Научная статья на тему 'Особенности потребительского поведения россиян в разрезе макрорегионов и с оциально-доходных групп'

Особенности потребительского поведения россиян в разрезе макрорегионов и с оциально-доходных групп Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДОМОХОЗЯЙСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ / МАКРОРЕГИОН / CONSUMER BEHAVIOUR / HOUSEHOLD / CONSUMER BASKET / SOCIAL GROUPS / FOOD PRODUCTS / CONSUMER EXPENSE / MACROREGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярашева Азиза Викторовна, Бурдастова Юлия Владимировна, Дохолян Анастасия Сергеевна

В статье анализируется структура потребительской корзины жителей России в зависимости от их принадлежности к определенной социально-доходной группе. Авторами учитывается дифференциация в уровне и структуре потребления жителей восьми макрорегионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CONSUMER BEHAVIOUR OF RUSSIANS IN THE SECTIONS OF MACROREGIONS AND SOCIALLY WEALTHY GROUPS

The article analyzes the structure of consumer baskets of Russian residents depending on their belonging to a certain social income group. The authors take into account the differentiation in the level and structure of consumption of residents of eight macroregions of the country.

Текст научной работы на тему «Особенности потребительского поведения россиян в разрезе макрорегионов и с оциально-доходных групп»

ЯРАШЕВА А.В.,БУРДАСТОВА Ю.В., ДОХОЛЯН А.С.

ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЯН В РАЗРЕЗЕ МАКРОРЕГИОНОВ И С ОЦИАЛЬНО-ДОХОДНЫХ ГРУПП

Аннотация. В статье анализируется структура потребительской корзины жителей России в зависимости от их принадлежности к определенной социально-доходной группе. Авторами учитывается дифференциация в уровне и структуре потребления жителей восьми макрорегионов страны.

Ключевые слова: Потребительское поведение, домохозяйство, потребительская корзина, социальные группы, продукты питания, потребительские расходы, макрорегион.

YARASHEVA А.У.,BURDASOVA УЦ.У.,DOKHOLYAN A.S.

PECULIARITIES OF CONSUMER BEHAVIOUR OF RUSSIANS IN THE SECTIONS OF MACROREGIONS AND SOCIALLY WEALTHY GROUPS

Abstract. The article analyzes the structure of consumer baskets of Russian residents depending on their belonging to a certain social income group. The authors take into account the differentiation in the level and structure of consumption of residents of eight macroregions of the country.

Keywords: Consumer behaviour, household, consumer basket, social groups, food products, consumer expense, macroregion.

Современные практические задачи по повышению качества жизни населения тесно связаны с теоретическими основами исследования типологии потребительского поведения и механизма формирования потребностей, заложенными еще в конце 1980-х годов1, а также с продолжающимися научными разработками в этой сфере2.

Главной экономической функцией домохозяйства выступает обеспечение экономических условий и организация воспроизводства человеческого потенциала членов семьи. Одним из важных экономических и социальных показателей, характеризующих условия жизни граждан в стране, является доля расходов на продукты питания в общей структуре расходов домохо-зяйств. В России доля этих расходов в общем объеме расходов значительно выше, чем в про-мышленно развитых странах мира. Если в большинстве развитых государств доля расходов на питание составляет в среднем 20-25%, а в Европе 10-15% (в Люксембурге — 8,8%, в Великобритании — 9,1%, в Швейцарии — 9,6%) всех потребительских расходов3, то население России по-прежнему довольно большую часть своих средств вынуждено расходовать на покупку продуктовых товаров. Наша страна с показателем доли расходов на продукты питания в среднем около 30% находится на 29-м месте рейтинга из 40 стран. За последние десять лет можно увидеть положительную динамику в изменении доли продуктов питания в потребительских расходах в целом по стране.

