Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
686
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОРУДИЕ УБИЙСТВА / МЕДИЦИНСКАЯ КОМИССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкесов Азамат Юрьевич, Сафиуллин Рафаэль Ильфатович

В статье раскрываются причины возникновения и развития преступности в сфере незаконного оборота оружия. Рост данных преступлений продиктован острыми конфликтами в обществе и недостаточностью мер правового регулирования оборота оружия, чтобы в полном объеме пресечь противоправные деяния в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION WEAPON TURNOVER

The article reveals the causes of the emergence and development of crime in the field of illegal arms trafficking. The growth of these crimes is dictated by acute conflicts in society and the insufficiency of legal regulation of the circulation of weapons in order to fully stop illegal acts in this area.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_8_760 УДК 343

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА

ОРУЖИЯ

Черкесов Азамат Юрьевич,

преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, е-mail: amv_@mail.ru

Сафиуллин Рафаэль Ильфатович,

старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки, Казанский юридический институт МВД России, г. Казань, Россия, е-mail: amv_@mail.ru

В статье раскрываются причины возникновения и развития преступности в сфере незаконного оборота оружия. Рост данных преступлений продиктован острыми конфликтами в обществе и недостаточностью мер правового регулирования оборота оружия, чтобы в полном объеме пресечь противоправные деяния в данной сфере.

Ключевые слова: незаконный оборот оружия; преступление; орудие убийства; медицинская комиссия.

UDC 343

FEATURES OF LEGAL REGULATION WEAPON TURNOVER

Cherkesov Azamat Yurievich,

Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

Safiullin Rafael Ilfatovich,

Senior Lecturer of the Department of Tactical-Special and Fire Training, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

The article reveals the causes of the emergence and development of crime in the field of illegal arms trafficking. The growth of these crimes is dictated by acute conflicts in society and the insufficiency of legal regulation of the circulation of weapons in order to fully stop illegal acts in this area.

Keywords: illegal circulation of weapons; a crime; murder weapon; medical board.

Складывающаяся в последние десятилетия социальная напряженность в обществе, кризис в экономике, политике, социальной сфере, снижение авторитета органов власти и управления привели к росту преступности, в частности повышению степени общественной опасности отдельных ее видов. Так, одой из актуальных проблем современного общества является незаконный оборот оружия.

Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, в последние годы имеют

тенденцию к росту, чего не скажешь об их выявляемости. При этом официальная статистика свидетельствует о том, что прирост подобных преступлений возрастает в период каких-либо острых конфликтов в обществе. Вместе с тем данные преступления носят латентный характер и в официальную статистику не попадают. Естественно, спрос на оружие постоянно растет. На сегодняшний день в России свыше 5 млн граждан владеют оружием на законных основаниях, имея в

личном пользовании более 6 млн единиц его разновидностей. Принимаемые правоохранительными органами меры не обладают достаточной эффективностью, чтобы пресечь в полной мере противоправные деяния в сфере оборота оружия. Все это диктует необходимость правового регулирования оборота оружия [3; 4; 7].

Следует ли удивляться тому, что тенденция в сфере преступности, связанной с незаконным оборотом оружия побуждают граждан принимать дополнительные меры по обеспечению своей безопасности, в т.ч. и незаконные. Так, в последние годы отмечается рост граждан, выражающих готовность защититься любыми способами, не надеясь на правоохранительные структуры, и приобретающих в этой связи нелегальное оружие и патронов к нему. Вместе с тем едва ли является секретом, что наличие оружия является фактором обострения криминогенной обстановки и создает условия для совершения преступных деяний против личности и собственности. Сюда в качестве отягчающего обстоятельства, если добавить еще и отсутствие навыков обращения с оружием, то картина еще более удручающая. Однако не следует из этого понимать, что умений и навыков обращения с оружием достаточно для его приобретения и хранения.

Во многих государствах мира граждане беспрепятственно могут приобретать, хранить, носить с собой огнестрельное оружие. В качестве основания приводятся цели самозащиты.

Российская юридическая наука различает законный и незаконный оборот оружия. Законный оборот оружия подразумевает легальные способы приобретения, хранения, ношения, изготовления, передачи, сбыта, перевозки, ремонта, уничтожения, применения оружия под контролем лицензионно-раз-решительной системы, либо ведомственным контролем. Незаконный оборот оружия является зоной повышенной опасности для охраняемых общественных интересов, поскольку они находятся вне сферы государственного контроля, и их использование всегда сопряжено с преступным умыслом, направленным на создание внешних и внутренних угроз личности, социуму и государству.

