Научная статья на тему 'Особенности построения композиции в декоративно-прикладном искусстве'

Особенности построения композиции в декоративно-прикладном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1707
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ЗАКОНЫ / ВИДЫ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ / COMPOSITION / DECORATIVE-APPLIED ART / LAWS / TYPES AND MEANS OF COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Устименко Ю.А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определениями, понятиями и особенностями композиции; исследуются пластические приемы композиционного решения художественного образа, а также законы, виды и средства композиции в декоративно-прикладном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности построения композиции в декоративно-прикладном искусстве»

Устименко Ю.А. ©

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства, Смоленский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определениями, понятиями и особенностями композиции; исследуются пластические приемы композиционного решения художественного образа, а также законы, виды и средства композиции в декоративноприкладном искусстве.

Ключевые слова: композиция, декоративно-прикладное искусство, законы, виды и средства композиции.

Keywords: composition, decorative-applied art, laws, types and means of composition.

На современном этапе развития общества необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранять и развивать национальную культуру, национальную историю, национальное самосознание. Одним из путей решения этой проблемы является приобщение молодежи к русским народным промыслам, обучение их созданию современных изделий декоративно-прикладного искусства с национальными мотивами. Однако здесь возникает сложность в построении декоративной композиции, связанная в первую очередь с путаницей в терминологии основных понятий художественного произведения. Для решения этой проблемы необходимо четко разобраться с определениями и понятиями, связанными с композицией.

Композиция - важнейший организационный элемент художественного произведения, состоящий из приемов и закономерностей, служащих для создания художественного произведения и придающих ему выразительность и гармоничность. Слово «композиция» происходит от латинского «compositio» и означает сочинение, составление, расположение, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Композиция отвечает за соотношение и соразмерность отдельных частей и элементов, за их расположение в пространстве и согласованность, созвучие таким образом, чтобы придать всему произведению единство и целостность восприятия.

Композиции в декоративном искусстве свойственен плоскостной строй, пластические приемы решения, особый художественный образ. Все это достигается путем использования закономерностей построения художественного произведения, которые можно назвать законами, средствами и видами композиции. Рассмотрим основные из них.

В основе любого произведения лежит выразительность - положительное, эстетическое впечатление от увиденного, которое достигается решением основных законов композиции. Один из них - создание гармонического единства всех составных частей и элементов композиции. Гармоничность композиции - соразмерность и расположение в пространстве цветовых и тоновых пятен по отношению друг к другу, приводящих к ощущению единства и целостности всего произведения. Гармония фона и переднего плана, цвета и графических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции.

Другим важным законом композиции считается целостность, создающая центр внимания и полную подчиненность этому центру всего второстепенного. Целостность определяет неделимость, цельность произведения, оптимальное соотношение частей и связей между ними, которое дает возможность сразу охватить произведение взглядом, обеспечить

© Устименко Ю.А., 2015 г.

целостное зрительное восприятие. При этом части произведения должны быть соразмерны друг с другом, при рассмотрении объекта не должно возникать желания что-либо добавить, убрать или поменять местами. Все элементы композиции находятся во взаимной связи и зависимости, подчиняясь логике воплощения замысла художника. В совершенной композиции все уместно, нельзя тронуть ни одну деталь без ущерба для целого.

К целостности композиции относятся композиционный центр и композиционное равновесие. Главный смысловой элемент является центром композиции, который достаточно ясно выражает основное содержание сюжета. Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание зрителя, поэтому он выделяется объемом, освещенностью и другими средствами в соответствии с основными законами композиции. Центру композиции подчиняются все зависимые части. Он также является связующим звеном между всеми элементами. Форма и место размещения центра могут быть любыми, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа.

Композиционное равновесие - состояние устойчивости композиции,

сбалансированности между собой всех элементов произведения, которое обеспечивается сочетанием их форм, размеров, пропорций, а также цветом, тоном и пластикой.

Для решения законов композиции используются различные художественные средства. Средство - прием, метод, способ действия для достижения какой-либо цели. Средства выразительности придают произведению яркость, усиливают его эмоциональное воздействие. Основными средствами выразительности в композиции являются симметрия и ассиметрия, контраст и нюанс, ритм, пропорция и др.