Таблица 1

Изменение доли потребительских расходов на продукты питания (в процентах к итогу)4

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Продукты питания и безалкогольные напитки 37,7 36,0 33,2 31,6 28,4 29,1 30,6 29,6 29,5 28,1

1 Овсянников А.А., Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М.: Наука, 1988. 239 с.

2 Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. М.: Независимый институт социальной политики, 2005; Овчарова Л.Н., Малкова М.А. Индекс потребительских настроений в условиях кризиса // Общественное мнение. 2009. №10. С.201-210; Мигранова Л.А., Тореев В.Б., Ярашева А.В. Экономическое поведение: анализ и перспективы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №1(31). С.116-124.

3 Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на продукты питания // РИА «Рейтинг». 24 декабря 2013 года.

4 Федеральная служба государственной статистики (цифры обновлены 03.02.2014).

Однако следует отметить, что представленные цифры демонстрируют изменения в среднем по России. Но для того чтобы увидеть объективную картину, необходимо рассматривать долю расходов в разрезе отдельных социальных групп.

Представленный в таблице 2 показатель демонстрирует одно из наиболее острых отрицательных последствий увеличения разрыва между бедными и высокообеспеченными слоями населения.

Таблица 2

Доля потребительских расходов на продукты питания по десяти процентным группам населения в 2012 году (в %)5

I1' II III IV V VI VII VIII IX X2)

Доля расходов на продукты питания и безалкогольные напитки 44,6 42,7 40,8 39,5 36,8 34,4 30,9 27,6 24,3 16,0

1) Группа населения с наименьшими располагаемыми ресурсами.

2) Группа населения с наибольшими располагаемыми ресурсами.

Колоссальная социальная дифференциация привела к росту доли потребительских расходов населения на продукты питания у малообеспеченных слоев и к уменьшению этого показателя у населения с самыми высокими доходами. Согласно представленным данным, разница составляет 2,7 раза.

Городские домохозяйства выбраны нами в качестве объекта исследования по той причине, что именно в крупных и средних городах жители вынуждены покупать все необходимые продукты питания в гипер-, супер-, мини-маркетах, магазинах-дискаунтерах и других сетевых и несетевых магазинах, на стихийных и организованных рынках, чаще всего не имея возможности выращивать или производить их самостоятельно. Кроме того, мелкие и удаленные населенные пункты еще и по техническим причинам не смогли попасть в исследование из-за проблемы их подключения к корпоративной сети исследовательского холдинга РОМИР, которая предполагает, что все чеки на купленные товары должны ежедневно сканироваться участниками социологического исследования.

В таблице 3 представлена динамика изменения доли продовольственных товаров в потребительской корзине жителей крупных и средних российских городов (численностью более 500 тыс. человек) в период с 2008 по 2014 год.

Таблица 3

Доля продовольственных товаров в потребительской корзине городских домохозяйств6

Январь 2008 года Январь 2009 года Январь 2010 года Январь 2011 года Январь 2012 года Январь 2013 года Январь 2014 года

81 % 61 % 70 % 74 % 73 % 74 % 60 %

Хотя после 2008 года доля продовольственных товаров в потребительской корзине горожан постепенно снижалась (а в июле 2013-го упала до 52 %7), в целом по-прежнему она достаточно высока.

Ситуация в стране ухудшилась из-за роста цен на продовольствие в конце 2013 года. Данное обстоятельство, а также понижение курса рубля в феврале-марте 2014 года заставили население сокращать сбережения и наращивать спрос (аналогичная ситуация наблюдалась сразу после кризиса, начавшегося в 2008 году). Именно этим можно объяснить тот факт, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, в январе-феврале 2014 года увеличились продажи непродовольственных товаров, особенно продукции, предназначенной для длительного пользования. Таким образом, экономическое поведение населения на сего-

5 Федеральная служба государственной статистики (цифры обновлены 03.02.2014).

6 Данные предоставлены исследовательским холдингом РОМИР. Результаты получены с помощью скан-панели домохозяйств за 2008-2014 годы.

7 Данные предоставлены исследовательским холдингом РОМИР за 2013 год.

