Научная статья на тему 'Особенности правового обеспечения в сфере предпринимательства и противодействия коррупции: сравнительно-правовое исследование'

Особенности правового обеспечения в сфере предпринимательства и противодействия коррупции: сравнительно-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1731
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФИНЛЯНДИЯ / СИНГАПУР / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Алексей Анатольевич

Рассмотрены нормативно-правовая база в области регулирования предпринимательской деятельностью и противодействия коррупции стран с низким по общемировому рейтингу уровнем коррупции (Финляндия и Сингапур). Выявлена взаимосвязь уровня коррупции и благоприятности условий для ведения предпринимательской деятельности. Даны рекомендации по снижению уровня коррупции и улучшению условий для предпринимательской деятельности в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового обеспечения в сфере предпринимательства и противодействия коррупции: сравнительно-правовое исследование»

особенности правового обеспечения в сфере предпринимательства и противодействия коррупции: сравнительно-правовое исследование

Иванов Алексей Анатольевич, магистрант направления «Юриспруденция» Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация. Рассмотрены нормативно-правовая база в области регулирования предпринимательской деятельностью и противодействия коррупции стран с низким по общемировому рейтингу уровнем коррупции (Финляндия и Сингапур). Выявлена взаимосвязь уровня коррупции и благоприятности условий для ведения предпринимательской деятельности. Даны рекомендации по снижению уровня коррупции и улучшению условий для предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, ведение бизнеса, предпринимательство, зарубежное законодательство, Финляндия, Сингапур, Россия.

Для исследования были выбраны две страны, рейтинг которых по оценке неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру «Трансперенси интернешнл» был наивысшим за последние 5 лет. Оценка производилась по индексу восприятия коррупции (ИВК), который показывает ежегодный рейтинг государств мира по степени восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями1.

Также были проанализированы доклады «Ведение бизнеса с 2009 по 2013 г»2, где представлены результаты ежегодных исследований группы Всемирного банка с оценкой простоты осуществления предпринимательской деятельности в 185 странах. Итоги изучения, оформленные как индекс простоты предпринимательства (ИПП), определяются на основе 11 ключевых показателей ежегодного цикла деятельности фирм. Методика ис-

1 Индекс Восприятия Коррупции // Трансперенси Интернешнл Россия (центр Антикоррупционных исследований и инициатив). URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/blog.

2 Ведение бизнеса - 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних

предприятий // Doing Business. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/ doing-business-2013; Ведение бизнеса - 2012: Ведение бизнеса в более прозрачном мире // Doing Business. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/Doing%20

Business%202012; Ведение бизнеса - 2011: Улучшение условий для предпринимателей // Doing Business. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/Doing%20Business%

202011; Ведение бизнеса - 2010 // Doing Business. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/ global-reports/Doing%20Business%202010

следования «Ведение бизнеса» и модель анализа являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

При определении рейтингового коэффициента учитываются такие характеристики как простота регистрации собственности и предприятий, получения разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, кредитование, налогообложение, защита инвесторов, международная торговля, разрешение неплатежеспособности, обеспечение исполнения контрактов и наём рабочей силы. Последний из показателей, названный «Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий», дает оценку нормативным актам, регулирующим деятельность малых и средних предприятий, и порядок их применения на практике.

Были проанализированы Конституции, кодексы, общегосударственные и локальные нормативные правовые акты исследуемых государств. Были учтены и такие критерии как географическое положение, численность и плотность населения, этнические особенности, менталитет, принадлежность к правовой семье этих стран. Ниже мы приведем некоторые из страноведческих характеристик этих двух государств.

Финляндия - государство в Северной Европе, граничит со Швецией, Норвегией и Россией. Входит в скандинавскую («северную») правовую семью1. В сравнительном правоведении многие ученые-юристы выделяют ее как самостоятельную правовую систему, в которую включаются такие государства как Швеция, Норвегия, Исландия, Дания и Финляндия. Ряд ученых считает, что скандинавская правовая система является разновидностью романо-германской правовой семьи. А. Мальмстрём помещает ее между романо-германской правовой семьей и системой общего права. А Ф.Шмидт, разделяя эту позицию, ссылается на то, что европейское континентальное право более догматично по сравнению с правовыми системами скандинавских стран. Поскольку Россия входит в романо-германскую правовую систему, можно увидеть много общего в правовом регулировании государств. Немаловажным аспектом является и то, что с 1809 по 1917 год Финляндия являлась частью Российской империи, поэтому налицо сходство источников правового регулирования, прагматичный подход к праву, правовым нормам и конституции. Известную роль в качестве источника права в Финляндии играют судебные решения.

