Научная статья на тему 'Особенности построения системы управления единым информационным пространством Санкт-Петербурга'

Особенности построения системы управления единым информационным пространством Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ДАННЫХ / ИНТЕГРА-ЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MAN-AGEMENT) / INFORMATIZATION / CENTRALIZATION / DATA-CENTER / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанов Олег Сергеевич

В статье рассматриваются особенности построения инфор-мационного пространства Санкт-Петербурга, что является необходимым для построения централизованной системы принятия решений. Анализируются разрозненность сущест-вующих информационных систем Санкт-Петербурга и спо-собы интеграции их в единое информационное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобанов Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of building the uni-fied information space management system in St. Petersburg

The article deals with philosophical and methodological aspects of the study on the relationship of man and the economy, which is necessary for the construction of the scientific theory of economic. Analyzes the contradictions of economic activity whose purpose is the development of human intellect, having the ability to be creative.

Текст научной работы на тему «Особенности построения системы управления единым информационным пространством Санкт-Петербурга»

О С. ЛОБАНОВ

Олег Сергеевич ЛОБАНОВ — аспирант кафедры информатики СПбГЭУ.

В 2010 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 12 публикаций.

Область научной специализации — управление информационным пространством, государственное и муниципальное управление ^ ^ ^

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА*

С момента принятия стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу ведется непрерывная работа по централизации и усилению управления отдельными фрагментами территориальных и отраслевых информационных систем [1], что является ключевой особенностью политики информатизации Северо-Западного региона.

Несмотря на указанные особенности, современный этап развития информационно-коммуникационных систем Северо-Западного региона характеризуется совокупностью экономических и технологических факторов. В настоящее время идет активная реализация стратегии информационного общества в рамках органов государственной власти всех уровней. Для большинства информационных систем, находящихся в эксплуатации, необходимы неотложная модернизация и переход на новый уровень развития. Все это требует проведения большого цикла мероприятий по формированию концепции, проектированию, разработке, тестированию и внедрению информационных систем различного профиля. Структура и типология государственных информационных систем значительно отличаются друг от друга, имеют отраслевую и территориальную специфику, а проектирование и внедрение индивидуальны и зачастую весьма осложнены в силу различных факторов.

Все информационные системы исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) Санкт-Петербурга можно классифицировать по следующим признакам.

I. По локализации:

1) многопользовательская;

2) однопользовательская.

II. По характеру обрабатываемой информации:

1) СППР — системы поддержки принятия решений;

2) ИСС — информационно-справочные системы;

3) АСУ — системы автоматизации функций управления;

4) АСУТП — системы автоматизированного управления технологическими процессами;

5) САПр — системы автоматического проектирования;

6) оперативное управление, диспетчеризация.

ГРНТИ 82.13.31 ©О.С.Лобанов, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра техн. наук, проф. В.В. Трофимова.

III. По назначению систем:

1) аналитические — информационные системы, осуществляющие хранение и обработку статистических данных, формирование значений на основе первичных данных, моделирование данных (прогнозирование динамики по заранее заложенным алгоритмам);

2) функциональные — автоматизирующая деятельность ИОГВ по оказанию государственных услуг и выполнению государственных функций;

3) порталы — внешнее представление данных ИОГВ в Интернете, точка общения с внешними организациями;

4) представительские — публикация данных для ИОГВ;

5) инфраструктурные.

IV. По структуре используемых данных:

1) табличные — стандартные реляционные данные;

2) статистические — численные показатели, связанные с объектами, субъектами и процессами, в идеале полученные на основе табличных данных;

3) неструктурированные — разнотипные данные, содержание которых не подлежит простой автоматизированной обработке (полученные в результате промежуточных вычислений);

4) архивы — совокупность неструктурированных данных;

5) текстовые — данные, формирование и редактирование которых возможно с помощью текстовых редакторов;

6) картографические, видеопрезентационные.

Внедрение информационных технологий и развитие информационного общества в Санкт-Петербурге также сдерживается существующим значительным различием использования информационных технологий в органах власти, организациях, учреждениях и домашних хозяйствах, разрозненностью, несогласованностью ведомственных государственных информационных ресурсов, а также дублированием информации в базах данных функционирующих в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга информационных систем.

Таким образом, несмотря на накопленный опыт решения вопросов информатизации, в Санкт-Петербурге отсутствует единый подход, учитывающий проблемы современности и перспективы достижения целей построения единого информационного общества. При этом в результате отсутствия комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики проявляются негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться [2].

В рамках настоящей статьи введем понятие базовой административно-технологической инфраструктуры. Под ней будем понимать совокупность административно-технологических ресурсов, включаемых в метамодель инфраструктурных подсистем в составе автоматизированных информационных систем исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга для комплексного обеспечения процессов модернизации автоматизированных информационных систем Санкт-Петербурга, предусмотренных в текущем векторе развития информационного общества Санкт-Петербурга на последующие годы.

