Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования использования твердого биотоплива в России и за рубежом'

Особенности правового регулирования использования твердого биотоплива в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
416
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОТОПЛИВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТВЕРДОЕ БИОТОПЛИВО / ГРАНУЛЫ / INTERNATIONAL COOPERATION / LEGAL REGULATION / SOLID BIOFUELS / BIOENERGY / PELLETS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бояринцева Анна Алексеевна, Попов ⃰ Николай Васильевич

Одной из основных мировых стратегических задач является создание организационных и правовых основ для формирования новых рынков биотехнологической продукции, в частности, биотоплива. Проведен анализ существующего законодательства России и стран Европы по вопросу регулирования использования твёрдого биологического топлива и развития международного правового сотрудничества в сфере биоэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF SOLID BIOFUELS IN RUSSIA AND ABROAD

One of the world's major strategic tasks is the creation of the organizational and legal foundations for the formation of new markets biotechnology products, in particular biofuels. The analysis of the existing legislation of Russia and Europe on the issue of regulating the use of solid biofuels and the development of international legal cooperation in the sphere of bioenergetics.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования использования твердого биотоплива в России и за рубежом»

УДК 346.7:620.92(476)

*

А. А. Бояринцева, Н.В.Попов

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9. * е-mail: bizfi@aol.com

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВЕРДОГО БИОТОПЛИВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Одной из основных мировых стратегических задач является создание организационных и правовых основ для формирования новых рынков биотехнологической продукции, в частности, биотоплива. Проведен анализ существующего законодательства России и стран Европы по вопросу регулирования использования твёрдого биологического топлива и развития международного правового сотрудничества в сфере биоэнергетики.

Ключевые слова: биотопливо; международное сотрудничество; правовое регулирование; твердое биотопливо; гранулы.

Интерес к биотопливу вызван объективной необходимостью государств, не обладающих достаточными запасами природных

энергоресурсов, поддерживать свою

независимость от экспортеров нефти. В связи с истощением запасов топлива и ростом цен, все большую роль в топливном балансе большинства стран начинают играть возобновляемые виды топлив.

Мировое потребление биотоплива, как жидкого, так и твердого, растет темпами, превышающими 10% в год. Практически во всех странах мира, и в развитых, и в развивающихся, приняты биоэнергетические программы. Особенно бурно развивается биоэнергетика в Европейском союзе: вероятность того, что к 2020 г. биомасса превысит в энергетическом балансе Европы 10%, очень высока.

Биотопливо — это твердое, жидкое или газообразное топливо, получаемое из биомассы термохимическим или биологическим способом. Твердое биотопливо — это традиционные дрова (часто в виде отходов деревообработки) и топливные гранулы (прессованные мелкие остатки деревообработки). Также в эту группу входят: брикеты, щепа, солома, лузга и т.д. Значительный потенциал для развития биоэнергетики может быть реализован за счет использования отходов лесопромышленного комплекса.

Однако биоэнергетическая отрасль России только начинает развиваться. Доля использования биотоплива для производства энергии составляет менее 1%, а большинство существующих проектов ориентировано на экспорт биотоплива в страны, делающие ставку на альтернативную энергетику.

Высокая стоимость традиционных источников энергии способствует развитию технологий получения и использования биотоплива не только за рубежом, но и в нашей стране. Хотя приходится признать, что Россия на данный момент не столь

активно внедряет новые технологии, как страны Запада. Причины этого - большие затраты, как на разработку, так и на переоборудование производств и котельных. Несмотря на это, предприятия из самых разных секторов отечественной экономики стали проявлять вполне практический интерес к использованию биотоплива внутри России. И для этого есть целый ряд объективных причин [1]:

1. В стране более чем достаточно биомассы, которую можно применять в качестве топлива. Эти ресурсы не монополизированы гигантскими компаниями, и их стоимость не подвержена воздействию конъюнктуры мировых рынков. Зачастую биотопливные ресурсы могут иметь даже отрицательную стоимость, так как их так или иначе необходимо утилизировать.

2. Экспортно-ориентированная отрасль производства топливной гранулы и брикетов, нуждается в развитии внутреннего рынка, который мог бы обеспечить некоторую стабильность сбыта и таким образом снизить инвестиционные риски. Заинтересованные производители биотоплива немало делают для формирования спроса на свою продукцию внутри страны - поставляют котельное оборудование, проводят пропагандистскую работу.