Если говорить о предпринимательской деятельности, то в конституциях Финляндии и России есть определенное сходство. В статье 34 Конституции РФ указано, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. В Конституции Финляндии §18 обозначен как «Предпринимательство и право на труд». В нем сказано, что каждый имеет право получать свой доход путем найма на работу, предпринимательства и ремесленничества и что никто не может быть уволен с работы без законного решения. Можно провести аналогию с Трудовым кодексом РФ, где эти нормы регулируются разделом 8 «Защита трудовых прав и свобод».

По рейтингу ИВК за 2008-2012 годы Финляндия имела следующие по-

1 Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М.: ИГПРАН, 1993.

казатели: 5, 6, 4, 2, 1 и наилучший результат был достигнут в 2012 году

В уголовном кодексе Финляндии понятия коррупция нет, но говорится о взяточничестве чиновников, и за это преступление предусматривается наказание от штрафа до лишения свободы до 4 лет. Нет и специального закона о борьбе с коррупцией.

Для сравнения в Российской Федерации в 2008 году был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», но по индексу восприятия коррупции за 2012 год Россия делит 133-е место с такими государствами как Гондурас, Иран и Гайана. Это говорит о том, что основным в борьбе с коррупции должно служить понимание обществом аморальности данного проявления, а не законодательные меры.

В Финляндии существует специальный судебный орган, который рассматривает дела о преступлениях и проступках, включая дела коррупционной направленности, высших должностных лиц, в том числе и президента. О его эффективности можно судить по тому, что за последние 10 лет были уволены или ушли в отставку 6 глав правительства и 23 высших правительственных чиновников1. Госаппарат в Финляндии немногочислен, а обязанности и ответственность чиновников прописаны в нормативных правовых актах. Основной принцип - открытость государственной администрации, все стенограммы и протоколы доступны общественности.

В рейтинге стран, в рамках докладов «Ведение бизнеса» за последние 5 лет Финляндия имеет следующие показатели ИПП - 14, 16, 13, 11, 11, и в рейтинге за 2012 и 2013 годы находится на 11 месте. Главные причины высокого результата - отлаженная нормативно-правовая база регулирования отношений власти и бизнеса в сфере предпринимательства и низкий уровень коррупции в стране.

Основным нормативным правовым актом Финляндии, регулирующим предпринимательскую деятельность, является принятый в 2006 году Закон «Об акционерных обществах», направленный на оздоровление общей экономической ситуации в стране. Более действенными стали правила, относящиеся к долгам компаний и к защите прав владельцев миноритарного пакета акций. Особое внимание в законе уделено положению малых фирм. Одним из главных послаблений для малых компаний и начинающих предпринимателей, стало снижение минимального размера акционерного капитала с 8000 до 2500 евро.

Отличием этого акта от российского федерального закона «Об акционерных обществах» является то, что существование единоличного исполнительного органа (должность директора, генерального директора) не обязательно. Это обстоятельство подчеркивает определенный паритет в финской предпринимательской среде и едва ли возможно в привычной четкой иерархической предпринимательской вертикали в России.

Особое место в законодательной базе Финляндии занимает принятый в 2011 году Закон «О конкуренции» (который можно сравнить с нашим Федеральным законом «О защите конкуренции»), а также законы «О контро-

1 Психолого-акмеологические технологии противодействия коррупции в системе государственной службы: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

ле над инвестициями» и «О контроле над приобретением компаний иностранцами в Финляндии», регулирующие правовые отношения в области предпринимательской деятельности нерезидентов. В рамках этих законов иностранные физические и юридические лица могут приобретать акции финских компаний, в случаях, если это не подпадает под действие статей 2 «О важных национальных интересах» и 3 «Предприятие, которое подлежит мониторингу» последнего из вышеназванных законов. Под национальными интересами понимается защита от таких факторов, как угрозы социального, экономического, экологического или географического характера, а во втором случае имеются в виду предприятия с годовым оборотом или балансом более 166 млн. евро либо со штатом работников, превышающим 1000 человек.

