Особенности правонарушений и преступлений, связанных с оборотом биологически активных добавок и анаболически-андрогенных стероидов, незаконно ввозимых на территорию Российской Федерации
С.М. Поротников
Специализированные пищевые продукты, пищевые добавки, продукты повышенной биологической ценности или биологически активные добавки (далее - БАД) -широко рекламируемый производителями и распространителями компонент рационального питания, представляемый как уникальное, эффективное, безопасное средство, не имеющее побочных эффектов и благотворно влияющее на здоровье.
На российском рынке появление биологически активных добавок совпало с крупномасштабными исследованиями, проведенными Институтом питания РАМН в 1985 -2000 годах, которые показали, что в рационах питания многих групп населения РФ наблюдается дефицит полноценных белков, иных веществ. В качестве высокоэффективного и быстрого пути решения задачи коррекции питания населения было предложено широкое применение БАД.
По состоянию на 01.01.2006 г. в Российской Федерации зарегистрировано уже 5000
наименований БАД. Выборочные исследования опровергли информацию о том, что все они безопасны, и показали, что ряд из них, вопреки заявленному составу, содержит наркотические средства, психотропные либо сильнодействующие вещества.
Интерес граждан к импортным препаратам и БАД, подогреваемый рекламой и развитием шоп-туризма, обусловил формирование на территории России нелегального рынка данной продукции, не уступающего по объёмам её легальному обороту. Насыщение нелегального рынка происходит посредством целенаправленной и многоступенчатой деятельности различного рода структур, в т.ч. и криминальных, которые представляют собой связующее звено между производителями и потребителями БАД. Ими осуществляется нелегальный ввоз в Россию оптовых партий лекарственных препаратов и БАД, содержащих подконтрольные вещества, которые в дальнейшем распространяются на территории страны с помощью сетевого маркетинга, мелкооптовых и розничных торговцев, в т.ч. и с использованием специализированных учреждений (аптек, аптечных магазинов, киосков и пунктов).
С учётом общественной опасности организации массового сбыта на территории России под видом БАД подконтрольных веществ, входящих в их состав, основными задачами органов наркоконтроля по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом БАД, содержащих психотропные и сильнодействующие вещества являются:
- предотвращение совершения поступлений, связанных с введением в легальный оборот БАД, содержащих в своём составе подконтрольные вещества;
- разработка мер профилактического воз-
Поротников Сергей Михайлович - старший оперуполномоченный отдела по координации работы и контролю за легальным оборотом наркотиков Управления по Дальневосточному федеральному округу 1 Департамента Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России, майор полиции
действия с целью недопущения совершения данного вида преступлений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
- разоблачение преступных группировок, действующих в этой сфере;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации.
В настоящее время оборот БАД на территории России регулируется рядом нормативно-правовых актов:
- Федеральными законами РФ от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- Постановлениями Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. №481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения яри отдельных видах заболеваний» и от 21 декабря 2000 г. №988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий»;
- Приказами Министерства здравоохранения РФ от 15 апреля 1997 г. №17 «О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище» и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 г. №776 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации».
- Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 6 октября 2004 г. №4 «Об отзыве регистрационных удостоверений на биологически активные добавки к пище», от 15 августа 2003 г. №146 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе биологически активных добавок», от 17 апреля 2003 года №50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03», от 14 ноября 2001 г. №36 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01») и от 15 сентября 1997 г. №21 «О государственной регистрации биологически активных добавок к пище».
В соответствии с требованиями перечисленных нормативных документов в РФ не допускается реализация БАД:
- не прошедших государственную регистрацию (или санитарно-эпидемиологическую экспертизу);
- без удостоверения о качестве и безопасности (на каждую партию продукции);
- не соответствующих санитарным правилам и нормативам, устанавливающим требования, обязательные для исполнения при разработке и производстве БАД, их ввозе, хранении, транспортировке и реализации на территории РФ;
- с истекшим сроком годности;
- при отсутствии надлежащих условий реализации;
- без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации (или санитарно-эпидемиологической экспертизе);
- при отсутствии на этикетке информации, согласованной при государственной регистрации (или санитарно-эпидемиологи-ческой экспертизе).