3. Развитие рынка оборудования для сжигания биотоплива, а также инфраструктуры самого биотопливного рынка в России постепенно уравнивают экономические показатели котельных на ископаемом и возобновляемом топливе. Сжигание опилок, щепы или топливной гранулы в промышленных масштабах, и для отопления частных домов, во многих случаях оказывается не менее выгодным и столь же технологичным, как природный газ или дизельное топливо, и гораздо удобнее угля или мазута.

4. После ратификации Россией Киотского протокола возобновилась работа по привлечению

иностранных инвестиций в российскую энергетику. Одно из направлений этой деятельности - выработка механизмов торговли квотами на выбросы парниковых газов в атмосферу. На практике это значит, что любое предприятие в России имеет возможность получить значительные финансовые ресурсы для перевода своей котельной на возобновляемое экологически чистое топливо.

Следует отметить, что Россия располагает огромными запасами биомассы лесов и растений -24% от мировых запасов. Биомасса лесопромышленного комплекса страны образована отходами лесосеки (добычи дров и деловой древесины), деревообрабатывающего комплекса (опилом, обрезью, корой) и неделовой древесиной [2].

Объём отходов деревообрабатывающего комплекса составляет, примерно, половину объёма деловой древесины. С учетом потребления третьей части отходов деловой древесины в собственных котельных современных пеллетных производств и деревообрабатывающих предприятий, объём отходов

деревообрабатывающего комплекса,

предназначенных для энергетического

использования, следует оценить в 200 млн. м3 в год. Объём неделовой древесины составляет, примерно, 30% общих запасов леса (от 72 млрд. м3), т.е. 24 млрд. м3. Освоение расчетной лесосеки сделает доступным использование и неделовой древесины в объёме, примерно, 1% в год (санитарная рубка) от общего объёма, т. е. 240 млн. м3 в год.

Основы развития использования

возобновляемых источников энергии (ВИЭ) заложил Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» (в ред. от 04.06.2011 г.) и обозначил основные направления, принципы и методы поддержки ВИЭ.

В ст. 21 данного Закона предусмотрен механизм финансовой поддержки предприятий, вырабатывающих «зеленую» энергию. Субсидии предоставляются из федерального бюджета для компенсации стоимости технологического присоединения объектов, генерирующих с установленной мощностью не более 25 МВт, функционирующими на основе использования ВИЭ. Такая государственная поддержка делает возобновляемую электроэнергетику

рентабельной.

Особое значение для развития использования биотоплива представляет собой Федеральный закон РФ № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г. «О теплоснабжении» (с изм. и доп. от 02.07.2013), который выдвигает комплекс мер, способствующих расширению использования ВИЭ и биотоплива в теплоснабжении.

В марте 2010 г. в результате заседания «круглого стола» на тему «Формирование основ нормативно-правового регулирования

альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации» [3] участниками было декларировано, что «Стратегическими целями использования ВИЭ энергии и местных видов топлива для России являются:

- рациональное сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов в целях экономии углеводородного сырья для грядущих поколений;

- снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса;

- обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива;

- снижение расходов на дальнепривозное топливо и оптимизация региональной энергетической политики;

- развитие смежных отраслей: энергомашиностроение, отрасль пластиков, НИОКР, строительство и, соответственно, создание новых рабочих мест в промышленности и энергетике.

На федеральном, региональном и местном уровнях принимаются определённые меры по развитию возобновляемой энергетики и энергоресурсосбережения. Однако в целом в России стройная система управления данного сектора энергетики пока не сложилась. Развитие этого сектора сдерживается в силу отсутствия эффективной стратегии, системы целей развития энергетики на основе ВИЭ, создания конкретных программ системы стимулирования и поддержки, необходимых статистических наблюдений и механизмов контроля. Не сформирована соответствующая нормативно-правовая база.

