УДК 342.846
О. Е. Артемова
соискатель
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЛЕНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье систематизированы особенности правового положения члена Центральной избирательной комиссии России, к которым относятся: законодательство определяет перечень граждан, которые не могут быть членами ЦИК РФ; исключительность статуса члена ЦИК РФ с правом решающего голоса; срочность полномочий члена ЦИК РФ; исключительный перечень оснований, при наличии которых член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий; устанавливается, что Председатель, заместитель Председателя и секретарь ЦИК России работают только на постоянной (штатной) основе; воз-мездность исполнения профессиональных обязанностей членами ЦИК РФ; закрепление правовых запретов для членов ЦИК России, а также правовых и социальных гарантий независимости и эффективности деятельности члена ЦИК РФ.
Ключевые слова: правовой статус, Центральная избирательная комиссия России, член комиссии, совещательный голос.
O. E. Artemova
Applicant
Penza State University, Penza, the Russian Federation
FEATURES THE LEGAL STATUS OF THE CENTRAL ELECTION COMMISSION OF RUSSIAN FEDERATION MEMBER
Abstract. In the article the peculiarities of the legal status of the Central Election Commission member Russia, which include: the legislation specifies a list of citizens who can not be members of the Central Election Commission of the Russian Federation; exclusiveness of the Russian Federation Central Election Commission member status with the right to vote; the urgency of the CEC of the member; exclusive list of grounds under which a member of the commission voting is exempt from commission member duties before the expiration of their term of office; It establishes that the Chairman, Deputy Chairman and Secretary of the Russian Central Election Commission only work on a permanent (staff) basis; retribution execution of professional duties of the Russian Federation Central Election Commission members; binding legal prohibitions for the members of the CEC of Russia, as well as legal and social guarantees for the independence and effectiveness of the CEC member of the Russian Federation.
Key words: legal status, the Central Election Commission of Russia, member of the commission, an advisory vote.
Избирательные комиссии представляют собой обязательный субъект избирательных кампаний, от которого напрямую зависит функционирование организационно-правового механизма выборов, поэтому вопросы регулирования правового статуса членов ЦИК РФ, особенности прохождения государственной службы в системе избирательных комиссий Российской Федерации нуждаются во внимании со стороны юридической науки и законодательной практики.
Законодательство о государственной службе в системе избирательных комиссий может применяться только к Центральной избирательной комиссии и избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации. Следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (в ред.
от 31.12.2014 г.) «О государственных должностях Российской Федерации» такие должности, как Председатель ЦИК РФ, заместитель ЦИК РФ, секретарь ЦИК РФ, члены ЦИК РФ (только те, которые работают на постоянной основе с правом решающего голоса), внесены в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации [9].
Статус членов российского центрального избирательного органа определен статьей 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях...»). Обращения к указанной статье позволяет сформулировать ключевые положения статуса члена ЦИК РФ:
1. Устанавливаются ограничения в отношении граждан, которые не могут быть членами ЦИК РФ. Членами избирательной комиссии не могут быть лица, не имеющие гражданства России, а также граждане России, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства; судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры; лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость и др. Перечень широк и включает в себя не только стандартные ограничения, характерные для государственных служащих, но и специальные, вытекающие из статуса избирательных органов. Помимо законодательных ограничений необходимо учитывать практику Конституционного Суда РФ, в решениях которого неоднократно давалась оценка избирательному законодательству. В частности, его Постановление от 22 июня 2010 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого» [11] касалось положений Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях.», устанавливающих ограничения для граждан Российской Федерации, имеющих вид на жительство в другом государстве. Такой запрет был признан противоречащим Конституции. Конституционный Суд РФ отметил, что отсутствует какая-либо угроза конституционным ценностям. Кроме того, в условиях глобализирующегося мира свободное перемещение российского гражданина за пределы страны приобретает особое значение [8]. Данное Постановление подвергалось критике, в частности в работах профессора В.В. Красинского: «Формально-юридическая либо фактическая подчиненность организатора выборов в Российской Федерации, имеющего вид на жительство в иностранном государстве, воле не только российского народа, но и народа иностранного государства противоречит государственному суверенитету и ставит под угрозу осуществление гражданами Российской Федерации своих конституционных прав» [6]. Более того, решение Конституционного Суда РФ выносилось в отношении членов территориальных комиссий, что создает дополнительные трудности для его распространения на правовое положение членов ЦИК России [3; 4]. Добавим, в 2010 г. Правительством РФ был разработан законопроект, направленный на реализацию указанного Постановления Конституционного Суда РФ. Однако до сих пор он так и не был рассмотрен по существу российским парламентом [10].
