Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования оказания туристских услуг лицам с ограниченными физическими возможностями на территории Российской Федерации'

Особенности правового регулирования оказания туристских услуг лицам с ограниченными физическими возможностями на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1823
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ЗАКОН / ИНВАЛИД / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ССАМ / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / THE LAW / THE INVALID / A PERSON WITH DISABILITIES / PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY / SERVICES / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репина М. Г.

Освещаются вопросы оказания туристских услуг лицам с ограниченными физическими возможностями. В частности, рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный вид деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislation regulation features in the provision of tourism services to the persons with disabilities in Russian Federation

The article highlights the issues of providing tourist services to persons with disabilities. In particular consider normative legal acts regulating this type of activity

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования оказания туристских услуг лицам с ограниченными физическими возможностями на территории Российской Федерации»

УДК 388.488

М.Г. РЕПИНА

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Освещаются вопросы оказания туристских услуг лицам с ограниченными физическими возможностями. В частности, рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный вид деятельности.

Ключевые слова: доступная среда, закон, инвалид, лица с ограниченными физическими возможностями, маломобильные группы населения, оказание услуг, социальная защита.

The article highlights the issues of providing tourist services to persons with disabilities. In particular consider normative legal acts regulating this type of activity.

Key words: accessible environment, the law, the invalid, a person with disabilities, people with limited mobility, services, social protection.

По данным Правительства Российской Федерации в настоящее время в нашей стране насчитывается около 13 млн инвалидов, что составляет около 8,8% населения страны [12]. В связи с этим решение проблемы доступности туризма, создания безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является актуальной задачей для государства. В начале 2000-х гг., находясь в кризисной ситуации, государство не могло себе позволить выделять средства из бюджета на развитие туризма для лиц с ограниченными физическими возможностями, а следовательно, огромное количество людей не могло реализовывать свое право на занятие туризмом.

Однако нельзя категорично утверждать, что государство ничего не предпринимало для защиты прав инвали-

© Репина М.Г., 2015

дов. В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определил, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В том же году был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который гарантировал этим категориям граждан возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости

независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Как показала история, данные законы не сумели должным образом обеспечить потребности инвалидов в силу различных экономических причин.

В 2008 г. ситуация начала меняться благодаря тому, что Российская Федерация подписала и в 2012 г. ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией № 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Конвенция ООН о правах инвалидов устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

В связи с этим возникла необходимость приводить многие нормы национального законодательства в соответствие с международными нормами.

В настоящее время на территории России принята на 2011-2015 годы государственная программа «Доступная среда», целью которой является обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сфе-

рах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовы-вать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Данная программа предусматривает решение таких задач, как формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта путем разработки методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта, туризма и др.

Решение задачи по доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения осуществляется на основании принятого в 2009 г. Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и закрепляет нормы, касающиеся доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, нормы, фиксирующие положение о том, что здание или сооружение должно быть спроектировано так, чтобы в случае возникновения пожара соблюдались требования по эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воз-

действия опасных факторов пожара, а также Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», который содержит специальные требования к лифтам, обеспечивающим транспортировку инвалидов и других маломобильных групп населения.

Таким образом, все большее число лиц с физическими ограничениями получает возможность активно участвовать в социальной жизни общества.

Воздушный кодекс Российской Федерации тоже содержит нормы, позволяющие инвалидам и лицам с ограниченными физическими возможностями реализовать свои права при осуществлении путешествия.

Статья 106.1 закрепляет особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. При заключении договора воздушной перевозки пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения соответствующих условий воздушной перевозки.

При чартерных воздушных перевозках, осуществляемых на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при заключении договора о реализации туристского продукта обязан сообщить туроператору или турагенту об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

Инвалидность и наличие ограничений жизнедеятельности не могут служить основаниями для требования туроператором или турагентом и перевозчиком либо агентом перевозчика, осуществляющим бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, от пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности документов, подтверждающих состояние здоровья таких пассажиров в связи с их инвалидностью или ограничениями жизнедеятельности.

Не допускается отказ в воздушной перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия технических средств и оборудования.

Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на носилках осуществляется с предварительного уведомления перевозчика или агента перевозчика, осуществляющего бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, либо туроператора или турагента о потребности в перевозке на носилках в сроки, установленные перевозчиком.

Воздушный кодекс закрепляет, что в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

• сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транс-

портное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;

• предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;

• дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;

• обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

• предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;

• иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

На борту воздушного судна пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчиком предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

• ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и иной актуальной информацией в доступной для пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности форме;

• предоставление во временное пользование кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

• иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до 12 лет осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего им помощь в полете.