По мнению участников вышеупомянутого «круглого стола», в целях совершенствования системы государственного регулирования использования ВИЭ и систематизации законодательства в этой сфере, необходимо: активизировать законотворческую работу, направленную на развитие и поддержку сектора возобновляемой энергетики и обеспечение его энергоэффективности; разработать проект федерального закона об использовании ВИЭ; подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы пакет необходимых изменений в действующее законодательство, стимулирующих развитие энергетики на возобновляемых и местных источниках энергии; ускорить работу по подготовке проекта Постановления Правительства РФ о критериях для предоставления субсидий из федерального бюджета в порядке компенсации стоимости технологического присоединения объектов, генерирующих с установленной мощностью не более 25 МВт, признанных объектами, функционирующими на основе использования

возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или ином законном основании;

В странах Европы среднестатистический показатель использования биотоплива для производства тепловой энергии достигает 15%. Однако многие страны значительно опережают общеевропейские показатели.

Так, например, в Швеции 61% тепла получают из биомассы, в Австрии — 37%, в Дании — 35%, а в Финляндии — 32%. При этом преимущественно для получения тепловой энергии в Европе используют твердые виды биотоплива: пеллеты, щепа, топливные гранулы. Например, в Финляндии из всего объема использования биомассы на твердые энергоносители приходится 94%, в Польше — 93%, в Австрии — 89%, в Швеции — 78%. Однако если в Финляндии, Австрии и Швеции тепловую энергию получают в результате переработки собственно биомассы, то Франция отапливается исключительно за счет твердых бытовых отходов и традиционных источников.

Специалисты Еврокомиссии прогнозируют, что к 2020 г. уровень использования ВИЭ для производства тепла возрастет до 18%, из них 75% будет занимать биотопливо, а остальные пропорционально разделятся между

геотермальной и солнечной энергией.

Ключевую роль в развитии биотопливной отрасли в Европе сыграла национальная налоговая политика [4]. Для стимулирования производства и потребления биотоплива в 2003 г. Совет ЕС ввел новые общеевропейские нормы снижения налогов на биотопливо. До 2003 г. решения о налоговом стимулировании принимались исключительно на уровне отдельных государств. Огромное количество индивидуально принятых законов создало серьезные бюрократические проблемы и привело к значительной разнице в уровне налогообложения в различных странах - членах ЕС. Решение данной проблемы с помощью общеевропейской системы стандартизации стало одной из ключевых целей ЕС.

Проблема была решена с принятием ЕС Директивы по налогообложению энергии (2003/96). Директива представляет собой правила деналогообложения биотоплива и значительно упрощает процесс совершенствования налогообложения в топливном секторе в отдельных странах. Она направлена на устранение неравной конкуренции, существовавшей между различными энергопродуктами. Ст. 16 данного постановления позволяет странам-членам ЕС снижать акцизный сбор на биотопливо по сравнению со ставкой акциза на минеральное топливо. Уровень обложения налогом или его снижение каждая из стран устанавливает самостоятельно. Например, в Германии, Франции и Швеции действуют специальные механизмы налогообложения, стимулирующие потребление

разработать и принять акты определяющие порядок применения мер бюджетного стимулирования использования ВИЭ». возобновляемого топлива. В Италии ежегодно утверждаются объемы производства биотоплива, предоставляются льготы на топливо растительного происхождения. В Испании введено полное освобождение от налогов на биотопливо.

В августе 2013 г. Еврокомиссия опубликовала ежегодный отчет об использовании биотоплива в Европе. Документ под названием «EU Biofuels Annual 2013» был выпущен в Гааге. Один из основных моментов отчета - постепенный переход от биотоплива, произведенного из пищевых продуктов к биотопливу, для которого не требуются пригодные для питания культуры. Кроме того, в документе раскрываются вопросы потребления твердого и газообразного биотоплива. Что касается твердых видов биотоплива, то по-прежнему для Европейского Союза приоритетными остаются древесные топливные гранулы (пеллеты). Сегодня ЕС является крупнейшим мировым рынком-потребителем пеллет из древесины: около 4% электроэнергии в ЕС производится из древесных отходов. В 2010 г. спрос на пеллеты в ЕС увеличился на 7% по сравнению с предыдущим годом и составил 11 млн.тонн, около 15% из которых было импортировано из США и Канады. В 2012 г. объемы потребления достигли 14 млн т/год. Некоторые эксперты утверждают, что к 2020 г. объемы потребления этой продукции вырастут до 80 млн т/год.

В Европе строится много новых когенерационных и биотопливных ТЭЦ. Каждую угольную электростанцию правительство обязывает использовать биотопливо хотя бы на 1015%, а им подходят только пеллеты.

