Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые активы / цифровые права / цифровая валюта / объекты гражданских прав / режим цифровых активов / digital assets / digital rights / digital currency / civil rights objects / digital asset regime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Масалимова

В статье автором рассмотрены особенности регулирования цифровых активов. Установлено, что Россия пошла по пути специального урегулирования цифровых активов. Выявлены проблемы с доказательствами принадлежности цифровых активов к субъектам гражданско-правовых отношений. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития данных отношений с учетом полноценного правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF LEGAL REGULATION OF DIGITAL ASSETS

In the article, the author considers the peculiarities of regulating digital assets. It was established that Russia followed the path of a special settlement of digital assets. Problems have been identified with evidence of the ownership of digital assets by subjects of civil law relations. It was concluded that it is necessary to further develop these relations, taking into account full-fledged legal regulation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ

А.А. Масалимова, канд. юрид. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-3-205-207

Аннотация. В статье автором рассмотрены особенности регулирования цифровых активов. Установлено, что Россия пошла по пути специального урегулирования цифровых активов. Выявлены проблемы с доказательствами принадлежности цифровых активов к субъектам гражданско-правовых отношений. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития данных отношений с учетом полноценного правового регулирования.

Ключевые слова: цифровые активы, цифровые права, цифровая валюта, объекты гражданских прав, режим цифровых активов.

С вступлением в силу статьи 141.1 Гражданского кодекса РФ, и с внедрением понятия «цифровых прав, как обязательственных и иных прав, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам» положено начало гражданско-правового регулирования цифровых активов [1]. Можно говорить о синонимическом подходе к понятиям «цифровые права» и «цифровые активы», в разрезе их нематериальности и опосредующего характера. Что, соответствует, и нашему подходу к ЦА, которые представляют собой способ фиксации имущественных (цифровых) прав и средством объективации [4, с. 54].

Законодатель пошел по пути принятия отдельных федеральных законов по регулированию ЦА, например, примерами такого специального регулирования будут, Федеральный закон «О привлечении инвестиции с использованием инвестиционных платформ...» [2] и Федеральный закон «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте.» [3]. Согласно понятию цифрового финансового актива следует, что данные активы являются цифровыми правами (денежными требованиями, правами по эмиссионным ценным бумагам и другими указанными в законе). Также с их принятием появилась возможность создания 1СО-проектов с выпуском токенов, не обладающих отличительными признаками ценных бумаг. И можно сделать вывод о

том, что данные отношения входят в объект гражданского права или являются способом фиксации имущественных прав в цифровом виде.

Особенностями функционирования цифровых финансовых активов является их оборот и выпуск в рамках определенной цифровой системы («блокчейн»), а за основу правового регулирования взят принцип правового режима бездокументарных ценных бумаг.

Еще один вид цифрового актива как цифровая валюта - частное средство платежа, представляющее собой базу данных, которое находится и выпускается в рамках цифровой системы (технологии) и не является официальными денежными единицами государств [5, с. 106].

Правоприменительная практика относительно ЦА только начинает формироваться в отечественной действительности. Существуют проблемы с доказательствами принадлежности цифровых активов к тем или иным субъектам гражданско-правовых отношений [6, с. 70]. Примером будет служить судебная практика, по которой физическому лицу при подаче заявления на наследования криптовалюты отказал в принятии нотариус, суд также встал на сторону нотариуса, ссылаясь в своих доводах на отсутствие доказательств права собственности на криптовалюту у истца [4].

Подводя итог и учитывая тот факт, что РФ пошла по пути специального урегулирования цифровых активов, важно, вести

постоянно разработку нового специального законодательства и переосмысление (дополнение) старого с учетом всех видов ЦА, а не только цифровых финансовых активов (инвестиционных токенов-активов и платежных токенов) и централизованной цифровой валюты, подотчетной Центральному Банку России. Считаем, должным относить к цифровым правам и другие, собственно никак не поименованные цифровые активы (виртуальное имущество, например). В целом отечественный подход гражданско-правового регулирования ЦА: заключается в специальном регулировании отдельных видов ЦА.

