Научная статья на тему 'Особенности практической реализации автоматизированной системы экспертной оценки компетенций'

Особенности практической реализации автоматизированной системы экспертной оценки компетенций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФГОС ВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / COMPETENCE / EXPERTISE / PROFESSIONAL STANDARDS / LEARNING STANDARDS / EDUCATION SYSTEM / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воробьев Евгений Викторович

В статье представлены принципы проведения экспертного анализа компетенций в условиях перехода к новым профессиональным стандартам. В рамках статьи автор рассматривает нормативные основания для разработки автоматизированной системы экспертной оценки компетенций, а так же практические аспекты ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the practical implementation of automated system of expert assessment of competence

The main issue which is touched in this article is about carrying out an expert analysis of the importance of professional competences in the transition to new professional standards.

Текст научной работы на тему «Особенности практической реализации автоматизированной системы экспертной оценки компетенций»

№ 6'2015 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА ISSN ON-LINE: 2409-6652 © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова_vestnik.mgup.ru

УДК 004.023

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Воробьев Евгений Викторович

аспирант кафедры информатики и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А evgen2406@yandex. ги

Аннотация. В статье представлены принципы проведения экспертного анализа компетенций в условиях перехода к новым профессиональным стандартам. В рамках статьи автор рассматривает нормативные основания для разработки автоматизированной системы экспертной оценки компетенций, а так же практические аспекты ее реализации.

Ключевые слова: компетенция и компетентность, экспертный анализ, профессиональный стандарт, ФГОС ВО, система образования, рынок труда.

Вопрос объективности компетентностных моделей, утвержденных ФГОС и их соответствия требованиям рынка труда, поднимается в последние годы с завидной регулярностью во множестве научных изданий. И на данный момент становится вполне очевидным тот факт, что в рамках дальнейшего развития системы образования, увеличение степени взаимодействия ее представителей с представителями рынка труда — это взаимная необходимость. Одним из способов увеличения этого взаимодействия, описанным в статьях [1-2], является метод комплексной оценки значимости компетенций, основанный на результатах экспертного анализа и массового опроса студентов. В указанных статьях автор предлагает математические модели обработки результатов экспертного анализа и массового опроса студентов в отдельности, а так же математическую модель получения, на основе всех входных данных, итоговых весовых коэффициентов компетенций. В данной же статье будут более подробно рассмотрены практические вопросы организации системы экспертного анализа.

Основная задача экспертов в описываемой системе сводится к определению того, насколько каждая из компетенций, утвержденных ФГОС, актуальна и важна в реальных рабочих условиях. В источнике [2] автором было предложено проводить оценку компетенций относительно различных должностей. Такой подход позволит, во-первых, получать более обоснованные оценки, так как будет учитывать особенности, пусть и близких, но всё же различных видов деятельности, а во-вторых позволит использовать результаты экспертного анализа для определения наиболее подходящих для каждого выпускника должностей. Однако для подготовки такой системы оценивания компетенций необходимо обратиться к ряду нормативных документов. В настоящее время Минтруд, Минобрнауки России, а так же ряд других ведомств и заинтересованных организаций проводят различные мероприятия по

разработке профессиональных стандартов, которые должны стать новой формой определения квалификации работников. Согласно постановлению Правительства РФ [3] при подготовке новых профессиональных стандартов устанавливается тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих» [4] и «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» [5] (далее ЕКС) этим же наименованиям, содержащимся в профессиональных стандартах. Если же обратиться к методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта и макету, утвержденным приказами Минтруда [6-7], а так же изучить ряд уже утвержденных стандартов, то можно сделать вывод, что такая новая форма определения квалификации работников значительно расширяет используемые ранее квалификационные справочники. Кроме того, здесь важно отметить, что один профессиональный стандарт описывает

профессиональную деятельность для работников различного уровня квалификации. И для каждого уровня квалификации приводятся данные о наименовании должностей, соответствующих ЕКС и данные о специальностях, описанных в «Общероссийском классификаторе специальностей по образованию» [7] (далее ОКСО), а так же устанавливается ряд соответствий с некоторыми другими нормативными документами.

Таким образом, новые профессиональные стандарты выступают в роли документов, обобщающих, и в то же время конкретизирующих данные из ЕКС, ОКСО и др. И в описываемой системе экспертного анализа, новые профессиональные стандарты можно использовать для формирования наиболее точного списка должностей и соответствующих им специальностей. Информация из утвержденных профессиональных стандартов будет

№ 6'2015 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА

© Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

ISSN ON-LINE: 2409-6652 _vestnik.mgup.ru

заноситься в базу данных системы экспертного оценивания компетенций. Каждый эксперт, зарегистрированный в системе, сможет выбрать базовую группу, соответствующую

«Общероссийскому классификатору занятий» [8], уровень квалификации, и далее, определить список должностей из этой группы, соответствующих указанной квалификации, исходя из того, с какими должностями связана его руководящая деятельность, после чего он получит список компетенций для оценивания. Этот список так же будет формироваться исходя из данных[10], представленных в профессиональных стандартах. Базовые группы, доступные эксперту, будут определяться при его регистрации в системе, и должны будут так же соответствовать его должности и направлению деятельности.