2. Предусматривается исключительность статуса члена ЦИК России (распространяется только на членов с правом решающего голоса), которому запрещается быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной (окружной, территориальной, участковой) комиссии с правом решающего голоса.
3. Устанавливается срок полномочий члена ЦИК России, который равен сроку полномочий самой комиссии (есть исключение, но оно не меняет само правило).
4. Закрепляются основания, при появлении которых член ЦИК России с правом решающего голоса теряет свой статус до истечения срока своих полномочий. Перечень носит исключительный характер. Закон при этом вводит основания приостановления полномочий члена ЦИК России (следует отличать от оснований немедленного прекращения статуса).
5. Происходит разделение членов ЦИК России на работающих на постоянной и непостоянной основе. В первую группу входят: Председатель, его заместитель и секретарь. Во вторую группу входят иные члены. Однако остальные члены имеют право перейти на постоянную работу. Если члены ЦИК России работают на постоянной основе, то на них распространяются стандартные ограничения по недопустимости выполнения иной работы, кроме научной, преподавательской, иной творческой деятельности.
6. Исполнение своих обязанностей членами ЦИК России осуществляется на возмездной основе.
7. Независимость и эффективность деятельности члена ЦИК России обеспечивается правовыми и социальными гарантиями. Например, члены ЦИК России с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. Предусматривается особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении членов ЦИК России и привлечения их к уголовной ответственности [1].
Необходимо учитывать, что в ЦИК России осуществляют свои функции три категории членов:
- работающие на постоянной (штатной) основе с правом решающего голоса;
- работающие на непостоянной основе с правом решающего голоса;
- выдвиженцы субъектов избирательного процесса с правом совещательного голоса.
В отношении третьей группы Федеральный закон «Об основных гарантиях...» закрепляет: «Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса».
Специфический статус у членов ЦИК России с правом совещательного голоса. Они не являются лицами, замещающими государственную должность. На них не распространяются перечисленные выше ограничения. Но и срок их полномочий равен сроку избирательной кампании [13]. Следует согласиться с А.А. Макар-цевым, комментировавшим судебное дело, имевшее место в г. Новосибирске. Несмотря на иной уровень избирательной комиссии, выводы применимы и к федеральному органу: «Правом на ознакомление с документами заявитель обладал до подведения итогов выборов, но не воспользовался им. В связи с этим после завершения подсчета голосов и подведения итогов выборов сокращается и объем прав членов избирательных комиссий. Закон предусматривает только одно основание вскрытия опечатанных мешков или коробок с избирательной документацией после подведения итогов выборов - принятие соответствующим судом решения о проведении повторного подсчета голосов избирателей» [7].
Обращает внимание, что формулировка «право совещательного голоса» носит условный характер, поскольку Федеральный закон «Об основных гарантиях.» предусматривает принцип равенства прав всех членов комиссии, устанавливая только некоторые исключения (прямо перечисленные в упомянутом законе). Например, член ЦИК России с правом совещательного голоса не вправе выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; составлять протоколы об административных правонарушениях.
При реализации данных полномочий допускается только присутствие членов ЦИК России с правом совещательного голоса. Отказ в допуске будет признан неправомерным, что подтверждается соответствующей судебной практикой. Так, Верховный Суд РФ в своем Определении от 27 марта 2004 г. по делу № 6-Г04-8 указал, что российское законодательство не ставит соблюдение права члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса на получение копий документов, поступивших в избирательную комиссию и непосредственно связанных с выборами, в зависимость от того, затрагиваются ли в таком случае права кандидата в депутаты либо самого члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, который копии таких документов запрашивает. Следует упомянуть также Определение Верховного Суда РФ от 29 марта 2004 г. по делу № 61-Г04-3, в котором особенности статуса члена избирательной комиссии соотнесены с правом обжалования действий (решений) избирательной комиссии. Суд подтвердил, что с учетом требований избирательного законодательства, при решении вопроса о том, имеются ли основания для принятия заявления, судья должен проверить, затрагивают ли непосредственно права участника избирательной кампании обжалуемые действия избирательной комиссии [5]. Эта позиция подтверждена в Определении Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. № 84-Г06-6 [2].
