Р.С. Герман
Особенности правового регулирования борьбы с преступностью на Дону в годы советской власти
История борьбы с преступностью в Донском крае насчитывает много ярких страниц. Во все времена - послереволюционные годы, период Великой Отечественной войны и послевоенные годы, сегодняшние дни сотрудники правоохранительных органов всячески противостояли криминальным элементам, боролись с бандитизмом, стояли на страже жизни и здоровья донских жителей. Безусловно, за долгие годы накоплен соответствующий положительный историко-правовой опыт, который в современных условиях следует основательно изучать и использовать в повседневной деятельности донской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Реорганизация органов полиции и создание милиции на Дону начались с марта 1917 г. Процесс формирования советской милиции на донской земле имел свои особенности, которые главным образом были обусловлены тем, что данная территория являлась казачьей областью, и создание аппарата советской милиции происходило в очень специфических условиях [1, с. 84-97; 2, с. 58; 3, с. 55-64].
Советская власть в Донской области окончательно установилась в январе 1920 г. После бурного обсуждения вопроса об организации ростовской милиции на заседании Военно-революционного комитета 4 февраля 1920 г. было принято решение, в котором говорилось: «тов. Баранову Н.Н. вместе с отделом управления Донисполкома приступить к организации милиции, для чего использовать, как ядро для кадров, членов боевых дружин фабрично-заводских предприятий и районных комендатур» [4, с. 17].
А вскоре, 11 февраля 1920 г., вышел в свет приказ Ревкома № 22. В данном документе подчеркивалось, что «вся постоянная формируемая боевая дружина по охране города и боевые дружины комендатур города Ростова-Нахичевани-на-Дону с сего числа переименовываются в советскую народную милицию» [4, с. 17].
Заметим, что с момента образования советской милиции берет свое начало новый этап в развитии органов внутренних дел на Дону. Органом поддержания революционного порядка милиция являлась недолго. У нее появлялись все новые обязанности. Так, необходимость борьбы с разгулявшейся преступностью обусловила возникновение и дальнейшее развитие уголовно-процессуальных функций милиции. Постепенно стало происходить возрождение сыска, а вместе с ним появились сыскные подразделения в виде органов уголовного розыска.
Следует обратить внимание на тот факт, что становление нового общества и государства в России осуществлялось в обстановке правового дефицита. Советское строительство происходило путем непосредственного принуждения, большевиками был объявлен так называемый «красный террор». В условиях гражданской войны, сопровождавшейся разрухой, хроническим кадровым голодом, к работе в милиции широко привлекались рабочие и крестьяне. Безусловно, многие из них не только не разбирались в праве, но даже не владели грамотой [5, с. 21-22].
Значительные события, свершившиеся в начале ХХ века, - Первая мировая война, революционный переворот 1917 г., Гражданская война оказали сильное влияние на развитие уголовных тенденций в стране. В результате сложилась атмосфера «популярности культа разнузданного насилия» [6, с. 76].
Изменение политического и экономического курсов сказалось на состоянии российской преступности. В это время «значительная часть социума была поражена вирусом криминальной вседозволенности, другая пребывала в безумном страхе и неверии в новый режим. Распад властных структур, привычных идеологических идолов, повальное обнищание большинства и другие факторы способствовали невиданному подъему бандитизма (подавляющему среди прочих видов преступности), небывалого прежде феномена организованной преступности, о котором не принято было говорить в официальном контексте» [6, с. 76].
Для органов милиции и уголовного розыска 20-30-е гг. прошлого столетия - это достаточно сложный период времени. Милиция Дона, как и вся российская милиция, стремилась достичь
провозглашенной ВЧК цели - ликвидировать бандитизм в России к 1922 г. Но, как показала жизнь, в такой короткий срок достичь поставленной це-ли было невозможно, поскольку требовались и время, и силы. Статистика свидетельствует, что во время «неизвестной войны» с бандитизмом на донской земле в 1921-1925 гг., погибло около 5000 работников милиции и ЧК ОГПУ [6, с. 77].
В 20-е гг. донская земля привлекала внимание многих уголовников, которые нередко являлись преступниками-рецидивистами. И это вполне объяснимо, т.к. Ростов был крупным промышленным городом, имел развитое частное предпринимательство и значительные финансовые ресурсы.
В период новой экономической политики увеличилось число насильственных и корыстных преступлений, особенно умышленных. Наряду с уголовным бандитизмом имел место и политический бандитизм, главная цель которого - борьба с советской властью.
Изменение преступности стало наблюдаться к середине 20-х гг. ХХ столетия. Так, количество тяжких преступлений заметно сократилось. Число же имущественных и должностных преступлений возросло.
Итак, во второй половине 20-х - начале 30-х гг. положение на территории Донского края оставалось тревожным. Количество уголовных посягательств было по-прежнему велико, хотя и происходило постепенное позитивное изменение динамики и структуры преступности. В указанный период в работе правоохранительных органов было много нововведений. Так, в уголовном розыске была введена специализация. В ходе раскрытия преступлений стали применяться научные методы. В оперативно-разыскной работе использовались негласные формы.
