Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования частных агентств занятости как одной из форм государственно-частного партнерства в сфере трудовой миграции'

Особенности правового регулирования частных агентств занятости как одной из форм государственно-частного партнерства в сфере трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOUR MIGRATION / ЧАСТНЫЕ АГЕНТСТВА ЗАНЯТОСТИ / PRIVATE AGENCIES OF EMPLOYMENT / ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / LABOUR CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казарян Кристинэ Васаковна, Литвинова Юлия Игоревна

В статье исследуются проблемы правового регулирования деятельности частных агентств занятости как одной из форм государственно-частного партнерства в сфере трудовой миграции. Анализируются международно-правовые и внутригосударственные нормы, регламентирующие трудоустройство мигрантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF EMPLOYMENT PRIVATE AGENCIES AS ONE OF FORMS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN SPHERE OF LABOUR MIGRATION

In article maintenance problems of legal regulation of private agencies of employment as one of forms of state-private partnership in sphere of labour migration are investigated. It is analyzed both international legal regulation, and interstate regulation of private agencies of employment.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования частных агентств занятости как одной из форм государственно-частного партнерства в сфере трудовой миграции»

логический анализ: автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. Екатеринбург, 2006.

11. Куницын И. А. Концепция вероисповедной политики России // Интеллект и право. 2009. 16 марта.

12. Лопаткин Р. А., Овсиенко Ф. Г. Вероисповедная политика Российского государства. М., 2003.

13. Мерзляков И. Л. Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2008.

14. Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история и взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.

15. Погасий А. Религия и право: учебное пособие. Казань, 2008.

16. Старостина Ю. В. Некоторые вопросы реформирования понятия «религиозная группа» // Юридический мир. 2012. № 9.

17. Шахов М. О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в РФ. М., 2013.

18. Яворский Д. Р. Государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации: учебное пособие. Волгоград, 2003.

11. Kunitsyn I. A. The concept of religious policy in Russia // Intelligence and law. 2009. March 16.

12. Lopatkin R. A., Ovsiyenko F. G. Religious policy of the Russian state. Moscow, 2003.

13. Merzlyakov I. L. Church-state relations in modern Russian political process: abstract dis. ... PhD in policy. Saratov, 2008.

14. Odintsov M. I. Russian Orthodox Church in the XX century: history and relationship with the state and society. Moscow, 2002.

15. Pogasy A. Religion and law: textbook. Kazan, 2008.

16. Starostina Yu. V. Some issues of reforming the concept of «religious group» // Legal world. 2012. № 9.

17. Shahov M. O. Legal basis for the activity of religious organizations in the Russian Federation. Moscow, 2013.

18. Yarovsky D. R. Church-state relations in the Russian Federation: textbook. Volgograd, 2003.

УДК 325.114 ББК 67.629

К. В. Казарян, Ю. И. Литвинова

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ АГЕНТСТВ ЗАНЯТОСТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

В статье исследуются проблемы правового регулирования деятельности частных агентств занятости как одной из форм государственно-частного партнерства в сфере трудовой миграции. Анализируются международно-правовые и внутригосударственные нормы, регламентирующие трудоустройство мигрантов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, трудовая миграция, частные агентства занятости, лицензия, трудовой договор.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF EMPLOYMENT PRIVATE AGENCIES AS ONE

OF FORMS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN SPHERE OF LABOUR MIGRATION

In article maintenance problems of legal regulation ofprivate agencies of employment as one of forms of state-private partnership in sphere of labour migration are investigated. It is analyzed both international legal regulation, and interstate regulation ofprivate agencies of employment.

Keywords: state-private partnership, labour migration, private agencies of employment, license, labour contract.

В качестве одного из возможных инструментов реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации называют механизм государственно-частного

партнерства (далее - ГЧП), позволяющий использовать оптимальное сочетание государственных и частных ресурсов. Вместе с тем его развитию в нашей стране препятствуют про-

белы и несогласованность законодательства, что отмечено в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».