Тем не менее, на практике распространение БАД осуществляется с нарушением указанных требований. Наряду с основными нарушениями, встречающимися в сфере оборота БАД, имеют место и иные (специфические) нарушения, например:
1. Наличие в официально зарегистрированных БАД подконтрольных веществ. Данное нарушение обусловлено:
а) отсутствием должного контроля за данными препаратами со стороны Роспотребнад-зора на стадии их регистрации;
б) недобросовестностью фирм, поставляющих БАД из-за рубежа;
в) наличием крайне расплывчатых формулировок законодательства в сфере оборота пищевых продуктов, допускающих двоякое толкование и порождающих безответственность как самих фирм-поставщиков, так и контролирующих органов.
2. Ввоз и реализация на территории РФ незарегистрированных БАД, в составе которых имеются подконтрольные вещества. При этом используются поддельные санитарно-эпидемиологические заключения, либо ввоз осуществляется без каких-либо документов.
3. Ввоз и сбыт на территории России препаратов, содержащих подконтрольные средства и вещества, осуществляется под видом
БАД. В основной своей массе эти препараты представляют собой средства для снижения веса, всякого рода успокоительные и тонизирующие средства.
Одной из наиболее сложных проблем в обороте биологически активных добавок к пище является недостоверная реклама. В ряде случаев она не соответствует информации (в части показаний для применения) с согласованной при государственной регистрации (либо при санитарно-эпидемиологической экспертизе) продукции. По различным каналам, в том числе и в средствах массовой информации, распространяется реклама, которая содержит неподтверждённые данные о составе и свойствах продукта, рекомендациях по применению (включая и перечень заболеваний), а также об отсутствии противопоказаний у рекламируемых продуктов.
Подобные действия со стороны рекламодателей нарушают требования ст. 25 ФЗ от 13 марта 2006 №38-Ф3 «О рекламе», согласно которой реклама БАД и пищевых добавок не должна:
- создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
- побуждать к отказу от здорового питания;
- создавать впечатление о преимуществах добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению добавок.
В соответствии с п. 4 ст. 38 данного Закона рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители в случае нарушений законодательства РФ о рекламе подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.
В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело-
века утверждена и внесена в Единый реестр систем добровольной сертификации «Система добровольной сертификации биологически активных добавок к пище, пищевых добавок и пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников» (далее - Система).
В рамках Системы предусматривается подтверждение качества продукции и оценка эффективности использования БАД для оптимизации различных видов обмена веществ и нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека (в соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03).
Система БАД подтверждает эффективность и соответствие свойств продукции, декларированных производителем или импортером, защищает права потребителей в отношении приобретения продукции ненадлежащего качества, опасной для жизни и здоровья, позволит производителю информировать своего потребителя не только о безопасности продукции и количественном содержании биологически активных компонентов в БАД, но и об эффективности БАД в соответствии с заявленными свойствами. Это будет содействовать потребителям в компетентном выборе продукции, а потребительский рынок будет защищен от неправомерных действий недобросовестных производителей и наплыва продукции ненадлежащего качества.
Таким образом, нанесение информации на этикетку БАД (и/или на потребительскую (вторичную) упаковку БАД, инструкцию к применению, вкладыш и т.д.) об эффективности использования БАД для оптимизации различных видов обмена веществ и нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека возможно только после проведения добровольной сертификации БАД и наличия сертификата соответствия Системы.
В связи с вышеизложенным, в случае выявления биологически активных добавок к пище, информация на этикетке (и/или на потребительской, вторичной упаковке БАД, инструкции к применению, вкладыше и т.д.) которых не соответствует согласованной при государственной регистрации (или санитарно-эпидемиологической экспертизе) и не подтверждена сертификатом соответствия, необходимы меры по недопущению оборота указанной продукции в аптечных учрежде-
ниях и предприятиях торговли.
Приказом Минздрава РФ от 15 апреля 1997г. №117 «О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище» утверждено Положение «О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище», в соответствии с которым Департаменту Госсанэпиднадзора и уполномоченным им органам и учреждениям предписано осуществлять экспертизу и гигиеническую сертификацию биологически активных добавок к пище.
Согласно п.п. 2.2 Положения, гигиеническая сертификация биологически активных добавок к пище осуществляется Центром гигиенической сертификации пищевой продукции на базе Института питания РАМН (далее - ЦГСПП) или другими органами и учреждениями, аккредитованными Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцраз-вития России) в установленном порядке.
Экспертиза биологически активных добавок к пище включает в себя:
- экспертизу сопроводительной документации;
- проведение санитарно-химических, биологических или иных видов исследований;
- оценку результатов исследований.
