Научная статья на тему 'Особенности повествовательной формы детского дневника (на материале романов-дневников К. Нестлингер)'

Особенности повествовательной формы детского дневника (на материале романов-дневников К. Нестлингер) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
364
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА ДНЕВНИКА / THE GENRE OF THE DIARY / ТЕМА / THEME / МОТИВ / MOTIF / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГЕРОЯ / PERSONAL EXPERIENCE OF THE MAIN CHARACTER / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА / NARRATIVE STRUCTURE / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ / NARRATIVE FORMS / РОМАНЫДНЕВНИКИ КРИСТИНЫ НЕСТЛИНГЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE MAIN CHARACTER / THE NOVELS OF CHRISTINE NöSTLINGER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Боголюбова Виктория Петровна

В статье рассматриваются особенности повествовательной формы детского романа-дневника. Детские романы-дневники представляет собой эпическую жанровую форму с элементами лирического повествования. Ключевыми элементами повествовательной структуры романов-дневников являются тема и мотив. Повествование в них ведется от первого лица, причем двупланово: от лица главных героев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Narrative Forms of Childrens Diaries (on the material of K. Nestlingers novel-diaries)

The article deals with the characteristics of the narrative forms of children s novel-diaries. Childrens novel-diaries are an epic genre pattern with elements of lyric narration. The key elements of the novel-diary narrative structure are the theme and the motif. The narration is from the first person of the two people the main characters of the novel.

Текст научной работы на тему «Особенности повествовательной формы детского дневника (на материале романов-дневников К. Нестлингер)»

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ ДЕТСКОГО ДНЕВНИКА (на материале романов-дневников К. Нестлингер)

| В. П. Боголюбова

Аннотация. В статье рассматриваются особенности повествовательной формы детского романа-дневника. Детские романы-дневники представляет собой эпическую жанровую форму с элементами лирического повествования. Ключевыми элементами повествовательной структуры романов-дневников являются тема и мотив. Повествование в них ведется от первого лица, причем двупланово: от лица главных героев.

Ключевые слова: жанровая природа дневника, тема, мотив, индивидуальный опыт героя, повествовательная структура, повествовательные формы, романы-дневники Кристины Нестлингер, психологический портрет героя.

Summary. The article deals with the characteristics of the narrative forms of children' s novel-diaries. Children's novel-diaries are an epic genre pattern with elements of lyric narration. The key elements of the novel-diary narrative structure are the theme and the motif. The narration is from the first person of the two people - the main characters of the novel.

Keywords: the genre of the diary, theme, motif personal experience of the main character, narrative structure, narrative forms, the novels of Christine Nostlinger, psychological portrait of the main character.

В современной немецкой детской ли- ванием личности ребенка: «Предпочти-тературе получили распростране- тельной повествовательной формой ние романы-дневники, которые являются новой детской литературы стал психоразновидностью психологического ро- логический роман, ориентированный мана. Психологический детский роман на внутренние процессы, стабилиза-появился в научной литературе ФРГ в цию и становление личности» [1, s. 21]1 конце 70-х гг. XX в. (Г-Г Еверс, В. Штеф- (здесь и далее перевод наш - В. Б.). фенс) и достиг своего апогея в 1980-90-е «Дневник - это совокупность фраг-гг. В психологических детских романах ментарных записей, которые делаются писатели обращают пристальное вни- для себя, ведутся регулярно и чаще всего мание на внутренний мир ребенка, его сопровождаются указанием даты. Такие психику, мышление, чувства и поступ- записи («записки») организуют индиви-ки; на процессы, связанные с формиро- дуальный опыт и как письменный жанр

387

1 Ср. в оригинале: „Zur bevorzugten Form der neuen erz hlenden Kinderliteratur hat sich der psychologische Roman mit seiner Dominanz des inneren Geschehens und seiner auf Ich-Stabilisierung und Selbsfindung konzentrierten Thematik entwickelt".

388

сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование "я"» [2]. Интерес к ведению дневников возник в европейской культуре в эпоху сентиментализма и романтизма. Их представители культивировали личные переживания, субъективное отражение к миру и фиксировали индивидуальный опыт в дневниковых записях. Подавляющая часть известных литературных дневников относится к XIX-XX вв. и приходится на Европу2. Детские романы-дневники возникли в XX в. вместе с психологическим детским романом3. Они так же, как и взрослые романы-дневники, представляют собой "эпическую жанровую форму с элементами лирического повествования" [3, с. 120]. Ключевыми элементами его повествовательной структуры выделяются тема и мотив. Данный тезис имеет прямое отношение к романам-дневникам в современной немецкой детской литературе.