Согласно ст. 3 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера - с другой, которое осуществляется на основании соглашений о государственно-частном и муниципаль-но-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

По данным статистики, представленным Центром развития государственно-частного партнерства, в феврале 2014 года в стране реализовывался 131 проект. 57 % проектов находились на стадии реализации, 24 % - на этапе разработки, 9 % - на стадии управления, 8 % проектов были выставлены на конкурс, а 2 % - приостановлены [1, с. 24-32].

Практическое состояние миграционной сферы в Российской Федерации и имеющийся опыт разработки нормативных правовых основ государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в данной сфере показывают, что объективная материально-техническая ограниченность государственных организаций (особенно в тех регионах страны, где сосредоточено наибольшее число трудовых мигрантов), уменьшение потока нелегальной миграции как базового показателя деятельности государственных органов в контексте обеспечения национальной безопасности приводят к тому, что интерес к развитию ГЧП в исследуемой сфере возрастает.

Одной из положительных черт государственно-частного партнерства является разработка специального набора стимулов для частного

сектора, которые могут обеспечить социально-экономические выгоды посредством трех ключевых механизмов [2, с. 29-31]:

1) ускоренной поставки услуг (раньше срока). Она обусловлена выгодами от наличия актива и связанными с этим услугами, полученными ранее, чем это могло произойти в противном случае;

2) расширенной поставки услуг (то есть более высокого качества или стандарта). Расширенная поставка соотносится с дополнительным качеством инфраструктурных активов и связанных с этим услуг, предоставляемых в проектах ГЧП;

3) более широкого социального эффекта (выгоды для общества в целом).

С позиции возможности количественного анализа социально-экономические выгоды могут быть: оценены в стоимостном выражении; рассчитаны, но не в стоимостном, а в натуральном выражении; выявлены, но не рассчитаны или не оценены.

В практическом руководстве Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций под ГЧП понимается механизм сотрудничества государственного и частного секторов [3].

Создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства предусматривалось на первом этапе (2012-2015 годы) реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

При такой широкой трактовке к отношениям ГЧП можно отнести и взаимодействие между государством и юридическими лицами в части организации работы трудовых мигрантов.

Одним из направлений развития государственно-частного партнерства является создание миграционных бирж, совместных агентств занятости и иных форм взаимодействия.

Рассмотрим наиболее распространенную форму государтвенно-частного партнерства. Так, альтернативой государственной системы органов занятости на российском рынке труда выступает деятельность негосударственных

и тл и

организаций. В ней нуждаются как граждане, желающие облегчить себе поиск добросовестного работодателя, так и зарубежные компании, избегающие рисков дополнительных затрат при найме работников напрямую. Негосударственные структуры имеют различные наименования: службы занятости, бюро по

найму, биржи труда, агентства по труду и т. п. В рамках Международной организации труда (далее - МОТ) используется понятие «частные агентства занятости» (далее - ЧАЗ), охватывающее все подобные структуры, выполняющие посреднические функции между соискателями и работодателями.

Ряд ученых в своих трудах выделяет в качестве одного из направлений деятельности государства по стимулированию внешней занятости создание эффективной частной системы содействия трудоустройству. «Государство в рамках широкого круга управляемых им систем... тесно сотрудничает с частными агентствами по трудоустройству в процессе реализации задач национальной политики. Участие частного сектора имеет следующие преимущества: ресурсы частного сектора могут быть мобилизованы в целях превращения страны в производителя квалифицированной рабочей силы, принимая при этом во внимание скудность и ограниченность государственного бюджета; частные фирмы в своей деятельности обладают большей маневренностью, чем государственные органы и учреждения; частная инициатива бывает полезной в выявлении и освоении новых рынков, применении новых форм организации миграции, предоставлении разных услуг; иностранные работодатели предпочитают иметь дело с частными фирмами» [4, с. 51].