Симметрия - одно из наиболее ярких средств в достижении единства и художественной выразительности произведения, в организации устойчивости и стабильности композиции. В зависимости от расположения элементов композиции относительно плоскости или центра различают несколько видов симметрии. Наиболее простой вид - зеркальный, который основывается на равенстве двух частей, расположенных одна относительно другой как отражение в зеркале (рис. 1). Другой тип симметрии -точечная (центровая) симметрия - обусловлена вращением элемента относительно центра симметрии (рис. 2). Еще одной разновидностью симметрии является динамичная симметрия, которая получается в результате симметрии двух противостоящих друг другу элементов, расположенных раздельно и имеющих между собой видимое притяжение и напряжение (рис.

3).

Рис. 1. Зеркальная симметрия

Рис. 2. Точечная симметрия

Рис. 3. Динамичная симметрия

Противоположностью симметрии является асимметрия - сочетание и расположение элементов композиции при отсутствии оси или плоскости симметрии (рис. 4). В такой композиции очень важна зрительная уравновешенность всех частей по массе, цвету, тону.

Рис. 4. Ассиметрия

Наиболее часто используемым и эффектным средством композиции является контраст, представляющий собой сочетание противоположного, взаимовыгодное противопоставление фрагментов, разноименных по своим характеристикам. Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Значение контрастов в композиции известно с давних пор. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости. Микеланджело добивался такой мощной объемности своих фигур благодаря сочетанию их с плоскостью, то есть с контрастом. Контраст может выражаться в цвете, в тоне, в противопоставлении ломаных и плавных линий, детализированных и недетализированных элементов. Тогда качество сопоставляемых элементов становится ярче, обостряется при

сравнении, а предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно. Декоративное целое композиции также строится на выразительном контрасте - чаще всего светлого пятна на темном фоне или темного на светлом.

Иногда композиция построена на слабых различиях, нюансах. Нюанс- выразительное средство которое предполагает композиционное взаимодействие близких по каким-то признакам элементов композиции. Глаз сопоставляет похожие предметы и начинает замечать тонкую разницу между ними. Нюанс близок к контрасту, но характеризуется текучестью, плавностью переходов между противопоставляющими элементами. Постепенное укрупнение или уменьшение деталей, размытый цветовой переход от одного тона к другому - практическое выражение этого приема. Использование нюанса обычно обусловливается наличием контраста и необходимостью его смягчения. Нюанс проявляется в пропорциях, ритме, цвете, пластике, декоре, фактуре поверхности и т. д. Построенные на нюансах формы спокойны. Смягчая контрасты, нюансы придают объектам особую мягкость, а произведению - совершенство и элегантность. Если контраст несет в себе явно выраженную противоположность, то нюанс - едва заметный переход, оттенок. Но принципы у них общие - подчеркнуть и выделить отдельные детали, улучшить всю композицию.

Характер композиции в значительной степени определяется ритмом - одним из важнейших композиционных средств. Взаимодействие формы, текстуры, цвета, тона, размеров элементов создает определенный ритм, темп. Ритм - это закономерное повторение или чередование элементов композиции, способствующее достижению ее ясности, выразительности и четкости восприятия. Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов произведения. Ритмическое развитие композиции может идти по горизонтали или вертикали, по квадрату или кругу, по спирали или сетке, но во всех случаях ритм остается организующим и эстетическим началом в композиции.

Еще одним классическим средством композиции, имеющим большое художественное значение, является пропорция. Пропорция - равенство двух отношений, определяющее соразмерность и гармоническую согласованность всех элементов композиции, всех ее частей между собой и целым. Пропорциональные величины зависят друг от друга настолько, что с увеличением одной в несколько раз, соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Соотношения форм, размеров, объемов - основа, на которой строится вся композиция.

Таким образом, разобравшись с основными понятиями, законами и средствами композиции, студенты смогут на практических занятиях решать довольно сложные задачи обобщения, упрощения, переработки природных форм в декоративные образы и создавать красивые, ритмичные, эмоционально насыщенные композиции, соответствующих выбранному материалу и функциональному назначению декорируемого предмета.

Литература

1. Даглдиян Калуст. Декоративная композиция. М.: Феникс. 2010, 315 с.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос. 2005, 161 с.

3. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. М.: АСТ. 1998, 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.