Научная статья на тему 'Особенности познавательной сферы женщин пожилого и старческого возраста'

Особенности познавательной сферы женщин пожилого и старческого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2406
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / СТАРЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ПАМЯТЬ / ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ / ВНИМАНИЕ / ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухордова Ольга Евгеньевна

Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей познавательной сферы женщин пожилого и старческого возраста. Выявлены особенности возрастной инволюции процессов памяти, внимания, вербального и невербального мышления. Проанализирована специфика корреляционных связей исследуемых показателей в группах женщин пожилого и старческого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the cognitive sphere of women of elderly and old age

The results of empiric investigation into the peculiarities of the cognitive sphere of women of elderly and old age are analyzed. The peculiarities of the age involution of the process of memory, attention, verbal and nonverbal thinking are revealed. The specificity of correlations of the indices under consideration in women's groups of elderly and old age is analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности познавательной сферы женщин пожилого и старческого возраста»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

139

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2

УДК 152.26(045)

О.Е. Мухордова

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей познавательной сферы женщин пожилого и старческого возраста. Выявлены особенности возрастной инволюции процессов памяти, внимания, вербального и невербального мышления. Проанализирована специфика корреляционных связей исследуемых показателей в группах женщин пожилого и старческого возраста.

Ключевые слова: пожилой возраст, старческий возраст, познавательная сфера, память, опосредованное запоминание, внимание, вербальное и невербальное мышление.

В настоящее время возрос интерес к изучению старости, старения, долголетия. Интерес психологии к проблемам старости обусловлен двумя группами причин. Первая группа связана с тем, что наука стала располагать данными о том, что старость не является процессом тотального угасания. Геронтологи пришли к выводу о том, что в старости, наряду с инволюционными процессами, существуют и другие процессы - противостоящие инволюционным силам. На сегодняшний день старость рассматривают как возраст развития, как качественно своеобразную перестройку организма, с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада.

Вторая группа причин связана с социально-экономическими факторами. Особенно в высокоразвитых странах мира происходит старение населения. Рождаемость сокращается, смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить ещё 15-20 лет вполне очевидна.

Существуют факторы, которые противостоят инволюционным изменениям. В качестве одного из таких факторов, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза, выступает интеллектуальная активность, этим обусловливается актуальность исследования интеллекта в пожилом возрасте. Исследованию этой проблемы посвящены работы М.Д. Александровой, Л.И. Анцыферовой, М.В. Ермолаевой и, конечно же, Б.Г. Ананьева, П. Балтеса, изучавших механизмы компенсации тех структур интеллекта, которые наиболее уязвимы под влиянием возраста [6].

Известно, что одним из важных факторов долголетия является наследственность, обнаруживаемая у нескольких поколений долгожителей, однояйцевых близнецов и т.д. Однако этот фактор не единственный, и всегда его действие так или иначе опосредуется изменчивостью функций различных органов в зависимости от условий существования организма в среде обитания, от характера воспитания и деятельности. Наибольшей индивидуальной изменчивостью под влиянием этих факторов обладают мозговые функции,

особенно функции коры головного мозга человека. Среди этих функций, в свою очередь, самыми вариабельными являются вербальные функции больших полушарий головного мозга, инволюция которых относится к числу наиболее поздних [2].

Сложной является проблема выделения границ старости. Границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы. Обычно когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин.

Согласно Международной классификации выделены три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст для мужчин 60-74 года, для женщин -55-74 года, старческий возраст - 75-90 лет, долгожители - 90 лет и старше [10].

Применительно к старости психологи используют разные термины: собственно старость, поздний онтогенез, поздняя взрослость. В работах названных авторов пожилой, старый человек, долгожитель будут рассматриваться в совокупности, как единая когорта.

Целью данного исследования являются особенности внимания, памяти, мышления женщин пожилого и старческого возраста.

Объект исследования: познавательная сфера.

Предмет исследования: особенности познавательной сферы женщин пожилого и старческого возраста.

Гипотеза: у женщин пожилого и старческого возраста имеют место значимые различия в некоторых параметрах памяти, продуктивность и устойчивость внимания будет снижаться от пожилого к старческому возрасту, как и невербальное мышление, а вербальное мышление значительно не изменяется.

Задачи

1. Изучить особенности внимания, памяти, мышления женщин пожилого возраста.

