Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ И ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В МОРСКОЙ ОТРАСЛИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ И ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В МОРСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
морское право / международное право / цифрофизация морской отрасли / Maritime law / international law / digitalization of the Maritime industry

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карачёв Д.В.

Наше время это новый этап исторического развития мирового сообщества со своими характерными особенностями, в том числе и в части универсализации и глобализации международных отношений, что дает право рассматривать международное морское право в аспекте «цифровизации» и выделить новые вызовы и возможности в морской отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE FORMATION OF NORMS OF INTERNATIONAL MARITIME LAW. LEGAL REGULATION OF DIGITAL RIGHTS AND DIGITAL ASSETS: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES IN THE MARINE INDUSTRY

Our time is a new stage in the historical development of the world community with its own characteristic features, including the universalization and globalization of international relations, which gives us the right to consider international Maritime law in the aspect of "digitalization" and identify new challenges and opportunities in the Maritime industry.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ И ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В МОРСКОЙ ОТРАСЛИ»

Пристатейный библиографический список:

1. Цао Липин. Регулирование морских перевозок грузов: международные правовые аспекты: монография. - Москва: РУДН, 2016. - С. 40.

2. Международный морской кодекс по опасным грузам. - URL: http://www.donau.bg/uploads/file/Kodeks_MMOG_content.pdf

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2207.

4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 12.03.2001, № 11, ст. 1001.

5. Распоряжение Минтранса России от 14.01.2020 № ЕД-10-р «Об утверждении Плана законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2020 год» // СПС. Консультант плюс. (дата обращения: 27.03.2020 г.).

6. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) введены в действие Приказом Минморфлота СССР от 03.05.1989 № 56.

7. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС/SOLAS) (Заключена в г. Лондоне 01.11.1974) //СПС. Консультант плюс (дата обращения: 27.03.2020г.).

8. Перечень утвержден Минтрансом России 27.10.1998 // СПС. Консультант плюс (дата обращения: 27.03.2020г.).

9. Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС. Консультант плюс (дата обращения: 27.03.2020г.).

10. Приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.09.2008 № 12356) // СПС. Консультант плюс (дата обращения: 27.03.2020г.).

11. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.2001 № 92-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СПС. Консультант плюс (дата обращения: 27.03.2020 г.).

12. Распоряжение ОАО «РЖД» от 31.12.2009 № 2760р (ред. от 23.08.2019) «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и коммерческих операциях в сфере грузовых перевозок» // СПС. Консультант плюс (дата обращения: 27.03.2020 г.).

13. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73, утратили силу с 30.12.2016 г. на основании приказа Минтранса России от 05.09.2016 года № 262 // СПС. Консультант плюс (дата обращения: 25.03.2020 г.).

14. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957) //СПС. Консультант плюс (дата обращения: 27.03.2020 г.).

15. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4552.

Для цитирования: Бразовская Я.Е., Яковлева К.А. Особенности правового регулирования перевозки особо опасного груза по договору морской перевозки // Океанский менеджмент. №3(8). 2020. С. 11-19

Карачёв Д.В.

старший преподаватель кафедры Международного и морского права ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ

МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ И ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В МОРСКОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация: Наше время это новый этап исторического развития мирового сообщества со своими характерными особенностями, в том числе и в части универсализации и глобализации международных отношений, что дает право рассматривать международное морское право в аспекте «цифровизации» и выделить новые вызовы и возможности в морской отрасли. Ключевые слова: морское право, международное право, цифрофизация морской отрасли.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE FORMATION OF NORMS OF INTERNATIONAL MARITIME LAW. LEGAL REGULATION OF DIGITAL RIGHTS AND DIGITAL ASSETS: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES IN THE MARINE

INDUSTRY

Annotation: Our time is a new stage in the historical development of the world community with its own characteristic features, including the universalization and globalization of international relations, which gives us the right to consider international Maritime law in the aspect of "digitalization" and identify new challenges and opportunities in the Maritime industry.