Для достижения целей сертификации
фирма-изготовитель (или ее полномочный представитель) представляет в ЦГСПП следующие документы:
- письмо-заявку с указанием реквизитов фирмы;
- акт отбора проб, в котором должны быть указаны: дата и место отбора образцов, их количество, наименование продукции, юридический адрес предприятия-изготовителя, дата производства Б АД, фамилии и подписи должностных лиц, отбиравших образцы;
- техническую документацию (ТУ, ТИ и рецептуру) с пояснительной запиской и/или спецификацию на продукт, ингредиентный состав, включая действующее начало, контролируемые показатели качества и безопасности, методы испытаний, используемые упаковочные материалы, условия хранения и сроки годности БАД;
- описание биологически активной добавки к пище, область ее использования, рекомендации по применению, материалы, под-
тверждающие эффективность;
- этикетку для потребителя и инструкцию но применению, разработанную производителем, с указанием показаний и противопоказаний к применению;
- материалы (оригинальные или литературные) по токсиколого-гигиенической и биологической оценке БАД и клинической оценке ее эффективности;
- образцы БАД в необходимом для экспертизы объеме в оригинальной, неповрежденной упаковке.
Для импортной продукции (кроме вышеуказанных материалов) должны быть представлены:
а) сертификаты качества и безопасности фирмы-изготовителя, содержащие аналитические данные о показателях безопасности (санитарно-химических, микробиологических и др.) и характеристиках ингредиент -ного состава;
б) документы официально уполномоченного органа страны-экспортера, подтверждающие безопасность данной продукции (разрешение на свободную продажу на территории страны-производителя, сертификат и
др.);
в) краткие сведения о технологии производства.
Все материалы представляются в оригинале и/или нотариально-заверенными на языке страны-производителя и в переводе на русский язык. Экспертное заключение должно включать:
- оценку рецептуры (ингредиентного состава) БАД;
- оценку безопасности БАД для здоровья человека;
- подтверждение биологической активности, декларируемой изготовителем: по литературным данным, имеющим отношение к конкретной биологически активной добавке к пище, в официальных изданиях; по официальным отчетам о проведении клинических испытаний или по результатам клинической апробации в РФ.
Объем проведения исследований и необходимость клинической апробации БАД в России определяются в процессе экспертизы. Необходимые клинические исследования БАД с целью установления декларированной эффективности и выявления противопоказаний осуществляются по специальным программам, разработанным ЦГСПП и согласованным с заявителем. Экспертное зак-
лючение, подготовленное экспертами ЦГСПП, передается на рассмотрение Экспертного совета ЦГСПП, где принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче гигиенического сертификата. При проведении экспертных работ конфиденциальность информации о составе биологически активных добавок к пище гарантируется.
При положительном заключении Экспертного совета руководством ЦГСПП подписывается и выдается заявителю гигиенический сертификат установленного образца сроком действия до 3 лет. С учетом полученных материалов и при наличии соответствующей аргументации срок действия сертификата может быть сокращен.
Спорные вопросы, связанные с принятием решений о гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище, подлежат рассмотрению в Департаменте Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития России. Данные о сертифицированной биологически активной добавке к пище заносятся в реестр в порядке, определенном Департаментом Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития России.
Действие гигиенического сертификата может быть приостановлено Департаментом Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития России в случае получения новых данных о ранее неизвестных опасных свойствах биологически активной добавки к пище или нарушения условий производства и реализации БАД. Нормативная и техническая документация и гигиенический сертификат на биологически активные добавки к пище, планируемые к производству на территории РФ, представляются заявителем для согласования в Департамент Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития России.
Юридические и физические лица, осуществляющие производство, переработку и импорт биологически активных добавок к пище, несут ответственность в соответствии с гл. 7 ФЗ от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ (в редакции от 31.12.2005 г. №199-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Наряду с проблемой незаконного оборота БАД, в России актуален вопрос о немедицинском потреблении анаболически-андро-генных стероидов. Анаболически-андроген-ные стероиды (далее - ААС) - лекарственные препараты, введение которых в организм сопровождается изменением гормонального
фона, усилением процессов энергетического и тканевого обмена.
Говоря об анаболических стероидах, необходимо подчеркнуть, что они являются очень эффективными препаратами и по этой причине широко используются в медицинской практике. Наиболее характерным свойством ААС является их способность стимулировать синтез белка в организме, оказывать положительное влияние на азотистый обмен, задержку выделения необходимых для синтеза белков калия, серы и фосфора. Клинически действие ААС проявляется в повышении аппетита, в увеличении массы тела и улучшении общего состояния больных, в ускорении кальцинации костей (при остео-порозе).
