Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования оптового рынка электроэнергии
'

Особенности правового регулирования оптового рынка электроэнергии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
оптовый рынок электроэнергии / электроэнергетический оптово-рыночный сегмент / услуги по передаче электроэнергии / wholesale electricity market / electricity wholesale market segment / electricity transmission services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобьякова Полина Викторовна

В статье рассматривается оптовый рынок как базовый субъект в сфере энергоснабжения. В состав субъектов оптового рынка электроэнергии входят поставщики – генерирующие компании, и покупатели – энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, а также в отдельных случаях крупные покупатели электроэнергии. Особыми субъектами оптового рынка являются совет рынка, коммерческий оператор и центр финансовых расчетов. Сложившиеся правоотношения на оптовом рынке электроэнергии достаточно разнообразные и имеют свою специфику. Администратор торговой сети оптового рынка электроэнергии (субъект-администратор электроэнергетической оптово-рыночной системы торгового типа) является наиболее значимым субъектом электроэнергетического оптово-рыночного сегмента. Действующие на российской территории законодательные предписания регламентируют конкретизированные специфические черты, присущие имеющемуся у Администратор торговой сети оптового рынка электроэнергии статуса с точки зрения права. В законодательстве соответствующие положения закреплены с определенной целью, которая состоит, в том числе, в поддержание равновесия между интересами субъектов-приобретателей и субъектов-продавцов (субъектов-поставщиков) электроэнергии, равнозначной среды для каждого рыночного субъекта, предупреждении злоупотреблений статусом «монополист» Администратор торговой сети оптового рынка электроэнергии, а также для обеспечения контроля/ надзора за действиями и функционированием данного субъекта. Основная форма Администратор торговой сети оптового рынка электроэнергии – НКО (организация некоммерческого типа) в виде некоммерческого партнерского образования. Данный оптово-рыночный субъект создается на базе членства других оптово-рыночных субъектов в рамках соответствующего сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE WHOLESALE ELECTRICITY MARKET

The article considers the wholesale market as a basic entity in the field of energy supply. The subjects of the wholesale electricity market include suppliers – generating companies, and buyers – energy sales organizations, guaranteeing suppliers, as well as in some cases large buyers of electricity. Special subjects of the wholesale market are the market council, the commercial operator and the financial settlement center. The existing legal relations in the wholesale electricity market are quite diverse and have their own specifics. The administrator of the wholesale electricity market trading network (the subject is the administrator of an electric power wholesale market system of a trading type) is the most significant subject of the electric power wholesale market segment. The legislative regulations in force on the Russian territory regulate the concretized specific features inherent in the status of the Administrator of the wholesale electricity market trading network from the point of view of law. In the legislation, the relevant provisions are fixed for a specific purpose, which consists, among other things, in maintaining a balance between the interests of the subjects-purchasers and subjects-sellers (subjects-suppliers) of electricity, an equivalent environment for each market entity, preventing abuse of the status of “monopolist” Administrator of the wholesale electricity market trading network, as well as to ensure control/supervision of the actions and functioning of this entity. The main form of the Administrator of the wholesale electricity market trading network is an NGO (non–profit type organization) in the form of a non-profit partner education. This wholesale market entity is created on the basis of membership of other wholesale market entities within the relevant sector.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования оптового рынка электроэнергии »

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Особенности правового регулирования оптового рынка электроэнергии

Бобьякова Полина Викторовна,

студент, направление подготовки магистров, Тамбовский государственный технический университет E-mail: p.bobyakova@mail.ru

