Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования рекультивации земель нарушенных отходами'

Особенности правового регулирования рекультивации земель нарушенных отходами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законодательство / отходы / рекультивация / нарушенные земли / окружающая среда. / legislation / waste / reclamation / disturbed lands / environment.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р Ш. Ахмадуллин, И А. Владимиров

В статье анализируется особенности правового регулирования проблемы нарушенных земель в результате размещения отходов производства и потребления. Требования, предъявляемые законодательством в способах рекультивации земель нарушенных отходами производства и потребления. Необходимость усовершенствования законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF RECLAMATION OF LAND DISTURBED WASTE

The article analyzes the peculiarities of legal regulation of the problem of disturbed lands as a result of disposal of production and consumption wastes. The requirements of legislation in the methods of land reclamation disturbed by production and consumption waste. The need to improve legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования рекультивации земель нарушенных отходами»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

НАРУШЕННЫХ ОТХОДАМИ

Р.Ш. Ахмадуллин, магистрант

И.А. Владимиров, канд. юр. наук, доцент

Институт права Башкирского государственного университета (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10999

Аннотация. В статье анализируется особенности правового регулирования проблемы нарушенных земель в результате размещения отходов производства и потребления. Требования, предъявляемые законодательством в способах рекультивации земель нарушенных отходами производства и потребления. Необходимость усовершенствования законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: законодательство, отходы, рекультивация, нарушенные земли, окружающая среда.

В последнее время большое внимание уделяется вопросам, связанных с устранением негативных последствий вызванных влиянием свалок промышленных и бытовых отходов, некачественных полигонов отходов, от их неправильной эксплуатации и последствий неправильного проектирования и строительства данных объектов, от заброшенных и бесхозных свалок, в том числе стихийных свалок.

Данные правонарушения приводят в первую очередь к серьезному загрязнению подземных вод, водных объектов, к деградации почв, захламлению земель, загрязнению атмосферного воздуха и как следствие к высокому уровню заболеваемости населения, а также огромный урон наносимый землям.

Земли являются ценным ресурсом, требующие охраны, с точки зрения правового регулирования и усовершенствования правовых актов. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель или восстановлению их плодородия, посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования, в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем устранения последствий загрязнения почв, восста-

новления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений, согласно [п. 5 статьи 13 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-Ф3]. Перед проведением рекультивации земель нарушенными отходами необходимо разработать проектную документацию.

Проекты рекультивации земель, нарушенные при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I—V классов опасности должны проходить государственную экологическую экспертизу.

Проекты по рекультивации земель разрабатываются лицами в результате деятельности, которых привела к загрязнению, деградации и порче земельного участка, которая в дальнейшем привела к невозможности использования земельного участка по его целевому назначению. При отсутствии возможности выявить лицо, деятельность которого привела к порче земель, решением данного вопроса занимается правообладатель земельного участка.

Основную цель которую преследует рекультивация земель - это приведение данных земельных участков к состоянию, которое позволяет использовать земли по их прямому назначению.

Проекты рекультивации делятся на два этапа: технический, целью которого явля-

ется непосредственное устранение загрязнения, или применение определенных технологических схем приводящие к устранению загрязнения, это например удаление отходов, снятие почвы и грунтов которые в процессе размещения отходов потеряли свои свойства и качество, внесение плодородной почвы. Технический этап рекультивации является наиболее затратным этапом требующий серьезных вложений. Следующий этап рекультивации биологический этап, который подразумевает восстановления земель в том числе восстановление их плодородия и качества, а так же засевание многолетними травами либо залесение рекультивируемого земельного участка.

Работы по рекультивации могут делится на определенные этапы, части, которые должны получать четкое отражение в проектной документации, так же могут разрабатываться графики работ. Проекты рекультивации могут разрабатываться в составе проектной документации на капитальное строение, которое может привести или приведет к нарушению земельных участков.

При разработке проекта рекультивации земель должны учитываться площади нарушенных земель, их специфика и требования природоохранного законодательства. Так же должна учитываться категория земель и разрешенный вид пользования земельных участков.

Состав документации рекультивации земель определяется [постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель"] и другими законодательными актами.

До утверждения проектной документации она подлежит согласованию с собственником земельного участка, арендатором, местным самоуправлением, исполнительным органом государственной власти.

Выполнение работ связанных с рекультивацией нарушенных земельных участков должны вестись четко по проектной документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В случае изменения проектной документации либо отступления от нее, возни-

кает необходимость прохождения новой государственной экологической экспертизы. В противном случае реализация по проектной документации не прошедшая государственную экологическую экспертизу и не получила положительного заключения является нарушением федерального закона об экологической экспертизе и влечет за собой привлечения к ответственности в соответствии со статьей 8.4. ["Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ].

Актуальными вопросами при рекультивации земель нарушенных при размещении отходами производства и потребления является большой объем отходов, так же зачастую категория земель и целевое использование которых не предназначена для размещения отходов, и тот факт, что многие земли нарушенные отходами производства и потребления расположены в границах населенных пунктов. Федерал ь-ный закон об отходах производства и потребления запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, что в свою очередь создает серьезные трудности при рекультивации данных земель.

В соответствии с законодательством возможны два пути рекультивации земель нарушенных размещением отходами производства и потребления:

1) рекультивация земельных участков без перевода земель при условии очистки данных участков от отходов и восстановлении их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

2) рекультивация земель нарушенных при размещении отходов производства и потребления допускается путем консервации без вывоза содержимого, с применением верхнего защитного экрана и восстановлением плодородия земель посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в результате вывода данных земельных участка за границы населенного пункта и изменения категории земель в земли промышленности, а так же

при условии отсутствия негативного воз- мель в результате размещения отходов действия на подземные воды и соблюде- производства и потребления просто не за-нии иных требований природоохранного мечают данную проблему и всесторонне законодательства. отходят от ее решения.

Необходимо отметить, что рекультива- В этой связи необходимо усилить кон-

ция является очень нужным и эффектив- троль и надзор за нарушенными землями ным мероприятием по сохранению земель, при размещении отходов производства и однако очень затратным. Лишь малая доля потребления, а так же необходимо усилить земель нарушенных при размещении от- работу законодательных органов, которая ходов производства и потребления рекуль- должна быть направлена на решение од-тивированны и находятся на стадии ре- ной из серьезнейших экологических про-культивации и разработки проектной до- блем загрязнения земель, а так же всей ок-кументации. Лица в результате деятельно- ружающей среды при размещении отходов сти, которых произошло нарушение зе- производства и потребления.

Библиографический список

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25 декабря 2018 г. № 485-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2019).

2. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2018 г. N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 244) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2019).

3. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25 декабря 2018 г. № 496-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2019).

4. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. N 195-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 01 мая 2019 г. № 96-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2019).

5. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89 - ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2019).

6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2018 г. № 252-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2019).

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF RECLAMATION OF LAND DISTURBED

WASTE

R.S. Akhmadullin, graduate student

I.A. Vladimirov, candidate of legal sciences, associate professor Institute of Law of Bashkir state university (Russia, Ufa)

Abstract. The article analyzes the peculiarities of legal regulation of the problem of disturbed lands as a result of disposal of production and consumption wastes. The requirements of legislation in the methods of land reclamation disturbed by production and consumption waste. The need to improve legislation in this area.

Keywords: legislation, waste, reclamation, disturbed lands, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.