Международный статус частных агентств занятости на протяжении всего своего существования претерпел существенные изменения: от отрицательного отношения государственных органов к возможности использования негосударственных структур в сфере занятости (конвенции № 2 «О безработице» 1919 года, № 34 «О платных бюро найма» 1933 года) до активной их поддержки (Конвенция о частных агентствах занятости 1997 года№ 181).

Не оставалось неизменным положение органов трудоустройства и в национальном законодательстве. После ратификации в 1999 году Конвенции МОТ № 181 статус государственных и частных агентств в стране был уравнен.

В Стандартах МОТ отражена мировая практика взаимоотношений государств, сформулированы основные конвенционные принципы деятельности частных агентств занятости: государственный контроль над такими организациями в той или иной форме; факультативный характер их деятельности как

для работодателя, так и для соискателей, бесплатный характер услуги для работников.

Конвенция № 181 устанавливает, что частным агентством занятости может быть любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных властей, которое предоставляет посреднические услуги на рынке труда. Перечень таких услуг не является исчерпывающим и включает: содействие в поиске работы и трудоустройстве, при котором частное агентство занятости не становится стороной в трудовых отношениях; наем работника с целью предоставления его труда третьим лицам, непосредственно организующим и использующим труд этих работников в своих интересах («заемный труд»); иные услуги (информационные, консультативные), связанные с поиском работы и разрешенные компетентным органом власти.

Правовой статус агентства определяется национальным законодательством с учетом согласованного мнения представителей трудовых мигрантов и работодателей, а также сложившейся практики.

Россия на сегодняшний день не ратифицировала Конвенцию № 181 и не имеет системы частных агентств трудоустройства, которые отвечали бы требованиям этого акта. Статья 18 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет, что посредническая деятельность в сфере трудоустройства осуществляется на территории России только российскими юридическими лицами на основании специальной лицензии, которая выдается органами ФМС на 5 лет. Положением о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей, установлен ряд требований к порядку осуществления такого рода услуг [6]. В частности, в штате у лицензиата должно быть не менее двух сотрудников (включая руководителя), имеющих профессиональное образование и стаж работы в сфере трудоустройства за границей. У него должен быть заключен договор с иностранным работодателем об оказании соответствующего рода услуг, а также договор с потенциальным работником об оказании ему услуг по трудоустройству. Подобные ограничения введены законодателем с целью защиты прав и интересов граждан России.

Таким образом, российские трудящиеся-мигранты, планирующие работать за рубежом,

должны в первую очередь надлежаще оформить свои отношения с посреднической организацией. В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2006 года № 797 посреднический договор должен включать следующие услуги: предоставление до отъезда письменной информации о работодателе, месте службы и проживании, порядке проезда к месту работы, дипломатическом представительстве и консульских учреждениях РФ в соответствующем государстве, сроке действия трудового договора, способах и условиях его изменения и расторжения (заверяется руководителем агентства); получение рабочей визы или иного разрешения на трудовую деятельность, если наличие названных документов предусмотрено законодательством иностранного государства; урегулирование формальностей при пересечении государственных границ; предоставление информации о стоимости и порядке оплаты услуг агентства, об условиях ответственности в случае неисполнения сторонами своих обязательств и порядке урегулирования споров.

По статистике, в государственные службы занятости обращаются 15-20 % мигрантов, 1015 % пользуются услугами частных агентств, а 70 % трудоустраиваются самостоятельно (через родственников, знакомых, иные каналы) [7, с. 15].

Развитию государственно-частного партнерства в сфере трудоустройства способствуют также Рекомендация МОТ «О частных агентствах занятости», модельные законодательные акты ЕврАзЭС и СНГ о деятельности частных агентств занятости.

О значении государственно-частного партнерства говорится, например, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 годы (п. 6.2), а также в ряде отраслевых и региональных социально-партнерских соглашений.