2. Изучить особенности внимания, памяти, мышления женщин старческого возраста.

3. Выявить, есть ли значимые различия в исследуемых показателях в группах женщин пожилого и старческого возраста.

4. Выявить специфику корреляционных связей исследуемых показателей в группах женщин пожилого и старческого возраста.

Методики исследования

В исследовании были использованы следующие методики: 1) «Методика 10 слов» [9], 2) Пиктограмма[9], 3) Тест Бурдона «Корректурная проба» [8], 4) Методика «Исключение понятий» [8], 5) Тест Дж. Равенна [11].

Методики предъявлялись индивидуально.

В исследовании принимали участие женщины пожилого (30 человек) и старческого (30 человек) возраста, одинокие или проживающие с родными.

________Ш

2009. Вып. 2

Некоторые из них посещают Центр социального обслуживания №2 (дневное пребывание с 10.00 до 17.00).

Для статистической обработки данных применялись непараметрические критерии Манна-Уитни и Пирсона, так как распределение признака отличалось от нормального.

Результаты исследования

Познавательная сфера в пожилом и старческом возрасте, прежде всего, характеризуется снижением скорости выполнения операций и снижением внимания. Тест Бурдона «Корректурная проба» выявил эту тенденцию, то есть показатели качества выполнения у людей старческого возраста значимо ниже, чем у людей пожилого возраста. Из этого можно сделать вывод о том, что продуктивность и устойчивость внимания с возрастом снижаются.

Многие вещи в мире для людей старческого возраста теряют свою привлекательность, не задерживают на себе непроизвольного внимания. А необходимость в произвольном внимании ослабевает. Отчасти из-за того, что внимание используется не в полную силу, отчасти из-за физиологических изменений, таких как нарушение зрения, слуха, а также из-за быстрого утомления.

Исследование показало, что с возрастом наблюдается тенденция к снижению функции кратковременной памяти, а долговременная память практически не меняется. Опосредованная память к старческому возрасту также идет на спад.

Б.Г. Ананьев в своей работе «Психология и проблемы человекознания» пишет: «В зарубежных исследованиях все еще наблюдается известное обособление теории интеллекта и теории личности. Между тем глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и т.д., во многом определяют активность интеллекта. В свою очередь характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят также от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта» [3]. А у людей старческого возраста наблюдается снижение интереса к окружающему миру, уменьшение притязаний. Все это отражается в изменении значения информации, в ее фильтрации на всех этапах движения (включая подавление на сенсорном уровне). У этих людей уже нет необходимости в обязательном запоминании чего-либо, так как весьма ощутимо снижается ответственность, она практически снимается с них. Но известно, что лучше сохраняется информация, которую мы стараемся запомнить произвольно. Соответственно происходит снижение функции памяти. Ведь то, что не используется, утрачивает свою силу. Также на запоминании сказывается и то, что внешний мир у людей старческого возраста не вызывает сильных эмоций как прежде. А эмоции играют большую роль в запоминании, сохранении информации.

При исследовании вербального и невербального мышления обнаружены значимые различия у женщин пожилого и старческого возраста. Показатели у людей пожилого возраста выше, чем показатели у людей старческого возраста. Ограниченность возможностей в познании приводит к тому, что с возрастом люди становятся плохо восприимчивы к новому, им сложнее ориентироваться в окружающей среде. Отсутствие нового или его минимальность обусловливают косность суждений, объекты рассматриваются односторонне.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что с возрастом происходит ухудшение продуктивности и устойчивости внимания, опосредованной памяти, вербального и невербального мышления. Наблюдается тенденция к снижению кратковременной памяти. Долговременная память остается относительно сохранной.

Анализ значимых корреляционных связей

Для установления взаимосвязей между изучаемыми психическими процессами (память, внимание, мышление) у женщин пожилого и старческого возраста был применен корреляционный анализ по Пирсону.

В группе женщин пожилого возраста выявлены следующие значимые корреляции: между кратковременной памятью и: долговременной памятью (0,536; р<0,01), опосредованной памятью (0,474; р<0,01), вниманием (0,406; р<0,05), вербальным (0,548; р<0,01) и невербальным мышлением (0,366; р<0,05); между долговременной памятью и: опосредованной памятью (0,406; р<0,05), вниманием (0,377; р<0,05), вербальным мышлением (0,461; р<0,05); между опосредованной памятью и: вниманием (0,396; р<0,05), вербальным мышлением (0,522; р<0,01); между вниманием и вербальным мышлением (0,459; р<0,05).