Keywords: Maritime law, international law, digitalization of the Maritime industry

Известно, что международное морское право устанавливает правила поведения государств, которых они должны придерживаться, вступая в отношения друг с другом по поводу деятельности в Мировом океане, и правила, непосредственно касающиеся использования человечеством Мирового океана, морской воды, ее флоры и фауны, минеральных ресурсов. Однако регламентация отношений государств в Мировом океане, в конечном счете, сводится к регламентации отношений государств друг с другом. Например, запрещение загрязнения моря нефтью направлено на обеспечение права всех государств пользоваться чистым морем [1].

Существует распространенное мнение, что международные нормы создают политики. А проблемы, связанные с политикой, не входят в юридическую плоскость, и анализ смысла правовых понятий в таком случае может быть отделен от исторических и социологических исследований правовых институтов. К сторонникам этих идей можно отнести позитивистов, придерживающихся воззрений Бентама, Остина и Кельзена [5]. Если это и верно, то лишь отчасти. В действительности создание международных норм -это сложный, многоэтапный процесс, со своими особенностями, традициями и процедурами, в который вовлечено множество специалистов, причем юристы -специалисты в области международного права и дипломаты играют здесь одну из наиважнейших ролей. Чаще всего в юридической литературе под процессом создания норм права понимают правообразование. Процесс правообразования включает в себя анализ и оценку сложившейся действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, а также разработку и принятие нормативных предписаний. Последним этапом правообразования выступает правотворчество, процесс непосредственного формирования различных юридических актов уполномоченными лицами [4]. Международное же правообразование - это глубокий и всесторонний процесс формирования норм и принципов международного права, носящий объективно необходимый характер, правовая реакция мирового сообщества на потребности общественной практики.

Ф. Ф. Мартенс определял международное общее право как право международного общения [3].

Сегодня множество сфер жизни общества не подвергается международно-правовому регулированию, но оно происходит в рамках конкретных групп государств, что усиливает фрагментацию из-за разнообразия включения в него национальных правовых систем.

Морское право было и является передовой отраслью в вопросе внедрения научно -технических инноваций. Некоторые научные факты были впервые подтверждены только благодаря мореплаванию в эпоху Великих географических открытий, берущую свое начало в XV в. То, что Мировой океан является крупнейшей торговой артерией, способствуют поиску решений, позволяющих обеспечить безопасность и эффективность мореплавания. К настоящему времени международно-правовая практика накопила достаточное количество правовых актов, регламентирующих вопросы мореплавания. Однако их эффективность, к сожалению, пока далека от желаемого. Кроме того, перед мировым сообществом уже в полный рост встает вопрос необходимости создания правового регулирования применения новых научно-технических инноваций.

Глобализация и «цифровизация» в международном морском праве продолжает набирать обороты. Современный период (20 в. - 21 в.) - это качественно новый этап исторического развития мирового сообщества, характерными особенностями которого являются универсализация и глобализация международных отношений, формирование

общих финансово-экономических, правовых и информационных пространств, выработка единых подходов к содержанию и обеспечению прав человека, народов и государств. Эти процессы протекают и в международном морском праве. При этом важнейшую роль играют современные цифровые технологии. Цифровизация - это применение прорывных цифровых технологий, трансформирующих операционные процессы и бизнес-модели за счет новых форматов взаимодействия и принятия решений.

Можно выделить следующие новые вызовы и возможности в морской отрасли:

Интернет вещей Блокчейн Автоматизация

Программы, использующие данные, полученные с помощью спутников, для определения наиболее эффективного маршрута Предотвращение несанкционированного доступа к данным. Отслеживания перемещения грузов и обеспечения наглядности цепи поставок на всех стадиях. Автономные морские надводные суда: спасание, ликвидация аварий и разливов нефти, пассажирские паромные перевозки, буксировка и грузоперевозки.

Интеллектуальные контейнеры, использующие датчики и телемеханику для отслеживания показателей температуры, вибрации, влажности и качества воздуха во время морских перевозок.

Долгосрочный прогноз трафика с использованием искусственного интеллекта.

