6. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)
6.1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ1
Безбах В.В., д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного частного права. E-mail: [email protected]
Кончева В.А., канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного частного права. E-mail: [email protected] Мендоса-Молина С.В., канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного частного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Право заключать электронный трудовой договор сегодня представляет собой один из достаточно интересных вопросов, волнующих специалистов в сфере заключения трудовых договоров. Пока что электронный вариант трудового договора предусмотрен только для категории дистанционных работников, особенности регулирования труда которых были закреплены в Трудовом кодексе РФ только в 2013 году. Это было только детализирующая проработка трудового законодательства в целях лучшего отображения состава категорий работников в России или закрепление правового инструмента, способного к применению уже в ближайшем будущем? Сегодня заключение трудового договора предполагается в письменной форме, что само по себе не отрицает применение электронных документов.
Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-0300093 «а»
Ключевые слова: Трудовое право, электронный документ, электронная подпись, дистанционные работники, трудовой договор
Annotation: Today's right to enter into an electronic employment contract is one of quite interesting questions, that makes all the labor-law-experts to feel interes about this topic. For now, the electronic version of the employment contract is contained in Labor Code of the Russian Federation and this type of contract is disturbed only for the category of remote workers (so called "teleworkers"). These features were included into the legal act only in 2013. Was it just a detaling process for the better displaying of the categorioes of workers in russian law, or was it an attempt to secure this legal instrument that could be ready for use in short terms? Today the entering into an employment contract is used to be in writing and it does not deny the use of electronic documents. Keywords: Labor law, electronic document, electronic signature, remote workers, labor contract
1 Подготовлено с использованием СПС КонсультантПлюс
Особенности труда этой категории работников появилась в трудовом законодательстве только с внесением дополнений в Трудовой кодекс РФ [1] в 2013 году [2]. Таким образом, была создана основа для защиты прав работников, место труда которых предполагалось вне места нахождения работодателей. Правовой институт регулирования труда дистанционных работников не только обеспечил основу для правовой защиты уже существовавших правовых конструкций отношений, но и включил ряд интересных способов решения для особенностей их труда, необходимо связанных с удаленным трудом.
В главе 49.1 Трудового кодекса РФ, посвященной закреплению особенностей взаимоотношений с работниками, трудящимися вне места нахождения работодателя, включено всего пять статей, в которых разрешаются вопросы, связанные с невозможностью или неудобством общего подхода, принятого в трудовом законодательстве в целом, к особенностям труда этой категории лиц. В главе 49.1 ТК РФ дано определение понятию дистанционной работы. Это выполнение определенной трудовой функции вне места нахождения работодателя, в том числе его филиала (представительства), иного обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, в той или иной мере находящихся под контролем работодателя, при условии взаимодействия между работодателем и работником по поводу выполнения этой трудовой функции. В этой связи нужно отметить, что одним из важнейших и определяющих элементов, квалифицирующих правоотношения работодателя с дистанционным работником, является указанное в определении установление контроля над процессом труда работника, поскольку это достаточно существенный критерий для отграничения трудовых правоотношений от смежных. Контроль может осуществляться в различной форме, в том числе и в виде переписки с использованием сети «Интернет». В целом, нужно заметить, что определение в статье 312.1 ТК РФ учитывает положения статьи 15 ТК РФ о трудовом правоотношении и опирается на его важнейшие отличительные черты.
Достаточно важно также, что речь идет только о заранее планируемой модели отношений сторон, при которой сам трудовой договор является договором о дистанционной работе. Характер этой работы по смыслу института вследствие удаленности места нахождения работника и работодателя может затруднять совершение некоторых юридически значимых действий по правовому оформлению взаимоотношений сторон трудового договора. Речь может идти также и о желании участников правоотношений не привязывать организационно работника к месту нахождения работодателя. Для этих случаев законодатель дополнил возможности сторон трудового правоотношения правом использования электронных документов. Таким образом, если имеет место быть трудовой договор о дистанционной работе, то его участники в любой момент вправе обратиться к возможностям электронного документооборота.
В электронном виде возможна передача целого комплекса документов о приеме на работу, включая сам трудовой договор, приказ о приеме на работу, личную карточку (форма № Т-2), которые в обязательном порядке оформляются на работника, другие документы, с которыми работодатель знакомит работника в процессе его трудовой деятельности. В том числе, это правила внутреннего трудового распорядка, коллективный дого-
Безбах В.В. Кончева В.А. Мендоса-Молина С.В.
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ
вор, локальные трудовые акты и все иные случаи, когда закон требует подтверждения ознакомления с документом под роспись или иным письменным способом. Также в число документов, которые могут быть представлены в электронном виде, входят документы об изменении и прекращении трудовых отношений между работником и работодателем.