В статье рассматривается оптовый рынок как базовый субъект в сфере энергоснабжения. В состав субъектов оптового рынка электроэнергии входят поставщики - генерирующие компании, и покупатели - энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, а также в отдельных случаях крупные покупатели электроэнергии. Особыми субъектами оптового рынка являются совет рынка, коммерческий оператор и центр финансовых расчетов. Сложившиеся правоотношения на оптовом рынке электроэнергии достаточно разнообразные и имеют свою специфику. Администратор торговой сети оптового рынка электроэнергии (субъект-администратор электроэнергетической оптово-рыночной системы торгового типа) является наиболее значимым субъектом электроэнергетического оптово-рыночного сегмента. Действующие на российской территории законодательные предписания регламентируют конкретизированные специфические черты, присущие имеющемуся у Администратор торговой сети оптового рынка электроэнергии статуса с точки зрения права. В законодательстве соответствующие положения закреплены с определенной целью, которая состоит, в том числе, в поддержание равновесия между интересами субъектов-приобретателей и субъектов-продавцов (субъектов-поставщиков) электроэнергии, равнозначной среды для каждого рыночного субъекта, предупреждении злоупотреблений статусом «монополист» Администратор торговой сети оптового рынка электроэнергии, а также для обеспечения контроля/ надзора за действиями и функционированием данного субъекта. Основная форма Администратор торговой сети оптового рынка электроэнергии - НКО (организация некоммерческого типа) в виде некоммерческого партнерского образования. Данный оптово-рыночный субъект создается на базе членства других оптово-рыночных субъектов в рамках соответствующего сектора.

Ключевые слова: оптовый рынок электроэнергии, электроэнергетический оптово-рыночный сегмент, услуги по передаче электроэнергии.

На сегодняшний день оптовый рынок является базовым субъектом в сфере энергоснабжения. Правовое закрепление в законодательстве основано на Правилах оптового рынка электрической энергии и мощности утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 11721 (далее - Правила оптового рынка), а также главой № 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике»2 (далее -Федеральный закон № 35-Ф3 «Об электроэнергетике»).

В состав субъектов оптового рынка электроэнергии входят поставщики - генерирующие компании, и покупатели - энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, а также в отдельных случаях крупные покупатели электроэнергии. Особыми субъектами оптового рынка являются совет рынка, коммерческий оператор и центр финансовых расчетов.

У каждого из субъектов оптового рынка электроэнергии свой круг обязанностей.

1. В перечень обязательств системного субъекта-оператора входит диспетчерское (технологическое оперативное) управление централизованного типа ЕЭС РФ в режиме 24/7 (круглосуточном), в том числе: на основании предоставляемого данным субъектом указания в режиме 24/7 производится смена функционального состояния/режимов составляющих энергетической системы (деактивация/активация передающих электрическую энергию линий, запуск/приостановка функционирования имеющихся на электрических станциях агрегатов, осуществление рабочих мероприятий из категории «профилактические», покрытие нагрузок из разряда «пиковые» и пр.).

2. В сферу ответственности коммерческого субъекта-оператора и рыночного совета входят такие обязанности, как поддержание подходящих функциональных режимов оптово-рыночных субъектов в среде их одновременной рабочей деятельности путем исполнения отраженных в со-

1 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (ред. от 29.07.2023) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (ред. от 08.08.2023) // КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_112537/

2 Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 04.08.2023 № 489 - ФЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 31 марта 2003 г. № 13 ст. 1177.

5 -о

сз ж

■с

глашении обязательств. Кроме того, они производят перераспределение платежных сумм по факту и плановых, руководствуясь документами-актами передачи/приема электрической энергии, а также регламентированным порядком формирования ее стоимости, вследствие чего предоставляют субъектам-покупателям и субъектам-поставщикам информацию, полученную в ходе осуществления соответствующих расчетных операций.

3. Предприятие, занимающееся координацией всей общероссийской электросети, несет ответственность за содержание/обслуживание действующих электросетей и обеспечивает их использование и состояние, согласно действующим нормативам поддержания безопасности. С технологической позиции направляет электроэнергию агрегат-генератор. Учитывая данное обстоятельство, можно сформулировать умозаключение о том, что наименование соглашения по предоставлению услуг по передаче электроэнергии обладает достаточно условным характером, потому что данная организация, учитывая технологическое решение процесса, способна только поддерживать связанный с передачей электрической энергии процесс, благодаря сохранению работоспособного состояния электросети.

АТС ОРЭ (субъект-администратор электроэнергетической оптово-рыночной системы торгового типа) является наиболее значимым субъектом электроэнергетического оптово-рыночного сегмента.