Под «иностранным владельцем» в Законе понимается иностранец с местом постоянного проживания за пределами Финляндии; иностранная организация и фонд, а также финская организация, в которой доминирующий контроль осуществляется одним или несколькими иностранными владельцами. В соответствии со статьей 5 указанного закона иностранный владелец должен получить одобрение Министерства занятости и экономики на приобретение подлежащей мониторингу компании, если он получает доминирующий контроль (или более чем 1/3 голосов), за некоторыми исключениями, регламентированными в этом законе.

Закон «О налогообложении прибыли и доходов от профессиональной деятельности» регулирует отношения предпринимателей в сфере налогового права. Интересны также законы «О ценных бумагах» и «О торговле стандартными опционами и фьючерсами», регулирующие правовые отношения на фондовом рынке.

Сингапур расположен на одноименном острове в Юго-Восточной Азии, отделенном от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом, граничит с Малайзией и Индонезией В состав страны входит также 62 мелких островка. Так как до 1963 г. Сингапур был британской колонией, его правовая система основывается на английском общем праве.

По рейтингу ИВК за 2008-2012 годы Сингапур имел показатели 4, 3,

1, 5, 5 и входил в лидирующую группу стран с антикоррупционной политикой. Позиция Правительства в данном вопросе тверда, ясна и однозначна. В Сингапуре разработана нормативно-правовая база по противодействию коррупции, в основе которой лежит закон «О предупреждении коррупции», и создано специализированное ведомство - Бюро по расследованию случаев коррупции (БРК), имеющее политическую самостоятельность. Руководит БРК директор, который несет ответственность только перед премьер-министром. Ни один высокопоставленный чиновник не может повлиять, или оказать давление на сотрудников Бюро или на следствие.

В полномочия БРК входит расследование коррупционных преступлений в государственном секторе, причем особое внимание уделяется сотрудникам правоохранительных органов, которые по роду своей работы в большей степени подвержены коррупции (в нашей стране этими вопросами занимается Департамент собственной безопасности МВД России). В функции БРК входит рассмотрение жалоб на государственных служащих и проверки законности их действий (подобную деятельность у нас ведет прокуратура),

расследуются и преступления в частном секторе.

По закону Бюро имеет право без решения суда проводить обыски, отслеживать банковские счета и переводы лиц, подозреваемых в коррупции. Эти полномочия указаны в статьях 15 «Право на арест» и 22 «Обыск и выемка» указанного закона, где прописано, что директор или следователь Бюро без ордера может арестовать любого подозреваемого в совершении преступления.

В статьях 11 и 12 сингапурского закона прописаны коррупционные преступления, связанные с членами парламента и правительства. Статья 26 регулирует случаи, когда подозреваемые в преступлениях граждане пытаются помешать следствию. За ложные заявления и информацию (статья 28) предусмотрены санкции (штраф размером в 10.000 сингапурских долларов или один год лишения свободы). Закон (статья 36) обеспечивает и защиту информаторов (в российском антикоррупционном законе подобной статьи нет, и на практике институт по защите информаторов в России работает слабо).

В рейтинге ИПП Сингапур с 2009 по 2013 год постоянно занимает твердое 1-е место, не уступая лидерства таким мощным в экономическом плане государствам как Германия и Китай, что является, по оценкам специалистов, выдающимся результатом. Для сравнения Россия в рейтинге доклада «Ведение бизнеса 2013» находится лишь на 112 месте, а по соседству расположились такие государства как Иордания (106), Пакистан (107).

Сингапур входит в число стран, где регистрация предприятий проходит в комфортных для предпринимателей условиях. С помощью портала Реестра компаний Сингапура она осуществляется полностью дистанционно, что дает возможность официально открыть компанию в течение 1-2 дней. Допускается регистрация компаний следующих видов: компания с ответственностью участников в пределах принадлежащих им акций (англ. company limited by shares), компания с ответственностью участников в гарантированных ими пределах (англ. company limited by guarantee), компания с неограниченной ответственностью (англ. unlimited company).