Немедицинское применение ААС приводит к негативным изменениям в эмоциональной сфере человека, формирует психическую зависимость, оказывает травмирующее воздействие на организм, заключающееся в нарушении функций центральной нервной системы, поражении печени и сердечнососудистой системы. Кроме того, проведённые исследования показали, что указанные заболевания могут проявиться даже через 15-20 лет после окончания приёма препаратов.
В связи с тем, что немедицинское применение ААС наносит существенный вред здоровью и вызывает зависимость, они включены в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ (далее - Списки), утверждённые на заседании ПККН 15.06.2005 г. протокол №3/99-05; с дополнениями и изменениями от 27.01.2005 г. протокол №¡1/97-05 г.; от 03.04.2005 г. протокол №2/98-05; от
08.12.2005 г. протокол №5/101-05; от
16.03.2006 г. протокол №1/102-06.
Пресечение фактов незаконного оборота
ААС, выявление и раскрытие преступлений в этой сфере являются одним из приоритетных направлений деятельности подразделений по контролю за легальным оборотом наркотиков органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН России). Нижеприведенные таблицы наглядно показывают результаты деятельности правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту анабо-лически-андрогенных стероидов.
Приоритет по насыщению нелегального рынка ААС его поставщики отдают их контрабандному ввозу.
Контрабанду подконтрольных препаратов
Изъято органами наркоконтроля России анаболически андрогенных стероидов (в граммах) по возбужденным уголовным делам (в динамике с 2003 по ноябрь 2006 г.)
2006 2005 2004 2003
4044
146
2180
8768
о
5000
10000 15000 20000 25000
Количество фактов изъятия анаболически андрогенных стероидов органами наркоконтроля России (в динамике с 2003 по ноябрь 2006 г.)
350 300 { 250 ^ 200 * 150 I 100 -50 , 0 [-
52
I I
2003
311
333
330
ЙЙЩ
---------- -------
------------- -------
-------------
2004
2005
2006
целесообразно рассматривать по трём направлениям:
1) контрабанда препаратов, официально производимых за рубежом;
2) контрабанда нелегально производимых препаратов;
3) контрабанда субстанций для изготовления препаратов, которая характеризуется высокой степенью латентности. Основным местом производства субстанций являются государства Юго-Восточной Азии (КНР и Таиланд).
В Россию для нелегальных производителей субстанции поставляются как легаль-
ными компаниями, постоянно работающими на фармацевтическом рынке, так и частными лицами. При прохождении таможенного контроля они декларируются как субстанции неподконтрольного медицинского препарата, как образец химической продукции, либо различные виды масел.
Нелегальное производство ААС имеет несколько форм:
- подделка легально производимых в России или за рубежом препаратов;
- производство препаратов, не имеющих официальных аналогов.
При выявлении нарушений действующе-
го законодательства в сфере оборота биологически активных добавок и анаболически-андрогенных стероидов в случае, если в их составе содержатся сильнодействующие или ядовитые вещества, наступает уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом РФ. Основными видами преступлений, совершаемых в данной сфере, являются незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ) и их контрабанда через границу РФ (ст. 188 УК РФ).
Часть 1 ст. 234 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно - незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки.
Часть 4 ст. 234 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда,
Прежде чем рассматривать состав преступления «Контрабанда», необходимо сказать, что общий порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ регламентируется ст. 21 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями от 9 мая 2005 г.) согласно которой:
- право осуществлять перевозку наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации предоставляется юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности;
- физическим лицам разрешается перевозить наркотические средства и психотропные вещества, полученные в медицинских целях в соответствии со ст. 25 (отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам) указанного Федерального закона, при наличии документа, выданного аптечной организацией и подтверждающего законность получения наркотических средств и психотропных веществ.
Перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств (СДВ и ЯВ)
регламентируется Положением «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. №278. Согласно Положению, ввоз и вывоз этих веществ осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством РФ с учетом международных обязательств РФ.
Основанием для выдачи лицензии является:
1) сертификат (свидетельство) на право ввоза в РФ и вывоза из РФ указанных веществ, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздравсоц-развития РФ по форме, предусмотренной конвенциями ООН, участницей которых является РФ;
2) соответствующие разрешения Минзд-равсоцразвития РФ и Министерства природных ресурсов РФ.