Наряду с нововведениями сохранялось и то, что широко применялось в годы «военного коммунизма», т.е. продолжали проводиться массовые обыски и облавы, применялись карательные, репрессивные меры в отношении преступных элементов, передавались уголовные дела на рассмотрение в трибунал, производилась органами ОГПУ внесудебная расправа и т.п.
В итоге, одновременно с тем, что криминогенная ситуация в государстве стала менее острой, допускались явные нарушения законности. В это время был создан прецедент правового произвола и насилия, причем не только в отношении представителей уголовного мира, но и законопослушных граждан.
В период Великой Отечественной войны одной из ключевых задач милиции оставалась охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Партийные, советские органы, городские комитеты обороны уделяли большое внимание охране общественного порядка и борьбе с дезорганизаторами тыла.
Например, 23 июня 1941 г. на заседании Бюро Ростовского городского комитета ВКП(б) был рассмотрен вопрос об охране социалистического порядка и общественной безопасности в Ростове-на-Дону. Выступающие в своих докладах указывали, что «органы милиции и прокуратура в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" провели обширную подготовительную работу по ознакомлению всего оперативного состава с создавшейся обстановкой и необходимостью усиления борьбы с уголовно-преступным элементом, а также произвели своевременное развертывание своих сил». В докладах были отмечены и факты сопротивления проводимым мероприятиям со стороны отдельных лиц [7].
Сотрудникам милиции прифронтовых областей и районов в крайне сложных условиях приходилось поддерживать общественный порядок, о чем наглядно свидетельствуют воспоминания участников этих событий [8, с. 149]. Они в любых условиях продолжали нести службу, до последнего не покидали города, которым угрожал захватом враг.
В военное время уголовный розыск столкнулся с новыми видами преступлений: дезертирством, уклонением от призыва и службы в армии, мародерством, распространением провокационных слухов.
Одна из наиболее важных задач всех партийных и комсомольских органов состояла в противостоянии немецким агентам, забрасывающим гитлеровские спецслужбы в советский тыл. В связи с этим 11 июля 1941 г. Бюро Ростовского обкома ВКП(б) вынесло постановление, которое было адресовано всем секретарям горкомов, райкомов ВКП(б), директорам и начальникам охраны предприятий Ростовской области. В нем указывалось, что, по имеющимся сведениям, немцы,
переодетые в форму чекистов, милицейских и иных работников, владеющие русским языком и имеющие советские документы, нередко практикуют забросы на самолетах в глубокий тыл диверсантов. При этом преследуется цель - совершение диверсионных актов на крупных промышленных и оборонных предприятиях. Этим и объяснялась необходимость задерживать всех подозрительных лиц и направлять для проверки в органы НКГБ, НКВД и милиции [9].
Следует отметить, что партийные и руководящие работники далеко не всегда проявляли необходимую бдительность в борьбе с агентами немецкой разведки. Так, 3 мая 1942 г. на Бюро Ростовского обкома ВКП(б) был вынесен на обсуждение вопрос «О борьбе с фашистскими шпионами, лазутчиками и диверсионными фашистскими группами противника, забрасываемыми в наш тыл», в ходе которого выяснилось, что 14-18 апреля 1942 г. была произведена проверка некоторых объектов. При этом обнаружились со стороны ряда руководителей хозяйственных и партийных организаций грубые нарушения охраны предприятий и учреждений, пропускной системы на них, паспортного режима, порядка хранения и передачи служебных бумаг, режима светомаскировки [10].
В условиях военного времени считалось недопустимым проявление малейшей беспечности. Например, на заседании Бюро Ростовского обкома ВКП(б) от 7 мая 1943 г. рассматривался вопрос «О недопустимости доверчивости, проявленной руководящими работниками г. Новочеркасска». Постановление, принятое на данном заседании, было решено разослать всем горкомам и райкомам ВКП(б) для того, чтобы «товарищи в других районах сделали для себя соответствующие выводы из горького "опыта" новочеркасских руководителей» [11].
Немало забот было у сотрудников донской милиции в районах, освобожденных от немецких оккупантов [12, с. 36-39]. На заседаниях Бюро Ростовского обкома ВКП(б) неоднократно решались вопросы о направлении работников НКВД в эти районы и организации там оперативной работы [13].
Криминальная обстановка в стране была очень сложной и в послевоенный период. Совершенно обыденным делом стали кражи, разбои, грабежи, убийства. В преступную деятельность втягивались новички, особенно из числа молодежи. Положение становилось крайне критическим. Бюро Ростовского обкома ВКП(б) акцентировало внимание на вопросах борьбы с преступностью [14]. Так, 16 января 1947 г. на заседании рассматривался вопрос «О мероприятиях по усилению борьбы с уголовной преступностью». На нем члены Бюро Ростовского обкома ВКП(б) констатировали, что в целом по Донской области, в городах - Ростове, Новочеркасске, Каменске, Батайске, Миллерово, а также в районах - Нахичеванском, Аксайском и других - участились случаи грабежей и других опасных видов преступлений. При этом подчеркивалось, что «проводимые мероприятия органами МВД, милиции и прокуратурой по предупреждению, раскрываемости преступлений и быстроте следствия все еще неудовлетворительны и не обеспечивают быстрого пресечения роста преступности, особенно по опасным видам преступлений» [14].