Согласно статье 205 закона «О компаниях» в течение 3 месяцев со дня учреждения фирмы директора должны назначить аудиторов, а в соответствии со статьей 171 в течение шести месяцев - секретаря. В российском законодательстве подобные нормы закреплены в законах «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в статье 95 ГК РФ «Основные положения об обществах с дополнительной ответственностью».

Акт «О подоходном налоге» и часть 6 «Отчетность и аудит» закона «О компаниях» Сингапура во многом соответствуют Налоговому Кодексу РФ. Следует отметить сингапурский закон «Об электронных сделках», который обеспечивает безопасность использования электронных операций в рамках выполнения Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, принятой Генассамблеей ООН 23 ноября 2005 года. В России также разрабатывается подобный законопроект «Об электронной торговле», который будет регулировать соответствующие правоотношения.

Принятый в 2004 году в Сингапуре Закон «О конкуренции» имеет сходство с федеральным законом «О защите конкуренции», тогда как акт «О международном арбитраже» подобен Федеральному закону «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 года.

Хотя все три рассмотренные страны возглавляются президентами, форма их государственного устройства различна: Россия является президентско-парламентской, Финляндия - президентской, а Сингапур - парламентской республикой. В отличие от унитарных Финляндии и Сингапура Россия федеративное государство, и ее парламент, Федеральное Собрание, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Правовая система всех трех государств основана на Конституции, а нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность и противодействие коррупции, во многом схожа. Некоторые отличия Сингапура объясняются его вхождением в англо-саксонскую правовую систему. Россия в территориальном и демографическом плане намного больше исследуемых государств. В свою очередь Финляндия и Сингапур схожи по численности населения, но его плотность в Сингапуре значительно выше.

Благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности в исследуемых государствах (высокий рейтинг ИПП Финляндии и Сингапура за последние 5 лет), во многом зависит от уровня коррупции (рейтинга ИВК). Низкий уровень коррупции в Финляндии связан с ментальностью граждан, пониманием в обществе аморальности этого проявления. Случаи преступлений, связанных с коррупционными проявлениями в области государственной службы, очень редки и влекут за собой неприятие обществом не только самих правонарушителей, но и, нередко, их родственников. Нормативно-правовая база в области противодействия коррупции толерантна в регулировании предпринимательской деятельности и поэтому комфортна для предпринимателей и тех, кто связан с этой сферой.

Финская модель борьбы с коррупцией, для России (сегодняшней), на мой взгляд, неприемлема по ряду причин. Во-первых: наше общество не готово признать, в полной мере, безнравственность этого проявления, осознать экономический урон, наносимый коррупционными проявлениями. Коррупцию победить нельзя, но ее можно значительно сократить и начинать нужно, как ни банально это звучит, - С СЕБЯ. Во многих российских государственных организациях сегодня сложно пробиться «без конверта», хотя положительная, если вспомнить 90-е годы ХХ века, тенденция конечно налицо. Во-вторых: «мягкая» нормативно-правовая база в области противодействия коррупции никак не подходит к нашему менталитету и размаху, с которым наши чиновники приобретают недвижимость и открывают счета в иностранных «брендовых» банках, зачастую оформляя все на ближайших родственников.

Убежден, что для России, необходимы радикальные, возможно на первом этапе, меры и особенно в правовой плоскости. В этом плане интересен опыт Республики Сингапур. Считаю актуальным создание российского антикоррупционного ведомства, непосредственно подчиненного президенту. Его приоритетной задачей должно стать расследование коррупционных преступлений среди высших чиновников, возвращение многомиллиардных средств, похищенных, в том числе с помощью коррупционных механизмов.

Сотрудники этого ведомства должны нести дополнительную уголовную ответственность.

