Научная статья на тему 'Особенности потребительского поведения домохозяйств в РФ'

Особенности потребительского поведения домохозяйств в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4384
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности потребительского поведения домохозяйств в РФ»

Маллаева М.И.

Особенности потребительского поведения домохозяйств в РФ

Домохозяйство - один из важнейших рыночных институтов, призванных сыграть существенную роль в преобразовании российской экономики. Семья, домохозяйство являются основными звеньями цепи создания и накопления человеческого капитала, причем первоначальной стадией данного процесса можно считать построение материальной базы семьи за счет формирования и использования семейного бюджета и ведения домашнего хозяйства. Кроме того, в семье создаются все условия для проявления предпринимательской активности, реализующейся через такие формы, как самозанятость, развитие личного подсобного хозяйства и др.

К числу важнейших функций домохозяйств относятся функции обеспечения необходимого потребительского спроса и предложения важнейших производственных ресурсов - труда и предпринимательских способностей. Сбережения же домохозяйств, при условии их связи с рынком капитала, обеспечивают решение проблемы его накопления, столь необходимого для оживления инвестиционной деятельности в трансформирующейся экономике.

Одной из важнейших предпосылок формирования конкурентного рынка является наличие у домохозяйств доходно-имущественного потенциала, или богатства. Богатство домохозяйств включает такие составляющие, как недвижимость (земельный участок, дача, жилье, подсобные помещения и др.); имущество; капитальные активы (техника, оборудование и инструменты, рабочий скот); финансовые активы (наличные деньги и денежные вклады, ценные бумаги, драгоценности и антиквариат). Именно наличие у домохозяйств богатства обеспечивает им необходимую свободу предпринимательства, реализует возможности занятия семейным бизнесом, тем самым обеспечивая рост их личного благосостояния.

Произошедшие в нашей стране социально-экономические преобразования оказали существенное влияние на уровень и структуру доходов населения. Анализ доходов домохозяйств России за период с начала экономических реформ показывает, что оплата труда традиционно составляет более двух третей семейных поступлений, социальные трансферты - 1215%; в то же время доля доходов от собственности выросла в 4 раза - от 2,5% в 1990г. до 10% в 2006г. [1]. Данные статистики также свидетельствуют о том, что в бюджете домохозяйства появилась новая довольно значительная статья - «доходы от предпринимательской и индивидуальнотрудовой деятельности», на долю которой приходится десятая часть всех поступлений, включая поступления из финансовой системы (11,1% в

2006г. против 3,7% в 1990г.) [1]. Предпринимательская активность домохозяйств выражается сегодня в следующих основных формах: индивидуально-трудовая деятельность («челночный» бизнес, предоставление различного рода частных бытовых услуг и др.), семейная трудовая деятельность (семейная артель, фермерское хозяйство), операции кредитнофинансового характера членов домохозяйства, а также операции с недвижимостью, находящейся в собственности домохозяйств. Помимо текущих денежных доходов, в своей повседневной деятельности домохозяйства (10% семей) используют доходы прошлых периодов либо имеют долговые обязательства под доходы будущих лет, так как 46% семей отметили, что их поступления не покрывают даже минимальных потребностей [2].

Изменение в экономической деятельности домохозяйств не могло не сказаться на структуре их расходов и потребления. Среди показателей потребления особое социально-экономическое значение имеет удельный вес расходов на питание (покупку продуктов для домашнего питания и расходы на питание вне дома) в структуре потребительских расходов домашних хозяйств: чем ниже данный показатель, тем выше уровень жизни населения.

Как следует из данных таблицы 1, расходы на покупку продуктов питания составляют значительную долю потребительских расходов российских домохозяйств. Что касается динамики последних, то тенденции снижения доли затрат на питание (от 36,1% в 1980г. до 31,5% в 1990г.) и увеличения доли затрат на непродовольственные товары (от 37,8% в 1980г. до 45,8% в 1990г.) после начала экономических реформ сменились на противоположные. Несмотря на положительную за последние годы динамику, можно считать, что структура потребительских расходов российского населения, в которых более 1/3 составляют расходы на питание, свидетельствует о наличии проблем в потреблении, характеризуя Россию как страну с достаточно высокой долей малообеспеченного населения.