Как известно, понятие «частное агентство занятости» было введено в широкий международный оборот Конвенцией МОТ № 181 «О частных агентствах занятости». Однако на территории СНГ до недавнего времени оно не было официально закреплено в правовом лексиконе, что мешало нормальному осуществлению деятельности подобными структурами. Принятый 28 октября 2010 года на 35-ом пле-

нарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ (МПА СНГ) модельный закон «О деятельности частных агентств занятости» [8, с. 401-420] позволил компенсировать недочеты в этой области, поэтому его вполне можно охарактеризовать как инновационный.

Практическая ценность данного закона заключается в том, что он создает предпосылки для гармонизации в пространстве СНГ нормативно-правовой базы в целях регулирования деятельности частных агентств занятости в сфере трудовой миграции.

В нем определен порядок оказания частными агентствами занятости услуг заинтересованным работодателям по подбору, подготовке и переподготовке кадров в соответствии с требованиями к их профессии, специальности, квалификации. Фиксируя правовой статус негосударственных агентств как важных участников регулирования трудовой миграции, модельный закон закрепляет также основы партнерского взаимодействия государственных органов, регулирующих миграционные процессы, и негосударственного сектора сферы услуг.

Легитимация негосударственных агентств в рамках Межпарламентской ассамблеи стала первым шагом по введению в правовое русло и упорядочению деятельности негосударственного сектора сферы услуг, предоставляемых трудовым мигрантам и работодателям, а также по созданию условий для формирования развитой инфраструктуры в этой области.

Вместе с тем в России, помимо некоторого числа законопослушных частных структур, занимающихся данным видом деятельности, отмечается также наличие внушительного слоя полулегальных и даже криминальных вербовщиков, которые зачастую объединяются в международные корпорации, занимающиеся торговлей людьми и организацией нелегальной миграции. Не секрет, что любые необоснованные усложнения в функционировании легальных каналов миграции ведут к усилению зависимости трудящихся-мигрантов от незаконных вербовщиков, среди которых многочисленные диаспоральные объединения в настоящее время играют главную роль.

В сложившихся условиях одной из приоритетных целей государства в сфере регулирования миграционных процессов является стимулирование развития и функционирования

легальной цивилизованной сферы услуг на рынке труда, искоренение имеющей место недобросовестной конкуренции в области подбора и вербовки кандидатов, поощрение и поддержка деятельности транспарентного негосударственного сектора сферы услуг.

Подготовка данного нормативного акта велась с учетом положений вышеупомянутого модельного закона «О деятельности частных агентств занятости».

Таким образом, принятие модельного закона о частных агентствах занятости создаст основу для разработки в рамках Содружества Независимых Государств единообразных национальных нормативных правовых актов, способствующих формированию механизмов, регламентирующих порядок и формы участия негосударственных организаций в регулировании миграционных процессов в государствах - участниках СНГ, а также повышению эффективности защиты прав и законных интересов работодателей и трудящихся-мигрантов в ходе заключения и осуществления трудовых отношений.

Частное агентство занятости или другое юридическое лицо, которое в соответствии с российским законодательством о занятости населения в РФ может осуществлять деятельность по трудоустройству работников (персонала), имеет право при определенных условиях направлять временно своих клиентов с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющемуся их работодателем (далее - принимающая сторона), для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами обязанностей в интересах, под управлением и контролем указанного физического или юридического лица (ч. 1 ст. 341.1 Трудового кодекса РФ).

Аналогичные положения закреплены и в п. 1 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.01.2016 (далее -Закон № 1032-1).

С учетом прямого толкования вышеуказанных норм Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона № 116-ФЗ) и Закона № 1032-1 (в ред. Федерального закона № 116-ФЗ) направление сотрудников принимающей стороне для выполнения работы может носить исключительно временный характер. Установление в дополнительном соглашении к трудовому договору неограниченного срока работы у кон-

кретной принимающей стороны будет противоречить закону.