Боевое оружие используется воинскими формированиями, гражданское огнестрель-

ное и служебное оружие стоит на вооружении органов правопорядка. Их применение носит четкое законодательное закрепление, поскольку любая неосторожность, непрофессионализм, проявление нерешительности или страха перед применением огнестрельного оружия чреваты нанесением увечья или причинением смерти как тому, к кому оно применялось, так и к мирным гражданам, а также и самому стрелявшему [2; 7; 8].

Таким образом, независимо от того, кем будет использоваться оружие, требуется правовое регулирование его оборота. Данная функция возложена на законодательный орган.

Нормами Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ регламентируются понятия, порядок приобретения оружия и патронов к нему, условия хранения, оборот ввезенного на территорию РФ оружия. Также в законе устанавливаются иные действия, совершаемые с оружием, - это продажа, дарение, учет, ношение, перевозка и др. [4].

Вторым важным документом правового регулирования оборота оружия выступает Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», устанавливающее правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, в частности производства, торговли, передачи, коллекционирования и т.п. [6].

В России доступ к оружию прошел также стадию своего развития от полного запрета для частных лиц (во времена СССР) до свободного его оборота (конец 90-х, начало 2000-х гг.). Впоследствии в 2010 г. были введены ряд ограничительных мер, а в 2020 г. имели место меры более серьезного ограничивающего характера.

Введение указанных ограничений не произошло безосновательно. К этому привели массовые убийства, произошедшие в 20182021 гг. Так, первым таким резонансным событием, произошедшим в стенах учебного заведения (Керченский политехнический колледж), стал массовый расстрел, унесший жизни 21 человека, включая и самого стрелявшего (2018 г.). Нападавшим был 18-летний студент этого же колледжа.

В результате сразу назрел вопрос о необходимости ограничения продажи оружия

и повышения возрастного ценза. Закон «Об оружии» допускает приобретение оружия лицом, достигшим 18-летнего возраста. Важнейшими положениями данного нормативного акта выступают определение субъектов, имеющих право на приобретение оружия и регламентация права на приобретение оружия гражданами РФ [4].

Однако реакция законодателя последовала не сразу. В мае 2021 года произошла очередная трагедия в гимназии № 75 в г. Казани. Там 19-летний юноша устроил массовую стрельбу, унесшую жизни 9 человек, а пострадавших было более 30 человек. После этого случая в Закон «Об оружии» были внесены серьезные поправки. До того как поправки вступили в законную силу, в Пермском государственном университете в сентябре 2021 года произошло аналогичное массовое убийство. 18-летним стрелком было застрелено 6 человек и ранено 47.

Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть общие черты всех этих преступлений. Это возраст стрелков - 18-21 год, орудие убийства - помповое ружье 12 калибра, объект нападения - образовательные учреждения.

Таким образом, принятый 28.06.2021 Федеральный закон № 231-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты РФ» направлен на ограничение доступа граждан к огнестрельному оружию и усилению контроля за имеющимся оружием у граждан. Очень важная оговорка - поправки вступят в силу только с 29 июня 2022 г. А это значит, что до этого времени все желающие могут приобре -сти разрешительные документы на оружие и само оружие [5].

Рассмотрим произошедшие изменения.

1. Ведены новые понятия в действующее законодательство. Теперь разграничению подлежат гладкоствольное и нарезное оружие, что по замыслу законодателя должно устранить определенные правовые лазейки. Оружие признается источником повышенной опасности, и его владельцу вменяется обязанность по возмещению ущерба, причиненного его оружием, независимо от собственной вины.

2. Ужесточения коснулись правил приобретения лицензии на огнестрельное оружие. Возрастной ценз увеличен до 21 года. Исклю -чение составляет категория лиц, отслужив-

ших в армии и проходящих службу в государ -ственных военизированных организациях и т.п. Данная поправка введена с целью ограничения доступа лиц в возрасте 18-21 года к оружию с высокой убойной мощью (дробовики) и избежания умышленного причинения вреда или смерти другим людям. Также в первые два года разрешается владеть гладкоствольным оружием с количеством стволов не более двух и не имеющим магазина или барабана, поскольку общественная опасность данного оружия на порядок ниже самозарядных или помповых ружей.

3. Усиливается контроль за оборотом оружия, уже находящегося в законном владении на момент вступления поправок. Владельца теперь обязывают представлять оружие для осмотра и обеспечивать доступ к месту его хранения для контроля за условиями. Причем закон не содержит перечня оружия, о котором идет речь, а значит, предъявлять придется в том числе и списанное оружие. Ужесточается также и административная ответственность за нарушения, связанные с оборотом оружия. По новым правилам одного административного правонарушения будет достаточно, чтобы изъять оружие. В прошлом действовала норма о двух административных правонарушениях.

Изучив поправки, можно прийти к выводу о том, что в выигрыше останутся все граждане. В частности, судимым, любителям спиртного и запрещенных веществ приобрести оружие станет сложнее. А владельцам придется стать законопослушнее.