дняшний день демонстрирует явную тенденцию — смещение от накопления к потреблению.

Если рассматривать потребительскую корзину горожан в разрезе социально-доходных групп, то, опираясь на данные, собранные холдингом РОМИР, можно выделить индекс продуктовой корзины (ИПК) для трех категорий жителей страны: малообеспеченного горожанина, среднестатистического горожанина и зажиточного горожанина. Для этих слоев исследуется продуктовая корзина более чем из 50 продуктов питания из 7 основных категорий: мясо, хлеб и крупы, молочные продукты, кондитерские изделия, рыба, жиры и овощи. Дополнительно рассчитывается корзина напитков, состоящая из трех безалкогольных и шести алкогольных.

Таблица 4

Стоимость трех корзин в городах России в 2012 году (в рублях)8

Продуктовая корзина

Корзина малообеспеченного горожанина Корзина среднестатистического горожанина Корзина зажиточного горожанина

Екатеринбург 3485 4203 5623

Москва 3898 4745 6338

Нижний Новгород 3315 4102 5684

Новосибирск 3805 4469 5855

Ростов-на-Дону 1908 2490 3425

Санкт-Петербург 3731 4552 6091

Хабаровск 4343 5390 7321

Согласно анализу данных, собранных РОМИР при работе со скан-панелью, примерно 35 % городских домохозяйств можно отнести к малообеспеченным (с доходом менее 15 тыс. руб. на человека в месяц), 50 % — к среднеобеспеченным (доход от 15 до 25 тыс. руб.) и 15 % домо-хозяйств имеют уровень обеспечения выше среднего — более 25 тыс. руб. на человека в месяц.

Структура потребления продуктов питания в целом по России (по обобщенным данным за 2005-2011 годы) в стоимостном выражении представляет собой следующее распределение расходов: на мясо — 31 %, крупы и мучные изделия — 16 %, овощи и фрукты — 16 %, молочные продукты — 12 %, кондитерские изделия и сахар — 7,5 %, на рыбу и морепродукты — 6,5 %, масла и жиры — 4 %, яйца — 2,5 %, прочие продукты — 4,5 %.

Ухудшение рациона населения нашей страны является одним из наиболее острых отрицательных последствий увеличения разрыва между бедными и высокообеспеченными слоями населения. Сокращение доли основных продуктов в рационе российских граждан еще больше увеличило разрыв в уровнях потребления биологически ценных продуктов населением России и развитых государств. В нашей стране наполовину меньше, чем в США, Франции, Австралии и Дании, и более чем на треть меньше, чем в Германии и Австрии, потребляется мяса и мясопродуктов. Уровень потребления фруктов и ягод более чем в четыре раза ниже, чем в Германии, Италии и Нидерландах, молока и молочных продуктов — вдвое ниже уровня их потребления в Германии и Франции.

Особенностью современной России является все возрастающее неравенство регионов по уровню жизни населения. Исследования региональных аспектов бедности показывают, что наиболее значительные группы граждан с наименьшими доходами сконцентрированы в регионах с низким уровнем экономического развития, слабыми возможностями обеспечения приемлемого уровня развития социальной сферы за счет собственных ресурсов.

8 Данные предоставлены исследовательским холдингом РОМИР. Результаты получены с помощью скан-панели домохозяйств в 2012 году.

Таблица 5

Доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах домашних хозяйств9 (в %)

РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО

2011 29,5 27,1 29,9 34,2 40,7 30,0 27,2 30,5 28,2

2012 28,1 25,5 29,2 32,0 38,1 28,7 25,4 30,1 28,9

Из данных таблицы 5 заметно, что наиболее велика доля расходов на продукты питания в домохозяйствах Северо-Кавказского, Южного и Сибирского федеральных округов. В целом можно отметить, что этот показатель за два года уменьшился во всех макрорегионах страны (наиболее заметно это в Южном, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах).