В шиппинговой индустрии все чаще используются данные, полученные со спутников и датчиков, связывающих оборудование, системы и механизмы для поддержки принятия обоснованных решений по оптимизации маршрутов, отслеживанию объектов и техническим обслуживанием механизмов.

Регистрация сведений о судах, в том числе, о глобальных рисках и их влиянии на перевозку.

Интерактивные контракты и морские страховые полисы.

Открытые платформы цифровой обработки данных («Maersk» & «IBM»).

Примером такой системы можно назвать Интеллектуальную цифровую систему управления арктической логистикой Газпром нефть «КАПИТАН» [10].

Как реакция на вызовы в России была создана Маринет (MariNet) - Рабочая группа Национальной технологической инициативы, поддерживающая развитие высоких технологий для морской отрасли. Реализация Национальной технологической инициативы обусловлена новой глобальной технологической революций, которая происходит сейчас в мире. Взрывное развитие и проникновение новых технологий во все сферы человеческой деятельности приводят радикальным изменениям на глобальных рынках, в самой структуре и характере современного производства и экономики.

В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию (парламенту России) обозначил задачу -гарантировать России вхождение в число мировых технологических лидеров, обеспечение роли России как технологической сверхдержавы. В 2016 году начата практическая реализация Национальной технологической инициативы. Дорожная карта Маринет одобрена Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24.06.2016, Протокол № 3 [6].

Маринет включает в себя реализацию мероприятий по следующим приоритетным направлениям:

e-Навигация Освоение ресурсов океана Инновационное судостроение

Безэкипажное судовождение Сервисные платформы к гидрометеорологической и навигационной информации e-Фрахтинг Морские роботизированные системы Морские многоцелевые беспилотные платформы; Инновационные средства добычи углеводородов Автономные суда Системы дистанционного управления судами

26 марта 2018 года в Госдуму РФ был внесен законопроект № 424632-7 (о цифровых правах) депутатов В. В. Володина и П. В. Крашенинникова, полностью посвященный гражданско-правовому аспекту обращения криптовалют и токенов. Законопроект подписан и должен вступить в силу с 1 октября 2019 года [7].

Вводится новый объект гражданских прав: «цифровые права». Цифровые права -это названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам Понятие «Цифровые права» раскрывается в новой ст. 1411 ГК РФ. Напоминаем, что ст. 141 ГК РФ называется «Валютные ценности» [8].

Цифровое право по существу «обертка» для других прав (прав требования, а также - в перспективе - корпоративных, интеллектуальных и вещных прав). Однако в тексте новой редакции ст. 128 ГК РФ оно выделено в качестве самостоятельного вида имущественных прав.

Действующая редакция ГК РФ: Новая редакция ГК РФ:

Статья 128. Объекты гражданских прав К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Статья 128. Объекты гражданских прав К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

У экспертного сообщества имелось множество концептуальных замечаний к законопроекту. В том числе к вопросу квалификации цифровых прав. См. публикации Людмилы Новоселовой, Константина Скловского и др. [9]

Очень важной новеллой законодателя является узаконивание смарт-контрактов в ст. 309 ГК РФ. Так, согласно закона: «Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств, при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки».

В этом положении законодатель также не ограничивает информационные технологии, применяемый в смарт-контрактах, что позволяет применять любые технологии, в том числе и собственные, однако, к сожалению, не вносится порядок оспаривания таких сделок. Вероятно, что в случае злоупотреблений со смарт-контрактами будут применяться нормы о недействительности обычных сделок и будет выработана особая судебная практика с применением ст. 10 ГК РФ.

Норма очевидна направлена на применение смарт-контрактов и банковских инструментов, когда исполнение происходит автоматически. Видимо норму следует понимать так, что волеизъявление не требуется непосредственно перед осуществлением исполнения. Однако понятие «дополнительного волеизъявления» и его отличие от обычного не раскрывается.

К сожалению, единого и достаточного правового регулирования цифровых прав и цифровых активов на сегодняшний день не сформировано ни на национальном уровне, ни на международном. Становление новых технологий идет одновременно в различных государствах.