Согласно ч. 2 ст. 341.2 Трудового кодекса РФ частное агентство занятости имеет право заключать с работником трудовой договор, содержащий условие, указанное в ч. 1 данной статьи, в случае направления его временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала):

- к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;

- индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами сохраняется место работы;

- индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Так, в соответствии с Законом № 116-ФЗ с 1 января 2016 года деятельность по предоставлению персонала могут осуществлять только частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию, и юридические лица, направляющие персонал аффилированным лицам, а также лицам, с которыми или в отношении которых направляющей стороной заключено акционерное соглашение.

Кроме того, направление частными агентствами занятости персонала для работы к юридическим лицам будет допускаться только в случаях, прямо предусмотренных Законом № 116-ФЗ (например, для исполнения обязанностей временно отсутствующих работников или проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг). При этом такие случаи не покрывают даже половины потребностей, которые в настоящее время имеются у компаний.

В результате с 2016 года такая опция, как привлечение персонала через частные агентства занятости, для большинства компаний станет недоступной. Однако отметим, что в Законе № 116-ФЗ также есть и положительные

моменты. В частности, он урегулировал ряд важных вопросов. Так, в соответствии с законом «при направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников трудовые отношения между этим работником и частным агентством занятости не прекращаются, между этим работником и принимающей стороной не возникают. Данное положение позволяет исключить возможность появления споров о признании отношений между работником и принимающей стороной фактически трудовыми» [9, с. 10].

В заключение необходимо отметить, что частные агентства занятости - это перспективная возможность грамотной организации трудоустройства граждан за рубежом. В услови-

Литература

1. Зайцева Г. Г. Государственно-частное партнерство: в чем суть и как использовать? // Руководитель автономного учреждения. 2014. № 11.

2. Рыманов А. Ю. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 13.

3. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. URL: http:// www.unece.org/fileadmin/DAM/ceci/publica-tions/ppp_r.pdf

4. Абелла М. И. Направление трудящихся в зарубежные страны. Тбилиси, 1997.

5. Роль частных агентств занятости в сфере управления международной трудовой миграцией// Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 8.

6. Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 № 797) // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. II). Ст. 256.

7. Хныкин Г. В. Некоторые аспекты правового статуса трудящихся-мигрантов // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 3.

8. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2011. № 49.

9. Скворцова И. Нововведения в трудовом законодательстве // ЭЖ-Юрист. 2015. № 33.

ях глобализации миграционных процессов, модернизации миграционного законодательства необходимо активно использовать различные формы государственно-частного партнерства, так как эффективное управление процессами внешней трудовой миграции требует объединения и координации усилий государства, гражданского общества и социально ответственного бизнеса.

Необходимо выработать единую концепцию взаимодействия государственных органов в сфере миграции, предусматривающую активное участие в регулировании миграционных потоков негосударственных структур, расширить различные формы государственно-частного партнерства в миграционной сфере.

Bibliography

1. Zaytseva G. G. State-private partnership: in what an essence and how to use?// Head of independent establishment. 2014. N° 11.

2. Rymanov A. Yu. Efficiency evaluation of projects of state-private partnership // Accounting in the budgetary and noncommercial organisations. 2014. N 13.

3. Practical guidance concerning efficient control in sphere of state-private partnership. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/ceci/publi-cations/ppp_r.pdf

4. Abella M. I. A direction of workers in foreign countries. Tbilissi, 1997.

5. The Role of private agencies of employment in sphere of management international powered by labor migration // Personnel officer. Personnel management. 2008. N 8.

6. Position about licensing of the activity connected with employment of citizens of the Russian Federation abroad (confirmed by the Governmental order of the Russian Federation от 23.12. 2006 № 797) // Russian Federation Code. 2007. № 1 (p. II). St. 256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Hnykin G. V. Some aspects of legal status of workers-migrants// Labour law in Russia and abroad. 2010. № 3.

8. The Newsletter. Inter-parliamentary Assembly of the states-participants of the Commonwealth of Independent States. 2011. № 49.

9. Skvortsova I. Innovations in the labour legislation// EZH-Lawyer. 2015. № 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.