Научная статья на тему 'Особенности построения функциональной модели информационной системы управления предприятием'

Особенности построения функциональной модели информационной системы управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION FLOWS / BUSINESS MANAGEMENT / CONSTRUCTION OF THE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Е. Ю., Гапонова С. Н.

В данной статье рассмотрен механизм построения функциональной модели информационной системы управления предприятием, выделены ключевые особенности построения, ее значимость для управления предприятием, предложены некоторые пути развития информационной системы предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the mechanism of constructing a functional model of enterprise management information system, highlights the key features of construction, its importance for enterprise management, suggested some ways to the development of enterprise information systems.

Текст научной работы на тему «Особенности построения функциональной модели информационной системы управления предприятием»

Давыдова Е.Ю., Гапонова С.Н.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: информационная система, информационные потоки, управление предприятием, построение модели.

Аннотация: в данной статье рассмотрен механизм построения функциональной модели информационной системы управления предприятием, выделены ключевые особенности построения, ее значимость для управления предприятием, предложены некоторые пути развития информационной системы предприятия.

Keywords: information system, information flows, business management, construction of the model.

Abstract: This article discusses the mechanism of constructing a functional model of enterprise management information system, highlights the key features of construction, its importance for enterprise management, suggested some ways to the development of enterprise information systems.

Экономическая ситуация в России и складывающиеся рыночные отношения требуют серьезного пересмотра принципов и механизмов управления на уровне каждого предприятия. В настоящее время система управления практически всех отечественных организаций имеет четко ранжированную функциональную направленность, которая применительно к области управления информацией на предприятии оказывается мало эффективной по некоторым причинам.

Во-первых, отсутствует заинтересованность работников в конечном результате вследствие того, что системы оценки их деятельности оторваны от результативности работы системы управления информационными потоками в целом. Их видение происходящего, чаще всего, не выходит за пределы подразделений, на которых они работают. Люди не ориентированы на цели и задачи функционирования системы. Во-вторых, большая часть бизнес-процессов системы управления информационными потоками выходит за рамки отдельных подразделений, однако, в функционально ориентированных структурах усложнен обмен информацией между различными подразделениями,

что приводит к большим и малым расходам. По подсчетам специалистов на работу уходит 20 %, а на передачу результатов следующему исполнителю 80% от общего времени взаимодействия между подразделениями. И, в-третьих, искажение информации в ходе ее передачи между функциональными подразделениями. Управляющая информация передается в основном с помощью естественного цикла, а он обладает информационной избыточностью, которая является источником искажения сути сообщения.

Современные производственно-сбытовые системы обладают высокой динамичностью, сватанной с постоянными и изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности поставщиков и клиентов, сильной конкуренцией и непрерывным совершенствованием технических возможностей. В сложившихся условиях происходит смешение акцентов с управления использованием материальных ресурсов на организацию динамических бизнес процессов. Данный подход получил название процессноориентированного [1].

Объектом исследования представленного параграфа в рамках вышеизложенного подхода являются бизнес процессы, составляющие функциональную модель системы управления информационными потоками предприятия. Необходимость идентификации и совершенствования бизнес процессов в рамках рассматриваемого подхода привела к созданию в начале 1990-х годов методологии реинжиниринга бизнес-процессов (РБП). В отечественной и в зарубежной литературе существует единый подход к разъяснению понятия «процессы».

Итак, процессы - это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами [2].

Следует подчеркнуть, что в отличие от существующей ранее декомпозиции, принятой в управлении предприятием в виде функции -процессы - операции, в современных исследованиях основной акцент переносится на процессы. А они, в свою очередь, состоят из функций с дальнейшим делением на части управления, почти с равной значимостью.

В данной работе под бизнес-процессами понимается относительно постоянный цикл операций, непосредственно относящихся к осуществлению хозяйственной деятельности и выполняемых им методов достижения определенного результата.

Многообразие информационных потоков вызывает необходимость

использования современных инструментов моделирования процессов управления ими. Существующие подходы к моделированию бизнес-процессов можно разделить на три группы:

- функциональное моделирование;

- объектно-ориентированное моделирование;

- комплексное моделирование.

Заметим, что для обеспечения необходимого качества выполнения заказа клиентов требуется комплексная оптимизация самого процесса выполнения заказа и повышения эффективности системы управления. Базисом оптимизации должен стать всесторонний анализ составляющих процессов, структур и функций управления информационными потоками, их окружения, проведенный на основе объектной формализации [3,4].

В настоящее время известно много разновидностей методологий структурного системного анализа. Но среди этого многообразия наиболее часто и эффективно применяются методологии структурного анализа и проектирования SADT, структурного системного анализа Гейна Сарсона, структурного анализа и проектирования Йодана Де Марко, развития систем Джексона, развития структурных систем Варнье-Орра, анализа и проектирования систем реального времени Уорла Меллора и Хатди, информационного моделирования Мартина.

Таким образом, следует отметить, что построение модели информационной системы управления предприятием необходима для определения и анализа бизнес-процесов, чтобы в дальнейшем оптимизировать взаимодействие и распределение функций между исполнителями, а также для подготовки будущих специалистов.

Список литературы

1. Афиногенова И.Н. Методы приближенной оценки доходности и риска в условиях неопределенности // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты. Материалы Международной юбилейной научно -практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА-2012 : в 5 - ти томах. 2012. С. 8-12.

2. Давыдова Е.Ю., Гапонова С.Н. Теоретические подходы к трансформации понятия «управление предприятием» // Территория науки. 2012. № 1. С. 48-54.

3. Станчин И.М. Инновационная экономика: сущность и особенности // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты. Материалы Международной юбилейной научно-практической

конференции ВЭПИ-ВГЛТА, в 5-ти томах. Редколлегия: главный редактор С.Л. Иголкин, ответственный редактор Т.Л. Безрукова, А.Э. Ахмедова. 2012. С. 156-160.

4. Гапонова С.Н. Совершенствование экономической деятельности предприятия на основе управления информацией / С. Н. Гапонова, Е. Ю. Давыдова, Е. Л. Смольянова. - Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия, 2008. - 120 с.

Кузьменко Н.И.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: негосударственные вузы, образование, негосударственный сектор, развитие образования.

Аннотация: данная статья посвящена вопросам получения образования в негосударственных вузах, выделены положительные аспекты, обоснована необходимость существования сектора негосударственного образования.

Keywords: private universities, education, private sector, the development of education.

Abstract: This article is devoted to the issues of education in private universities highlighted the positive aspects, the necessity of the existence of the non-state sector of education.

В России концепция высшего образования на данный момент находится в центре внимания. Проблема системного кризиса в образовании в России появилась с начала 1990-х годов и связана с кардинальными изменениями в общественной жизни, вызванными сменой общественно политического строя и переходом к рыночной экономике. Государство легализировало появление негосударственного образования, которое стало быстро развиваться после принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании». Согласно государственной статистике 45% вузов России составляют негосударственные высшие учебные заведения, в которых обучается почти 1 млрд. студентов - около 14% из общего контингента. С одной стороны, негосударственное образование получило признание, с другой,- до конца не определено, какая реформа образования нужна России, и какое место в ней должно занимать негосударственное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.