В таблице 6 представлена структура потребления основных продуктов питания (по группам, в килограммах в среднем на потребителя в год), в которой просматриваются следующие тенденции.

В ЮФО, СКФО, УФО, СФО и ДФО уменьшилось потребление хлеба и хлебных продуктов; в то же время как потребление мяса и мясных продуктов, овощей и фруктов, а также молока и молочных продуктов увеличилось во всех федеральных округах, кроме ЮФО и СКФО. Потребление рыбы и рыбных продуктов увеличилось за два года во всех макрорегионах, кроме ЮФО.

Если говорить об абсолютных показателях, то хлеба и хлебных продуктов больше всего потребляют в ЮФО и СКФО, картофеля — в СФО (наименьший показатель — в УФО); наибольшее потребление мяса и мясных продуктов отмечено в СЗО, ЦФО, ЮФО и ДФО (самый большой рост в ЦФО); рыбу и рыбные продукты больше всего потребляют, как и можно было ожидать, в ДФО — в среднем в год на одного человека приходится более 30 кг, а меньше всего — в СКФО.

За исключением ПФО и УФО, по всем федеральным округам уменьшилось потребление растительного масла и других жиров (табл. 6).

Следует отметить, что основная проблема продовольственной безопасности России заключается в том, что наша страна до сих пор не вышла на приемлемый уровень потребления своими гражданами основных продуктов питания, особенно если рассматривать этот вопрос дифференцированно по группам населения с разным уровнем дохода.

Вопросы обеспечения продовольственной безопасности нашей страны напрямую связаны с рационом населения и долей отечественной и импортной продукции в продовольственной корзине. К сожалению, в России обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым в настоящее время Минздравсоцразвития нормам потребления составляет: по мясу и молочным продуктам — около 80 %, рыбе и рыбопродуктам — 55 %, овощам и фруктам — 75-77 %10.

Но и эти новые нормы, определенно, занижены по сравнению с действовавшими ранее, что приводит к излишне оптимистической оценке уровня продовольственного обеспечения. Однако даже этот уровень достигается в значительной мере за счет импорта, затраты на который еще в 2008 году превысили 35 млрд долл. США. По оценкам ученых, доля отечественной продукции в общем объеме потребления составляет: по мясу — 60 %, молочным продуктам — менее 80 %, сахару — 58 %, овощам — 84 %, фруктам — 40 %п.

В таблице 7 представлена структура расходов на покупку продуктов питания (в процентах по каждой из групп продуктов) в общих потребительских расходах домохозяйств по Российской Федерации в целом и по восьми федеральным округам.

9 Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2012 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) //Федеральная служба государственной статистики. М., 2013.

10 См.: Ушачев И.Г. Основные положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 2008. № 12. - С.2-8.

11 Там же.

Таблица б

Потребление основных продуктов питания (в среднем на потребителя в год, кг)12

$

ч Х> Х> л

ч С

Продукты питания РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО

2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012

Хлеб и хлебные продукты 98,6 98,1 89,4 90,8 88,0 88,1 103,4 97,6 125,0 123,3 104,4 105,4 94,0 93,1 102,9 101,5 98,9 97,8

Картофель 63,5 63,8 62,1 60,4 63,6 63,9 64,2 61,5 61,9 62,9 61,7 67,1 51,7 53,4 75,7 74,5 65,8 63,2

Овощи и бахчевые 97,8 99,6 93,3 95,4 98,7 100,7 127,6 126,0 105,4 104,1 95,6 97,4 94,5 103,6 87,5 87,5 95,8 97,4

Фрукты и ягоды 70,8 74,3 71,7 76,4 77,3 80,5 77,0 74,5 55,9 59,8 69,3 73,3 77,1 81,7 65,3 68,5 69,3 74,5

Мясо и мясные продукты 80,9 82,7 84,6 90,2 85,0 86,4 84,9 80,0 70,4 66,2 78,5 79,3 76,5 80,5 78,4 80,3 81,5 83,0