В приведенном аспекте следует упомянуть мнение Б.С. Эбзеева и В.Е. Чу-рова об отсутствии строгого равенства: «Во-первых, Закон № 67-ФЗ устанавливает равенство прав членов комиссии «по вопросам подготовки выборов, референдума» и одновременно указывает на изъятия из этого равенства; во-вторых, в период между избирательными кампаниями права членов ЦИК России с правом совещательного голоса в известном смысле являются «дремлющими», поскольку согласно п. 25 ст. 29 Закона № 67-ФЗ член ЦИК с правом совещательного голоса обладает соответствующими правами, связанными именно с подготовкой и проведением федеральных выборов и референдума Российской Федерации. В иной период функциональная составляющая статуса члена ЦИК с правом совещательного голоса значительно снижается» [14]. Авторы подчеркивают, что полномочия члена ЦИК с правом решающего голоса проистекают из Конституции РФ и федерального законодательства и персонифицируются волей назначившего его органа государственной власти; член ЦИК с правом совещательного голоса - скорее делегат, действующий в соответствии с поручением назначившей его партии, кандидата или инициативной группы, интересы которой в системе плюралистической демократии не могут отождествляться с интересами многонационального народа Российской Федерации как единой государственной гражданской нации, конституированной в форме Российского государства.
Б.С. Эбзеев и В.Е. Чуров указывают на возможность коллизии между юридической природой ЦИК России, ее функциями и обусловленными ими статусом и полномочиями, а также правами и обязанностями ее членов, требующими от ЦИК беспристрастности, автономии от действующих властей и отсутствия выраженных политических предпочтений. Обеспечение беспристрастности возможно путем внесения изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях.», согласно которым для членов ЦИК с правом решающего голоса вполне оправданно ставить вопрос о приостановлении членства в политической партии «как определенной гарантии обеспечения максимальной эффективности и беспристрастности
при осуществлении ими своей деятельности в рамках реализации полномочий ЦИК России». Такое ограничение нельзя признать чрезмерным, оно соответствует принципу пропорциональности.
Статус членов ЦИК России дополняет Регламент центрального избирательного органа [12]. В нем установлен порядок перехода члена ЦИК РФ на постоянную (штатную) основу. Переход оформляется заявлением на имя Председателя, который после его рассмотрения оформляет на работу путем издания распоряжения.
Во-вторых, Регламент ЦИК России закрепляет перечень прав, распространяющийся на всех членов органа.
В-третьих, проводится определенная дифференциация полномочий. Статья 22 Регламента ЦИК РФ устанавливает права члена Комиссии с правом решающего голоса. Определены особые отношения такого члена с Аппаратом ЦИК РФ и Председателем ЦИК РФ. В Регламенте специально подчеркивается, что члены Комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные на то Комиссией, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В-четвертых, отдельные положения Регламента направлены на регулирование внутренних вопросов обеспечения деятельности ЦИК РФ. Так, статья 20 Регламента определяет порядок распределения обязанностей членов ЦИК РФ с правом решающего голоса по направлениям деятельности. Такое распределение оформляется постановлением.
В-пятых, есть важное дополнение, согласно которому члены ЦИК РФ с правом решающего голоса, организующие работу по соответствующим направлениям деятельности Комиссии, осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, учреждениями и организациями, избирательными комиссиями субъектов РФ и другими участниками избирательного и референдумного процесса, подписывают по поручению Председателя Комиссии соответствующие письма, телеграммы и иные исходящие из Комиссии документы. Устанавливается персональная ответственность за результаты выполняемой работы.
