АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Купреев Денис Викторович
соискатель кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России,
г Краснодар______________
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ВЕДОМСТВ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ
История первого по времени создания и самого крупного среди благотворительных структур под покровительством императорской фамилии Ведомства учреждений императрицы Марии связана, как уже отмечалось, с именем супруги Павла I Марии Федоровны. 12 ноября 1796 г., через шесть дней после кончины императрицы Екатерины II, наследовавший ей Павел I своим указом отдал Воспитательное общество благородных девиц под управление своей супруги Марии Федоровны. Статус Марии Федоровны как покровительницы Смольного института окончательно был оформлен указом Павла I от 2 мая 1797 г. Именно эту дату принято было считать началом истории Ведомства учреждений императрицы Марии. В указе Николая II, изданном по случаю празднования столетнего юбилея Ведомства императрицы Марии
2 мая 1897 г, говорится: «С этого достопамятного дня в России возникло, под непосредственным покровительством их Величеств, новое учебно-благотворительное ведомство...»1.
Объединив под своим управлением екатерининские благотворительные учреждения и создав ряд новых, Мария Федоровна управляла ими лично, без посредства бюрократического аппарата. Кончина императрицы в 1828 г. потребовала реорганизации управления этими учреждениями. Для того, чтобы они продолжали «действовать как доселе на пользу Государства и человечества», император Николай I указом от 26 октября 1828 г. принял их под свое «непосредственное и особое покровитель-
ство»2. Упоминание государства в указе было неслучайным. Деятельности названных учреждений власть придавала государственное значение. 28 октября того же года вышел указ, которым многолетний помощник Марии Федоровны ГИ. Вилламов назначался статс-секретарем для докладов императору по делам учреждения покойной императрицы. Сами учреждения преобразовывались в IV отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Одновременно, в память о покровительнице они получили название «Учреждения Императрицы Марии». С октября 1854 г. в официальной документации появляется наименование «Ведомство учреждений Императрицы Марии»3. Продолжает использоваться и прежнее название.
Собственная его императорского величества канцелярия, в состав которой вошли учреждения императрицы Марии, подчинялась непосредственно монарху. Ее прообразом была личная канцелярия императоров и императриц, возникшая в XVIII столетии. В 1812 г. по обстоятельствам военного времени канцелярии были поручены такие вопросы, как переписка императора с командующим, размещение военнопленных, комплектование и квартирование войск и так далее4. Канцелярия также принимала прошения на высочайшее имя. С 1818 по 1823 гг. канцелярией руководил А.А. Аракчеев, при котором значение этого учреждения возросло. Канцелярией рассматривались вопросы государственного управления, готовились доклады императору, «представления» министерств и «мнения» Государственного Совета. Окончательно Собственная его императорского величества канцелярия сформировалась как орган управления в цар-
1 Собрание узаконений Ведомства учреждений императрицы Марии. Т. V. Царствование государя императора Николая Второго. Кн. 2. С 10 ноября 1894 по 31 декабря 1897. СПб., 1908. Т. 5. С. 610.
2 ПСЗ. Собр. II. Т. 3. № 2379.
3 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801 1917 гг. Т. I. Высшие государственные учреждения: в 4-х т. СПб., 1998. Т. 1. С. 166.
4 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / М., 1983. С. 149.
_____________________________________________________188
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2006 • №2(12)
ствование Николая I. Расширение ее компетенции отвечало желанию Николая лично входить в важнейшие государственные дела. Рост бюрократического аппарата в первой четверти XIX в. требовал создания органа, который позволял бы монарху держать под личным контролем главные отрасли государственного управления. В соответствии с этим в собственной канцелярии были созданы отделения. 31 января 1826 г. возникли первое и второе отделения. Первое наблюдало за службой чиновничества, второе занималось кодификацией законов.
3 июля 1826 г. было образовано третье отделение, выполнявшее функции политической полиции. 28 октября 1828 г. создано было упомянутое четвертое отделение. Таким образом, благотворительность и призрение вошли в число важнейших приоритетов самодержавной власти.
Внутренняя структура Ведомства учреждений императрицы Марии была достаточно сложной и неоднократно менялась. Непосредственные управленческие функции осуществлял статс-секретарь, подчинявшийся императору и его супруге. Кроме того, управление учреждениями императрицы Марии осуществляли Опекунские советы. Они были созданы Екатериной II при Воспитательных домах. В 1797 г. Санкт-Петербургский и Московский Опекунские советы вместе с Воспитательными домами перешли под управление Марии Федоровны. Постепенно Опекунские советы начали управлять не только Воспитательными домами, но и другими благотворительными учреждениями. В 1828 г. Опекунские советы вошли в состав IV Отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Опекунские советы рассматривали практически все вопросы, связанные с деятельностью Ведомства императрицы Марии: утверждали положения, уставы и штаты отдельных заведений, обществ и структурных подразделений, инструкции должностным лицам, учебные планы и программы, счета и сметы. Опекунские советы состояли из председателей и неограниченного числа почетных опекунов. В 1873 г. был образован один Опекунский совет, состоявший из Санкт-Петербургского и Московского присутствий.