Молоко и молочные продукты 262,5 267,4 269,9 275,3 291,5 299,8 268,3 264,2 260,1 251,4 251,2 263,9 254,0 255,4 251,9 254,6 249,6 257,0

Яйца, шт. 217 220 225 235 228 232 227 219 196 196 215 215 199 205 215 216 201 207

Рыба и рыбные продукты 21,2 21,7 21,6 22,3 20,3 21,1 23,2 21,8 15,0 15,8 20,2 21,0 21,8 22,3 20,9 21,4 29,1 30,5

Сахар и кондитерские изделия 31,9 32,0 29,5 30,0 33,3 33,3 34,9 32,7 32,5 32,1 33,4 34,1 32,0 33,0 31,5 31,4 29,3 29,4

Масло растительное и другие жиры 11,0 10,8 10,3 10,0 10,6 10,8 13,0 11,7 12,2 11,8 10,7 10,7 9,7 9,7 11,6 11,8 11,9 11,7

хз

ТЗ

о

о

СП

■а >

&7

О

ю

О О

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N» О

Caí 12 Таблица составлена авторами на основе данных, предоставленных Федеральной службы государственной статистики.

со

ю

Доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах домашних хозяйств (в %)

13

Таблица 7

Продукты питания РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО

2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012

Доля расходов на продукты питания в потребительских расходах 29,5 28,1 27,1 25,5 29,9 29,2 34,2 32,0 40,7 38,1 30,0 28,7 27,2 25,4 30,5 30,1 28,2 28,9

Из них: Хлеб и хлебные продукты 4,5 4,2 3,7 3,5 4,7 4,5 5,0 4,5 6,1 5,5 5,0 4,7 4,5 4,1 5,1 4,8 4,6 4,5

Картофель 0,6 0,3 0,5 0,3 0,7 0,4 0,9 0,6 1,4 0,8 0,5 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,5 0,5

Овощи и бахчевые 2,0 1,8 1,8 1,7 2,4 2,4 2,7 2,3 3,2 2,8 1,7 1,5 1,7 1,6 1,6 1,5 2,1 2,2

Фрукты и ягоды 2,1 2,0 1,8 1,7 2,2 2,2 2,2 2,1 2,6 2,5 2,2 2,2 2,1 2,0 2,3 2,4 2,1 2,3

Мясо и мясные продукты 8,6 8,6 8,4 8,3 8,3 8,2 9,9 9,6 12,3 12,1 8,8 8,7 7,4 7,2 8,8 9,1 7,8 8,0

Молоко и молочные продукты 4,5 4,3 4,3 4,0 4,7 4,7 5,1 4,8 5,6 5,2 4,2 4,2 4,4 4,0 4,5 4,4 4,3 4,5

Яйца, шт. 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,4 0,4 0,4 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,6

Рыба и рыбные продукты 1,8 1,8 1,9 1,8 1,8 1,9 2,2 2,0 1,7 1,7 1,7 1,8 1,6 1,5 1,7 1,7 1,6 1,8

Сахар и кондитерские изделия 2,1 1,9 1,5 1,4 1,7 1,6 2,6 2,3 3,9 3,7 2,5 2,2 2,0 1,7 2,5 2,3 1,8 1,8

Масло растительное и другие жиры 0,6 0,5 0,5 0,4 0,5 0,5 0,8 0,6 1,1 0,9 0,6 0,5 0,5 0,4 0,7 0,6 0,6 0,5

Чай, кофе, безалкогольные напитки и др. 2,3 2,3 2,3 2,1 2,4 2,4 2,4 2,7 2,3 2,4 2,4 2,4 2,3 2,3 2,6 2,6 2,3 2,3

13 Таблица составлена авторами на основе данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистки.