С точки зрения возможностей дистанционного оформления трудовых отношений законом предусматривается право сторон использовать обмен электронными документами с обязательным использованием квалифицированной электронной подписи. Эта подпись представляет собой в соответствии с Законом РФ «Об электронной подписи» [3] разновидность усиленной электронной подписи, связанную с необходимостью применения ключа проверки, указанного в квалифицированном сертификате, выданном аккредитованным в установленном порядке удостоверяющим центром.
Сегодня, в целом, представляют большой интерес правовые инструменты, относящиеся к дистанционному оформлению трудовых правоотношений, в частности, электронный обмен документами, который фактически уже существует в том или ином виде в различных организациях. Применительно к вопросу регулирования труда дистанционных работников, в которое уже включены интересующие правовые изменения, представляет интерес сам процесс формирования комплекса документов в связи с устройством на работу, и последующие случаи, когда трудовое законодательство требует фиксации факта ознакомления работника с любого рода внутренними документами работодателя, а также оформление иных существенных изменений в трудовом правоотношении. Этот электронный обмен сегодня в случае с дистанционным работником является необходимым технико-организационным способом, обеспечивающим должное существование этим отношениям. Также и аспект работы вне места нахождения работодателя, вне зависимости от организационно-правовых форм взаимодействия с работником, вполне может потребовать использования электронных средств обмена информацией. Однако в случаях, кроме категории дистанционных работников, этот обмен пока что не имеет необходимого юридического значения.
Таким образом, на сегодняшний день относительно развития применения электронных документов в трудовом праве имеется в виду пока что, не особый правовой инструмент, способный к применению, учитывая особенности труда конкретного работника, а только регулирование труда категории работников, основная часть труда которых проходит вне места их работодателя и которые требуют особого правового режима. Это случаи, когда есть договор о дистанционной работе, когда этот характер работы превалирует и определяет особенности взаимоотношений с работодателем.
Тем не менее, по поводу этого вывода хотелось бы возразить, - по сути, в трудовом законодательстве РФ возникло регулирование не только одного аспекта работы, то есть, правоотношений с дистанционными работниками, но интересный инструмент, который может быть применимым впоследствии в различных условиях.
Это могли бы быть ситуации, когда работа предполагается быть частично выполняемой вне места нахождения работодателя. В Пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная
работа) [4] много внимания было уделено вопросам будущего развития электронного документооборота, распределения кадров и перспективам увеличения доли работающих удаленно, в том числе и на дому. В связи с этим в Пояснительной записке был предложен вариант развития электронного документооборота в пределах института в трудовом праве.
В действительности, на сегодняшний день существует достаточно обширный опыт в различных отраслях права по использованию электронных систем для оповещения участников правоотношений, для обмена документами, для совершения иных юридически значимых действий. В том числе, используются и рассылки через электронную почту, и предоставление сканированных копий документов (образов), создание электронных документов с цифровой подписью. Считается достаточно хорошо отработанной с точки зрения права, к примеру, система взаимодействия через информационную сеть «Мой арбитр». Рост применения современных информационных технология ожидается и планируется, что можно видеть, к примеру, в содержании Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» [5].
В Федеральном законе об электронной подписи предусматривается право заменять любой бумажный документ электронным при условии использования квалифицированной электронной подписи и отсутствии прямого запрета на такую замену (ст. 6). В трудовом же законодательстве пока обмен электронными документами предусмотрен практически только как особенность правовых отношений с дистанционными работниками и в некотором объеме - для случаев регулирования коллективных трудовых споров (ст.ст. 399, 401 Трудового кодекса РФ). Таким образом, учитывая неизбежный рост электронного документооборота, можно ли констатировать запаздывание правового регулирования по отношению к запросам практики?
Определяющими особенностями для некоторых вопросов и для выбора метода регулирования в трудовых правоотношениях признана необходимость создания условий, доступных для соблюдения участниками правоотношений, легко выполнимых и учитывающих массовое применение правил. С учетом превалирующего значения социальной функции трудового права вполне оправдан осторожный подход к введению электронного документооборота в практику. В статьях главы 49.1 ТК РФ можно видеть указания на случаи высылки копий документов через почтовые отправления. Эта особенность напрямую предусмотрена для высылки некоторых важнейших видов документов, оформляющих трудовые отношения, в том числе, трудового договора, трудовой книжки, приказа о прекращении трудового договора. Причем для высылки экземпляра трудового договора на бумаге предусмотрена обязанность работодателя, если договор был заключен посредством обмена электронными документами (ст. 312.2 ТК РФ). Такая же обязанность предусмотрена и для высылки копи приказа о расторжении трудового договора (ст. 312.5 ТК РФ). Более того, если сведения о дистанционной работе не вносились в трудовую книжку, что не является незаконным, основным источником, подтверждающим эту трудовую деятельность, будет являться впоследствии бумажный экземпляр трудового договора, а не электронный (абз. 6 ст. 312.2 ТК РФ).