В Германии, Австрии, Италии и Франции топливные гранулы в основном поступают в супермаркеты и на склады компаний, которые продают их владельцам домашних котлов на пеллетах. Спрос на «промышленные гранулы» зависит от государственных инициатив и европейского законодательства, а спрос на «потребительские гранулы» регулируется рынком и ценами на альтернативные виды топлива.

Особое внимание уделяется топливным гранулам в Германии. Помимо использования такого топлива на внутреннем рынке, немцы осуществляют значительную экспансию своих технологий и продуктов этой отрасли по всему миру. Во многих странах мира, которые с недавнего времени начали заниматься производством биотоплива на государственном уровне, присутствуют немецкие технологии и/или специалисты. Все это позволяет Германии формировать и поддерживать имидж страны, обладающей значительными биотопливными возможностями.

В Германии с 2000 г. действует федеральный Закон о преимущественном развитии возобновляемой энергетики (ЗВЭ). В своей последней редакции ЗВЭ призван содействовать дальнейшему развитию технологий по производству электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии.

Предполагается, что Закон станет эффективным законодательным инструментом, с помощью которого доля возобновляемыз источников энергии в обеспечении ФРГ электроэнергией достигнет к 2020 г. как минимум 30 %.

Необходимо отметить, что Закон о преимущественном развитии возобновляемой энергетики - часть целого набора

законодательных актов, направленных на уменьшение зависимости экономики Германии от ископаемых энергоносителей - нефти, природного газа и угля, а также от атомной энергии. Уровень экспертной проработки немецкого ЗВЭ оказался настолько высок, что до настоящего времени около 50 государств мира, среди них 16 стран-членов Европейского Союза, а также Китай и Бразилия использовали его в качестве основы при создании собственных законодательных

механизмов, обеспечивающих приоритетное развитие экологически чистой электроэнергетики.

Энергетическое партнерство между странами открывает путь для сотрудничества по производству возобновляемых источников энергии, включая биотопливо. Так, например, в ходе реализации совместных проектов со странами Африки предполагается проведение работ по агромелиорации засушливых районов данного континента. Развитие рынка биотоплива позволит странам Африки сократить зависимость от импорта минерального топлива и увеличить экспортные доходы. Нехватка продовольствия, засуха и социальная стабильность - вопросы, требующие решений во многих регионах Африки в ближайшей перспективе.

По оценкам, мировой рынок биотехнологий в 2025 г. достигнет уровня в 2 трил. долларов США, темпы роста по отдельным сегментам рынка колеблются от 5 - 7 до 30% ежегодно. Доля России на рынке биотехнологий на сегодняшний день очень мала, а по ряду сегментов практически равна нулю. Эксперты уверены - Россия имеет все предпосылки занять достойное мест на этом развивающемся рынке.

Бояринцева Анна Алексеевна, студентка юридического отделения РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Попов Николай Васильевич, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Медведкова И., Трудаева Т. Рынок биотоплива: проблемы и перспективы /И. Медведкова, Т. Трудаева // Аналитический журнал «Мосты», авторское издание ICTSD. - 2013. -Вып. 3.

2. Н.В. Попов, А.Е. Мороховец // Новые реальности и будущее человечества: Сб. материалов Третьей Международной научно-практической конференции ( май 2013 г.) - Краснодар, ЦНТИ, 2013. - С. 171.

3. «Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации» март 2010 г.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://reenergy.by/index.php/sng/487-v-rossii-nachinaet-formirovatsya-poHtika-v-oblasti-bioenergetiki.

4. Медведкова И., Трудаева Т.Рынок биотоплива: проблемы и перспективы // Аналитический журнал «Мосты», авторское издание ICTSD. - 2013. - Выпуск 3.

Boyarintseva Anna Alekseevna, Popov Nikolay Vasilievich

D.I. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * е-mail: bizfi@aol.com

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF SOLID BIOFUELS IN RUSSIA AND ABROAD

Abstract

One of the world's major strategic tasks is the creation of the organizational and legal foundations for the formation of new markets biotechnology products, in particular biofuels. The analysis of the existing legislation of Russia and Europe on the issue of regulating the use of solid biofuels and the development of international legal cooperation in the sphere of bioenergetics.

Key words: bioenergy; international cooperation; legal regulation; solid biofuels; pellets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.