Однако нерешенным остается главный вопрос - прохождение медицинской комиссии для получения подтверждающих справок о физическом и психическом здоровье граждан, желающих получить лицензию на оружие. Опасность здесь кроется в действиях врача-психиатра, который может провести осмотр халатно, без уделения должного внимания личности гражданина (такая ситуация была с Пермским стрелком). Поэтому проработка концептуально нового порядка прохождения медицинской комиссии является настоятельной необходимостью, поскольку анализ личности кандидата на приобретение оружия не должен ограничиваться юридическими и бюрократическими формальностями [1; 7; 8].

Также в свете события в здании МФЦ «Рязанский» в Москве 7 декабря 2021 г., когда после конфликта с сотрудниками МФЦ по поводу средств индивидуальной защиты (тогда еще действовал масочный режим) 45-летний гражданин достал травматический пистолет и открыл огонь по людям, находящимся на тот момент в помещении, закономерно возникает вопрос правового регулирования травматического оружия. Стрелок убил двух и ранил 4 человека. Следствие установило, что данное травматическое оружие было переделано для стрельбы боевыми патронами.

В отечественном законодательном регулировании отсутствует понятие «травматическое оружие». Целью его приобретения выступает исключительно самооборона. Ключевой характеристикой травматического оружия следует назвать положение из текста Закона «Об оружии» - оно не предназначено для причинения смерти человеку. Трав-

матическое оружие заряжается чаще всего резиновыми патронами и используется для нанесения травм нападающему, со стороны которого в адрес владельца исходит не мнимая, а реальная опасность [4].

Обобщая изложенное, отметим, что в современных условиях необходимость принятия эффективных мер по противодействию незаконному обороту оружия не вызывает никаких сомнений. Принятие поправок в Закон «Об оружии» под влиянием громких и ре -зонансных событий может не в полной мере отвечать запросам общества, и, в частности, ущемлять права тех граждан, кто владеет оружием на законных основаниях. В то же время вопрос о легализации короткоствольного оружия в России на данный момент времени не может быть рассмотрен положительно, поскольку в российском обществе культура обращения с оружием остается пока на довольно низком уровне.

Список литературы_

1. Бросалина А.А. Оборот оружия в Российской Федерации: современное состояние и перспективы правового регулирования // Державинский форум. 2020. Т. 4. № 13. С. 24-30.

2. Долгаев А.Д. Проблемы правового регулирования оборота оружия в России // Правовое образование: сб. науч. ст. / под ред. Б.М. Магомедова, А.И. Вакула. Ростов-н/Д, 2021. С. 99-107.

3. Ишназаров Д.У., Уразбаева Н.Р. Особенности правового регулирования незаконного оборота оружия // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 119-124.

4. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_12679/ (дата обращения: 03.06.2022).

5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2021 № 231-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_124569/ (дата обращения: 17.05.2022).

6. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19504/ (дата обращения: 14.05.2022).

7. Осташев А.А. Законодательное регулирование оборота оружия в России и зарубежных странах // E-Scio. 2021. № 12 (63). С. 484-496.

8. Сафаров В.Р., Трофимова О.А., Уразбаева Н.Р. Особенности правового регулирования незаконного оборота оружия // Евразийский юридический журнал. 2020. № 1 (140). С. 288-289.

References _

1. Brosalina A.A. Arms trafficking in the Russian Federation: current state and prospects of legal regulation. Derzhavinsky Forum. 2020. Vol. 4. No. 13. pp. 24-30.

2. Dolgaev A.D. Problems of legal regulation of arms turnover in Russia. Legal education: collection of scientific articles /edited by B.M. Magomedov, A.I. Vakula. Rostov-n/A, 2021. pp. 99-107.

3. Ishnazarov D.U., Urazbaeva N.R. Features of legal regulation of illegal arms trafficking. Theoretical and applied problems of modern science and education: Materials of the International Scientific and Practical Conference 2019. pp. 119-124.

4. On weapons: Federal Law No. 150-FZ of 13.12.1996. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_12679 / (date of appeal: 03.06.2022).

5. On Amendments to the Federal Law "On Weapons" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 231-FZ of 28.06.2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124569 / (date of request: 05/17/2022).

6. On measures to regulate the turnover of civil and service weapons and ammunition on the territory of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation No. 814 of 21.07.1998. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19504 / (date of address: 14.05.2022).

7. Ostashev A.A. Legislative regulation of arms turnover in Russia and foreign countries. EScio. 2021. No. 12 (63). pp. 484-496.

8. Safarov V.R., Trofimova O.A., Urazbaeva N.R. Features of legal regulation of illegal arms trafficking. Eurasian Law Journal. 2020. No. 1 (140). pp. 288-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.