Необходимость электронного подтверждения для дистанционных работников предписывается нормативно в отношении всех видов документов, которые по общим правилам трудового законодательства требуют фикси-
рования факта ознакомления. Как правило, вне регулирования труда дистанционных работников, это подтверждение производится подписью работника на документе об ознакомлении. По сути, в данном случае возможно обращение также и к другим способам. Однако подпись на документе с бумажным носителем сегодня считается одним из наиболее успешных и удобных способов. Также на практике обращается внимание на значительные последствия утраты электронного документа и целесообразности хранения его бумажной версии [6].
С учетом сделанных выводов можно бы утверждать постепенное развитие современны цифровых технологий в оформлении юридических отношений в пределах только одного института в трудовом праве.
Однако за прошедшие четыре года существования этого в целом нового и прогрессивного регулирования нужно отметить не слишком большую законотворческую активность в отношении вопросов использования в практике трудовых отношений электронных документов. Это само по себе свидетельствует о сдержанности законодателя при решении задачи, уже сегодня очень актуальной и отражающей возможности для будущего развития существенного аспекта в законодательстве о труде. Интересно также отсутствие по этим вопросам развернутой и богатой судебной практики, которая должна была бы способствовать накоплению и распространению теоретико-практических позиций относительно применения правовых положений в пределах этого института. Как совершенно справедливо отметил профессор А.М.Куренной, право действует там, где появляется конфликт, пока его нет, трудовое право может быть и не нужно [7 с. 19]. С этой позицией можно спорить, но в данном случае это так, поскольку законодательные шаги должны предварять выявление и анализ практических проблем и изучения тенденции складывания фактических отношений работника и работодателя. Иначе правовой институт не может адекватно отражать потребности практики.
Таким образом, в этом вопросе сегодня можно обозначить безусловный интерес к правовому регулированию, даже больший, нежели может предложить законодатель, и фактическое отсутствие сформированной судебной позиции для правового анализа потребностей регулирования. Важно также, что эти правовые инструменты на сегодняшний день предложены законодателем только для случаев оформления трудовых правоотношений с дистанционными работниками.
Возможности для расширительного истолкования правовых норм в пользу распространения этого инструментария на случаи заключения трудовых договоров с другими категориями работников пока неясны. На сегодняшний день действует статья 67 ТК РФ, предписывающая обязательную письменную форму трудового договора. При этом объяснения, что является надлежащим соблюдением письменной формой трудового договора, в ТК РФ не содержится. Терминология, используемая в главе 49.1 ТК РФ, явно разнородна по отношению к терминологии всего кодекса в целом. В главе проводится разграничение понятий документов электронных и на бумажном носителе, тогда как в ТК РФ этого нет. Для сравнения, в ГК РФ [8] в 434 статью о форме договора сегодня внесены корректировки, признающие электронный документ разновидностью письменного.
С другой стороны, прямого запрета для использования электронных документов при заключении трудовых договоров все-таки нет. Одновременно с введением в действие института, регулирующего особенности труда дистанционных работников, соответствующих коррек-
тировок в текст ТК РФ сделано не было. Это позволяет считать вариант применения электронных документов в принципе позволительным. Вместе с тем нужно учитывать и готовность практики для восприятия конкретного правового инструмента, - она пока неоднозначна. Имеет большое значение также возможность законодательства поддерживать электронный документооборот. В этом вопросе, считаем, пока таких развернутых возможностей нет.
Соответственно, для трудового права этот подход сегодня не вполне допустим. В развитие этого вывода, можно видеть, в частности, что в главе об особенностях регулирования труда дистанционных работников указываются электронные документы с усиленным вариантом электронной подписи, тогда как для гражданско-правовых договоров, которые ориентированы на массовое применение, речь идет даже о простой электронной переписке. Однако уже в этом году состоялась сессия "Трудовые отношения в цифровой экономике", в которой задача развития электронного документооборота была поставлена как одна из ключевых [9].
Список литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3;
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 08.04.2013. N 14. Ст. 1668;
3. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036;
4. Законопроект № 88331-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (об особенностях правового регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя)» от 06.06.2012: - [Электронный ресурс]: URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/
%28Spravka%29?OpenAgent&RN=88331-6 (дата обращения: 15.10.2017);
5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 10.04.2017) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 -2020 годы" // СПС КонсультантПлюс;
6. Русин А. Новый Закон о дистанционном труде: что нас может ожидать на практике? // Трудовое право. 2013. N 7. СПС КонсультантПлюс;
7. Трудовое право России: учебник / под ред. А.М.Куренного. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект 2017;
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32, Ст. 3301;
9. Криницын А. Электронный расчетный листок: блажь или необходимость // Трудовое право. 2017. N 5. СПС КонсультантПлюс
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 94,38%