В группе женщин старческого возраста получены следующие значимые корреляции: между невербальным мышлением и: опосредованной памятью (0,441; р<0,05), вниманием (0,477; р<0,01), вербальным мышлением (0,534; р<0,01); между вербальным мышлением и вниманием (0,546; р<0,01); между долговременной памятью и: кратковременной памятью (0,389; р<0,05), опосредованной памятью (0,408; р<0,01).

Таким образом, можно говорить о том, что корреляционных связей в группе женщин старческого возраста меньше, чем в группе женщин пожилого возраста. Причем корреляционные связи являются положительными у женщин обоих возрастов. Отсутствие корреляционной связи между кратковременной и опосредованной памятью у женщин старческого возраста проявляется в том, что они часто не узнают сделанные ими изображения, выполняя методику «Пиктограмма». В работе с «Корректурной пробой» у женщин старческого возраста наблюдается инертность, которая проявляется в том, что не происходит переключения на другую букву, или оно осуществляется, но не надолго, а потом снова происходит возвращение на задание предыдущей строки. Ослабление торможения и инертность преимущественно возбудительного процесса отмечали Л. Б. Гаккель, И.А. Молоткова, А.Г. Усов на

основе проведенного ими исследования условных рефлексов [5]. Отсутствие корреляционных связей между кратковременной памятью и вербальным и невербальным мышлением проявляется в сложности удержания в памяти материала, значения, пока происходит мыслительная операция. Отсутствие корреляционных связей между вниманием и долговременной и опосредованной памятью проявляется в большей сложности направить внимание и удержать его на необходимых образах. Отсутствие корреляционной связи между опосредованной памятью и вербальным мышлением проявляется в сложности придания образам необходимого значения. Отсутствие корреляционной связи между долговременной памятью и вербальным мышлением проявляется в сложности сохранения слов и их значений.

В пожилом возрасте человек еще достаточно взаимодействует с окружающим миром, а для этого необходимо хорошее функционирование памяти, внимания, мышления. Происходит относительно активное задействование этих процессов. Когда человек активен в жизни, он сталкивается с различными явлениями, проходящими в первую очередь через кратковременную память, которая «сортирует» более и менее значимые явления и что-то использует дальше в своей жизнедеятельности, а что-то не использует, то есть одна информация попадает в долговременную память, другая отсеивается как ненужная.

Среди всех показателей у женщин пожилого возраста меньше всех взаимодействует с остальными показатель невербального мышления. Невербальное мышление здесь тесно взаимодействует только с кратковременной памятью. Возможно, причина кроется в гендерных различиях. В данном исследовании принимали участие только женщины. А в книге Г. Айзенка, Л. Кэмина «Природа интеллекта - битва за разум» говорится о том, что тесты на вербальный интеллект лучше выполняются женщинами, а тесты на невербальный интеллект лучше выполняют мужчины [1]. Отсюда следует, что у женщин более развито вербальное мышление, а у мужчин - невербальное (они лучше ориентируются и в пространстве, и в различных механизмах, технических устройствах).

Поэтому можно предположить, что если бы выборку составляли мужчины, характер корреляционных связей несколько отличался бы от полученного в данном случае.

В старческом возрасте в познавательной сфере более чем другие процессы задействованы, в первую очередь, мышление и затем внимание. Причем если в пожилом возрасте внимание направлено в большей степени на переработку информации, поступающей из внешнего мира, то в старческом возрасте внимание направлено на внутренний мир.

Быть может, ухудшение памяти, ограничение контактов, сокращение новой информации, поступающей из внешнего мира, приводит к тому, что человек старческого возраста больше сосредоточен на рефлексии -осмысливании себя, своего жизненного пути. На этой основе, можно сказать, и определяются задачи, ведущая деятельность этого периода. А.Г. Лидерс в своей статье «Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом

содержании» (здесь подразумевается весь период старости) определяет задачи и ведущую деятельность этого возраста следующим образом. Несмотря на вариативность так называемых «здоровых типов старости», в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни, но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое. Это вообще, видимо, переход на другой тип психологической жизнедеятельности, где главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание в себе старого. Принять свой жизненный путь таким, каким он был, - вот задача пожилого возраста. Это значит принять и себя в своем жизненном пути таким, «каким был и есть», и свое психологическое окружение, и многое другое.

