartition des contentieux et à l'allégement de certaines procédures juridictionnelles// Journal officiel de la République Française. - 14 décembre 2011. P. 21105. Texte № 1. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=A62C37A8BDBB0F 1E2AE956E8BFDD1EA8.tpdjo13v_3?cidTexte=JORFTEXT000024960344&categorieLien=id>.
Loi №2012-1441 du 24 décembre 2012 relative aux juridictions de proximité// Journal officiel de la République Française. 26 décembre 2012. P. 20395. Texte № 1. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000026830004&fastPos=1&fastReqId=1627625766&categorie Lien=id&oldAction=rechTexte>.
См.: Qu'est-ce qu'un juge de proximité? // URL: http://www.vie-publique.fr/decouverte-institutions/jus-tice/personnel-judiciaire/juges/qu-est-ce-qu-juge-proximite.html>.
Loi № 2014-1654 du 29 décembre 2014 de finances pour 2015 // Journal officiel de la République Française. 30 décembre 2014. P. 22828. Texte № 2. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do;jsessionid=839F69A2E9AA123F23970B19AE3561DA.tpdjo13v_3?cidTexte=J0 RFTEXT000029988857&categorieLien=id#J0RFARTI000029989924>.