Перед формированием данного субъекта стоит главная цель, заключающаяся в обеспечении продажи/купли в рамках рассматриваемого рыночного сегмента. Чтобы представленная выше цель была в полной мере достигнута, законодательный акт федерального значения, посвященный сфере электрической энергетики, определяет ряд функциональных задач АТС ОРЭ. При этом, диапазон данных функциональных задач обладает исчерпывающим характером.

Действующие на российской территории законодательные предписания воспрещают другим субъектами электроэнергетического оптово-рыночного сегмента реализовывать закрепленные за АТС ОРЭ функции. Другим подтверждением данного фактора можно назвать существование только у АТС ОРЭ возможности формировать свои организационно-структурные единицы зонального уровня в границах конкретных энергозон с низкой величиной индикатора пропускной способности коммуникационной линии взаимодействия с Единой общероссийской энергосистемой. Соответствующая информация приведена в содержании Основных ориентиров реформы российской сферы электрической энергетики, которые прошли одобрение на основании изданного рос-5= сийским Правительством Постановления № -526 £ от 11.07.2001 года)1.

со

ем _

о 1

еч 1 Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526

? (ред. от 20.03.2013) «О реформировании электроэнергети-

^ ки Российской Федерации» // Официальный интернет-портал

Действующие на российской территории законодательные предписания регламентируют конкретизированные специфические черты, присущие имеющемуся у АТС ОРЭ статуса с точки зрения права. В законодательстве соответствующие положения закреплены с определенной целью, которая состоит, в том числе, в поддержание равновесия между интересами субъектов-приобретателей и субъектов-продавцов (субъектов-поставщиков) электроэнергии, равнозначной среды для каждого рыночного субъекта, предупреждении злоупотреблений статусом «монополист» АТС ОРЭ, а также для обеспечения контроля/надзора за действиями и функционированием данного субъекта.

Основная форма АТС ОРЭ - НКО (организация некоммерческого типа) в виде некоммерческого партнерского образования. Данный оптово-рыночный субъект создается на базе членства других оптово-рыночных субъектов в рамках соответствующего сектора.

Физические лица (включая ИП) и предприятия, не имеющие статуса участников электроэнергетического оптово-рыночного сегмента, лишены какой-либо возможности играть роль субъектов-участников АТС ОРЭ.

В контексте настоящей исследовательской работы целесообразно привести указание на то обстоятельство, что на данный момент нет четкого варианта разрешения вопроса о том, могут ли МО (образования муниципального типа), российские субъекты и РФ участвовать в ряду членов данного партнерского образования некоммерческого типа. Вместе с тем, данное партнерство за ключевую цель собственного функционирования не должно рассматривать извлечение финансовых выгод и перераспределение извлеченной финансовой прибыли среди субъектов-участников. По этой причине организация коммерческого типа не вправе реализовывать функциональные обязанности АТС ОРЭ.

С точки зрения других субъектов-участников электроэнергетического оптово-рыночного сегмента особую заинтересованность вызывают такие реализуемые АТС ОРЭ функциональные обязанности:

- принятие непосредственного участия в выработке и согласовании проектной версии правил-норм электроэнергетического оптово-рыночного сегмента, а также предложений-рекомендаций, касающихся их дополнения и корректировки;

- организация и реализация контроля/надзора относительно исполнения правил-норм электроэнергетического оптово-рыночного сегмента. Соответствующие положения закреплены в диспозиции пункта 2 статьи 31 и пункта 3 статьи 33 законодательного акта федерального значения, посвященного электроэнергетической сфере.

правовой информации, 26.03.2013 https://zakonbase.ru/content/ base/280967/

Таким образом, субъекты-участники электроэнергетического оптово-рыночного сегмента с помощью партнерской структуры некоммерческого типа имеют возможность принимать активное и непосредственное участие в формировании и обеспечении нового электроэнергетического оптово-рыночного сегмента.

Стоит более подробно ознакомиться с практикой работы судом касаемо деятельности, осуществляемой субъектами электроэнергетического оптово-рыночного сегмента.