Что касается предпринимательства, то России, чтобы повысить свой рейтинг по индексу простоты предпринимательства и поднять экономику, необходимо:

1) создание благоприятного климата (условий) для бизнеса:

а) совершенствование нормативно-правовой базы сферы регулирования предпринимательской деятельности, обеспечивающей прозрачность и эффективность бизнеса и устранение всевозможных рогаток на его пути, используя зарубежный опыт, в том числе таких стран как Финляндия и Сингапур;

б) оказание помощи государства в области кредитования и субсидирования, исключение двойных стандартов;

в) реальное противодействие коррупции методами правового регулирования и прямыми правоохранительными действиями в отношении как чиновников, так и предпринимателей, обеспечение взаимопонимания и взаимодействия представителей деловых кругов и государственных структур.

2. Развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение его роли в ВВП страны. По разным оценкам специалистов доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны составляет от 15% до 20%, для примера в странах ЕС до 50%, в Сингапуре около 130 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса (92% всех предприятий страны). На них приходится около 35% добавленной стоимости выпускаемой продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме того, 7% прироста занятости в год также обеспечивает малый и средний бизнес. Неудивительно, что государство всячески поддерживает развитие этого сектора экономики.

Малый и средний бизнес играет важную роль в социальной и экономической жизни Финляндии. Из общего числа зарегистрированных предприятий в стране более 90% относится к категории малых и средних предприятий. Их суммарный годовой оборот составляет 52% от общего оборота всех компаний, а доля в производстве ВВП — 50%. На них занято 50% всех работающих, и ежегодно с их помощью создается до 60% новых рабочих мест. Доля малых и средних предприятий в финском экспорте составляет 17% и растет более быстрыми темпами, чем у крупных компаний.

3) Сокращение уровня неравенства в распределении доходов. В Российской Федерации соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами за 2012 год составляло 16.4. Для сравнения в Финляндии средний скорректированный чистый доход после уплаты налогов наиболее обеспеченных 20% населения составляет 44 992 доллара США в год, а наименее обеспеченные 20% населения живут на 12 236 долларов США в год, т.е. этот уровень равен 3.7. В Сингапуре ситуация хуже, чем в Финляндии, но лучше, чем в России - 9.7.

Таким образом, достижение успеха в деле развития предпринимательства едва ли возможно без решения целого ряда социально-экономических, политических и правовых проблем, и для обеспечения его может оказаться полезным опыт самых разных стран.

Библиографический список:

1 Ведение бизнеса - 2010 // Doing Business. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/Doing%20Business%202010.

2 Ведение бизнеса - 2011: Улучшение условий для предпринимателей // Doing Business. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/Doing%20Business%202011.

3 Ведение бизнеса - 2012: Ведение бизнеса в более прозрачном мире // Doing Business. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/Doing%20Business%202012.

4 Ведение бизнеса - 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий // Doing Business. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/ doing-business-2013.

5 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии // Информация о Финляндии. URL: http://www.infofin.ru/p_23.php.

6 Индекс Восприятия Коррупции // Трансперенси Интернешнл Россия (центр Антикоррупционных исследований и инициатив). URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korru ptcii/blog.

7 Психолого-акмеологические технологии противодействия коррупции в системе государственной службы / под общ.ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

8 Рынок труда, занятость и заработная плата // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages//.

9 Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М.: ИГПРАН, 1993.

10 Уилкинсон Р. Как экономическое неравенство вредит обществу // Демоскоп. №559-560. 17-30 июня 2013. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0485/analit05.php.

11 Финляндия. Законодательство об иностранных инвестициях // Министерство экономического развития Российской Федерации: портал внешнеэкономической информации. URL: http:// www.ved.gov.ru/exportcountries/fi/about_fi/laws_ved_fi/invest_law_fi/.

12 Финляндия: Как жизнь? // OECD Better Life Index. URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/ countries/finland-ru/.

13 Ch.16 Singapore Company Law // Singapore Academy of Law. URL: http://www.singaporelaw.sg/ sglaw/laws-of-singapore/commercial-law/chapter-16.

14 Our Legal System // Singapore Government: Ministry of Law. URL: http://www.mlaw.gov.sg/our-legal-system.html.

15 Prevention of Corruption Act // Singapore Government: Corrupt Practices Investigation Bureau. URL: http://app.cpib.gov.sg/cpib_new/user/default.aspx?pgID=202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.