Как видно из представленных данных, доля расходов на хлеб и хлебные продукты, а также картофель снизилась (существеннее всего в СКФО) и осталась неизменной в ДФО. Доля расходов домохозяйств на овощи, бахчевые, фрукты и ягоды во всех восьми федеральных округах за рассматриваемый период практически не изменилась, небольшое увеличение продемонстрировали только СФО и ДФО. Доля расходов на покупку мяса и мясных продуктов за два года уменьшилась в шести округах, увеличившись только в СФО и ДФО. Расходы на покупку яиц, чая, кофе и безалкогольных напитков во всех макрорегионах находятся на одном уровне и практически нигде не изменились. В то же время разница более чем в два раза наблюдается в доле расходов на сахар и кондитерские изделия в ЦФО и СКФО: 1,5 % и 3,9 % соответственно.

Если рассматривать продукты питания по группам, то самая большая доля расходов в процентном отношении приходится на мясо и мясные продукты (наибольший показатель — в регионах СКФО), далее следуют хлеб и хлебные продукты, затем молоко и молочные продукты.

Иной важной проблемой, связанной с потребительским поведением домохозяйств, является то, что макроэкономический показатель ежегодного уровня инфляции в нашей стране далек от истинного положения в сфере доходов и расходов населения, особенно в разрезе регионов. На первый план выходит необходимость определения реальной инфляции на основе индекса продуктовой корзины.

Так, например, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце ноября 2012 года составила 2570,8 руб. в расчете на месяц. С начала 2013 года его стоимость выросла на 6,2 %. При этом стоимость набора в Москве в конце ноября 2012 года составила 3038,8 руб. (рост с начала года на 7,4 %), в Санкт-Петербурге — 2916,5 руб. (рост с начала года на 4,3 %)14.

Индекс потребительских цен за период с начала 2012 года составил 106 %. При этом в пяти регионах России цены за месяц выросли на 0,8 % и более. Заметнее всего товары и услуги подорожали в Липецкой области (на 1,2 %) в результате увеличения тарифов на услуги на 5 %. В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,4 % (с начала 2012 года — 106,6 %), в Санкт-Петербурге — 100,1 % (с начала 2012 года — 105,5 %). Однако на продуктовом рынке реальная инфляция выше.

Попытка измерить инфляцию на рынке продуктов питания важна для формирования стратегии социально-экономического развития отдельных территорий нашей страны. Важную роль при этом играют инфляционные ожидания — прогнозируемый уровень инфляции, основываясь на котором производители и потребители, продавцы и покупатели строят свою будущую кредитно-финансовую и ценовую политику, оценивают уровень доходов, расходов, предполагаемый объем прибыли.

Согласно данным, представленным холдингом РОМИР, за период с 2008-го по 2013 год цифра прироста повседневных расходов составила 70 % в реальном выражении. Подсчет штрихкодов купленных товаров, присланных участниками скан-панели, показал, что 20 % прироста реального потребления пришлось на прирост объемов реального потребления — в среднем настолько люди стали больше покупать мяса, соков и других продуктов питания. Еще 20-25 % прироста приходится на изменение структуры потребления за счет смещения в сегмент более дорогих и ценных в питательном отношении продуктов.

Однако нельзя сказать, чтобы среднестатистическое потребление за эти пять лет заметно выросло. Напротив, большую часть времени потребление велось по кризисной модели, когда падают и сами стандарты потребления, и даже те же самые товары население стремится искать в более дешевых магазинах.

Другим объяснением может быть увеличение объемов потребительских кредитов, полученных горожанами, что позволило при сохранении практически прежних доходов иметь больше средств на потребление и за счет этого наращивать расходы, то есть за счет роста долгов. Общий объем кредитов мог вырасти за счет небольшого уменьшения ставок по займам после того, как финансовый рынок отошел от кризиса (это было заметно на примере кредитного бума в 2011-м и особенно 2012 году).

Таким образом, непосредственное влияние на модель экономического поведения оказывает

14 По данным Федеральной службы государственной статистики.