Так, в содержании изданного Девятым арбитражным судом апелляции Постановления № -09АП-88754/21 от 21.04.2022 года в рамках делопроизводства № -А40-208845/2021 указано, что компании АО «ЦФР» и АО «Барнаульская ТЭЦ-3» подписали друг с другом комиссионное соглашение относительно реализации электроэнергетических ресурсов на основании конечных итогов выборки конкурентного характера заявок с целью оптимизации/балансировки системного комплекса № -0414-BMA-U-KM-14 от 25 июля 2014-го года, а также комиссионное соглашение по поводу реализации электроэнергетических ресурсов на основании конечных итогов выборки конкурентного характера стоимостных заявок вперед на сутки № -0414-RSV-U-KM-14 от 25 июля 2014-го года.

Для реализации положений данных соглашений Публичное акционерное общество «Россети Северный Кавказ» и Акционерное общество «ЦФР» подписали друг с другом соглашение по реализации/приобретению электроэнергии на основании выборки конкурентного характера заявок для балансировки/оптимизации системного комплекса № -0523-BMAU-KP-15 от 26 ноября 2015-го года, а также соглашение приобретения/реализации электроэнергетических ресурсов на основании конечных итогов выборки конкурентного характера стоимостных заявок вперед на сутки № -0523-RSV-U-KP-15 от 26 ноября 2015-го года.

В содержании п. 1.1 данных документов-соглашений речь идет о том, что соглашение по приобретению/реализации электроэнергии подписано на основании соглашений о подключении и оптово-рыночных регламентов, которые выступают приложениями к связанному с присоединением соглашению. Отраженные в соглашении о присоединении положения и регламенты обладают обязательным характером для субъектов-участников в ходе реализации обязательств и прав в рамках настоящего соглашения.

Положения п. 8.1 связанного с присоединением соглашения указывают на то, что организация Акционерное общество «ЦФР» предоставляет оптово-рыночному субъекту-участнику услугу, которая касается расчета обязательств и требований оптово-рыночных субъектов-участников и ФСК, а также играет в рамках соответствующего рынка оптового типа роль унифицированной стороны в рамках заключаемых сделок, подписывает от собственного имени соглашения по оптовой реализации электроэнергии, согласно стандарти-

зированным формам и/или условиям предварительного плана, которые закреплены в содержании настоящего Соглашения. Услуга комплексного характера состоит в реализации Акционерным обществом «ЦФР» разновидности деятельности, о которой идет речь в содержании п. 8.2 настоящего Соглашения.

Положения п. 8.2 определяют, что настоящее Общество рассчитывает обязательства/требования субъекта-участника оптово-рыночного сектора в ходе реализации (приобретения) электроэнергии на основании соответствующих соглашений.

Помимо всего прочего, положения п. 8.2.7. указывают на то, что Акционерное общество «ЦФР» принимает непосредственное участие в финансово-расчетных операциях субъекта-участника электроэнергетического оптово-рыночного сектора с иными субъектами-участниками, в частности, составляет и отсылает для выполнения в организацию кредитного типа документацию с расчетами на оплату электромощности (электроэнергии) и санкции штрафного характера, а также контролирует ее выполнение.

Из приведенной выше информации следует, что произведенные настоящим Обществом расчеты в письменном виде (включая соглашения цессии) -это свидетельство существования задолженности субъекта-участника рынка электроэнергии.

Так же, интересна обратная судебная практика. Рассмотрим дело № А27-14323/2022 по исковому заявлению ПАО «ФСК - Россети» к АО «Кузбас-сэнерго» о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии и неустойки.

ПАО «ФСК - Россети» (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области (далее - Суд) с иском к АО «Кузбассэнерго» (далее - Ответчик) о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии за период с марта 2018 года по март 2021 года и неустойки.

Организации Акционерное общество «АТС», Акционерное общество «ЦФР» и российская Федеральная антимонопольная служба» были задействованы в рамках делопроизводства как 3-и лица, которые касаемо оспариваемого предмета не заявляют обособленных требований.