Расширение категории призреваемых вело к созданию новых подразделений. В 1838 г. был создан Комитет Главного попечительства детских приютов. В 1869 г. его ликвидировали, и управление детскими приютами Ведомства императрицы Марии перешло к созданной вместо него Канцелярии по управлению детскими приютами при главноуправляющем. К концу XIX столетия приютское ведомство значительно расширило свою деятельность. В 1896 г. Комитет Главного попечительства детских приютов был воссоздан.
Ведомство учреждений императрицы Марии, как «на особых основаниях управляемое», было изъято из общего порядка государственного управления. Поэтому за финансовой деятельностью учреждений императрицы Марии наблюдала собственная Контрольная экспедиция.
Ведомство учреждений императрицы Марии
состояло «под непосредственным их императорских величеств покровительством». Руководителями Ведомства считались император и его супруга. Однако непосредственное управление осуществлялось высшими чиновниками. С 1828 по 1860 гг. Ведомство возглавляли статс-секретари по делам учреждений императрицы Марии. Статс-секретарь одновременно являлся главноуправляющим IV Отделением Собственной его императорского величества канцелярии. С 1860 по 1917 гг. Ведомством императрицы Марии руководили главноуправляющие. В 1860 -1880 гг. главноуправляющим был член императорской фамилии принц П.Г.Ольденбургский. В 1880 г. в связи с реорганизацией Собственной его императорского величества канцелярии ее IV Отделение было преобразовано в самостоятельную Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии.
Особенностью Ведомства учреждений императрицы Марии было то, что за пожертвования определенных сумм и другие услуги благотворители получали права государственных служащих, чины и мундиры. Благотворители могли рассчитывать на правительственные награды - ордена и медали. Роль наград выполняли различные почетные знаки и звания. Практика награждения орденами, медалями и чинами за общественную, в том числе благотворительную деятельность, была распространена в России достаточно широко. Но только в Ведомстве учреждений императрицы Марии и Императорском человеколюбивом обществе она была упорядочена и представляла собой определенную систему. По данным, на 1905 г. в Ведомстве императрицы Марии чины и мундиры за благотворительные пожертвования и услуги предоставлялись от лица государства детскими приютами, Патриотическим обществом, Елисаветинским благотворительным обществом, Киевским благотворительным обществом и еще двадцать одним отдельным заведением1. Чины и мундиры имели не только благотворители, но и собственно чиновники. При этом жалование и содержание (зарплату в современном понимании) они получали не во всех случаях. Во многих учреждениях императрицы Марии управляющие, бухгалтеры, архитекторы, врачи и прочие служащие трудились только из-за престижа государственной службы, чина и ведомственного мундира. Свое существование они обеспечивали заработками в других местах. Функции чиновников и благотворителей, имевших чины, различались. Последние, финансируя подведомственные благотворительные заведения, участвовали в управлении или управляли ими, определяя, если так можно выразиться, стратегию развития этих заведений. Чиновники центрального аппарата выполняли распоряжения главноуправляющего, помогали ему координировать деятельность сложного комплекса благотворительных обществ и учреждений призрения, готовили документацию и тому подобное. Чиновники, служившие в заведениях, выполняли административные, технические, финансово-хозяйственные функции, если этим не занимались благотворители. К чиновникам относил-
1Расписание классных должностей по Ведомству учреждений императрицы Марии. Ч. 3. // Общее расписание классных должностей в Империи: в 4-х т. СПб., 1905. Т. 3. С. 2-105.
ся и учебно-воспитательный персонал Ведомства императрицы Марии. Речь, разумеется, идет о мужчинах. Женщины классных чинов и мундиров не имели.
Ведомство учреждений императрицы Марии имело признаки, как государственного учреждения, так и общественной организации. Принадлежность к Собственной его императорского величества канцелярии, право предоставлять чины, мундиры и награды, государственный статус служащих и благотворителей, строго централизованное управление, подчинение верховной власти монарха, являвшего-
ся главой государства - все это признаки государственного учреждения. Порядок финансирования учреждений призрения, участие благотворителей и других представителей общественности в управлении благотворительными обществами и заведения на местах - это дает основание считать Ведомство императрицы Марии общественной организацией. Таким образом, можно охарактеризовать Ведомство учреждений императрицы Марии как специфическое, уникальное в своем роде государственное учреждение, действовавшее как благотворительная общественная организация.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2006 • №2(12)