Таблица 1

Структура потребительских расходов домашних хозяйств по

группам населения с различным уровнем доходов в 2006г. (в %)[1]

Группы населения

1-я 2-я 3-я 4-я 5-я

Потребительские расходы, всего 100 100 100 100 100

Среди них:

Продукты питания 49,7 45,1 39,3 31,3 22,3

Алкогольные напитки и табачные изделия 2,6 2,7 2,8 2,9 2,6

Предметы домашнего обихода 3,0 3,9 5,2 8,4 9,0

Здравоохранение 2,0 2,3 2,8 3,4 3,2

Транспорт 4,9 6,4 7,4 9,9 18,6

Отдых и культурные мероприятия 2,8 3,2 5,0 6,8 8,1

Образование 0,7 1,5 2,0 2,7 1,9

Анализ структуры потребительских расходов российских семей показывает, что наибольшая доля расходов на питание приходится на малообеспеченные семьи (54,2%), и даже в состоятельных семьях (за исключением пятой группы, имеющей наивысшие доходы) этот показатель составляет не менее 1/3 потребительских расходов. Для сравнения, доля затрат на питание в структуре конечного потребления в 15-ти наиболее развитых странах ЕС в 2002 году составила 12,8%, а в США - 13,6% [3].

На структуру потребительских расходов влияет ряд факторов, среди которых наиболее значимыми являются следующие: необходимость данных товаров для семьи, степень эластичности потребительских расходов на конкретный товар, доход семьи, рыночная стоимость товаров, опережающий рост цен на продукты питания по сравнению с непродовольственными товарами, что, при прочих равных условиях (в частности, при сохранении прежних объемов потребления) автоматически увеличивает долю стоимости продуктов питания в потребительском бюджете, социальный статус семьи, и др.

Таким образом, большая доля расходов малообеспеченной категории семей направлена на обеспечение выживания, в то время как у семей высокого достатка потребление больше имеет инвестиционный характер, т.е. направлено на покупку товаров длительного пользования, недвижимости и пр. В целом можно сделать следующие выводы в отношении потребительского поведения домохозяйств в России:

1. Уровень, качество, структура питания населения свидетельствуют о деструктивных процессах потребления: значительная доля населения вынуждена существенно ограничивать удовлетворение даже жизненно важных потребностей.

2. Структура потребления однообразна, включает в основном предметы первой необходимости (одежда, обувь) и обязательные услуги (оплата жилья и коммунальных услуг), при крайне низком объеме потребления социально значимых услуг. При этом высокие расходы на питание зачастую сопровождаются невысоким качеством питания домохозяйств.

3. Ограничение уровня и упрощение структуры потребления способствует росту уровня неудовлетворенного спроса, что в свою очередь неизбежно препятствует социальному развитию общества в целом.

Однако в целом значение и социально-экономические последствия изменения положения и экономического поведения домашних хозяйств неоднозначны. Резкое падение жизненного уровня, произошедшее с переходом к рынку, способствовало адаптации семей к новым экономическим отношениям, активизации новых форм экономической деятельности, при-

вело в действие дополнительные материальные и трудовые ресурсы. Возникли и получили достаточно широкое распространение альтернативные формы занятости: работа в коммерческих структурах, труд и экономическая деятельность непосредственно в рамках домашнего хозяйства, что является реальной основой для постепенного формирования слоя относительно зажиточных, деловых и предприимчивых семей, так называемого «среднего класса». В этой связи ответ на вопрос о том, как выживает российское население в эпоху бурных экономических преобразований, лежит в сфере семейной экономики, в мобилизации внутренних резервов и ресурсов каждой семьи. Кроме того, семья способствует ослаблению остроты проблем, связанных с группами социального риска: инвалидов, алкоголиков, наркоманов, освободившихся из мест заключения, безработных, беженцев.

Наметившиеся примерно с 2000 года положительные изменения в уровне жизни россиян способствовали некоторому сдвигу структуры потребительских расходов не только в сторону приобретения предметов длительного пользования и недвижимости (особенно это относится к семьям среднего и высокого достатка), росту объема потребления услуг, но и приросту накоплений.

Довольно грубые оценки, сделанные с учетом масштабов и структуры сбережений, особенностей поведения сберегателей, их целей и намерений, сводятся к тому, что размеры инвестиционного потенциала населения составляют около 50 млрд. долл. Государство для обеспечения своих неотложных нужд может и должно перенести акценты с внешних заимствований на внутренние источники финансирования, среди которых немалую роль в развитых странах играют сбережения населения. Вместе с тем инвестиционные возможности российских домохозяйств блокируются качеством инвестиционной среды, порожденной политической и экономической нестабильностью в обществе, поэтому большинство населения в качестве наиболее эффективной стратегии выбирает неорганизованные формы хранения своих накоплений. Для того, чтобы ситуация изменилась, должны быть разработаны соответствующие социально-экономические условия, обеспечивающие инвестиционную среду, механизмы трансформации сбережений населения в инвестиции.

Литература

1. Российский статистический ежегодник, 2007. - М., 2007.;

2. Римашевская. Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. - М, ИСЭПН РАН, 2003.;

3. Ахинов Г.А., Камилов Д.А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики. - М.: Инфра-М, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.