Имеющие в рамках делопроизводства материалы говорят о том, что субъект-заявитель (субъект-истец) представляется субъектом-участником электроэнергетического оптово-рыночного сегмента, играя роль организации, управляющей ЕНЭС (единой общероссийской, национальной электросетью).

Кроме того, субъект-ответчик тоже играет роль субъекта-участника соответствующего оптово-рыночного сегмента, обеспечивая поставку электроэнергии. Кроме того, он представляется р субъектом-участником взаимоотношений, касаю- Д щихся реализации/приобретения электромощно- Ч

т

сти и электроэнергии в рамках оптово-рыночного К сегмента, которым с АО «ЦФР», АО «АТС», АО «СО ё ЕЭС» и Ассоциацией «НП Совет рынка» подписан у Договор о подключении к оптово-рыночному си- А

CM

о

CM

стемному комплексу торгового типа № -007-ДП/08 от 31 марта 2008-го года.

17.04.2017 между Истцом и Ответчиком (совместно именуемые Стороны) в отношении ГТЭС Новокузнецкая подписан акт разграничения балансовой принадлежности электросетей № 4 (далее - Акт), которым стороны определили наличие технологического присоединения ГТЭС Новокузнецкая к электрическим сетям Истца.

22.02.2022 Истец отправил в адрес Ответчика оферту на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС (далее - Договор). Ответчик, в свою очередь, отказался от подписания Договора.

28.03.2022 Истец повторно отправил в адрес Ответчика Договор с актами об оказании услуг по передаче электрической энергии за период март 2018 года - март 2021 года, а также первичную документацию с требованием по оплате оказанных услуг. Однако указанный Договор и акты об оказании услуг Ответчик также не подписал.

По мнению Истца, неподписание Договора со стороны Ответчика не освобождает последнего от обязанности оплатить фактически оказанные услуги. Объемы потребления электрической энергии Ответчика определяются по приборам учета, установленным на границе балансовой принадлежности с Истцом. Субъекты, опосредованно потребляющие электрическую энергию через электросетевую инфраструктуру ГТЭС Новокузнецкая, отсутствуют.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Истец обратился в суд, однако суд отказал в исковых требованиях по следующим основаниям.

Истец в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 № 648 является организацией по управлению ЕН-ЭС.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 26 законодательного акта федерального значения (ФЗ), который посвящен электроэнергетической сфере, предоставление услуг, касающихся передачи электроэнергии, реализуется путем заключения и исполнения соглашения о предоставлении услуг на возмездной основе. При этом, данное соглашение обладает публичным характером.

Положения ст. 9 Законодательного акта федерального значения (ФЗ), посвященного энергетике, определяют, что субъект-заявитель (субъект-истец) предоставляет в рамках соглашения возмездным образом услуги, касающиеся передачи электроэнергетических ресурсов по ЕНЭС оптово-рыночным субъектам и прочим лицам, которые обладают соответствующим правом (являются собственниками/эксплуататорами электроэнергетических объектов, которые технологически подключены к ЕНЭС в законодательно регламентированном порядке).

Согласно положениям п. 31 Правил электроэнергетического оптово-рыночного сегмента, прошедшим утверждение изданным российским Правительством Постановлением № -1172 от 27 дека-

бря 2010-го года, совокупный объем выпущенной электроэнергии электрической станцией ГТЭС Новокузнецкая субъект-ответчик реализует в рамках оптово-рыночного сегмента в ГТП (группах точек поставки), прошедших необходимые регистрационные процедуры. Кроме того, в представленных ГТП субъект-ответчик покупает электроэнергию в рамках оптово-рыночного сегмента для обеспечения потребностей ГТЭС Новокузнецкая.

Потребление электромощности и электроэнергии на хозяйственные и свои нужды электрических станций устанавливается Соглашением о подключении как потребление электромощности и электроэнергии для работы подстанций и электрический станций, и потребление, нужное для обслуживания производства, являющегося основным, однако не имеющее прямой вязи с процессами технологического плана производства энергии электрического и теплового типа на электрических станциях, и не предполагает потребление электромощности и электроэнергии в объемах поставки субъектам-потребителям в рамках рознично-рыночного сегмента и прочих организациям. Соответствующие положения закреплены в диспозиции п. 156 оптово-рыночных Правил.