Донская милиция в послевоенный период вела напряженную и бескомпромиссную борьбу с уголовной преступностью и, в частности, с такой ее разновидностью, как воровско-грабительские банды и группы, являющиеся прообразом современных преступных группировок. Сотрудники милиции, применяя новые формы и методы борьбы с преступностью, снизили уровень преступных проявлений. К середине 50-х гг. прошлого столетия на Дону, как и по всей стране, был нанесен значительный удар по уголовному бандитизму.
Со второй половины 60-х гг. повсеместно осуществляется интенсивный поиск новых организационных форм охраны порядка и борьбы с преступностью. В это время происходит обновление нормативно-правовой базы строительства и деятельности милиции.
Предпринятые в 1970, 1973, 1977-1978 гг. меры, направленные на повышение размеров денежного содержания сотрудников правоохранительных органов, развитие ведомственных учебных заведений, способствовали стабилизации кадров. Что касается других компонентов, характеризующих материально-бытовые условия жизнедеятельности работников милиции, то они так и оставались неудовлетворительными.
В начале 80-х гг. ХХ в. произошла смена руководства МВД СССР, повлекшая за собой очень масштабную чистку кадров личного состава милиции по мотивам разложения.
На Пленуме ЦК КПСС, состоявшемся в январе 1987 г., указывалось на недостатки в кадровой работе органов внутренних дел, допущенные в 70-е и начале 80-х гг., которые нанесли огромный вред, способствовали разложению определенной части кадрового состава.
Последующие события, в ходе которых совершенно несвоевременно были предприняты шаги по улучшению материально-бытовых условий жизнедеятельности сотрудников милиции, их правовой и социальной защите, сопровождающиеся зачастую предвзятой подачей средствами массовой информации истории органов милиции и их современного состояния, как известно, повлекли дальнейшую дестабилизацию кадров милиции. Сложившаяся кадровая ситуация не могла не сказаться соответствующим образом на деятельнос-ти сотрудников милиции по борьбе с преступнос-тью. Так, в 1989 г. наблюдалось резкое снижение показателей одной из самых многочисленных милицейских служб - патрульно-постовой. Число преступников, которые были задержаны патрульно-постовыми нарядами, из г. в год стало падать. Например, в 1984 г. оно составляло 316 тыс., а в 1989 г. - 170 тыс. [15, с. 300].
Таким образом, в 20-30-е гг. ХХ в. донская милиция, как и вся российская милиция, в целом успешно справлялась с поставленными перед ней задачами. Негативные же моменты, присутствующие в деятельности органов милиции, были во многом обусловлены особенностями политического развития Российского государства.
Во время Великой Отечественной войны и послевоенный период 1945-1960 гг. сотрудники правоохранительных органов в целом обеспечили необходимое спокойствие и безопасность российских граждан, не допустили неконтролируемого роста преступности и бандитизма. Имеющиеся в работе милиции серьезные недостатки носили в основном объективный характер.
В 70-е и начале 80-х гг. престиж работников донской милиции, как и всей российской милиции, на какое-то время удалось поднять. Однако для решения кадровой проблемы использовались старые приемы. В последующие годы произошло ухудшение состояния кадров милиции, которое привело к снижению эффективности ее работы.
Литература
1. Сидоров В.С. Против Зла: История ростовской милиции. Ростов н/Д, 1997.
2. Степанов М.М. Организационно-правовые основы строительства милиции на Юге России во время Гражданской войны // Юрист. 1997. № 7.
3. Макеев В.В. История полиции (милиции) Дона. Краткий курс: Монография. Ростов н/Д, 2002. Ч. 1.
4. Авдиенко Г. Революцией призванные // Будни отважных. Ростов н/Д, 1968.
5. Гирько С.И. Роль и функции милиции в уголовном процессе России: Монография. М.: Изд-во «Щит-М», 2005.
6. Уголовный розыск и криминальный мир Ростова. Хроника в событиях и лицах: Художественно-исторический сборник. Ростов н/Д, 2005.
7. Центр документации новейшей истории Ростовской области. Ф. 13. Оп. 2. Д. 745. Л. 5-6.
8. Павлов Н. Так было! // Будни отважных: Сборник. Ростов н/Д, 1969.
9. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 309. Л. 179, 182.
10. ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 1063. Л. 5, 6.
11. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 371. Л. 150-151.
12. Макеев В.В. Становление и развитие советской милиции: Методическое пособие. Ростов н/Д, 1990.
13. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 355. Л. 89, 90.
14. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 736. Л. 23-26; Д. 740. Л. 14, 15; Д. 754. Л. 13-17; Д. 696. Л. 27-29.
15. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел / Под ред. Р.С. Мулукаева: Учебник для вузов. М., 2005.