ООН также обращает внимание на технологии блокчейна и смарт - контрактов и возможно в будущем будет создано глобальное регулирование данных цифровых инструментов.

Следует констатировать, что на сегодняшний день все еще существует ряд открытых вопросов, не позволяющих полноценно использовать на практике цифровые права и цифровые активы, в том числе и в морской отрасли:

• Будет ли распространяться действие новых положений законодательства на ранее возникшие отношения в области цифровых прав и активов?

• Обилие бланкетных и отсылочных норм в законопроектах, не позволяют сразу же применять положения новых статей. Необходимо издание подзаконных актов, издание разъяснений или формирование судебной практики.

• Отсутствует необходимое правовое наполнение и однозначный понятийный аппарат.

• Нет понимания, как будет регулироваться деятельность Информационных систем с учетом введенных в оборот цифровых прав. Возможно, цифровые права будут разрешены только в государственных национальных информационных системах.

• Не имеется достаточно четкого ответа на вопрос, что такое цифровое право ни на национальном уровне, ни на международном.

При этом цифровое направление в морской отрасли представляется перспективным и востребованным.

Пристатейный библиографический список:

1. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983.

2. Мамонова А.С. Современные подходы к регулированию безопасности мореплавания // Морское право. 2005. № 4.

3. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов / В 2-х т. Т. 1 / под общ. ред. Л.Н. Шестакова. М.: Юридический колледж МГУ, 1996.

4. Теория государства и права: Учебник под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2009.

5. Харт Г.Л.А. Понятие права. СПб., 2007.

6. Сайт Рабочей группы Национальной технологической инициативы, поддерживающей развитие высоких технологий для морской отрасли. Режим доступа URL: https://marinet.org

7. Законопроект № 424632-7. Текст законопроекта опубликован на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности РФ. Режим доступа URL: http://sozd.duma.gov.ru/bin/424632-7

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ / В редакции, опубликованной на официальном сайте. Режим доступа URL: pravo.gov.ru

9. Журнал «Закон»: Интервью с Людмилой Новоселовой / Публикация на сайте журнала. Режим доступа URL: https://zakon.ru/discussion/2018/09/07/predlozheniya_zavtra_zhe_perevesti _ves_reestr_prav_na_nedvizhimo st_na_blokchej n_predstavlyayutsya_sm).

10. «Газпром нефть» внедрила первую в мире цифровую систему управления логистикой в Арктике. Публикация на сайте компании. Режим доступа URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/2700043/

Для цитирования: Карачёв Д.В. Особенности правового регулирования формирования норм международного морского права. Правовое регулирование цифровых прав и цифровых активов: вызовы и возможности в морской отрасли // Океанский менеджмент. №3(8). 2020. С. 19-23

Бразовская Я.Е.

Доцент кафедры Международного и морского права ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова Пискун Л.П.

Магистрант кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДА МОРЯКОВ В ПОЛЯРНЫХ ВОДАХ1

Аннотация: В настоящей статье авторами предпринята попытка провести сравнительное исследование правового регулирования управления труда моряков в полярных водах, на основе диалектического метода в форме рефлексивного теоретического мышления; проведено исследование правового содержания документов, ставших предметом научного исследования. Полученные выводы могут быть использованы для цели гармонизации нормативных правовых актов, регулирующих труд моряков в полярных водах, и, соответственно, уменьшения правовых различий в указанной сфере как между приарктическими, так и иными государствами. Авторы на основе сравнительно-правового анализа предприняли попытку сформулировать правовой механизм совершенствования российского трудового законодательства, регулирующего труд моряков в полярных водах.

Ключевые слова: Арктика, Антарктика, организация труда, Северный морской путь.

THE LEGAL REGULATION OF THE SEAFARERS'S LABOUR MANAGEMENT IN

POLAR WATERS

1 Настоящая статья участвовала в конкурсе АНО НИЦ «Полярная инициатива» инициированный при научно-методической поддержке «Ассоциации полярников», посвященный Арктике и Антарктике. Пискун Л.П. получила диплом 2 степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.