В содержании п. 14.1 Соглашения о присоединении регламентирован порядок реализации/ приобретения электроэнергии по нерегулируемой (свободной) стоимости, которая устанавливается посредством отбора конкурентного характера стоимостных заявок вперед на сутки (а также для поддержания выполнения обязанностей по регулируемым соглашениям приобретения/реализации электрической энергии и мощности, свободным двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии и оплаты стоимости системных ограничений и (или) потерь), Ответчик, группы точек поставки которого расположены на территориях ценовых зон, обязан заключить с АО «ЦФР» договор купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед (далее - Договор купли-продажи на РСВ), а также договор комиссии на продажу электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед (далее - Договор комиссии на РСВ).

Между АО «ЦФР» и Ответчиком заключены Договор комиссии на РСВ от 25.07.2014 № 0089-RSV-U-KM-14, а также Договор купли-продажи на РСВ от 25.07.2014 № 0089-RSV-U-KP-14.

Правила оптового рынка и Договор о присоединении предусматривают, что АО «ЦФР», выполняя одновременно поручения каждого участника оптового рынка, заключившего Договоры комиссии на РСВ, реализует электрическую энергию, полученную от каждого комитента, одновременно всем участникам оптового рынка, заключившим с АО «ЦФР» Договоры купли-продажи на РСВ, а покупка конкретным участником оптового рынка суммарных объемов электроэнергии, определенных для него согласно Правилами оптового рынка и условиям Договора о присоединении, осущест-

вляется у всех участников оптового рынка посредством АО «ЦФР».

Пунктом 49 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), установлено, что стоимость услуг по передаче электрической энергии сетевой организации, оказанных сетевой организацией производителю электрической энергии, который является субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности) и осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, определяется исходя из величины превышения потребления электрической энергии на собственные нужды над нормативным значением потребления на собственные нужды, определяемого в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, за вычетом объемов электрической энергии, отпущенной потребителям электрической энергии, присоединенным к энергетическим установкам такого производителя, самостоятельно оплачивающим услуги сетевой организации. При этом указанная плата не должна превышать стоимость услуг сетевой организации, рассчитанной исходя из объема электрической энергии, отпущенной производителю электрической энергии из сетей сетевой организации.

АО «АТС», являясь в соответствии со статьей 33 Закона об электроэнергетике коммерческим оператором оптового рынка, осуществляет деятельность по организации торговли на оптовом рынке электрической энергии и мощности, связанную с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке.

Согласно положениям Договора о присоединении АО «АТС» рассчитывает максимально допустимую величину месячного расхода электроэнергии на собственные нужды генерации, при этом такая величина определяется в отношении всей электростанции Ответчика в целом, а не отдельных ГТП генерации и потребления, зарегистрированных за Ответчиком.

В рассматриваемом случае АО «АТС» в спорный период определены максимально допустимые величины месячного расхода электроэнергии на собственные нужды генерации в отношении электростанции ГТЭС Новокузнецкая.

В спорный период Истец определял объем оказанных услуг по приборам учета, на основании показаний которых составлены акты фиксации среднеарифметической фактической мощности, сводные акты учета электроэнергии, интегральные акты учета перетоков электроэнергии.

При этом Истец не учитывал положения пункта 49 Правил недискриминационного доступа и то обстоятельство, что объем потребления элек-

троэнергии лишь в отдельные месяцы спорного периода превысил вышеуказанные величины, определенные АО «АТС».

Стоимость услуг по передаче электроэнергии в части превышения фактически потребленной электроэнергии над нормативным значением потребления на собственные нужды согласно подготовленному по инициативе Суда расчету Ответчика составила 8 432,84 руб. Истцом указанный расчет не оспорен.

Кроме того, согласно пункту 1.1 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, Законом об электроэнергетике и другими федеральными законами.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети используются объем отпуска электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в единой национальной (общероссийской) электрической сети и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа.