Важно отметить, что порядок применения профессиональных стандартов, утвержденный постановлением Правительства РФ [9], регламентирует их использование, как при разработке ФГОС, так и при разработке профессиональных образовательных программ. Поэтому, описываемая система сможет послужить важным инструментом в этом процессе.

Следующий важный момент — это организация работы эксперта. В статьях [1-2] говорилось, что разрабатываемая система должна представлять собой интернет-портал, включающий возможности проведения экспертного анализа, массового опроса студентов, вывода полученных результатов и различных статистических данных, а так же дальнейшего использования этих результатов в учебном процессе, при оценке знаний студентов и т.

д. Что касается модуля экспертного анализа, то для пользователя он должен быть представлен в виде двух страниц: на первой эксперт выбирает от одной до трех должностей, относительно которых он будет производить оценку компетенций, на второй будет осуществляться непосредственная оценка. Ограничение в количестве должностей для одной сессии оценивания компетенций устанавливается для сохранения эргономичности системы. Примерный макет страницы экспертной оценки представлен на рис. 1 .

Так же автор разработки считает необходимым на обеих страницах системы экспертного анализа в структурированном виде выводить полную информацию как об оцениваемых компетенциях, так и о должностях, относительно которых идет оценка. Среди этой информации должны быть соответствующие данные из ЕКС [5], описание должности и требований к квалификации, данные из ОКСО [7] и др.

На рис. 2 представлены основные элементы первой страницы, на которой эксперт задает параметры системы оценивания. В левом столбце эксперт выбирает базовую группу из списка и уровень квалификации, после чего, из загрузившегося в блок профессиональных стандартов списка выбирает профессии, относительно которых будет производиться оценка. При выборе профессий в правый столбец будет выводиться в структурированном виде вся необходимая информация, представленная в соответствующих профессиональных стандартах. Блок с данной информацией эксперт сможет открыть и в процессе оценки.

Рис. 1. Страница экспертной оценки

Бими группа

уровень аалпяфикдции

ииспмиый тосгрмяжсг

ПрОфМЫйС!

** адиииютрв'Пф И к сис

Сгацмп кг по тяликчеоак г<цдв

Састмм ЮОГрИШИГТ

Профмммс-

*

¿20200 АЯТ04МТУМЩИ * ЯЧНЯПФмт

ЖГЭО Лфоеш^тл ' ам»£лмт«лм«м мшмтл

мм ам

потоо

¡Э1000

Рис. 2. Элементы страницы параметров экспертной оценки

№ 6'2015 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА ISSN ON-LINE: 2409-6652 © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова_vestnik.mgup.ru

На сегодняшний день, как в научной среде, так и в министерствах уделяется большое внимание увеличению взаимодействия системы образования с рынком труда. Разработка новых профессиональных стандартов является одним из очень важных шагов в этом направлении. Для системы образования новые стандарты должны стать определенным ориентиром при формировании ФГОС и далее при подготовке учебных программ. В таких условиях разработка описанной в статье системы экспертной оценки компетенций становится максимально актуальной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воробьев Е.В. Модель влияния рынка труда и общественного мнения на учебный процесс в компетентностно-ориентированной системе образования // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1; URL: www.science-education.ru/121-19299 (дата обращения: 13.09.2015)

2. Воробьев Е.В. Принципы проведения экспертного анализа значимости профессиональных компетенций / Е.В. Воробьев // Фундаментальные исследования. — 2015. — №12 (часть 2), С. 238-242;

3. Постановление Правительства РФ №23 от 22 января 2013 г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

4. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/ docs/etks (дата обращения: 13.12.2015)

5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/spravochnik-dolzhnostej (дата обращения: 13.12.2015)

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 170н от « 29»

апреля 2013 г. «Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/104 (дата обращения: 13.12.2015)

7. Приказ Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении Макета профессионального стандарта» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/47 (дата обращения: 13.12.2015)

8. Общероссийский классификатор занятий (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298) (дата введения 01.01.1995) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_115767 (дата обращения: 13.12.2015)

9. Постановление Правительства РФ №23 от 22 января 2013 г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/ govemment/103 (дата обращения: 13.12.2015)

10. Попов Д.И. Информационные технологии. Базы данных. — М.: Изд-во МГУП, 2009. — 117 с.

11. Комолова Т.И. Применение интерактивных форм обучения при формировании адаптивных способностей обучающихся / Т.И. Комолова, Д.И. Попов, Е.Д. Попова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2012. — № 4. — С. 65-71.

12. Попов Д.И. Нечеткая оверлейная модель учащегося в интеллектуальной обучающей системе / Д.И. Попов, О.Ю. Лазарева // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2015. — № 213 (3). — С.141-148.

13. Попов Д.И. Подход к разработке базы правил для экспертной системы выбора адаптивной стратегии обучения / Д.И. Попов, Д.Г. Демидов // Автоматизация и управление в технических системах. — 2014. — № 1.2 (9). — С. 93-102.

FEATURES OF THE PRACTICAL IMPLEMENTATION OF AUTOMATED SYSTEM OF EXPERT ASSESSMENT

OF COMPETENCE

Evgenij Viktorovich Vorobjev

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. The main issue which is touched in this article is about carrying out an expert analysis of the importance of professional competences in the transition to new professional standards.

Keywords: competence, expertise, professional standards, learning standards, education system, labour market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.