Для предоставления инвалидам и лицам с ограниченными физическими возможностями туристских услуг высокого качества государство разработало национальный стандарт «ГОСТ Р 53998-2010 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования». Он устанавливает общие требования к туристским и экскурсионным услугам, предназначенным для людей с ограниченными физическими возможностями. Целью данного стандарта является создание условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений

жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями и обеспечение равных возможностей при потреблении туристских услуг.

На основании стандарта в зависимости от физического состояния туристов с ограниченными физическими возможностями потребителей туристского продукта подразделяют на категории:

• туристы первой категории: туристы с ограниченными физическими возможностями передвижения (инвалиды-колясочники и т.п.);

• туристы второй категории: туристы с ограниченными возможностями восприятия окружающего мира, с нарушениями зрения и слуха;

• туристы третьей категории: туристы-инвалиды по общему заболеванию и по другим видам заболеваний, не включенным в первую и вторую категории.

При формировании туристского продукта и туристских услуг туристам с ограниченными физическими возможностями туристские/экскурсионные организации должны обеспечивать выполнение требований, которые предъявляются к объектам туристской индустрии для различных категорий.

Туроператоры, турагенты должны обеспечить своевременное получение необходимой и достоверной информа-

ции, позволяющей туристам с ограниченными физическими возможностями ориентироваться в пространстве, использовать оборудование и приспособления, в том числе для самообслуживания, получать в полном объеме заказанные услуги.

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Развитие туризма лиц с ограниченными физическими возможностями поможет решить сразу несколько приоритетных задач государства. Во-первых, развитие внутреннего и выездного туризма на территории России, а во-вторых, оказание социально-гуманитарной и социально-культурной поддержки этим лицам.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106).

2. Воздушный кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 03 июля 2012).

4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. от 01 декабря 2014 г.).

5. Федеральный закон от 02 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изм. от 25 ноября 2013 г.).

6. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (с изм. от 02 июля 2013 г.).

7. ГОСТ Р 53998-2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования».

8. ГОСТР55966-2014 (СЕЫ/ТБ81-76:2011) «Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения (утв. и введен в действие

Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 95-ст).

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

10. Бавельский АД, Зорина Г.И., Ручин А.А. Безбарьерный туризм в Москве. М.: Логос, 2011.

11. Система ГАРАНТ. URL: http://base. garant.ru/2565085/#ixzz3S2oirqsy

12. Система ГАРАНТ. URL: http://base.ga-rant.ru/70269216/#ixzz3S2guC2E7

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

УДК 330.567.2

В.М. КОЗЫРЕВ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ АСПИРАНТОВ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ИСХОДНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Великое благо иметь то, что мы желаем.

Аристотель

Роскошь развращает всех: и богача, который ею пользуется, и бедняка, который алчет ее.

Ж.-Ж.Руссо

Высшее богатство - отсутствие жадности.

Сенека

Горе живет в той жизни, где так много нищеты.

Будда

Мы счастья ждем, а на порог валит беда.

Роберт Берне

Вкусы меняются часто, и потому формируй свой вкус по правилам, которых требует общество.

Г. Лессинг

Статья продолжает серию публикаций, начало которых было положено в первом номере «Вестника РМАТ» за 2012 год. Теперь ближайшему рассмотрению подлежит важнейшая экономическая проблема - поведение потребителей в рыночной системе хозяйствования. Рынок предполагает взаимодействие двух основных его агентов: товаропроизводителей и продавцов, с одной стороны; покупателей и потребителей, с другой стороны. В связи с этим проблема потребительского поведения в современной рыночной среде столь же актуальна, насколько актуальна проблема поведения товаропроизводителей и продавцов.

Ключевые слова: предельная полезность, кардиналистская и ординалистская теории, кривая безразличия, бюджетное ограничение, эффект дохода и эффект замены, закон Энгеля, парадокс Гиффена, эффект Веблена.

The article continues the series of publications which began in the first issue of «Vestnik RMAT» for 2012. Now closer inspection to be the most important economic problem - consumer behavior in the market economy. The market offers the interaction of two of its main agents: producers and sellers on the one hand; buyers and consumers on the other hand. In connection with this, the problem of consumer behavior in modern market environment is as relevant as actual the problem of producers and sellers behavior.

Key words: marginal utility, cardinal utility theory, ordinal utility theory, indifference curve, budget constraint, income effect, substitution effect, Engel s law, Geffen s paradox, Veblen s effect.

© Козырев В.М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.