В качестве материала исследования мы избираем романы-дневники известной австрийской писательницы Кристины Нестлингер "Pauls geheimes Tagebuch" («Тайный дневник Пауля», 1987) и "Susis geheimes Tagebuch" («Тайный дневник Зузи», 1987). Форма детских дневниковых записей с пометой «тайный дневник» избрана К. Нестлингер неслучайно. Ведение дневника относится к детской субкультуре. Дневник для ребенка - эта та личная тайна, которая «позволяет ему прочувствовать свое "Я" как ограниченное, выделенное из окружающего мира вместилище своей внутренней жизни, впрямую недоступное для других людей.

Это открытие знаменует собой очередной этап взросления личности ребенка» [5, с. 188].

Исследуемые романы-дневники объединены в один сборник и изданы в необычном виде. Они имеют как бы два перевернутых титульных листа, на одном из них изображен Пауль, а на другом Зузи. Книга хорошо иллюстрирована и рассчитана на детское восприятие. Автором иллюстраций является дочь писательницы - Кристиана Нестлингер. Немаловажен также тот факт, что романы-дневники К. Нестлингер рекомендованы в Германии в качестве литературы, изучаемой в школе. К ним прилагается также богатый методический материал [6, s. 55-65].

Оба романа-дневника воспринимаются как единое целое, так как для них характерно нанизывание дневниковых записей на одного героя. Дневники Пауля и Зузи объединены одной темой «Развод и его негативное воздействие на психику ребенка». Для К. Нестлин-гер это традиционная тема. К ней она обращается во многих произведениях: "Ein Mann für Mama" (1972), "Einen Vater hab ich auch" (1994), в трилогии "Gretchen Sackmeier" (1981), "Gretchen hat Hänschen-Kummer" (1981), "Gretchen mein Mädchen" (1988). Писательница критикует общество за недостаточное внимание к детям, оказавшихся в ситуации развода их родителей.

Наше исследование начнем с дневника Пауля. Из-за развода родителей Пауль находится в кризисной ситуации и записывает в дневнике свои переживания. Из небольшого городка Медлберг он переезжает с

2 История вопроса, касающаяся жанра литературного дневника, подробно освящена в статье А. С. Рейнгольд "Жанровые особенности литературного дневника и дневник как нелитературный текст" [3, с. 118-129].

3 Возникновение психологического детского романа описано в статье В. П. Боголюбовой «Генезис детского психологического романа ФРГ» [4, с. 239-248].

Преподаватель

1ЕК

2 / 2012

матерью в Вену к бабушке. Пауль находится в состоянии стресса, так как он потерял свой родной дом, отца, друзей и привычные условия жизни: «Меньше всего я бы пошел в кино, в Пратер или в цирк, а поехал бы лучше домой. До завтрашнего вечера я бы мог быть дома. Я мог бы снова увидеть своих друзей, свою комнату и сад. И вообще все»4 [7, s. 32].

Расставание с отцом является для Пауля сильной психологической травмой. Он с нетерпением ждет звонка от отца и надеется, что отец заберет его назад: «Может быть приедет папа и заберет нас домой»5 [ibid, s. 16]. Находясь в кризисной ситуации, Пауль живет одновременно в двух мирах - реальном и нереальном. А так как реальный мир для него чужд, он постоянно уходит в мир фантазий. Он представляет, как он сбежит домой: «Вероятно скоро я действительно буду дома. Может быть я просто сбегу. <...> Когда я, стоя перед нашей дверью, позвоню, папа откроет дверь и впустит меня»6 [ibid, s. 9]. Он идеализирует отца и готов преодолеть все препятствия ради того, чтобы вернуться домой. В школе он рассказывает про своего отца невероятные истории, в которые никто из одноклассников не верит, так как они являются ложью.

Перед читателем предстает негативный образ отца,, потерявшего чувство ответственности за свою семью и своего сына и не понимающего, насколько сложно ребенку преодолеть

кризис, в котором он оказался по вине родителей. Писательница явно осуждает отца Пауля, который не находит возможности общаться с сыном и не понимает, что сын нуждается в его помощи. Она также акцентирует внимание на том, что мальчику для нормального развития нужна не только мать, но и отец.