В-шестых, Регламент ЦИК РФ предусматривает перечень обязанностей членов данного органа с правом решающего голоса (вне зависимости от особенностей статуса).
В-седьмых, предусматривается возможность привлечения члена ЦИК РФ с правом совещательного голоса к подготовке вопросов, входящих в компетенцию Комиссии. Для этого необходимо его согласие и решение ЦИК РФ или ее Председателя.
На основе вышеизложенного сформулируем общие выводы:
1. ЦИК РФ включает в себя три категории членов: работающие на постоянной (штатной) основе с правом решающего голоса; работающие на непостоянной основе с правом решающего голоса; выдвиженцы субъектов избирательного процесса с правом совещательного голоса.
2. Особенностями правового статуса членов ЦИК РФ является:
- наличие перечня граждан, которые не могут обладать указанным статусом;
- исключительность статуса члена ЦИК РФ с правом решающего голоса;
- срочность полномочий;
- закрытый перечень оснований утраты статуса члена ЦИК России;
- возмездный характер исполнения профессиональных обязанностей;
- наличие запретов;
- закрепление правовых и социальных гарантий, направленных на обеспечение независимости членов центрального избирательного органа.
3. Следует поддержать инициативы о внесении этических элементов в профессиональную деятельность центрального избирательного органа. Достигаться это может либо путем принесения присяги при вступлении в должность, либо путем принятия этического кодекса поведения члена ЦИК РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин Д.В. Особенности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу по уголовным делам коррупционной направленности в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом / Д.В. Алехин, С.Р. Алехина // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям: сборник материалов Всероссийской научн.-практ. конф. (19 апреля 2013 г., г. Хабаровск), под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова /
B.А. Авдеев, О.А. Авдеева, В.В. Агильдин и др. — Хабаровск: Юрист, 2013. — 200 с.
2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный). — М. : Юстицинформ, 2007. — 800 с.
3. Государственная власть в субъектах Российской Федерации: понятие, организация, принципы / под ред. Г.Б. Романовского. — М. : Юрлитинформ, 2016. — 288 с.
4. Колюшин Е.И. О квазиосуществлении решений Конституционного Суда Российской Федерации / Е.И. Колюшин // Конституционное и муниципальное право. — 2011. — № 3. — С. 55-60.
5. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) (2-е издание) (Игнатов С.Л.)(Подготовлен для системы Консуль-тантПлюс, 2014) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.11.2016).
6. Красинский В.В. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам ограничения прав российских граждан на участие в выборах в связи с наличием иностранного гражданства либо вида на жительство на территории иностранного государства / В.В. Красинский // Современное право. — 2011. — № 6. — С. 46-51.
7. Макарцев А.А. Неопределенность норм избирательного права /А.А. Макарцев // Конституционное и муниципальное право. — 2012. — № 4. — С. 43-46.
8. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). 2-е изд., изм. и доп. / Н.А. Михалева. — М. : ЮРКОМПАНИ, 2012. — 344 с.
9. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. — 1995. — № 11-12.
10. Павлушкин А.В. Судебная практика в механизме правового мониторинга / А.В. Павлушкин, М.Е. Глазкова, Е.В. Черепанова // Журнал российского права. — 2014. — № 8. — С. 57-67.
11. По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 № 14-П // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 27. — Ст. 3552.
12. Постановление ЦИК России от 28 июня 1995 г. № 7/46-II / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 28.11.2016).
13. Романовская О.В. К вопросу о делегировании государственно-властных полномочий /О.В. Романовская // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2011. — № 5. — С. 154-171.
14. Чуров В.Е. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель / В.Е. Чуров, Б.С. Эбзеев // Журнал российского права. — 2011. — № 11. —
C. 5-20.
REFERENSES
1. Avdeev V.A., Avdeeva O.A., Agil'din V.V and others. Osobennosti izbraniia mery presecheniia v vide zakliucheniia pod stra-zhu po ugolovnym delam korruptsionnoi napravlen-nosti v otnoshenii lits, obladaiushchikh oso-bym pravovym statusom [Features of election of a measure of restraint in the form of detention on criminal cases of a corruption orientation concerning the persons having special legal]. Aktual'nye problemy protivodeistviia korruptsionnym prestup-leniiam: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchn.-prakt. kortf- = Urgent problems of counteraction to corruption crimes: the collection of materials All-Russian it is scientific - a practical conference. Khabarovsk, Iurist, 2013, 200 p.
