Давыдова Е.Ю., Гапонова С.Н.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Ключевые слова: информационная система, информационные потоки, управление предприятием, построение модели.
Аннотация: в данной статье рассмотрен механизм построения функциональной модели информационной системы управления предприятием, выделены ключевые особенности построения, ее значимость для управления предприятием, предложены некоторые пути развития информационной системы предприятия.
Keywords: information system, information flows, business management, construction of the model.
Abstract: This article discusses the mechanism of constructing a functional model of enterprise management information system, highlights the key features of construction, its importance for enterprise management, suggested some ways to the development of enterprise information systems.
Экономическая ситуация в России и складывающиеся рыночные отношения требуют серьезного пересмотра принципов и механизмов управления на уровне каждого предприятия. В настоящее время система управления практически всех отечественных организаций имеет четко ранжированную функциональную направленность, которая применительно к области управления информацией на предприятии оказывается мало эффективной по некоторым причинам.
Во-первых, отсутствует заинтересованность работников в конечном результате вследствие того, что системы оценки их деятельности оторваны от результативности работы системы управления информационными потоками в целом. Их видение происходящего, чаще всего, не выходит за пределы подразделений, на которых они работают. Люди не ориентированы на цели и задачи функционирования системы. Во-вторых, большая часть бизнес-процессов системы управления информационными потоками выходит за рамки отдельных подразделений, однако, в функционально ориентированных структурах усложнен обмен информацией между различными подразделениями,
что приводит к большим и малым расходам. По подсчетам специалистов на работу уходит 20 %, а на передачу результатов следующему исполнителю 80% от общего времени взаимодействия между подразделениями. И, в-третьих, искажение информации в ходе ее передачи между функциональными подразделениями. Управляющая информация передается в основном с помощью естественного цикла, а он обладает информационной избыточностью, которая является источником искажения сути сообщения.
Современные производственно-сбытовые системы обладают высокой динамичностью, сватанной с постоянными и изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности поставщиков и клиентов, сильной конкуренцией и непрерывным совершенствованием технических возможностей. В сложившихся условиях происходит смешение акцентов с управления использованием материальных ресурсов на организацию динамических бизнес процессов. Данный подход получил название процессноориентированного [1].
Объектом исследования представленного параграфа в рамках вышеизложенного подхода являются бизнес процессы, составляющие функциональную модель системы управления информационными потоками предприятия. Необходимость идентификации и совершенствования бизнес процессов в рамках рассматриваемого подхода привела к созданию в начале 1990-х годов методологии реинжиниринга бизнес-процессов (РБП). В отечественной и в зарубежной литературе существует единый подход к разъяснению понятия «процессы».
Итак, процессы - это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами [2].
Следует подчеркнуть, что в отличие от существующей ранее декомпозиции, принятой в управлении предприятием в виде функции -процессы - операции, в современных исследованиях основной акцент переносится на процессы. А они, в свою очередь, состоят из функций с дальнейшим делением на части управления, почти с равной значимостью.
В данной работе под бизнес-процессами понимается относительно постоянный цикл операций, непосредственно относящихся к осуществлению хозяйственной деятельности и выполняемых им методов достижения определенного результата.
Многообразие информационных потоков вызывает необходимость
использования современных инструментов моделирования процессов управления ими. Существующие подходы к моделированию бизнес-процессов можно разделить на три группы:
- функциональное моделирование;
- объектно-ориентированное моделирование;
- комплексное моделирование.
Заметим, что для обеспечения необходимого качества выполнения заказа клиентов требуется комплексная оптимизация самого процесса выполнения заказа и повышения эффективности системы управления. Базисом оптимизации должен стать всесторонний анализ составляющих процессов, структур и функций управления информационными потоками, их окружения, проведенный на основе объектной формализации [3,4].
В настоящее время известно много разновидностей методологий структурного системного анализа. Но среди этого многообразия наиболее часто и эффективно применяются методологии структурного анализа и проектирования SADT, структурного системного анализа Гейна Сарсона, структурного анализа и проектирования Йодана Де Марко, развития систем Джексона, развития структурных систем Варнье-Орра, анализа и проектирования систем реального времени Уорла Меллора и Хатди, информационного моделирования Мартина.
Таким образом, следует отметить, что построение модели информационной системы управления предприятием необходима для определения и анализа бизнес-процесов, чтобы в дальнейшем оптимизировать взаимодействие и распределение функций между исполнителями, а также для подготовки будущих специалистов.
Список литературы
1. Афиногенова И.Н. Методы приближенной оценки доходности и риска в условиях неопределенности // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты. Материалы Международной юбилейной научно -практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА-2012 : в 5 - ти томах. 2012. С. 8-12.
2. Давыдова Е.Ю., Гапонова С.Н. Теоретические подходы к трансформации понятия «управление предприятием» // Территория науки. 2012. № 1. С. 48-54.
3. Станчин И.М. Инновационная экономика: сущность и особенности // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты. Материалы Международной юбилейной научно-практической
конференции ВЭПИ-ВГЛТА, в 5-ти томах. Редколлегия: главный редактор С.Л. Иголкин, ответственный редактор Т.Л. Безрукова, А.Э. Ахмедова. 2012. С. 156-160.
4. Гапонова С.Н. Совершенствование экономической деятельности предприятия на основе управления информацией / С. Н. Гапонова, Е. Ю. Давыдова, Е. Л. Смольянова. - Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия, 2008. - 120 с.
Кузьменко Н.И.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: негосударственные вузы, образование, негосударственный сектор, развитие образования.
Аннотация: данная статья посвящена вопросам получения образования в негосударственных вузах, выделены положительные аспекты, обоснована необходимость существования сектора негосударственного образования.
Keywords: private universities, education, private sector, the development of education.
Abstract: This article is devoted to the issues of education in private universities highlighted the positive aspects, the necessity of the existence of the non-state sector of education.
В России концепция высшего образования на данный момент находится в центре внимания. Проблема системного кризиса в образовании в России появилась с начала 1990-х годов и связана с кардинальными изменениями в общественной жизни, вызванными сменой общественно политического строя и переходом к рыночной экономике. Государство легализировало появление негосударственного образования, которое стало быстро развиваться после принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании». Согласно государственной статистике 45% вузов России составляют негосударственные высшие учебные заведения, в которых обучается почти 1 млрд. студентов - около 14% из общего контингента. С одной стороны, негосударственное образование получило признание, с другой,- до конца не определено, какая реформа образования нужна России, и какое место в ней должно занимать негосударственное образование.