Аналогичная норма о необходимости учёта величины заявленной мощности при расчёте услуги по передаче электрической энергии закреплена в формулах 1 и 4 пунктов 25-25.2 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 21.03.2006 № 56-э/1 (далее - Методические указания), в соответствии с которыми при расчёте ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства учитывается также и суммарная величина заявленной мощности.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний ставка тарифа на оплату потребителями услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС нормативных технологических потерь электрической энергии (мощности) в ЕНЭС для субъекта Российской Федерации рассчитывается исходя из цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), приобретаемую организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, и объемов потерь электроэнергии (мощности) в ЕНЭС, определенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России.

5 -о

сз ж

■с

см о см

Факт неучета объекта Ответчика в сводном прогнозном балансе подтверждается представленной Истцом выпиской из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии.

При этом в подписанном между сторонами Акте содержатся характеристики присоединения, в частности совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети трансформаторов, уровень напряжения, максимальная мощность, величина номинальной мощности.

Истцом не представлено доказательств принятия им, как профессиональным субъектом оптового рынка, всех необходимых мер для включения в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕНЭС в спорный период плановых объемов передачи электрической энергии и заявленной мощности по точкам поставки ГТЭС Новокузнецкая.

При этом Суд отклонил ссылку Истца на возмездный характер деятельности по передаче электрической энергии, поскольку указанный принцип не освобождает заинтересованное лицо от обязанности надлежащим образом обосновать предъявленное требование, в том числе с учетом регулируемого характера соответствующей деятельности.

Истец, использовавший при расчете иска величины мощности и нормативы потерь, не отвечающие требованиям относимости к спорным отношениям, не воспользовался своим правом на проведение экспертной оценки понесенных им в связи с оказанными Ответчику услугами и подлежащих возмещению экономически обоснованных расходов, ввиду чего отказ в Иске является следствием несовершения им необходимых процессуальных действий, риск неблагоприятных последствий которых он несет в силу прямого указания процессуального закона.

Указанное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.05.2021 по делу № А05-9306/2019.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод что правоотношения на оптовом рынке электроэнергии достаточно разнообразные и имеют свою специфику.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч. 2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1996, № 5, ст. 410.

2. «Об электроэнергетике»: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35 - ФЗ (ред. от 04.08.2023 № 489 - ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2003, № 13, ст. 1177.

3. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 (ред. от 20.03.2013) «О реформировании электроэнергетики Российской

Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации, 26.03.2013 https:// zakonbase.ru/content/base/280967/

4. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (ред. от 29.07.2023) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (ред. от 08.08.2023) // СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_112537/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 08.06.2023) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») // СПС «КонсультантПлюс».

7. «Обзор судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

8. Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.09.2022 г. по Делу № А64-2528/2022 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Функционирование и развитие электроэнергетики Российской Федерации в 2022 г. [Текст]: Ежегодный публичный доклад // Центр информационной политики press@interrao.ru

10. Адаменко, А.П. Ответственность гарантирующего поставщика за неисполнение обязательств по договору энергоснабжения [Текст] / А.П. Адаменко // Современный юрист. 2018. № 3 (24). С. 84.

11. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Общие положения [Текст]: книга 1 / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский - М.: Статут, 2011. - 682с.

12. Свирков, С.А. Гражданско-правовое регулирование в сфере энергоснабжения: монография. [Текст] / С.А. Свирков. - М.: Инфотропик Медиа, 2019. - 364с.

13. Казакова, А.В. Правовое положение гарантирующего поставщика электроэнергии: ответственность по договору энергоснабжения / А.В. Казакова. - [Текст]: непосредственный // Новый юридический вестник. - 2020. - № 2 (16). - С. 13-16. - URL: https://moluch.ru/th/9/ar-chive/156/4778/ (дата обращения: 13.07.2023).

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE WHOLESALE ELECTRICITY MARKET

Bobyakova P.V.