Основная задача в зрелом возрасте - сохранение, поддержание идентичности личности, которая практически всегда реализуется в условиях экспансии личности. Личность расширяет свой личностный мир, завоевывает новые «плацдармы», усложняется. Это относится и к периоду кризиса середины жизни: исчерпание (развенчание, отказ, невозможность реализации и т.д.) одних жизненных смыслов и упрочение, нарастание, принятие других, не менее значимых. Преодоление кризисов середины жизни - это продолжение жизненной экспансии. Старое же - жизненные цели, смыслы, задачи, ориентиры - отброшено или исчерпало себя. Сюда, несомненно, относится и личностный рост, который понимается как работа личности в условиях выхода последней за свои пределы, границы, как принятие личности себя новой, усложненной [7]. Отчасти задачу возраста взрослости можно отнести и к пожилому возрасту, так как пожилой возраст стоит на границе двух периодов: взрослости и старости, и поэтому обладает характеристиками как одной, так и другой.

Рефлексия также приводит к тому, что центральным звеном в познавательной сфере становится невербальное мышление. Все мысли, которые раньше в основном проговаривались, то есть имели хорошую четкую формулировку, теперь все больше происходят только во внутреннем плане, где совсем необязательно проговаривать про себя не только целое предложение, но и все слово. Мы, как правило, пользуемся схемами, знаками, когда оперируем информацией в уме. А теперь не так часто возникает необходимость переводить информацию из внутренней ее представленности во внешнюю - грамотно оформленную словесно. Получается, что невербальное мышление больше задействовано. Именно оно начинает проявлять свою активность, что и ведет к его доминированию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что структура познавательной сферы с возрастом изменяется: в пожилом возрасте центральным познавательным процессом является кратковременная память, в старческом возрасте таковым становится невербальное мышление.

Выводы

Исследование познавательной сферы женщин пожилого и старческого возраста выявило общую тенденцию к снижению с возрастом функций познавательных процессов. У женщин старческого возраста, в отличие от женщин пожилого возраста, были получены более низкие результаты по следующим показателям: продуктивность и устойчивость внимания, объём опосредованного запоминания, вербальное и невербальное мышление. Наблюдалась тенденция к снижению кратковременной памяти. Что касается долговременной памяти, то ее объем, как показало исследование, практически не меняется.

Гипотеза подтвердилась частично, так как предполагалось, что вербальное мышление с возрастом не ухудшается, тем не менее, результаты данного исследования показали его инволюцию.

В целом с возрастом взаимосвязи между познавательными процессами ослабевают. Познавательная сфера становится менее интегрированной. Этим объясняется то, что решать задачи становится сложнее, так как здесь необходимо задействовать все познавательные процессы. Ухудшение памяти приводит к качественно другому функционированию познавательной сферы. У людей старческого возраста больше задействовано невербальное мышление. Они в основном живут ретроспективой, новое не особо их интересует и воспринимается с трудом. Отсюда следует и сложность адаптации, которая требует переработки новой информации.

Данное исследование показывает, какие функции с возрастом претерпевают значительные изменения, причем в сторону ухудшения. Мы также знаем, что влияет на познавательную сферу биологическое старение, но качественные изменения, которые оно за собой ведет, можно отодвинуть во времени и снизить. Постоянная умственная нагрузка не ослабляет, а, наоборот, поддерживает силы мозга. А значит, больше работая головой, мы фактически защищаем себя от старости [4]. Умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество - факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта - битва за разум. М., 2002.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.

4. Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-н/Д, 2004.

5. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М., 2002.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

7. Лидере А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. №2.

8. Психологические тесты: В 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М., 1999. Т.2.

9. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2000.

10. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

11. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. М., 2002.

Поступила в редакцию 15.06.09

О. Ye. Mukhordova, senior lecturer

Peculiarities of the cognitive sphere of women of elderly and old age

The results of empiric investigation into the peculiarities of the cognitive sphere of women of elderly and old age are analyzed. The peculiarities of the age involution of the process of memory, attention, verbal and nonverbal thinking are revealed. The specificity of correlations of the indices under consideration in women’s groups of elderly and old age is analyzed.

Мухордова Ольга Евгеньевна, старший преподаватель ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Е-mail: kafedra104@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.