В «Тайном дневнике Пауля» дан психологический портрет ребенка, находящегося в состоянии психической и социальной дезадаптации [8, с. 1618], обрисованы отрицательные последствия потери отца для ребенка. Формирование его личности имеет негативную тенденцию. Так, Пауль становится агрессивным, ввязывается в драки, лжет и ворует деньги у собственной матери. Он неохотно учится, постоянно пропускает школу, чувствует себя аутсайдером, и у него нет друзей.

Дневниковые записи Пауля объединены повторяющимся мотивом -побегом домой, к отцу. Свой побег и свое состояние он подробно описывает в дневнике от 9 октября. Записи от 10 и 11 октября отсутствуют, поэтому у читателя нет информации о встрече с отцом. Из дневника Зузи мы узнаем, что встреча Пауля с отцом прошла не так, как он ее себе представлял. Отец жестоко избил сына и отправил его назад в Вену. На память о встрече с отцом у Пауля остался на лице шрам, о чем свидетельствует запись в дневнике Зузи: «Пауль вел себя очень тихо. Даже ни разу не соврал. Его щеки уже

389

4 Ср. в оригинале: „Am liebsten würde ich weder ins Kino noch in den Prater noch in den Zirkus gehen, sondern heimfahren. Bis morgen Abend wenigstens könnte ich doch daheim sein. Ich könnte meine Freunde wieder sehen. Und mein Zimmer. Und den Garten. Und überhaupt alles".

5 Ср. в оригинале: „Vielleicht kommt auch der Papa und holt uns heim"

6 Ср. в оригинале: „Vielleicht komme ich wirklich bald heim. Vielleicht haue ich nämlich einfach ab. <...> Wenn ich vor unserer Haustür stehe und anläute und der Papa macht die Tür auf, dann muss er mich ja reinlassen".

390

не опухшие. Но поперек левой щеки у него красный шрам»7 [9, s. 61].

В «Тайном дневнике Зузи» представлена полная семья с нормальным психологическим климатом, в которой ребенку уделяется достаточное внимание. И тем не менее у Зузи много «тайных мыслей», с которыми она не может ни с кем поделиться, поскольку ее никто не понимает. Так, она записывает в дневнике свое изменившееся отношение к Паулю: «Но я не переношу больше Пауля. Он - высокомерен и глуп»8 [ibid, s. 7].

Зузи не хочет с ним больше дружить, потому что он постоянно лжет и рассказывает истории-небылицы про своего отца. Она долго не понимает, почему ее мать жалеет Пауля и относится к нему по-матерински тепло.

Узнав, что произошло с Паулем, Зузи, как и все одноклассники, сочувствует ему. Дети замечают, что Пауль находится в шоковом состоянии. На занятиях в школе он не может концентрироваться, молчит, уставившись в одну точку. В своем дневнике Зузи делает следующую запись: «Такими нетактичными, какими являются взрослые, дети вообще не могут быть. Потому что они не такие сильные»9 [ibid, s. 63]. Данное высказывание выражает позицию писательницы в отношении современного детства, для которого часто характерны психическая и социальная дезадаптация семьи и ребенка. Судьба Пауля противопоставлена судьбе Зузи. Иными словами, в романах-дневниках К. Нестлингер изображены две модели современной семьи, а также два образа детства - негативный и позитивный. Судьба Пауля, к сожалению, на-

столько типична для современного общества, что его случай можно считать распространенным явлением в жизни современного ребенка.

Анализ художественного текста предполагает также исследование повествовательных форм. Повествовательная форма определяется типом повествователя [10, с. 42]. В романах-дневниках К. Нестлингер наблюдается повествование от первого лица (Ich-Erzählung): повествователь «принадлежит миру текста, то есть участвует в изображаемых событиях - в большей или меньшей степени» [там же]. И в «Тайном дневнике Пауля», и в «Тайном дневнике Зузи» повествователь - главный герой. Дневники отражают детское сознание и эмоциональный мир детей.

Повествование в них ведется дву-планово: о происходящих событиях читатель узнает как из дневника Пауля, так и из дневника Зузи. При этом «герои одного плана переходят в другой план, происходит постоянный обмен персонажами и мотивами между повествовательными планами. Этот обмен и служит мотивировкой к переходам в повествовании от одного плана к другому» [11, с. 250]. Такой тип романического построения Б. В. Томашевский называет параллельным [там же]. Наши наблюдения показывают, что он характерен для исследуемого материала.