2. Borisov A.N. Kommentarii k Federal'nomu zakonu «Ob osnovnykh garantiiakh izbi-ratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Federatsii» (postateinyi) [The comment to the Federal law «About the Main Guarantees of Electoral Rights and Rights for Participation in a Referendum of Citizens of the Russian Federation» (itemized)] Moscow, Iustitsinform Publ., 2007, 800 p.
3. Romanovsky G.B. Gosudarstvennaia vlast' v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii: pon-iatie, organizatsiia, printsip [The government in subjects of the Russian Federation: concept, organization, principles]. Moscow, Iurlitinform Publ., 2016, 288 p.
4. Koliushin E.I. About quasiimplementation of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe parvo = Constitutional and municipal law, 2011, no. 3, pp. 55-60 (in Russian).
5. Ignatov S.L. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 12 iiunia 2002 g. № 67-FZ «Ob osnovnykh garantiiakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Federatsii» postateinyi) (2-e izdanie) [The comment to the Federal law of June 12, 2002 no. 67-FZ «About the main guarantees of electoral rights and the rights for participation in a referendum of citizens of the Russian Federation» (itemized) (the 2nd edition)]. Available at: www.consultant.ru/ (accessed 20.11.2016).
6. Krasinskii V.V. Legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation on restriction of the rights of the Russian citizens for participation in elections in connection with existence of foreign nationality or the residence permit in the territory of the foreign state. Sovremennoe parvo = Modern law, 2011, no. 6, pp. 46-51 (in Russian).
7. Makartsev A.A. Uncertainty of standards of the suffrage. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe parvo = Constitutional and municipal law, 2012, no. 4, pp. 43-46 (in Russian).
8. Mikhaleva N.A. Parlamentskie i prezidentskie vybory v Rossii (v voprosakh i ot-vetakh). 2-e izd, izm. i dop. [Parliamentary and presidential elections in Russia (in questions and answers). 2nd edition]. Moscow, IuRKOMPANI Publ., 2012, 344 p.
9. On the state positions of the Russian Federation: The decree of the Russian President of January 11, 1995 N 32 (with changes and additions). Rossiiskaia gazeta = The Russian newspaper, 1995, no. 11-12.
10. Pavlushkin A.V., Glazkova M.E., Cherepanova E.V. Jurisprudence in the mechanism of legal monitoring. Zhurnal rossiiskogo prava = The Journal of Russian Law, 2014, no. 8, pp. 57-67 (in Russian).
11. On the case of check of constitutionality of the subparagraph «and» point 1 and subparagraph «and» paragraph 8 of article 29 of the Federal law «About the Main Guarantees of Electoral Rights and Rights for Participation in a Referendum of Citizens of the Russian Federation» in connection with the complaint of the citizen A. M. Malitsky: The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation from 6.22.2010 No. 14-P. Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2010, no. 27, art. 3552.
12. Postanovlenie TsIK Rossii ot 28 iiunia 1995 g. № 7/46-II (Resolution of Central Election Commission Russia of June 28, 1995 no. 7/46-II). Available at: www.consultant.ru (accessed 28.11.2016).
13. Romanovskaya G.B. To a question of delegation of state powers of authority. Izvesti-ia vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedenie = Pravovedenie, 2011, no. 5, pp. 154-171 (in Russian).
14. Churov V.E., Ebzeev B.S. Democracy and management of electoral process: domestic model. Zhurnal rossiiskogo prava = The Journal of Russian Law, 2011, no. 11, pp. 5-20 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Артемова Оксана Евгеньевна — соискатель, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: oksana_art 2009@mail.ru.
AUTHOR
Artemova Oksana Evgen'evna — Applicant, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: oksana_art2009@mail.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Артемова О.Е. Особенности правового статуса члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации / О.Е. Артемова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2016. — Т. 4, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Artemova O. E. Features the legal status of the Central Election Commission of Russian Federation member. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).