Научная статья на тему 'Особенности построения методики обучения математике основной школы в условиях предметной информационно-образовательной среды'

Особенности построения методики обучения математике основной школы в условиях предметной информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / SUBJECT INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / METHODS OF TEACHING MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилюк Елена Александровна

В статье рассматриваются аспекты построения методики обучения математике основной школы в условиях предметной информационно-образовательной среды. Такая методика может быть реализована на базе предлагаемой «зеркальной» модели построения обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хилюк Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF METHODS OF TEACHING SECONDARY SCHOOL MATHEMATICS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF SUBJECT INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article examines the features of methods of teaching Mathematics to secondary school students in the context of the subject information and educational environment. this technique can be implemented on the basis of the proposed “mirror” learning model.

Текст научной работы на тему «Особенности построения методики обучения математике основной школы в условиях предметной информационно-образовательной среды»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ1

THE FEATURES OF METHODS OF TEACHiNG SECONDARY SCHOOL MATHEMATiCS DEVELOPMENT iN THE CONTEXT OF SUBJECT iNFORMATiON AND EDUCATiONAL ENViRONMENT

Хилюк Елена Александровна

Учитель математики и информатики ГБОУ г. Москвы «Школа № 2109» E-Mail: [email protected]

Khilyuk Elena A.

Maths and iT teacher, School # 2109, Moscow E-Mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты построения методики обучения математике основной школы в условиях предметной информационно-образовательной среды. Такая методика может быть реализована на базе предлагаемой «зеркальной» модели построения обучения.

Ключевые слова: предметная информационно-образовательная среда, методика обучения математике.

Abstract. This article examines the features of methods of teaching Mathematics to secondary school students in the context of the subject information and educational environment. This technique can be implemented on the basis of the proposed "mirror" learning model.

Keywords: subject information and educational environment, methods of teaching Mathematics.

1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).

Хилюк Е. А. | Особенности построения методики обучения математике основной школы в условиях...

Одним из основных направлений преобразований в педагогике является изменение и разработка новых методик обучения и воспитания. Сегодня актуальным представляется рассматривать проблемы повышения эффективности обучения школьной математике в условиях функционирования предметной информационно-образовательной среды (ПИОС).

Анализ научно-методических исследований и современного состояния школьного математического образования позволяет судить о существовании противоречия между дидактическими возможностями использования ПИОС и недостаточной разработанности методики применения таких возможностей в школьном обучении математике, что делает актуальным проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования методики обучения школьной математике в условиях ПИОС.

При обучении математике в основной школе под предметной информационно-образовательной средой мы понимаем системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения обучения школьной математике, связанную с учителем и учеником как субъектами обучения [1].

Для повышения эффективности обучения математике нами была построена и апробирована в ряде общеобразовательных учреждений г. Москвы модель обучения математике основной школы в условиях ПИОС, состоящая из методологического, целевого, программно-технологического, содержательного и диагностического блоков. Особенностью данной модели является «зеркальность» системы «учитель-ученик»: каждый блок дуален относительно обучающегося и обучающего.

Выделим особенности предлагаемой методики.

При обучении математике в основной школе в условиях ПИОС у учащихся формируются: общекультурные компетентности, включающие личностные и инструментальные, и математические компетентности, включающие общенаучные и специальные компетентности. От учителя в этих условиях требуется сформированность общекультурных компетентностей, включающих личностные и инструментальные, математических компе-тентностей, включающих общенаучные и специальные, а также общепрофессиональных компетентностей, включающих технологические и педагогические.

При обучении математике в условиях предметной информационно-образовательной среды на первый план выходит способность работать с различными видами информации. Таким образом, способность обучаться и обучать в условиях ПИОС выделяется нами как метакомпетентность, являющаяся необходимым и достаточным условием формирования прочих компетентностей.

Основу построения программно-аппаратного обеспечения обучения математике в условиях ПИОС составляют: программно-аппаратный комплекс учителя и ученика, интерактивная доска, система голосования, автоматизированные программно-управляемые устройства, прочее оборудование; издательские электронные образовательные ресурсы (ЭОР), ЭОР учителей и учеников, ЭОР сети Интернет [2].