Tambov State Technical University

The article considers the wholesale market as a basic entity in the field of energy supply. The subjects of the wholesale electricity market include suppliers - generating companies, and buyers - energy sales organizations, guaranteeing suppliers, as well as in some cases large buyers of electricity. Special subjects of the wholesale market are the market council, the commercial operator and the financial settlement center. The existing legal relations in the wholesale electricity market are quite diverse and have their own specifics. The administrator of the wholesale electricity market trading network (the subject is the administrator of an electric power wholesale market system of a trading type) is the most significant subject of the electric power wholesale market segment. The legislative regulations in force on the Russian territory regulate the concretized specific features inherent in the status of the Administrator of the wholesale electricity market trading network from the point of view of law. In the legislation, the relevant provisions are fixed for a specific purpose, which consists, among other things, in maintaining a balance between the interests of the subjects-purchasers and subjects-sellers (subjects-suppliers) of electricity, an equivalent environment for each market entity, preventing abuse of the status of "monopolist" Administrator of the wholesale electricity market trading network, as well as to ensure control/supervision of the actions and functioning of this entity. The main form of the Administrator of the wholesale electricity market trading network is an NGO (non-profit type organization) in the form of a non-profit partner education. This wholesale market entity is created on the basis of membership of other wholesale market entities within the relevant sector.

Keywords: wholesale electricity market, electricity wholesale market segment, electricity transmission services.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation Part 2 (Civil Code of the Russian Federation ch.2) dated January 26, 1996 No. 14-FZ (ed. from 01.07.2021, with amendments. from 08.07.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1996, No. 5, Article 410.

2. "On Electric Power Industry": Federal Law No. 35 - FZ of March 26, 2003 (ed. No. 489 - FZ of 08/04/2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2003, No. 13, article 1177.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of 11.07.2001 No. 526 (ed. of 20.03.2013) "On reforming the elec-

tric power industry of the Russian Federation" // Official Internet portal of legal Information, 26.03.2013 https://zakonbase.ru/ content/base/280967/

4. Decree of the Government of the Russian Federation of August 31, 2006 No. 529 "On improving the functioning of the wholesale market of electric energy (capacity)" // Law assistance system "Consultant Plus".

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1172 of 27.12.2010 (ed. of 29.07.2023) "On approval of the Rules of the wholesale market of electric energy and capacity and on Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation on the organization of the functioning of the wholesale market of electric energy and capacity" (ed. of 08.08.2023) // Law assistance system "Consultant Plus" https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112537/

6. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.05.2012 No. 442 (ed. of 08.06.2023) "On the functioning of retail electric energy markets, full and (or) partial restriction of the mode of consumption of electric energy" (together with the "Basic provisions of the functioning of retail electric energy markets", "Rules of full and (or) partial restriction of the mode of consumption of electric energy") // Law assistance system "Consultant Plus".

7. "Review of judicial practice on disputes on payment of unaccounted consumption of water, heat and electric energy supplied via the connected network" (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 22.12.2021) // Law assistance system "ConsultantPlus".

8. Decision of the Arbitration Court of the Tambov region of 23.09.2022 in Case No. A64-2528/2022 // Law assistance system «ConsultantPlus».

9. Functioning and development of the electric power industry of the Russian Federation in 2022 [Text]: Annual public report // Information Policy Center press@interrao.ru

10. Adamenko, A.P. Responsibility of the guaranteeing supplier for non-fulfillment of obligations under the power supply contract [Text] / A.P. Adamenko // Modern Lawyer. 2018. No. 3 (24). p. 84.

11. Braginsky, M.I., Vitryansky, V.V. Contractual law. General provisions [Text]: book 1 / M.I. Braginsky, V.V. Vitryansky - M.: Statute, 2011. - 682p.

12. Svirkov, S.A. Civil law regulation in the field of energy supply: monograph. [Text] / S.A. Svirkov. - M.: Infotropik Media, 2019. -364p.

13. Kazakova, A.V. The legal position of the guaranteeing electricity supplier: liability under the power supply contract / A.V. Kazakova. - [Text]: direct // New Legal Bulletin. - 2020. - № 2 (16). -P. 13-16. - URL: https://moluch.ru/tlV9/archive/156/4778 / (accessed: 13.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.