Подведем итоги. Романы-дневники возникли в немецкой детской литературе в XX в. вместе с психологическим детским романом. Романы-дневники представляет собой эпическую жанровую форму с элементами лирического повествования. Ключевыми моментами

7 Ср. в оригинале: „Der Paul war sehr still. Nicht einmal angegeben hat er. Seine Wangen sind nicht mehr geschwollen. Aber quer über die linke Wange hat er eine rote Strieme".

8 Ср. в оригинале: ^ber ich mag Paul nicht mehr. Er ist eingebildet und blöd".

9 Ср. в оригинале: „So taktlos und gemein wie viele Erwachsene können Kinder gar nicht sein. Weil sie nicht so viel Macht haben".

Преподаватель

1EK

2 / 2012

их повествовательной структуры являются тема и мотив. Тема романов-дневников «Тайный дневник Пауля», «Тайный дневник Зузи» связана с деструктивными процессами, происходящими в современном обществе в семье, в частности, с разводом, и его негативными последствиями на ребенка. Мотив побега повторяется в нескольких дневниковых записях Пауля, так что его было бы правильнее назвать лейтмотивом данного романа.

Повествование в анализируемых романах-дневниках ведется от перво-голица (Ich-Erzählung), причем ведется оно двупланово (двумя главными героями), благодаря чему в дневниках звучат два голоса, то есть представлены две точки зрения на одно и то же событие или явление.

Набор повествовательных форм в исследуемых романах-дневниках ограничен повествованием от первого лица, в то время как в психологическом романе использование повествовательных форм намного шире. Для него характерны внутренний монолог, несобственно-прямая речь [12, s. 311-312], частая смена места повествования, реминисценции, быстрая смена времени повествования.

В детских романах-дневниках зафиксирован индивидуальный опыт ребенка, который он пытается переосмыслить и сориентироваться в своем жизненном пространстве. В результате напряженной внутренней работы ребенок приобретает жизненный опыт и создает свой собственный внутренний мир. Читатель становится свидетелем формирования его личности.

Детские романы-дневники касаются не только проблем детства, но, главным образом, проблем семьи, социума и культуры вообще.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ewers H.-H. Kinderliterarische Erzählformen im Modernisierungsprozeß. Überlegungen zum Formenwandel westdeutscher epischer Kinderliteratur // Moderne Formen des Erzählens in der Kinder- und Jugendliteratur der Gegenwart unter literarischen und didaktischen Aspekten. - Schriftenreihe der deutschen Akademie für Kinder- und Jugendliteratur Volkach e. - V. Band. - 1995. - № 15.

2. Википедия, рубрика «дневник» [Электронный ресурс]. - URL: http://ru. wikipedia.org/wiki

3. Рейнгольд А. С. Жанровые особенности литературного дневника и дневник как нелитературный текст // Вестник РГГУ - Сер. «Филологические науки». - 2010. - № 11.

4. Боголюбова В. П. Генезис детского психологического романа ФРГ // Вестник РГГУ - Сер. «Филологические науки». -2011. - № 7. - С. 239-248.

5. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - 5-е изд. -СПб.: Питер, 2010.

6. Schneider E. Unterrichtsvorschlag 2. Christine Nöstlinger: Susis geheimes Tagebuch/Pauls geheimes Tagebuch. Lesen in der Schule mit dtv junior. Unterrichtsvorschläge für die Altersstufen 9 bis 12 Jahre. Moderne Kinderromane. - Deutscher Taschenbuch Verlag, 1998.

7. Nöstlinger Ch. Pauls geheimes Tagebuch. -Deutscher Taschnbuch Verlag, 2009.

8. Прихожан А. М., Толстых Н. П. Психология сиротства. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2005.

9. Nöstlinger Ch. Susis geheimes Tagebuch. -Deutscher Taschenbuch Verlag, 2009.

10. Падучева Е. В. В. В. Виноградов и наука о языке художественной прозы. - Сер. лит. и языка. - Т. 54. - 1995. - № 3.

11. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья

H. Д. Тамарченко; Комм. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. - М.: Аспект Пресс, 1999.

12. Steffens W. Der psychologische Kinderroman - Entwicklung, Struktur, Funktion. Taschenbuch der Kinder- und Jugendliteratur/hrsg. von Günter Lange. - 4. unveränderte Auflage, Bd.

I. - Grundlagen - Gattungen. Baltmannsweiler: Schneider-Verl. Hohengehren, 2005. Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.