Информационно-методическое обеспечение включает в себя учебно-методический комплект и выделенные технологии обучения математике в условиях ПИОС. В состав такого учебно-методического комплекта помимо классических компонентов должны входить разработанные педагогический и технологический сценарии урока математики.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технологии обучения математике в условиях предметной информационно-образовательной среды выделены нами на основании анализа педагогических возможностей применения программно-аппаратных средств. При этом технология обучения с использованием средств ИКТ определяется как метатехнология. Она характеризуется активным использованием программно-аппаратных средств для работы с необходимой информацией. Метатехнология служит основой для реализации прочих технологий, ориентированных на достижение целей обучения предмету. В нашей модели метатехнология ИКТ является базой для реализации учебного процесса на основе фиксированных этапов его конструирования: концептуальный, операциональный, технологический, рефлексия [3].

Под содержанием математической подготовки в условиях предметной информационно-образовательной среды мы понимаем, во-первых, содержание учебной дисциплины «Математика»; во-вторых, элементы математического содержания учебной дисциплины «Информатика и ИКТ», элементы математического содержания других учебных дисциплин, повседневной жизни, а также содержание проектно-исследовательской деятельности учащихся, реализуемые в условиях функционирования ПИОС [1].

Основой диагностики уровня сформированности компетентностей являются сетевой программный комплекс тестирования, система голосования, интерактивная система тестирования, издательские диагностические средства, а также диагностические средства учителей и учеников.

Отметим, что предлагаемая методика обучения математике основной школы в условиях ПИОС прошла успешную апробацию в ряде образовательных учреждений г. Москвы и Московской области, на математическом факультете Московского педагогического государственного университета, в рамках сертифицированных и включенных в региональную систему повышения квалификации работников образования авторских курсов повышения квалификации, количество обученных педагогов - более 300 человек, а также в Институте математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета в рамках цикла лекций учебной дисциплины «Методы и технологии целостного образовательного процесса средней школы».

Перспектива использования современных программно-аппаратных средств в процессе обучения математике связывается в том числе с разработкой механизмов мониторинга системы непрерывного совершенствования учебно-методического обеспечения на основе инновационного оборудования.

Список литературы

1. Деза, Е. И. Вопросы содержания математической подготовки учащихся основной школы в условиях информационно-образовательной среды [Текст] / Е. И. Деза, Е. А. Хилюк // Наука и школа. - 2014. - № 6. - С. 98-104.

2. Хилюк, Е. А. Робототехника как средство обучения математике в основной школе [Текст] / Е. А. Хилюк // Применение инновационных технологий в образовании: материалы 26-й Междунар. конф. 24-25 июня 2015 г. ИТО - ТРОИЦК - МОСКВА. - М., 2015. - С. 435-436.

Хилюк Е. А. | Особенности построения методики обучения математике основной школы в условиях.

3. Деза, Е. И. Информационно-образовательная среда при обучении математике в рамках проектно-исследовательской деятельности школьников [Текст] / Е. И. Деза, Е. А. Хилюк // Педагогическая информатика. - 2015. - № 2. - С. 9-16.

References

1. Deza E. I., Khilyuk E. A. Voprosy soderzhaniya matematicheskoy podgotovki uchash-chikhsya osnovnoy shkoly v usloviyakh informatsionno-obrazovatelnoy sredy. Nau-ka i shkola. 2014, No. 6, pp. 98-104.

2. Khilyuk, E. A. Robototekhnika kak sredstvo obucheniya matematike v osnovnoy shkole. Primenenie innovatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii: Proceedings of 26th International Conference, 24-25 Jun 2015, ITO - Troitsk - Moscow. Moscow, 2015. Pp. 435-436.

3. Deza E. I., Khilyuk E. A. Informatsionno-obrazovatelnaya sreda pri obuchenii matematike v ramkakh proektno-issledovatelskoy deyatelnosti shkolnikov. Peda-gogicheskaya informatika. 2015, No. 2, pp. 9-16.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.