В соответствии с указанными признаками целесообразно сгруппировать информационные системы по следующим кластерам базовой административно-технологической инфраструктуры.

I. Кластер многопользовательских аналитических систем поддержки принятия решений.

II. Кластер многопользовательских информационно-справочных систем функционального назначения.

III. Кластер многопользовательских представительских информационно-справочных систем.

IV. Кластер многопользовательских инфраструктурных систем.

V. Кластер однопользовательских функциональных систем.

Учитывая вышеуказанные особенности состояния информатизации в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, в целях повышения эффективности и обоснованности расходования бюджетных средств, направленных на эксплуатацию и развитие информационно-коммуникационных технологий, повышения эффективности управленческой деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и значимости информационных систем для жителей Санкт-Петербурга, вхождения региона в единое мировое информационное сообщество

возникает необходимость повышения обоснованности и оперативности принятия управленческих решений, дальнейшей автоматизации управленческой деятельности, повышения эффективности и надежности эксплуатации информационной городской инфраструктуры, а также сокращения затрат на эксплуатацию и развитие информационных систем.

В этих условиях возрастает значимость создания регионального центра обработки данных (РЦОД), предусматривающего консолидацию и эффективное развитие государственных информационных ресурсов на базе Единой Мультисервисной телекоммуникационной сети, медицинских информационных систем, системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ СПб), системы защиты информации (СЗИ), автоматизированной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (АИС ОБЖ) и удостоверяющего центра (УЦ) [3].

Региональный центр обработки данных позволяет провести качественную интеграцию информационных систем и агрегированных государственных информационных ресурсов, включая предоставление информации об оказании государственных услуг населению и информационно-аналитических данных, консолидированных из общих источников для нескольких информационных систем. В частности, это даст возможность принимать решения на основании данных из нескольких источников, образованных благодаря интеграции систем в части имеющихся показателей на основании их взаимосвязи.

Формирование информационного пространства в соответствии с предложенными мероприятиями позволит:

• повысить быстродействие информационных систем (сократить в несколько раз время ожидания ответов на подготовленный запрос к ресурсам действующих информационных систем). Например, в настоящее время для получения ответа по бюджету города или по государственным закупкам из соответствующих информационных систем необходимую выборку приходится ожидать более 5 минут;

• сосредоточить в едином информационном пространстве все государственные информационные ресурсы (ГИР);

обеспечить интеграцию ресурсов информационных систем, начиная с систем, обрабатывающих информацию социально-экономического характера (возможный вариант — на базе хранилища данных ИС ИАО);

• снизить расходы бюджета на сопровождение, эксплуатацию и модернизацию информационных систем ИОГВ Санкт-Петербурга за счет сокращения количества площадок размещения оборудования и централизации администрирования и сопровождения ИС и АРМов, более эффективного использования централизованных информационных ресурсов (вычислительных и хранения данных) путем оперативного перераспределения их между АИС;

• улучшить планирование и контроль информатизации и расходования средств бюджета;

• повысить надежность и отказоустойчивость информационной городской инфраструктуры, уровень информационной безопасности;

• повысить информационную дисциплину;

• повысить уровень автоматизации процессов принятия решений, а также их обоснованность и оперативность;

• выровнять уровни и степень информатизации всех ИОГВ;

• повысить доступность государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

• повысить качество образования и здравоохранения;

• расширить спектр и повысить качество услуг связи и телевидения;

• повысить качество транспортного обслуживания населения;

• повысить безопасность на улице и в общественных местах;

• повысить качество обслуживания ЖКХ;

• обеспечить доступность, открытость и прозрачность ГИР не только для сотрудников ИОГВ, но и для всего населения Санкт-Петербурга в целом.

По результатам анализа проводимых Комитетом по информатизации и связи закупок можно сделать выводы о том, что использование предлагаемой методики управления информационным пространством в рамках городских информационных систем является экономически оправданным, что свидетельствует о важности применения данной методики в целях дополнительной экономии бюджетных средств и повышения эффективности управления ими. Предоставляемая поддержка в приня-

тии решений и оптимизация деятельности позволят реализовать средствами информационных технологий идею рационального управления знаниями и поднять уровень управления исполнительных органов государственной власти и подведомственных им государственных учреждений различного уровня для организации планомерного и контролируемого развития информационного общества Санкт-Петербурга до уровня, соответствующего высокоразвитым странам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.1999 г. № 36 «О концепции "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу"» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Распоряжение Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 19.07.2012 г. № 34-рп // СПС «КонсультантПлюс».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 1815-р (ред. от 15.08.2012) «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"», с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.