Статья 188 УК РФ предусматривает ответственность за совершение контрабанды, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1).
Под перемещением через таможенную границу России подразумевается совершение действий по ввозу или вывозу на таможенную территорию России или вывозу с этой территории подконтрольных веществ любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях (разъяснения приведены в Таможенном кодексе РФ в редакции ФЗ от 28.05.2003 г. №61-ФЗ). Обязательным признаком уголовно наказуемой контрабанды является способ ее незаконного перемещения через таможенную границу РФ.
Перемещение подконтрольных веществ помимо таможенного контроля означает любые действия по их ввозу на таможенную территорию России или вывозу с этой территории, минуя определенные таможенными органами места, в которых должен осу-
ществляться их таможенный контроль, или вне установленного времени производства таможенного оформления.
Под местами пересечения таможенной границы понимаются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы - пределы таможенной территории РФ (сухопутная территория, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними), включающей в себя находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
Под перемещением с сокрытием от таможенного контроля понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение подконтрольных веществ, или придание им вида других предметов. Способом, затрудняющим обнаружение подконтрольных веществ является физическое сокрытие перемещаемых подконтрольных веществ, при котором лицо, производящее таможенный досмотр багажа, товаров или транспортных средств, не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра (это могут быть складки одежды, естественные полости тела, скрытые места кузова и салона автотранспортных средств, грузовых и пассажирских поездов, отсеков самолетов).
Таким образом, говоря об особенностях выявления и документирования преступлений, связанных с контрабандой, необходимо отметить, что объектом данного преступления является определенный нормативными правовыми актами порядок перемещения через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ.
Таким образом, принимая во внимание сложившуюся ситуацию с многочисленными нарушениями законодательства в сфере оборота БАД и ААС, в целях стабилизации положения и осуществления контроля над их производством и распространением на российском рынке, ФСКН России (во взаимодействии с другими государственными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю над оборотом подконтрольных веществ, а также по противодействию их незаконному обороту) при-
нимаются действенные меры по их пресечению. Мы стремимся к тому, чтобы этот процесс носил динамичный, системный и постоянный характер. Ведь от результата проводимых подразделениями ФСКН России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Роспот-ребнадзора и др. структурами мероприятий по выявлению фактов незаконного оборота БАД и ААС напрямую зависит состояние здоровья гражданина и благополучие общества в целом. Вместе с тем, следует помнить и об антинаркотической системе профилактики, направленной на формирование негативного отношения населения России к немедицинскому потреблению наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. Данная система, реализуемая в большинстве национальных проектов, с одной стороны перестраивает общественное сознание на истинные нравственные ценности и здоровый образ жизни, с другой - способствует повышению эффективности предпринимаемых нашим государством мер по противодействию незаконному обороту подконтрольных веществ.
Литература и источники:
1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №ЗФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ от 12 января 1998 г. -№2. - Ст. 219.
2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ от 5 апреля 1999 г. -№14. - Ст. 1650.
3. Федеральный закон от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ от 10 января 2000 г. - №2. - Ст. 150.
4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 апреля 1997 г. №¡117 «О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище» II Здравоохранение. - 1997. - №° 6.
5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 г. № 776 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг ), продукции, проектной документации» II Бюллетень нормативных актов феде-
ральных органов исполнительной власти от 19 декабря 2005 г. - №51.
6. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. №481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» // Собрание законодательства РФ от 28 апреля 1997 г. - №17.- Ст. 2020.
7. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. №9988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» // Собрание законодательства РФ от 1 января 2001 г. - №1 (часть 2). - Ст. 124.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 октября 2004 г. №в4 «Об отзыве регистрационных удостоверений на биологически активные добавки к пище» // Российская газета от 21 октября 2004 г. - №232.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 августа 2003 г. №?146 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе биологически активных добавок» // Российская газета от 21 августа 2003 г. - №165.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. №>50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03» // Рос-
сийская газета от 5 июня 2003 г. - №?108.
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. №36 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01» ) // Российская газета от 15 июня 2002 г. - №106.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 сентября 1997 г. №21 «О государственной регистрации биологически активных добавок к пище» // Сервер Центра санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Министерства здравоохранения РФ / http:!/ www.crc.ru.
13. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. - М.: Издательство «Щит-М», 2003. -С. 187.
14. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2002. - Т. 2. - С. 58.
15. Романова, Л.И. Наркомания и нарко-тизм / Л.И. Романова. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. -С. 394 - 401.