Правовое регулирование ЦА в других юрисдикциях, позволяет сделать определенный вывод. Стоит отметить страны, в которых отсутствует правовое регулирование ЦА из-за неимения гражданско-правовых отношений в этой сфере или недоступности цифровых технологий, например, КНДР и Зимбабве.

Отличительными являются также страны, где оборот ЦА находится полностью в публичной сфере правового регулирования, например, Китай и Исландия.

Точкой начала правовой регламентации и осмысления в различных правопорядках ЦА началось примерно в одно и тоже время. Так, правовое регулирование ЦА из публичной сферы (финансово-валютных, административных, уголовных и других отношений), со всеми характерными особенностями данных отношений, постепенно заменялось на более гуманный отвечающий интересам свободного рынка -частноправовой режим регулирования ЦА. Происходило это развитие норм права из-за противоправного поведения некоторых эмитентов на ICO рынке и слабой защитой информационных платформ по обороту ЦА. В первую очередь решались вопросы противодействия коррупции и защиты прав инвестора, затем вопросы граждан-

территориальным характер гражданско-правовое регулирование приобретает в странах с надежной и крепкой валютой с возможностью легкой конвертации ее в любой другой актив без нанесения вреда публичному (валютному) регулированию.

Не уделено должное внимание законодателем к нефинансовым цифровым активам и цифровым интеллектуальным активам как результатам интеллектуальной деятельности, в том числе, такие практические вопросы как удостоверение права собственности над таким активами, порядок передачи и перехода прав и другое.

Также остаются не до конца изучены вопросы частно-правового осмысления понятий ЦА, их видов, классификаций, их гражданского оборота с учетом их экстерриториальности в условиях отсутствия границ их распространения и разнообразия информационных технологий.

Для решения этих вопросов нами выдвигаются следующие предложения:

Рассматривать императивной нормой п. 5 ст. 14 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, запрещающей юридическим лицам принятия цифровой валюты как встречного предоставления. Определять вид ЦА и порядок его передачи по законодательству страны, его выпустившей на первичный рынок (также в случаях невозможности определения эмитента).

Подход к определенному ЦА стоит формировать исходя из его сущности, в целом, можно выделить по экономическому критерию токены доступа (не средство платежа, ключ доступа к объекту или услуге, исключение прибыли в будущем), токены активы (роль акций, облигаций и других финансовых инструментов), токе-ны оплаты (средство платежа) и активы неопределенного характера (аккаунты в соц. сетях, базы данных, виртуальное имущество).

ско-правового характера [8, с. 179]. Экс-

Библиографический список

1. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 60. 2019 г.

2. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законода-

тельные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I), ст. 5018.

3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2020. - № 173.

4. Акинфеева В.В. Цифровые финансовые активы как новый вид цифровых прав // Ex jure. - 2021. - № 1. - С. 46-55.

5. Ситник А.А. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15. - № 11. - С. 103-113.

6. Лузан С.Н. Сопоставление правового регулирования обращения криптовалюты в гражданском праве России и Японии // Юридическая наука. - 2022. - № 2. - С. 69-72.

7. Определение Мосгорсуда по делу № 33-14798/2022 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos gor-sud.ru/mgs/services/c ases/appeal-civil/details/26076b90-bcd1-11ec-9f98-55db7c691995?caseNumber=33-14798/2022 (дата обращения: 20.12.2023).

8. Кузменьков М.Ю. Правовое регулирование трансграничного оборота цифровых активов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва. 2023. - 179 с.

SPECIFICS OF LEGAL REGULATION OF DIGITAL ASSETS

A.A. Masalimova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ufa University Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. In the article, the author considers the peculiarities of regulating digital assets. It was established that Russia followed the path of a special settlement of digital assets. Problems have been identified with evidence of the ownership of digital assets by subjects of civil law relations. It was concluded that it is necessary to further develop these relations, taking into account full-fledged legal regulation.

Keywords: digital assets, digital rights, digital currency, civil rights objects, digital asset regime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.