принадлежность к определенным социально-доходным слоям, которая и задает уровень накопления и потребления для тех или иных групп населения. Кроме того, потребительское поведение домохозяйств отличается в зависимости от того, какую территорию (города, регионы или федеральные округа) мы рассматриваем.

Одной из актуальных научных задач остается выяснение механизмов влияния современных социальных факторов повседневной жизни человека на его потребительскую активность. В России глубокая дифференциация в показателях уровня жизни населения в региональном разрезе вносит существенные коррективы в формирование модели потребительского поведения. Для домашних хозяйств на первый план выходит задача обеспечения экономических условий и организация воспроизводства человеческого потенциала членов семьи.

По мнению ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, необходим постоянный мониторинг и анализ показателей, характеризующих экономическое и, в частности, потребительское поведение домохозяйств. Недостаток серьезных актуальных теоретических и методологических разработок в этой области может привести к тому, что при планировании и в процессе проведения дальнейших социально-экономических реформ могут оказаться неучтенными социальные ценности и установки людей, а также существенные различия, в частности, в стратегиях финансового поведения домохозяйств, принадлежащих к разным социально-доходным группам и проживающих в различных регионах нашей страны.

Литература

1. Данные предоставлены исследовательским холдингом РОМИР. Результаты получены с помощью скан-панели домохозяйств в 2012 году.

2. Данные предоставлены исследовательским холдингом РОМИР. Результаты получены с помощью скан-панели домохозяйств за 2008-2014 годах.

3. Данные представлены исследовательским холдингом РОМИР за 2013 год.

4. Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. — М.: Независимый институт социальной политики, 2005.

5. Мигранова Л. А., Тореев В. Б., Ярашева А. В. Экономическое поведение: анализ и перспективы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2014. — № 1(31). — С. 116-124.

6. Овсянников А. А., Петтай И. И., Римашевская Н. М. Типология потребительского поведения. — М.: Наука, 1988. — 239 с.

7. Овчарова Л. Н., Малкова М. А. Индекс потребительских настроений в условиях кризиса // Общественное мнение. — 2009. — № 10. — С. 201-210.

8. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2012 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) // Федеральная служба Государственной статистики. — М., 2013.

9. Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на продукты питания // РИА Рейтинг, 24 декабря 2013.

10. Ушачев И. Г. Основные положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации //АПК: экономика, управление. — 2008. — № 12. — С. 2-8.

11. Федеральная служба государственной статистики (цифры обновлены 03.02.2014).

References:

1. The data provided by the Research Holding ROMIR. The results are collected with the help of the scan panel of households in 2012.

2. The data provided by the Research Holding ROMIR. The results are collected with the help of the scan panel of households in 2008- 2014.

3. The data provided by the Research Holding ROMIR for 2013.

4. Ibragimova, D.Kh., Nikolaenko, S.A. Index of Consumer Moods. - M.: Independent Institute of Social Policy, 2005.

5. Migranova, L.A., Toreev, V.B., Yarasheva, A.V. Economic Behaviour: Analysis and Prospects //Economic and Social Changes: Facts, Tendencies, Forecasting. - 2014. - No. 1(31). - P.116-124.

6. Ovsyannikov, A.A., Pettay, I.I., Rimashevskaya, N.M. Typology of Consumer Behaviour. - M.: Science, 1988. - 239 p.

7. Ovcharova, L.N., Malkova, M.A. Index of Consumer Moods in the Conditions of Crisis // Public Opinion. -2009. - No. 10. - P. 201-210.

8. Consumption of Food Products in Households in 2012 (based on the Results of a Selective Study of Household Budgets). //Federal Service of State Statistics. - M., 2013.

9. Rating of European Countries based on Percentage of Family Expense for Food Products // RIA Rating, December 24, 2013.

10. Ushachev, I.G. Main Provisions of the Doctrine of Food Safety of the Russian Federation //AIC: Economics, Management. 2008. - No. 12. - P. 2-8.

11. Federal Service of State Statistics (values updated on 03.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.